Skip to content

АФОРИЗМЫ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ: О ПРЕКРАСНОМ

by Анатолий Ильяхов on Июнь 14th, 2011

XXIII.О КРАСОТЕ ДУХОВНОЙ И ТЕЛЕСНОЙ

                                                           

АРИСТОТЕЛЬ

Влечение вызывается тем, что кажется прекрасным, а высшим предметом желания выступает то, что на самом деле прекрасно.

*

Вообще понятие почетного следует возводить к понятию прекрасного, потому что эти понятия кажутся близкими одно другому. Следует хвалить и то, что является соответствующим и приличным, например, то, что достойно славы предков и деяний, ранее нами совершенных, потому что прибавить себе славы – счастье и прекрасно.

*

Из поступков прекрасны те, которые человек совершает, имея в виду нечто желательное, но не для себя самого; прекрасны также и безотносительно-хорошие поступки, которые кто-либо совершил для пользы отечества, презрев свою собственную выгоду, точно так же, как прекрасно все то, что хорошо по своей природе и что хорошо, но не именно для данного человека, потому что такие вещи делаются ради самого себя.

*

Кому неприятно водиться с красивыми людьми, тот слеп, потому что красота – это дар божий.

*

Красота зрелого возраста заключается в обладании телом, способным переносить военные  труды, и наружностью приятной  и, вместе с тем, внушительной.

*

Красота  старца  заключается  в  обладании  силами  достаточными  для выполнения  необходимых  работ  и  в  беспечальном  существовании  благодаря отсутствию всего того, что позорит старость.

*

Красота юности заключается в обладании телом, способным переносить труды, будут ли они  заключаться в беге или в силе, и в обладании наружностью, своим видом доставляющей   наслаждение: поэтому-то атлеты, занимающиеся пентатлом, обладают наибольшей красотой, так как они по своей природе равно способны как к телесным состязаниям, так и к быстрому бегу.

*

Полезное есть благо для самого человека, а прекрасное есть безотносительное благо.

*

Прекраснее также собственность, не приносящая дохода, как более соответствующая достоинству свободного человека. И то, что считается прекрасным у отдельных народов и что служит у них признаком чего-либо почетного, также прекрасно: как, например, считается прекрасным в Лакедемоне носить длинные волосы, ибо это служит признаком свободного человека, и нелегко человеку, носящему длинные волосы, исполнять какую-либо рабскую работу. Прекрасно также не заниматься никаким низким ремеслом, так как свободному человеку не свойственно жить в зависимости от других.

*

Прекрасное – желательное само по себе и достойное похвалы. Прекрасное вовсе не обязательно есть моральное, но часто даже противоположно морали.

*

Прекрасное – то, что, будучи желательно само ради себя, заслуживает еще похвалы или что, будучи благом, приятно потому, что оно благо.

*

Прекрасно и все памятное, и чем вещь памятнее, тем она прекраснее. И то, что нас переживает и с чем соединен почет и что имеет характер чрезвычайного, все это прекрасно. Прекраснее то, что есть только в одном человеке, потому что такие вещи возбуждают более внимания.

*

Прекрасно и все то, что скорее может относиться к человеку умершему, чем к живому, потому что то, что делается для человека, находящегося в живых, сопряжено с эгоистическим интересом делающего.

*

Прекрасно и то благоденствие, которое имеет в виду других, а не самого себя, а также то, что касается наших благодетелей, потому что это согласно со справедливостью. Прекрасны такие благодеяния, потому что они относятся не к самому человеку, их совершающему.

*

Прекрасно также мстить врагам и не примиряться с ними, так как справедливо воздавать равным за равное, а то, что справедливо, прекрасно, и так как мужественному человеку свойственно не допускать побед над собой. И победа и почет принадлежат к числу прекрасных вещей, потому что как то, так и другое желательно, даже если и не соединено ни с какой материальной выгодой, и так как обе эти вещи служат признаком выдающихся достоинств.

*

Прекрасно также то, из-за чего люди хлопочут, не будучи побуждаемы страхом, потому что они поступают так в вещах, ведущих к славе. Прекраснее добродетели и деяния лиц, лучших по своей природе, так, например, добродетели мужчин выше, чем добродетели женщин. Точно так же прекраснее добродетели, от которых получается больше пользы для других людей, чем для нас самих; поэтому-то так прекрасно все справедливое и сама справедливость.

*

Прекрасным и хорошим человеком называют справедливого, мужественного, целомудренного, и связывают это понятие с теми или другими добродетелями… Но только такой человек является «прекрасным и хорошим», у которого все хорошее есть сущее хорошее (то есть хорошее в своей идейности и принципиальности) и который не терпит от него никакого ущерба, как, например, от богатства и власти.

*

Прекрасным же и хорошим человек является оттого, что у него прекрасное из хорошего наличествует само через себя, и оттого, что он оказывается способным совершать прекрасное и притом ради этого последнего. Прекрасное же – это и добродетели и дела, связанные с добродетелью. Но бывают такие люди, которые полагают, что хотя и надо обладать добродетелью, но только ради природных благ. Поэтому они и являются «хорошими», поскольку благами у них оказываются природные блага.

*

Прекрасны также те поступки, которые совершаются ради других, потому что такие поступки менее носят на себе отпечаток эгоизма.

*

Так как затем благое и прекрасное это – не то же самое (первое всегда выражено в действии, между тем прекрасное бывает и в вещах неподвижных), поэтому те, по словам которых математические науки ничего не говорят о прекрасном или о благом, находятся в заблуждении. На самом деле, они говорят про него и указывают как нельзя более: если они не называют его по имени, но выявляют его результаты и логические формулировки, – это не значит, что они не говорят про него. А самые главные формы прекрасного, это – порядок, соразмерность и определенность, – математические науки больше всего и показывают именно их. И так как эти стороны, очевидно, играют роль причины во многих случаях (я разумею, скажем, порядок и момент определенности в вещах), отсюда ясно, что указанные науки могут в известном смысле говорить и про причину такого рода – причину в смысле прекрасного.

*

БАБРИЙ

Того, кому уродство красотой мнится, должно быть, в гневе сделали слепым боги.

*

БИОН

Лучше доставить своей красотой радость другому, чем срывать ее плоды у других, так как это наносит вред и телу, и душе.

*

Телесная красота – отчужденное благо.

*

Царство красоты может быть уничтожено одним волоском бога.

*

ГИППИЙ

Если говорить о прекрасном, пусть этим прекрасным будет прекрасная девушка!

*

ДЕМОКРИТ

Большую радость вызывает созерцание прекрасного, заключенного в вещах.

*

Вещи приобретают признаки хорошего и дурного в зависимости от того, как ими пользуются.

*

Великие удовольствия порождаются от созерцания прекрасных произведений.

*

В зеркалах видны черты внешности, а  в общении – характер души.

*

Достоинство человека заключается не в состоянии тела, а в его характере.

*

Правомерная страсть – благородно стремиться к прекрасному.

*

Прекрасна во всем середина, когда не по душе ни изобилие, ни недостаток.

*

Прекрасна надлежащая мера во всем. Излишек и недостаток не должен нравиться.

*

Прекрасное достигается путем изучения и ценой больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда.

*

Телесная красота, за которой не скрывается ум, есть нечто скотоподобное.

*

ДИОН ХРИСОСТОМ

Красота, сочетающаяся с целомудрием, заставляет даже самых бесстыдных людей отводить глаза и чувствовать почтение.

*

Когда солнце стоит над головой, вода отражает его совершенно прямо. Ты, может быть, видел на стенах подвижный и пляшущий свет. Но это не настоящий, излучающий свет, а отражение блеска, который придают волнам солнечные лучи. Так и истинное целомудрие при встрече с людьми отражается в них, и поэтому кажется, что созерцающие его испытывают благоговение, но потом, когда люди удаляются прочь, к ним возвращается прежнее.

*

Редкие красивые люди исчезают, становятся незаметными. Ведь красота расцветает от преклонения и почитания, как добродетель от похвал. Но, оставленная без внимания, не привлекающая ничьи или притягивающая только низменные взгляды, красота тускнеет и меркнет, как со временем тускнеют и меркнут зеркала.

*

ДИОНИСИЙ ГАЛИКАРНАССКИЙ

Ведь и зрение, взирающее на произведение живописи, скульптуры, резьбы, испытывает чувство удовлетворения и уже больше ничего не ищет, если находит в этих произведениях приятность и красоту. Прекрасное и приятное  должны быть в гармонии, а гармония есть не что иное, как скрепы, соединяющие бревна. А приятное это цветущее, зрелое, милое, благозвучное, сладость. В прекрасном выделяется возвышенность, собственно нечто большое, веское, торжественное и важное.

*

В разнообразии перемен красота остается вечно новой.

*

 

КАРНЕАД

Красота — владычество без охраны.

*

КСЕНОФОНТ

Все остальные предметы уже, может быть, от этого кажутся красивее, что они поставлены в порядке: каждый сорт имеет вид хора вещей, да и пространство в середине между ними кажется красивым, потому что каждый предмет лежит вне его.

*

Как красиво, когда башмаки стоят в ряд, какие бы они ни были; какой красивый вид представляют плащи, рассортированные, какие бы они ни были; красивый вид у постельных покрывал; красивый вид у медной посуды; красивый вид у столовых скатертей; наконец, красиво – это всего смешнее покажется человеку не серьезному, а любящему поострить, – что и горшки, расставленные в хорошем порядке, представляют, по-моему, что-то стройное.

*

Клянусь всеми богами, красоте я не предпочту всю власть персидского царя.

*

ЛУКИАН

Красоте присуще столь многое, что и для тех, кто придет на смену нам, всегда найдется, о чем сказать во славу красоты.

*

ПЕРИАНДР

Состояние покоя – прекрасно!

*

ПИРРОН

Землетрясение не одинаково волнует тех, кто его испытывает впервые, и тех, кто привык  к нему. А какое сильное впечатление производит на человека впервые увиденное море! Но и красота человеческого тела, созерцаемая впервые и внезапно, волнует нас больше, чем привычное ее зрелище. То, что редко, кажется нам ценным, а попадающееся часто и легко достижимое – отнюдь, нет.

*

ПИФАГОР

Любовь к прекрасному вся в знаниях и нравах. Учись любить благопристойное в оправах, оправа к камню драгоценному – суть польза.

*

Страшитесь прелести изящнейших художеств, ведь растлевает  роскошь нравы, душу тоже.

*

ПЛОТИН

Обратись к самому себе и посмотри. Если же не увидишь красоты в самом себе, поступай подобно скульптору, творящему прекрасную статую: одно он отсекает, другое полирует; одно сглаживает, другое подчищает — пока не добьется своего. Так и ты — удали лишнее! Выпрями то, что криво, очистив темное, сделай его сияющим; и не прекращай обрабатывать свою статую, пока не заблистает перед тобой богоподобная сияющая красота добродетели, пока не узришь мудрость, восседающую в священном чистом величии.

*

Пусть прежде сделается богоподобным всякий и прекрасным всякий, если он хочет созерцать божественное и прекрасное.

*

Экстаз – другая форма видения прекрасного.

*

ПЛУТАРХ

Прекрасное влечет к себе самим действием своим и тотчас вселяет в нас стремление действовать.

*

 

СОКРАТ

Как красоту, так и знание можно направить, как в хорошую сторону, так и в дурную.

*

Красота — недолговечное царство.

*

Хотя физическая красота женщины ценится мужчинами довольно высоко, ее недостаточно самой по себе — власть и значимость красоты душевной превосходит поверхностную красоту. Кто, наставляемый на пути любви, будет в правильном порядке созерцать прекрасное, тот, достигнув конца этого пути, вдруг увидит нечто удивительно прекрасное по природе, то самое, ради чего и были предприняты все предшествующие труды — нечто Вечное и Прекрасное. И тот, кто благодаря правильной любви поднялся над отдельными разновидностями прекрасного и начал постигать само прекрасное, тот, пожалуй, почти у цели. Начав с отдельных проявлений прекрасного, надо все время, словно по ступенькам, подниматься ради самого прекрасного вверх — от одного прекрасного тела к двум, от двух — ко всем, а затем от прекрасных тел к прекрасным нравам, а от прекрасных нравов к прекрасным учениям, пока не поднимешься от этих учений к тому, которое и есть учение о самом прекрасном, и не познаешь наконец, что же это — Прекрасное.

ФИЛОДЕМ

Прекрасное, добродетель и тому подобное, заслуживает почитания только в случае, если это доставляет удовольствие, а если не доставляет, то с ним нужно проститься.

*                                                            

ХРИСИПП

Красота тела – в симметрии частей, в хорошем цвет и физической добротности… красота же разума в гармонии учений и созвучии добродетелей.

*

ЭПИКТЕТ

Главная  цель  природы – укреплять, делать прочным  в нас стремление к прекрасному и полезному.

*

Как камень, даже если бросишь его вверх, упадет вниз в силу такого своего устройства, так и одаренный – чем больше его отталкивают, тем больше он тяготеет к тому, для чего создан природой.

                                               КОНЕЦ ПЕРВОЙ КНИГИ

 

Комментарии закрыты.