Skip to content

Александр — царь Ойкумены (Главы из романа)

by admin on Апрель 9th, 2011

Уважаемые Читатели! Предлагаю Вашему вниманию главу из нового романа-трилогии об Александре Македонском.

Александр Великий уже более 23 веков привлекает внимание ученых, историков и романистов. Птолемей, Харес, Клитарх, Арриан, Плутарх – ближайшие к нему по времени биографы – пытались объяснить «македонский феномен» божественным провидением. Подобная версия оказалась невероятно живуча. Находясь под впечатлением сложившегося стереотипа, я приступил к работе над книгой об Александре, молодом македонском царе, сумевшем чудесным образом покорить чуть ли не полмира. Но моя попытка найти собственный путь в историографии привела к неожиданному результату: изумление и восторг, прежде охватывавшие меня при упоминании только имени Александра, вдруг отошли в сторону. Зато появился вопрос: «А так ли велик Александр Великий?»… И тогда все сложилось в пользу довольно непредвиденного, нестандартного вывода: Александр – авантюрист! Ну, если хотите, «Великий»!

Как же иначе его судить, когда, если не ради личной славы, с сорокатысячным отрядом головорезов Александр отправляется покорять могущественную Персидскую державу? Ведомый собственной непогрешимостью и уверенностью в свою «божественность», он вступает в единоборство с армией персов, численностью до миллиона воинов! Стоит вспомнить, что Персия в ту пору ничем не угрожала Македонии и даже предлагала военно-политический союз. За следующие десять лет войны, который называется в истории Древней Греции «Восточным походом», Александр ни разу не посетил родной очаг, и не проявил желания в этом направлении, не обнял родную мать, которая любила его, как могла любить только дикий зверь. Но зато он решил устроить для себя вторую родину – в Вавилоне. Это ли не высшее проявление сыновнего эгоизма и юношеского максимализма, безрассудства и необдуманной дерзости! И безумное презрение смерти Александром тоже отнесем к его наивной убежденности в собственном происхождении от Зевса: иными словами, в бессмертии, как этого желали видеть многие античные биографы.

Тема моей первой книги об Александре – история союза двух невероятно противоречивых личностей, Филиппа и Мирталы-Олимпиады. В ней есть место обстоятельствам их знакомства, пылкой любви и ненависти, хитросплетениям греческой политики, интригам и мудрости политических деятелей того времени (IV в. до н.э.). Почему я начал именно с родителей? Во-первых, меня посетила удачная, на мой взгляд, мысль, что не все замечательные победы Александра нужно относить к его личным заслугам. Оказывается, в них есть огромная доля усилий его отца Филиппа, знаковой фигуры в истории Греции! Именно с царя Филиппа II начинается единение эллинской нации в борьбе с Персией. С «легкой», точнее, «тяжелой руки» македонянина Филиппа, который никогда не отказывался от эллинской родословной своих предков, Греция научилась не только давать отпор внешним врагам, но и деяниями Александра успешно завоевывать новые жизненные пространства.

Филипп еще подростком проявлял неординарность в поступках,  стремился стать «не как все», втайне мечтая занять престол Македонии. Но лишь для того, чтобы поднять ее, униженную от внешних врагов и княжеских междоусобиц, с колен. А став царем, дипломатично, практически без особой крови, покончил с вольницами князей, укрепив собственную единоличную власть. Решив внутримакедонские проблемы, он заявил о себе на политической арене Греции, став ее стратегом и гегемоном. Причем так мудро, что когда свободолюбивые греческие города осознали свое новое положение, было поздно что-либо предпринять обратное!

И гегемоном Филипп стал не ради тщеславия или материальных выгод Македонии, хотя они, безусловно, присутствовали. Первым делом он запретил греческим городам воевать между собой, повернув их природную воинственность в сторону враждебной Персии, а потом убедил в необходимости начать «священный поход на Восток» под своим стратегическим военачалием. Но по причине смерти от руки убийцы поход не состоялся. А если бы он состоялся? Вот и справедливый вопрос: «Знали бы мы тогда имя его сына Александра, как знаем сейчас?»

Царский престол Македонии и место гегемона занял 19-летний сын Филиппа, Александр. Но всем военным успехам и воспетым в легендах подвигах сына содействовали обстоятельства, устроенные при жизни его отца. Эта тема у меня в романе главная, как главный стержень всех военных успехов Александра – профессиональная армия, детище царя Филиппа.

Ошеломляющие воображение победы Александра в Восточном походе не только перекроили карту Европы и Азии. Они открыли миру эллинизм, обозначив греческую нацию как лидирующую, политически доминирующую на всем пространстве Империи Александра. Но, опять же, без начинаний безудержного в великих замыслах Филиппа, вряд ли сыну удалось все это совершить! Не зря современник Филиппа II, царя Македонского, писатель и философ Феопомп из Хиоса, уделявший в своих произведениях особое внимание нравственным проблемам, сказал: «Никогда еще Европа не знала такого мужа, каким был Филипп, сын Аминты!»… Едва ли следует сомневаться в таком утверждении!

И Олимпиада стала матерью Александра по мудрому выбору царя Филиппа. В надежде на военный союз Македонии с Эпиром и, соответственно, усиление влияния своего скромного царства в эллинском мире, Филипп остановил свой выбор на девушке из рода Ахилла. У них родился сын Александр, который перенял многие черты характера отца, неукротимого воина, и властного характера интриганки-матери. Повзрослев, Александр возненавидел отца, болезненно ревнуя его к военной славе, к матери сохранил привязанность до самой смерти, хотя большой любви к ней тоже не испытывал.

Еще один герой в нашей истории об Александре – Аристотель, если не главный, но основной воспитатель в жизни будущего завоевателя мира. Как обойтись Александру без Аристотеля из Стагир? Мудрый и терпеливый наставник молодежи, неподражаемый спорщик, гордый и бессердечный, вспыльчивый и агрессивный, модник и мот – это Аристотель! Царь Филипп дальновидно поступил, когда пригласил его в Пеллу к юному наследнику македонского престола, угадав в нем великого учителя. Поэтому личности Аристотеля и его сложнейшим взаимоотношениям со своим воспитанником Александром отдается вторая книга романа-трилогии под названием «Аристотель и Александр». В ней продолжен показ зрелого Филиппа – мужа, царя и гегемона, отважного полководца и хитрого дипломата, – до его смертного часа.

Но главным действующим лицом в романе представлен, конечно, Александр, о котором пойдет речь в третьей книге. Он не только результат моего творческого воображения, но еще плод своего времени, родителей, воспитателей и, конечно же, великой культуры народа Эллады, без которых человечество не назвало бы его этого царя Александра Великим.

По мере появления у Вас интереса к этой моей работе – а это я узнаю по Вашим письмам, - на обозрение будут выставлены последующие главы. К изданию готова первая книга под названием «ЗНАК ЗЕВСА» – о родителях Александра, отца – македонского царя Филиппа II, и матери –  Мирталы (Олимпиады), эпирской княжны.

Ищу Издателя! Желаю приятного чтения!

Ваш Анатолий Ильяхов.

Главы из романа

Главы 1 и 2 Анатолий Ильяхов
Александр — царь Ойкумены, главы 1 и 2

Комментарии закрыты.