Skip to content

И СТАР, И МЛАД…

by Анатолий Ильяхов on Июнь 13th, 2011

XIV. О СТАРИКАХ И МОЛОДЁЖИ

 

АГЕСИЛАЙ

Старые люди, стоящие во главе государства, могут служить примером молодым для подражания.

*

 

АНТИСФЕН

Не замечай ошибки старца: старое дерево бесполезно пересаживать.

*

АНТИФОНТ

Кормление стариков похоже на кормление детей.

*

АРИСТОТЕЛЬ

Воспитание – это лучший припас к старости.

*

Воспитание юноши нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении.

*

Гнев стариков  пылок, но бессилен, а из страстей одни у них исчезли, другие утратили свою силу, так что они не склонны желать и не склонны действовать сообразно своим желаниям, но сообразно выгоде. Поэтому люди в таком возрасте кажутся умеренными, ибо страсти  их ослабели и подчиняются выгоде. И они в своей жизни более руководятся расчетом, чем сердцем, потому что расчет имеет в виду полезное, а сердце – добродетель. Они поступают несправедливо вследствие злобы, а не вследствие высокомерия.

*

Красота различна для каждого возраста.

*

Сама молодость есть уже наслаждение, потому что человек в молодости, вследствие роста, находится в состоянии, подобному опьянению.

*

Старики более живут воспоминанием, чем надеждой, потому что для них остающаяся жизнь коротка, прошедшая длинна. В этом же причины их болтливости: они постоянно говорят о прошедшем, потому что испытывают наслаждение, предаваясь воспоминаниям.

*

Старики более чем следует живут для полезного, а не для прекрасного, потому что они эгоисты, ибо полезное есть благо для самого человека, а прекрасное есть безотносительное благо. И они более бесстыдны, чем стыдливы, потому что, неодинаково заботясь о прекрасном и полезном, они  пренебрегают тем, из чего слагается репутация. Они не поддаются надеждам вследствие своей опытности, ибо большая часть  житейского – ничтожна,  и  по  большей  части  оканчивается  дурно;  они таковы еще вследствие своей трусости. И они более живут воспоминанием, чем надеждой, потому что для них остающаяся часть жизни коротка, а прошедшая – длинна, а надежда относится  к  будущему, воспоминание же к прошедшему. В этом же причина их  болтливости: они постоянно говорят о прошедшем, потому что испытывают наслаждение, предаваясь воспоминаниям.

*

Старики доступны  состраданию, но не по той самой причине, по  какой  ему  доступны  юноши: эти последние – вследствие человеколюбия, а первые – по своему бессилию, потому что на все бедствия они смотрят, как на близкие к  ним, а это, как мы сказали, делает человека доступным состраданию. Поэтому они ворчливы, не бойки и не смешливы, потому что ворчливое противоположно смешливому.

*

Старики  злонравны, потому что злонравие есть понимание  всего  в  дурную сторону. Они подозрительны вследствие своей недоверчивости, а недоверчивы вследствие своей опытности. Поэтому они сильно не любят и не ненавидят, но, согласно совету Бианта, любят, как бы готовясь возненавидеть, и ненавидят, как бы намереваясь полюбить. 

*

Старики малодушны, потому что жизнь смирила их: они не жаждут  ничего  великого и необыкновенного, но лишь того, что полезно для существования. Они не щедры, потому что имущество – одна из необходимых вещей, а вместе с тем они знают по опыту,  как  трудно  приобрести и как легко потерять.

*

Старики подозрительны вследствие своей недоверчивости, а недоверчивы вследствие своей опытности.

*

Старость пролагает дорогу трусости, ибо страх есть охлаждение.

*

Старики сильно не любят и не ненавидят, но, согласно совету Бианта: любят, как бы готовясь возненавидеть, и ненавидят, как бы намереваясь полюбить.

*

Старики трусливы и способны всего заранее опасаться; они настроены противоположно юношам: они охлаждены годами, а юноши пылки; таким образом старость  пролагает дорогу трусости, ибо страх есть охлаждение. Они привязаны к жизни, особенно в последний день, потому что желание касается того, чего нет, и в чем люди нуждаются, того они особенно желают. Они эгоисты более чем следует, потому что и это есть  некоторого рода малодушие.

*

У юношей будущее продолжительно, прошедшее же кратко: в первый день не о чем помнить, надеяться же можно на все.

*

Хорошая  старость – старость поздно наступающая и вместе беспечальная: не  имеет  счастливой старости ни тот, кто старится рано, ни тот, чья старость, поздно наступая, сопровождается  страданием. Хорошая старость является следствием, как  хороших физических качеств человека,  так  и благоприятной судьбы, потому что, не будучи здоровым и  сильным, человек не будет лишен страданий, точно так же  как  без благоприятных  условий судьбы жизнь его не  может быть беспечальной и долговечной. Помимо силы и здоровья есть другие условия, способствующие долговечности; многие долговечны, хотя и не обладают  хорошими  физическими  качествами. 

*

Что же касается людей более старых и пожилых: так как они прожили много лет и во многом были обмануты и ошиблись, так как большая часть человеческих дел оказывается ничтожными, то они ничего положительно не утверждают и все делают в меньшей мере, чем следует. И все они «полагают», но ничего не «знают»; в своей нерешительности они всегда прибавляют «может быть» и «пожалуй», и обо всем они говорят так, ни о чем не рассуждая решительно.

*

Что касается людей зрелого возраста, то очевидно, что они по  своему характеру будут между указанными возрастами, не обладая крайностями ни того, ни другого, не выказывая ни чрезмерной  смелости, потому что подобное качество есть дерзость, ни излишнего страха, но как следует относясь к тому и другому, не выказывая всем ни доверия, ни недоверия, но рассуждая более соответственно  истине, не живя исключительно ни для прекрасного, ни для полезного, но для того и другого вместе, не склоняясь  ни  на  сторону скупости, ни на сторону расточительности, но держась надлежащей меры. Подобным же образом они относятся и к  гневу, и  к желанию. Они соединяют благоразумие с храбростью и храбрость с благоразумием. В юношах же и старцах эти качества являются разъединенными, ибо юноши мужественны и необузданны, а старые  люди – благоразумны и  трусливы. Вообще говоря, они обладают всеми полезными качествами, которые есть у юности и у старости в отдельности, что же касается качеств, которыми юность и старость обладают в чрезмерной или недостаточной степени, то ими они обладают в степени умеренной и надлежащей. Тело достигает цветущей  поры  от  тридцати до тридцати  пяти лет, а душа – около сорока девяти лет.

*

Юноши быстро становятся друзьями, а старики – нет: не становятся друзьями тем, от кого не получают наслаждения.

*

Юноши добродушны, потому что еще не видели многих низостей. Они легковерны, потому что еще не во многом были обмануты. Они великодушны, потому что жизнь еще не унизила их и они не испытали нужды.

*

Юноши легко доступны состраданию, потому что считают всех честными и слишком хорошими: они мерят своих ближних своей собственной неиспорченностью.

*

Юноши любят почет, но еще больше любят победу, потому что юность жаждет превосходства.

*

Юноши по своему нраву склонны к желаниям, а также склонны исполнять то, что пожелают… Они страстны, вспыльчивы и склонны следовать гневу; не могут совладать с гневом, ибо по своему честолюбию не терпят пренебрежения и негодуют, когда считают себя обиженными… Они любят почет, но еще больше любят победу, потому что юность жаждет превосходства…

Они совсем некорыстолюбивы, потому, что еще не испытали нужды…

Они не злы, а добродушны, потому что еще не видели многих низостей…

Они легковерны, потому что еще не во многом были обмануты…

Они исполнены надежд, потому что еще не во многом потерпели неудачу…

Они преимущественно живут надеждой, потому что надежда касается будущего, а воспоминание – прошедшего; у юношей же будущее продолжительно, прошедшее же кратко… Они чрезвычайно смелы, потому что пылки и исполнены надежд…

Они великодушны, потому что жизнь еще не унизила их и они не испытали нужду… В своих занятиях они предпочитают прекрасное полезному, потому что живут более сердцем, чем расчетом…

Они во всем грешат крайностью и излишествами: чересчур любят и чересчур ненавидят, и во всем остальном также…

Они считают себя всеведущими и утверждают это. И несправедливости они совершают по своему высокомерию, а не по злобе…

Они легкодоступны состраданию, потому что считают всех честными и слишком хорошими: они мерят всех ближних собственной неиспорченностью, так что они полагают, что те терпят незаслуженно…

Они любят посмеяться и сказать острое словцо. Таков нрав юношей.

*

 

БАБРИЙ

Не возносись в надменности своей юной: бывает многим жалкая дана старость.

*

БИОН

В молодости мы все отважны, а в старости наша сила – в уме.

*

В молодости нужно отличаться мужеством, а в старости потребуется зрелое разумение. Если рассматривать всю жизнь по возрастным периодам, то обнаружится значительно больше в них неприятностей, чем удовольствий.

Во-первых, половина жизни для людей безразлична: ее проводят во сне. Далее, уже в детском возрасте жизнь полна огорчений. Ребенок голоден, а кормилица укладывает его спать; он хочет пить, а она его купает; ребенок поспал бы, а она гремит погремушкой. Выходит он из-под опеки няньки и попадает в руки дядьки-педагога, учителя гимнастики – педотриба, затем учителей грамоты, музыки, рисования. Становится старше – прибавляются новые учителя: арифметики, геометры, верховой езды. И все его бьют. Мальчика будят еще на рассвете и не оставляют ему ни минуты свободного времени.

Наконец, он становится подростком, эфебом. И опять он должен бояться надзирателя, учителей гимнастики, военного дела, начальника гимнасия. Все его колотят, все за ним следят, все его хватают за горло. Но кончаются и годы эфебии, и вот ему уже двадцать. Он опять должен бояться и находиться под наблюдением гимнастического начальства и командира-стратега. Собирается лечь спать – они тут как тут. Должен стоять на посту и бодрствовать – и они не спят. Ему надлежит подняться на борт корабля – и они за ним.

Человек становится мужчиной и находится в расцвете сил – теперь он должен отправиться в поход, выполнять по поручению государства обязанности посла, становиться стратегом, хорегом, устроителем состязаний. Теперь он считает счастливыми те дни, когда был ребенком. Проходит расцвет, и наступает старость. Тут с тобой снова обращаются как с дитятей, а ты вспоминаешь о юности: «О, милая мне юность! Ах, старость тяжелее Этны!»

*

Не за что бранить старость, ибо мы все хотим до нее дожить.

*

Не следует бранить старость: ведь мы и сами рады были бы дожить до старости.

*

Почему, скажи мне, нужно больше ценить того, кто спокойно проводит старость в бедности, чем богатого старика? Ведь не так легко узнать, что собственно такое богатство и бедность; много стариков достаточно богаты, а все недовольны.

*

Старость – есть пристанище для всех бедствий, потому что все несчастья скапливаются к этому возрасту.

*

ГИППОКРАТ

Дети, которые еще растут, имеют весьма много врожденной теплоты и поэтому нуждаются в весьма обильной пище; в противном случае тело их истощается. Но у стариков остается мало теплоты; поэтому они довольствуются малым питанием, ибо от избытка последнего теплота легко бы исчезла. Через это самое лихорадки у стариков не так остры, ибо тело у них холодное.

*

Старики весьма легко переносят пост; во вторую очередь – люди взрослые, труднее – люди молодые, а всех труднее – дети, и из этих последних – те, которые отличаются слишком большой живостью.

*

Старики вообще гораздо меньше болеют, чем люди молодые. Но если у них бывают какие-либо болезни хронические, эти последние большею частью кончаются вместе с их жизнью.

*

У стариков меньше болезней, чем у молодых, но эти болезни уже на всю жизнь.

*

ДЕМЕТРИЙ ФАЛЕРСКИЙ

Молодые люди дома должны иметь стыд перед родителями, на улице – перед встречными, а в уединении – сами перед собой.

*

ДЕМОКРИТ

Старик уже был юношей, а юноша еще неизвестно, доживет ли до старости. Итак, благо, уже осуществившееся, лучше блага, которое еще в будущем и неизвестно, осуществится ли оно.

*

Старость есть повреждение всего тела при полной неповрежденности всех частей его.

*

ДИОГЕН

Молодые пусть не поучают старца, ибо это всё равно, что лечить мертвеца.

*

Отдыхать от трудов, когда ты стар, все равно, как, если бы бежать дальним бегом и уже приближаться к цели – разве не следовало бы скорее напрячь все силы, вместо того, чтобы уйти отдыхать?

*

ЕВРИПИД

Увы, зачем нам, смертным, стать нельзя вновь юными и стариться вторично! Коль что-нибудь бывает худо в доме, устроим все по-новому, подумав,  иначе в жизни. Если бы давалась нам два раза и молодость и старость, могли бы мы ошибки жизни первой исправить…

*

ЗЕНОН КИТТИЙСКИЙ

Молодой человек избежит дурных поступков, если будет иметь перед взором тех, кого больше всего почитает и стыдится.

*

КРАТЕТ

Мы все стремимся к старости. Когда ж придет, печалимся. Природы мы не ценим дар. Ведь никогда так не желанна жизнь, как в старости.                                                                                                                                                                    

*

МЕНАНДР

Старость не высмеивай – ведь ты идешь к ней.

*

ПИФАГОР

Юноша!  Перед старцем Сдерживай свой нрав, молчи, мудрость его чти.

*

ПЛАТОН

Непрестанно учась, к старости я прихожу.

*

СОЛОН

И в начале жизни конец её наблюдай!

Моя старость пусть послужит теперь мне защитой.

*

Старость мудреца пусть послужит ему защитой.

*

Я старею, но все равно, приближаясь к старости, я непрестанно учусь, с каждым днём познаю что-нибудь новое. 

*

ТЕОФРАСТ

Молодиться – это значит поздно приниматься за образ жизни, не соответствующий возрасту.

*

Старость – это врач, который под страхом смерти запрещает нам развлечения удовольствия юности.

*

 

ФЕМИСТИЙ

Молодые люди, вкусив ненадолго пустых и болезненных утех, вскоре осознают, что родились никчемными и что все эти обольщения природы не более чем сны.

*

ХИЛОН

Воспитай в себе уваженье к старшим. Старость чти!

*

ЭЗОП

Долголетие лучше красоты.

*

ЭПАМИНОНД 

Пропустишь молодые годы – не заметишь, как состаришься; и уж тогда, точно, никому не понадобишься, кроме своих близких.

*

Развивай не только своё тело, но и нравственный склад свой, ибо только таким образом можно достичь калокагатии – гармонии человека, когда наряду с красотой и силой соседствуют справедливость, целомудрие, мужество и разумность.

*

        

Комментарии закрыты.