О ЖИЗНИ И СМЕРТИ
XIII.ВРЕМЯ ЖИТЬ И ВРЕМЯ УМИРАТЬ
АГИД II
Удивляться следует не тому, что нынешняя жизнь хуже предыдущей, а тому обстоятельству, если жизнь становится лучше где-то, а не у нас! Или у нас остается как прежде!
*
АНАКСАГОР
Смерти нет, есть только переход от одного физического состояния в другой.
*
АНАХАРСИС
Если ты меня спросишь, кого больше – живых или умерших, я спрошу тебя: «А тех, кто сейчас плавает на кораблях, куда посчитать?»
*
Самые безопасные корабли – вытащенные на берег, потому что корабль имеет в толщину четыре пальца – настолько плывущие в нем отдалены от своей смерти.
*
АНДОКИД
Следует пользоваться прошедшим как факелом для освещения будущего.
*
АНТИСФЕН
Тот, кто хочет быть бессмертным должен вести благочестивую и праведную жизнь.
*
АНТИФОНТ
Время есть наша мысль или мера, а не сущность.
*
АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ
Небытие — ничто, бытие — мука.
*
Смерти нет – есть только ее видимость.
*
АРИСТИПП
Не стоит сетовать на прошлое или страшиться будущего. В мышлении, как и в действиях, следует придавать значение только настоящему. Только им мы можем свободно распоряжаться.
*
АРИСТОТЕЛЬ
В жизни человека все заслуживает внимания и изучения, презрительное отношение к мелочам жизни может только возмущать.
*
Жизнь бывает троякая: созерцательная, деятельная и усладительная; созерцательная предпочтительнее всего.
*
Из двух благ лучше то, что бывает в конце жизни, ибо то, что бывает под конец, в большей степени обладает свойствами цели
*
Нет, не нужно следовать увещеваниям «человеку разуметь человеческое» и «смертному – смертное»; напротив, насколько возможно, надо возвышаться до бессмертия и делать все ради жизни, соответствующей наивысшему в самом себе; право, если по объему это малая часть, то по силе и ценности она все далеко превосходит.
*
По большей части, будущее подобно прошедшему.
*
АРКЕСИЛАЙ
Жить становится невозможно, потому что жизнь давно уже научилась обходиться вероятием.
*
АРХИТ
Время едва ли существует, потому что прошедшее уже не существует более, будущего еще нет, а настоящее не различаемо.
*
БИАНТ
Жизнь свою размерь так, будто жить тебе осталось и мало, и много.
*
Наилучший советник – Время.
*
БИОН
Дорога в Аид легка настолько, что по ней идут с закрытыми глазами.
*
Жизнь сама по себе, как и смерть, ни дурна, ни прекрасна. Жизнь прекрасно прожить и умереть ты сумей.
*
Кто наказан в Аиде носить воду в дырявых сосудах, пусть наказание им будет более тяжким – пусть воду носят они в целых сосудах.
*
Нелепо поступают родственники, когда сжигают мертвецов, будто те ничего не чувствуют, и в то же время обращаются к мертвым, как к живым, словно они что-нибудь чувствуют.
*
Подобно тому как мы покидаем квартиру, когда хозяин, сдавший нам ее, не получает своевременно плату и отнимает ключи от дверей, забирает посуду и не дает пользоваться колодцем, так же душа покидает наше бренное тело, когда природа, сдавшая его нам в аренду, отнимает зрение, слух, руки, ноги. В этом случае я не собираюсь задерживаться в мире и уйду, словно с пира, ничуть не расстраиваясь, из жизни, когда пробьет мой час, и мне скажут: «Взойди на корабль!» Подобно тому, как опытный актер мастерски играет и в начале пьесы, и в середине, и в самом конце, так и мудрый человек хорошо проживает начало своей жизни, середину и достойно встретит свой конец. Когда мой плащ превращается в лохмотья, я бросаю его и больше не надеваю. Так и жизнь, когда она уже ничего не стоит, я не влачу ее и не цепляюсь за нее, но покидаю ее, если уже не в силах быть в ней счастливым.
*
Разве не покажутся тебе малодушными люди, которые ожидают свою смерть, лишившись покоя и самообладания? Разве стойкому и мужественному человеку не следует собственную смерть встретить так же бестрепетно, как Сократ – без волнения и трусости? Может быть, чужую смерть нужно считать чем-то более тягостным, чем свою собственную? Разве не подобным же образом любят и ценят себя? Разве друга или ребенка любят больше, чем самого себя? Достойна похвалы дочь, просящая мать: «Родная, давшая мне жизнь, не проливай потоки слез по мне».
*
Разве не считать нелепым и безрассудным сидеть после смерти друга и изводить себя плачем и сетованиями? Тогда следовало бы скорее, чтобы прослыть у слабоумных философом, начать горевать и оплакивать друга еще задолго до его кончины, размышляя над тем, что он явился на свет как смертный человек.
*
ГЕРАКЛИТ
Бессмертные – смертны, смертные – бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают.
*
Все, что мы видим наяву, – смерть; все, что во сне, – сон; все, что по смерти – жизнь.
*
В ту же реку вступаем и не вступаем. Существуем и не существуем.
*
Грядущий огонь всё обоймет и всех рассудит.
*
Людей после смерти то ожидает, на что они не надеются и чего себе не представляют.
*
На входящих в ту же самую реку набегают всё новые и новые воды.
*
Нельзя войти в одну и ту же реку, ибо на тебя накатываются все новые и новые волны.
*
Одно и то же живое и умершее, проснувшееся и спящее, молодое и старое, ибо первое исчезает во втором, а второе – в первом.
*
Родившись, люди стремятся жить и, тем самым, умереть, лучше же сказать – успокоиться, и оставляют детей, порожденных для смерти.
*
Рожденные жить, они обречены на смерть, да еще оставляют детей, чтобы родилась новая смерть.
*
Смерть божества дает жизнь человеку, смерть человека порождает божество.
*
Смерть – все, что мы видим, когда бодрствуем, а все, что мы видим, когда спим, есть сон.
*
Целью жизни каждого является облегчение страданий, которые неизбежно испытывает человек, проходя через мировую вражду и не будучи в состоянии проникнуться космическим разумом.
*
Человек – свет в ночи: вспыхивает утром, угаснув вечером. Он вспыхивает к жизни, умерев, словно как вспыхивает к бодрствованию, уснув.
*
Человек, умирая в ночи, сам себе огонь зажигает, хотя его глаза померкли, живой он.
*
ГЕРОДОТ
У египтян есть обычай: на пиршествах у людей богатых после угощения один человек обносит кругом деревянное изображение покойника, лежащего в гробу со словами: «Смотри на него, пей и наслаждайся жизнью! После смерти ведь ты будешь таким!»
*
ГЕСИОД
Время ниспровергает все, что оно же и воздвигает.
*
Если бы Зевс подарил мне жизнь второй раз, с юности, я бы потратил ее для того, чтобы обойти все земли и поделиться с людьми накопленной мудростью, научить справедливости и добропорядочности.
*
ГИППОКРАТ
Жизнь коротка, искусство вечно, путь искусств долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно.
*
ГОРГИЙ
Если б во всем все имели о прошедших делах воспоминанье, и о настоящих пониманье, и о будущих предвиденье, то одни и те же слова одним и тем же образом нас бы не обманывали. Теперь же не так-то легко помнить прошедшее, разбирать настоящее, предвидеть грядущее, так что в очень многом очень многие берут руководителем души своей представленье – то, что нам кажется. Но оно и обманчиво и неустойчиво и своею обманностью и неустойчивостью навлекает на тех, кто им пользуется, всякие беды.
*
ДЕМОКРИТ
Глупцы, боясь смерти, желают себе старости.
*
Нельзя жить всегда приятно.
*
Проживи незаметно: устранись от славы и почестей, лишай себя больших радостей, избегая должностей, политической деятельности, дружбы царей – всего того, что вносит в жизнь большое и светлое.
*.
Самое лучшее для человека – провести жизнь возможно более благодушествуя и как можно менее печалясь; и он достигнет этого, если не будет искать наслаждения в том, что смертно.
То, чего требует тело, это всем доступно без муки и огорчений; того же, что вызывает муки и огорчения и печалит жизнь, – этого тело не желает, а желает этого дурно отточенный разум. Определить это – задача разумного человека.
*
ДЕМОНАКТ
Вдумайся в дела человеческие и обнаружишь, что они не стоят, ни надежды, ни страха, ибо всё в жизни человека преходяще – туда же и печали, и радости.
*
Вот вы все хлопочете о космосе, а о том, что ведете порочную жизнь, даже не задумываетесь.
*
ДЕМОСФЕН
С живыми сравнивай, когда судишь о живом.
*
ДИОГЕН
Боги даровали людям легкую жизнь, а люди омрачили ее, придумав для себя «сладкую жизнь»: медовые сласти, благовония и прочие нежности.
*
Все несчастья — голод, изгнание, тюрьмы, утрата гражданских прав — больше страшат, когда их ожидают, чем огорчают того, кто уже их испытал.
*
Геракла, трудившегося и боровшегося, все жалели и называли злосчастным среди людей. Поэтому-то его труды и дела прозвали «подвигами», полагая, что жизнь, полная трудов, и есть жизнь злосчастная; а после его смерти его почитают больше всех, его считают богом.
*
Для того чтобы жить, как следует, надо иметь или разум или петлю.
*
Если вместо бесполезных трудов мы предадимся тем, которые возложила на нас природа, мы должны достичь блаженной жизни; и только неразумие заставляет нас страдать.
*
Жизнь – зло, но не всякая жизнь, а лишь дурная.
*
Людям благополучным жизнь кажется лучше, а смерть, естественно, чем-то дурным, а тем, кто влачит свою жизнь в печалях, она представляется более тяжкой, а смерть желанной.
*
Зачем жить, если не заботиться, чтобы хорошо жить?
*
Почему музыканты могут настраивать свои инструменты и правильно играть, ораторы правильно рассуждают о жизни, но никто из людей не может настроить жизнь на лучшее?
*
Смерть не может быть злом, потому что мы даже не ощущаем ее присутствия.
*
Стоит устранить страх смерти, как больше уж нечего будет бояться. Смерть не может тревожить тех, кого она уже настигла, ибо мертвые вообще ни о чем не беспокоятся. Но страх перед смертью столь велик, что многие даже не дожидаются ее естественного прихода. Одни, оказавшись на корабле во время бури, не дожидаясь, пока корабль пойдет ко дну, кончают жизнь самоубийством, другие же, попав в окружение врагов, делают то же самое, хотя уверены, что ничего страшнее смерти их не ожидает.
*
Хотя людей со всех сторон окружают несчастья, однако у них есть утешение — рано или поздно им наступит конец. Заключенный в оковы узник надеется когда-нибудь освободиться; изгнанник, покинувший родину, питает надежду на возвращение; больной вплоть до смертного часа уповает на исцеление.
*
ЕВРИПИД
Да, наша жизнь лишь тень: не в первый раз я в этом убеждаюсь.
*
Если есть такое искусство, как искусство жить, то оно занимается рассмотрением блага, зла и безразличного.
*
Если ценишь свою жизнь, то помни, что и другие не меньше ценят свою.
*
И никому не ведомо из нас, жив будет ли наутро. Нам судьба путей не открывает: ни наукой, ни хитростью ее не купишь тайн. Сообрази же и веселись. За кубком хоть день, да твой, а завтра, чье-то завтра?
*
Жизнь движет нас бессменно вверх и вниз, а смелый – тот, кто не утратит веры средь самых тяжких бедствий: только трус теряет бодрость, выхода не видя…
*
И в жизни смерч, как в поле ураган, шумит не вечно; конец приходит счастью и несчастью…
*
Когда смерть приходит в конце жизни, прожитой сполна, она естественна и не оскорбляет наших чувств.
*
Кто знает: может, то, что мы зовем кончиной, есть начало новой жизни, а жизнь есть смерть? Хотя бы потому, что человек, когда живет, несчастен, а только лишь дыханье отлетит, нет для него ни горести, ни скорби.
*
Люди, жалкий род! Зачем вы копья точите для взаимного убийства? Довольно! Без тревог блюдите мирно города свои. Жизнь коротка — так надобно уметь ее прожить легко и беззаботно.
*
Мы не должны оплакивать свою участь, если, подобно урожаям, которые следуют друг за другом в беге лет, одно поколение за другим цветет, увядает и отходит. Таков ход природы; и не нам страшиться неизбежности, диктуемой ее законами.
*
Нам надлежало бы собраться и плакать вокруг новорожденного, который идет навстречу стольким бедствиям, и радоваться над тем, кто умер, успокоившись от печалей, и провожать его радостными словами.
*
Но ведь жизнь человека – мученье одно и томительный труд непрестанный. То, другое, что жизни милее земной, черным облаком скрыто от наших очей. И себе же на горе свое бытие.
*
Под сверкающим солнцем любить мы должны, потому что не ведаем жизни иной и не слышим усопших, и сердце свое только сказками праздными тешим.
*
ЗЕНОН КИТТИЙСКИЙ
Безразличное не бывает славным, а смерть бывает славной, значит, смерть не безразлична.
*
Время – это расстояние движения.
*
Зло не может быть славным, а смерть бывает славной, значит, смерть не есть зло.
*
КАРНЕАД
Узнать, что произойдет в будущем, можно, только узнав подготовившие его действующие причины. Так что даже Аполлон не мог бы предсказать, что Эдип убьет своего отца, потому что в природе вещей не было заложено никаких причин, в силу которых он необходимо должен был убить своего отца.
*
КЛЕОМЕН III
Добровольная смерть должна быть не бегством от деяний, но – деянием!
*
Позорно и жить только для себя и умереть ради себя одного.
*
КСЕНОКФАН
Из земли всё возникло и в землю всё обратится, в конце концов…
*
ЛЕОНИД
Прежде чем отправиться обедать в гости к Аиду, нужно хорошо позавтракать на этой земле.
*
ЛУКИАН
Огонь не потухает оттого, что от него зажгут другой.
*
Среди мертвецов всегда равноправие.
*
Что такое люди?» — «Смертные боги» — «А что такое боги?» — «Бессмертные люди»
*
МЕНАНДР
Вот счастье несравненное: уйти из жизни, наглядевшись досыта на дивные стихии. Солнце, милое всему живому! Звезды, реки, неба свод, Огонь! Живет ли человек столетие иль малый срок – он эти знает радости, а ничего святее не увидит он. Мы видим их всегда – живи хоть год, хоть век, – величественней не предстанет зрелища.
*
Время – лучший лекарь неизбежных зол.
*
Живет лишь тот, кто не для себя живет.
*
Жизнь прекрасна, если научиться жить.
*
Пораньше уберешься – унесешь с собой припасы и врагов не наживешь себе. А задержался – все спустил и сделался ты нищим стариком, бредешь, скитаешься, находишь лишь врагов, всем ненавистен ты, и страшной будет смерть твоя не вовремя.
*
Считай, что время нашей жизни – празднество: толпа, базар, играют в кости, кража, крик.
*
Тот, кто потерял любимого человека, не должен впадать в отчаяние. Сильно страдая, он только себя истязает, а покойнику нет от этого никакой пользы. Тот, кто умен, со слезами провожает умершего на кладбище, но, предав его земле, изгоняет из сердца скорбь. Он вспоминает, что и сам смертен, что и ему уготована та же участь.
*
Я держусь такого мнения: счастливейший – кто быстро возвращается, откуда он пришел, кто без страдания увидел все, что есть великолепного: свет солнца, воду, звезды, облака, огонь.
*
ПАРМЕНИД
Всё – в Настоящем!
*
Гаснет рождение, так и смерть пропадает без вести.
*
Не существует, ни прошлого, ни будущего, ведь прошедшее уже не существует, а будущее еще не существует.
*
ПЕРИАНДР
Будь при жизни – восхваляем, после смерти – пусть тебя с благоговеньем вспоминают.
*
Главное в жизни – конец.
*
Что причина всего? – Время.
*
ПИРРОН
Время – благодатно. Будущее – скрыто. Земля – надёжна. Море – ненадёжно.
*
Жизнь ровна, а мир всегда один и тот же. Однако мир больного человека отличается от мира здорового. Во сне мы отличаемся умом от себя бодрствующих. Радость и печаль всё для нас меняют. Молодой человек передвигается в мире, отличающемся от мира пожилого. Смелости известны пути, неведомые робости. Голодный видит мир, незнакомый сытому.
*
Я не спешу умирать, потому что жизнь и смерть – одно и то же.
*
ПИТТАК
Где опасно? – в грядущем; где безопасно? – в прошлом. Что всего благодатней? – спросишь – отвечу: время. Знай: всему свое время, не торопи событий. Что сокрыто от нас? – грядущего проявленья.
*
Неясно одно только будущее – остальное в твоих руках.
*
Опасно знать будущее: прошедшее несомненно, а будущее темно.
*
ПИФАГОР
Беда любая неожиданной не будет. Коль человек умен, судьбу он не осудит. Но от того, что быть не может в нашей власти, мы можем ждать чего угодно: бед, напасти…
*
Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем.
*
Воздух около земли – застойный и нездоровый, и все, что в этом воздухе, – смертно; а высший воздух – вечнодвижущийся, чистый и здоровый, и все. Что там есть, – бессмертно и потому божественно. Человек, состоящий из души и тела, принадлежит обеим сферам.
*
Добро творить уж лучше утром настоящим, чем наступающим же вечером, ведь жизнь
так скоротечна, как светящаяся мысль. Уходит время, улетит ручьем скользящим.
*
Две вещи делают человека богоподобным: жизнь для блага общества и правдивость.
*
Если бы кто родился бессмертным, он не был бы так счастлив, как предполагают многие.
*
Жизнь дается для поиска счастья, но плывем мы сквозь море скорбей в вихре бедствий и в буре ненастья, и твердим себе: – Только успей обрести долгожданную радость, твердый Остров заветный найти… Постигаем же горечь и сладость вечных истин на трудном Пути.
*
Жизнь как театр: на первых рядах люди дурные, чья мысль в кандалах.
*
Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные торговать, а самые счастливые – смотреть.
*
Жизнь человека уподоблена игрищам, куда одни приходят состязаться, другие – торговать, а третьи – смотреть. И эти последние являются самыми счастливыми. Слава и нажива – дело рабское, а истина есть предмет вожделения философов.
*
Кубок жизни был бы сладок до приторности, если бы не падали в него горькие слезы.
*
Не бойся смерти, жизнь – не что иное, как точка круга, что неизмерим, которым бесконечно мы бежим. Где время, там не может быть покоя.
*
Не бойся смерти: она лишь замена формы жизни.
*
Предначертание себе для жизни сделай и до последних дней, минут ему последуй.
*
Про смерть тебя, коль спросят, то ответь: невежество есть истинная смерть.
*
Старайся жизнь вести такую, чтоб сказать мог перед сном: – Я жил. – И так живи опять.
*
Сделай начертание твоей жизни и следуй оному неизменно до последней минуты твоего бытия.
*
Трудно идти по жизни несколькими путями одновременно.
*
Что всех разумнее? Разумнее всех Время. Хранит оно прошедшее, а будущему – семя.
*
Что всех сильнее? Неизбежность, ведь она неколебима, жизни вечная волна.
*
Что легче вынести из тяжестей земных? Все, что естественно в условиях своих.
*
Что неотъемлемей всего? – Надежды свет. Она есть там, где ничего уже и нет.
*
Я знаю, что посмертный суд в действительности происходит, а напоминание о нем полезно для страха перед свершением несправедливых поступков.
*
ПЛАТОН
Во всей трагедии и комедии жизни страдание и удовольствие смешаны друг с другом.
*
Время возникло вместе с небом, дабы, одновременно рожденные, они и распались бы одновременно.
*
Время – некое движущееся подобие вечности.
*
Если иные мужественно встречают смерть, то не из страха ли перед еще большим злом? Стало быть, все, кроме философов, мужественны от боязни, от страха.
*
Есть люди, которым лучше умереть, чем жить, и, размышляя о них, ты будешь озадачен, почему они обязаны ждать, пока их облагодетельствует кто-то другой.
*
Истинные философы много думают о смерти, и никто на свете не боится ее меньше, чем эти люди.
*
Я слышал от одного мудрого человека, что мы всегда мертвы, и что тело – наша могила.
*
ПЛОТИН
Время есть жизнь души, пребывающей в переходном движении от одного жизненного проявления к другому.
*
Время заключается в каждой человеческой душе, и притом время с одинаковыми свойствами.
*
Время есть продукт созерцания, неразрывно связанный с душой, как вечность неразрывно связана с умопостигаемым миром.
*
Время не есть ни движение, ни число или мера движения, ни другие его атрибуты. Время есть инобытие вечности, её подвижный образ или вечная энергия «мировой души».
*
Время не разрывается на части и не делится между отдельными душами подобно тому, как вечность существует неделимо, но в различных проявлениях в вещах одного и того же порядка…
*
Время является измерением длины подобной жизни; эта длина развертывается в бесшумно наступающих изменениях, которые протекают равномерно
*
ПЛУТАРХ
Движение – кладовая жизни.
*
Добровольная смерть должна быть не бегством от деяний, но – деянием.
*
Если заглянуть в будущее, ничто в настоящем не может считаться ни великим, ни малым.
*
Жизнь есть последовательность человеческих дел, большая часть которых имеет предметом добывание и приготовление пищи.
*
Нет ничего постыдного в том, чтобы бежать от гибели, если только не стараешься спасти жизнь бесчестными средствами, равно как нет и ничего хорошего в том, чтобы спокойно встретить смерть, если это сочетается с презрением к жизни. Вот почему Гомер самых неустрашимых и воинственных мужей выводит в бой хорошо и надежно вооруженными, а греческие законодатели карают того, кто бросит свой щит, а не меч или копье, желая этим указать, что каждому (а главе государства или войска – в особенности) надлежит раньше подумать о том, как избежать гибели самому, нежели о том, как погубить врага.
*
Пища нам не только средство к жизни, но и средство к смерти.
*
Позорно и жить только для себя, и умереть ради себя одного.
*
У людей же неразумных и беспамятных все случившееся с ними уплывает вместе с течением времени, и, ничего не удержав, ничего не накопив. Вечно лишенные благ, но полные надежд, они смотрят в будущее, не замечая настоящего
*
Хорошо жить – значит жить общественной жизнью.
*
ПОЛИБИЙ
Будущее всегда кажется лучше настоящего.
*
СЕКСТ ЭМПИРИК
Время лишено частей, но одно в нем – настоящее, другое – прошедшее, третье – будущее. Значит, оно делимо, но делимое измеряется какой-нибудь своей частью (как локоть – пядью, пядь – пальцем). Но ни одной из частей времени нельзя измерить другую, ибо нелепо измерять настоящее прошедшим или будущим. Так что нельзя говорить, что такое-то время существует.
*
Из частей времени прошедшего уже нет, а будущего еще нет. Настоящее же или неделимо, или же делимо, но тогда оно делится либо на несуществующие моменты, то есть не является временем, либо же на существующие, но тогда это не все время. Следовательно, времени не существует.
*
СИМОНИД КЕОССКИЙ
Мало сил есть у людей: и стремленья их тщетны, и краткий их век — только смена трудов и тягот, а смерть нависает над каждым, неизбежна для всех: и этот удел ниспослан равно и лучшим, и тем, кто плох.
*
Умер я — порадуется Феодор; а Феодор помрет, так другие будут рады тому. Все мы у смерти в долгу. Ибо все исчезает в одном устрашающем водовороте: и богатство, и высшие доблести.
*
СОКРАТ
Если бы кто-нибудь должен был взять ту ночь, в которую спал так, что даже не видел сна, сравнить эту ночь с остальными ночами и днями своей жизни и, подумавши, сказать, сколько дней и ночей прожил он в своей жизни лучше и приятнее, чем ту ночь, то, я думаю, не только всякий простой человек, но и сам Великий царь нашел бы, что сосчитать такие дни сравнительно с остальными ничего не стоит. Так если смерть такова, я назову ее приобретением, потому что таким-то образом выходит, что вся жизнь ничем не лучше одной ночи.
*
Избежать смерти нетрудно, гораздо труднее избежать нравственной порчи: она настигает стремительней смерти.
*
И серебро, и пурпурная мантия хороши на сцене, а в жизни они ни к чему.
*
Смерть, на мой взгляд, не что иное, как разделение двух вещей – души и тела, и когда они, таким образом, разделятся, каждая сохраняет почти то же состояние, какое было при жизни человека. Тело сохраняет и природные свойства, и все следы лечения и недугов: например, если кто при жизни был крупный – от природы ли, или от обильной пищи, или от того и другого вместе, – его тело и после смерти останется крупным, если тучный – останется тучным и так дальше. Если кто носил длинные волосы, они будут длинными и у трупа, а если был негодяем, и его драли плетьми, и тело было мечено следами ударов – рубцами от бича или от ран, их можно увидеть и на трупе, эти метки. И если человек при жизни сломал или вывернул руку или ногу, это заметно и на мертвом теле. Одним словом, все или почти все признаки, какие тело приобрело при жизни, заметны некоторое время и после смерти.
*
Смерть – это исцеление.
*
Я выбираю смерть, ибо это как сон, а продолжать жить среди вас и делать вид, что это жизнь — безнравственно… А кто из нас идет на лучшее — это никому не ведомо, кроме бога и философов.
*
Я ем, чтобы жить, когда остальные живут, чтобы есть.
*
Я хочу теперь объяснить вам, почему человек, посвятивший жизнь философии, перед смертью полон бодрости и надежды, что он обретет за могилой величайшие блага. Кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним — умиранием и смертью… Люди, как правило, этого не замечают, но если это все же так, нелегко всю жизнь стремиться только к этому, а потом, когда оно оказывается рядом, негодовать на то, в чем так долго с таким рвением упражнялся… Но людям не понятно и не ясно, в каком смысле желают умереть и заслуживают смерти истинные философы и какой именно смертью. А я хочу это понять сейчас…
*
СОЛОН
Знайте, любой человек измененьям подвержен: период, что измененья несет, я семилетьем зову. Полная смена зубов у ребенка свершится к исходу первой седмицы: она – детства безоблачный сон. А завершеньем второй – возмужанием ранним отметит мальчиков: к зрелости путь будет уже проторен. Третьей седмицы конец обозначится первой бородкой и напряженьем ума ради свершений благих. Тела и духа расцвет наступает к исходу четвертой. В пятой – мужчине пора обзаводиться семьей. А в семилетье шестом – ум вполне созревает и боле не устремляется он к неисполнимым делам. Телом крепки вы еще и в девятой седмице, но разум гаснет: к великим делам он не способен уже. Если же муж досягнул окончанья десятой седмицы, – значит, он к смерти готов, путь завершив на земле.
*
Пока человек не умрет, воздержись называть его блаженным, но лучше удачливым.
*
Помни о смерти: никто избежать не сумет кончины.
*
СОФОКЛ
Не восхваляй его, пока он жив!
*
Время открывает все сокрытое и скрывает все ясное.
*
СТИЛПОН
Глупо из-за мертвых пренебрегать живыми. Крестьянин поступает иначе. Когда какая-то часть дерева засыхает, он не срубает и все остальное, а заботливо выхаживает дерево, стараясь возместить ущерб. Да и мы поступаем так же, когда дело касается нас самих. Было бы смешно, потеряв один глаз, выколоть другой или искалечить вторую ногу, если захромает одна, или, наконец, когда заболит один зуб, выдрать и все остальные. Если бы кто-нибудь в подобных обстоятельствах так рассуждал, он был бы круглым дураком. Если у тебя умрет сын или жена, разве было бы естественным закопать самого себя при жизни, а все оставшееся имущество уничтожить? А если умрет сын или жена кого-нибудь из твоих знакомых, ты станешь, пожалуй, его утешать, несмотря на свое убеждение, что несчастье нужно переносить мужественно, твердо и не слишком принимать к сердцу. Когда же такая беда постигнет тебя самого, ты думаешь, что должен страдать, а не спокойно нести свое горе. Если же дело касается другого, то его ты станешь убеждать проявлять выдержку, как в несчастье, так и в бедности, не выходить из себя и не считать жизнь невыносимой. Явному злу ты противопоставишь явное зло и станешь доказывать: раз друг родился, значит, он должен и умереть. Ты считаешь, что его смерть тебя обездолила, но забываешь, что его жизнь тебя обогащала. Ты считаешь себя несчастным, потому что, умерев, он больше не будет приносить тебе пользы, но забываешь, что был счастливым, когда живой он помогал тебе.
*
ТЕОФРАСТ
В жизни больше пустого, чем полезного.
*
Время – самое драгоценное из всех средств.
*
Едва начав жить, мы умираем; поэтому нет ничего бесполезнее, чем погоня за славой.
*
Природа поступила необдуманно, подарив долгую жизнь воронам и оленям, которая им совсем не нужна, а человеку – такую короткую, хотя она ему нужна очень.
*
Самая большая трата, какую только можно сделать, это трата времени.
*
ФАЛЕС
Быстрее всего Мысль, мудрее всего Время, общее для всех – Надежда, сильнее всего Необходимость, ибо она властвует над всеми.
*
Время всего разумней: одно оно уже открыло, а другое ещё откроет.
*
Время мудрее всего, ибо тайное делает явным.
*
Лучшая жизнь та, когда мы не делаем того, что осуждаем в других.
*
Мудрее всего время, ибо оно раскрывает все.
*
Оттого, что нет никакой разницы между смертью и жизнью, не следует спешить умирать.
*
ФЕМИСТИЙ
Кронос, пожирающий своих детей, это Время, к которому принадлежит все живое на свете, и мы с тобой тоже, оно старше всего остального ив своем непрерывном течении уничтожает все, что было им порождено. Ему не подвластно единственное – Слово, которое не страдает от времени и делает исчезнувшее достоянием памяти.
*
ФЕОГНИД
Вот что, однако, сбивает людей: человеку не тотчас Боги блаженные мстят за прегрешенья его.
Правда, бывает, и сам не поплатится тяжко за грех свой, и наказанье не ждет милых потомков его, но иногда беспощадная смерть, приносящая гибель, веки смыкает ему раньше, чем кара придет.
*
ФЕРЕКИД
Кто не ценит жизни, тот ее и не заслуживает.
*
ФОКИОН
Если лев мертв сегодня, то он будет мертв и завтра, и даже послезавтра. Зачем спешить смотреть на него!
*
ФИЛОСТРАТ ФЛАВИЙ (СТАРШИЙ)
Все стирается временем, но само время пребывает благодаря памяти нестареющим и неуничтожимым.
*
Человек огорчается, когда что-то теряет, например, богатство, и остается равнодушен к тому, что безвозвратно растрачивает свое время, отпущенное на его жизнь. А со временем нельзя быть расточительным — надо быть скупым и экономным, ибо из нашего времени соткана наша жизнь.
*
ФУКИДИД
Будущее исполнено неопределенности, но эта обманчивость будущего является величайшим благом.
*
При жизни доблестные люди возбуждают зависть, мертвым же, им воздают почет без зависти.
*
ХИЛОН
Дорожи временем.
*
Знай — всему время.
*
О покойнике следует говорить или хорошо, или ничего, но не говорить дурного.
*
Пламя светильника не вечно и не всесильно, светильник когда-нибудь погаснет.
*
ЭМПЕДОКЛ
Наши граждане едят так, словно завтра умрут, а дома строят так, словно будут жить вечно.
*
Только малую часть узрев человеческой жизни, быстрою смертью, как дыма струя, разметаются люди, только то и узнав, что каждому встретить случилось в суетной жизни стезе; а всякий мнит целое ведать!
*
ЭПАМИНОНД
Пышность погребальных обрядов не столько увековечивает достоинства мертвых, сколько ублажает тщеславие живых родственников.
*
Смерти не бойся, ведь она есть только перемена жилища.
*
ЭПИКТЕТ
Да, я должен умереть. Если сейчас же, то я умираю, а если через некоторое время, то лучше я сейчас позавтракаю, поскольку настал час завтрака, а в назначенное время я умру, как подобает «возвращающему чужое».
*
Если хочешь жить, не зная печали, считай будущее прошедшим.
*
Жизнь короткую, но честную всегда предпочитай жизни долгой, но позорной.
*
Жизнь полна случайностей, похожа на разлившуюся от дождей реку – бурна, полна тины, непереходима, бешена, шумна и скоропреходяща.
*
Закон жизни – делать то, что соответственно природе.
*
Избирай себе лучшую жизнь – привычка сделает тебе ее приятною.
*
Как устроить свою жизнь хорошо? Получше устраивать то, что зависит от нас, а всем остальным пользоваться так, как дано природой.
*
Лаская своего ребенка, следует сказать самому себе: «Быть может, завтра он умрет». – «Но ведь так можно накликать беду!». – «Ничего подобного, – это обозначение одного из действий природы; иначе и слова: «Колосья пожинаются» – также являлись бы накликанием беды».
*
Лучше жить с одним человеком высокой души и быть спокойным и независимым, нежели вести жалкую жизнь в обществе многих.
*
Молодой, умирая, ропщет на богов за то, что умирает в цвете лет; старик – за то, что томится, когда ему пора на покой. И все же, когда смерть встанет с ним лицом к лицу, его охватывает жажда жизни, он посылает за врачом и просит его употребить все силы, все искусство, чтобы поставить его на ноги. Удивительные создания эти люди – не хотят ни жить, ни умирать!
*
Начинать жизнь надо с теории, где легче, потом таким путем придти к более трудному – к жизни, так как в жизненной действительности много всего отвлекающего.
*
Не вещи смущают людей, но их мнение о вещах. В смерти, например, нет ничего страшного. Страшно мнение, потому что оно представляет смерть страшною.
*
Не на одном якоре стоит корабль, не на одной только надежде покоится жизнь.
*
От уз телесных природа освобождает смертью, как от бедности – богатством, но от уз духовных одною добродетелью - знанием, учением и трудом.
*
Спроси меня: «Что тебе предпочтительней – смерть или жизнь?». Я отвечу: «Жизнь». Спроси меня: «Что тебе предпочтительней – страдание или удовольствие?». Я отвечу: «Удовольствие».
*
Страшное не смерть и не страдание, а страх перед смертью или страданием.
*
Человек получил от бога жизнь и должен возвратить ее спокойно, сообразовав свою волю с ходом вещей.
*
ЭПИКУР
Большинство людей то бегут смерти как величайшего из зол, то жаждут ее как отдохновения от зол жизни. А мудрец не уклоняется от жизни и не боится не-жизни, потому что жизнь ему не мешает, а не-жизнь не кажется злом.
*
Взирай на конец своей жизни.
*
Все естественное добыть для жизни не трудно, только бесполезное оказывается дорогим.
*
Если умер хороший человек, для него это будет избавлением. Смерть плохого человека будет избавлением от него других.
*
Жизнь гораздо короче, чем мы можем себе представить.
*
Живи незаметно!
*
Жить в нужде плохо, но только нет нужды жить в нужде.
*
Жить можно с ощущением счастья, даже приспосабливаясь к собственным страданиям.
*
Иные всю жизнь готовят себе средства к жизни.
*
Каждый уходит из жизни так, словно только что вошел.
*
Кто знает пределы жизни, тот знает, как легко избыть боль от недостатка, сделав этим жизнь совершенною; поэтому он вовсе не нуждается в действиях, влекущих за собою борьбу.
*
Кто советует юноше хорошо жить, а старцу хорошо кончить жизнь, тот неразумен не только потому, что жизнь ему мила, но еще и потому, что умение хорошо жить и хорошо умереть это одна и та же наука. Но еще хуже тот, кто сказал: хорошо не родиться.
*
Мудрец не уклоняется от жизни, но и не боится не-жизни, потому что жизнь ему не мешает, а не-жизнь не представляется каким-нибудь злом. Как пищу выбирает он вовсе не более обильную, но самую приятную, так и временем он наслаждается не самым долгим, но самым приятным.
*
Некоторые хотят стать знаменитыми и быть на виду у людей, надеясь этим приобрести безопасность от людей. Если жизнь их действительно безопасна, значит, они достигли естественного блага; если не безопасна – значит, они так и не достигли того, к чему по природному побуждению стремились с самого начала.
*
Нельзя жить сладко, не живя разумно, хорошо и праведно, и нельзя жить разумно, хорошо и праведно, не живя сладко: ведь все добродетели сродни сладкой жизни и сладкая жизнь неотделима от них.
*
Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо; и наоборот, — нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно.
*
Нельзя получить от бесконечной жизни больше наслаждения, чем от того времени, которое мы представляем конечным.
*
Ничего нет страшного в жизни тому, кто по-настоящему понял, что нет ничего страшного в не-жизни.
*
Нужно держать в виду действительную цель жизни и полную очевидность, по которой мерятся мнения, – иначе все будет полно сомнения и беспорядка.
*
Нужно помнить, что будущее – не совсем наше и не совсем не наше, чтобы не ожидать, что оно непременно наступит, и не отчаиваться; что оно совсем не наступит.
*
Пока мы существуем, смерти нет, а когда существует смерть, тогда нас нет.
*
Привыкай думать, что смерть для нас – ничто: ведь все и хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений. Поэтому если держаться правильного знания, что смерть для нас – ничто, то смертность жизни станет для нас отрадна: не оттого, что к ней прибавится бесконечность времени, а оттого, что от нее отнимется жажда бессмертия. Поэтому ничего нет страшного в жизни тому, кто по-настоящему понял, что нет ничего страшного в не-жизни. Поэтому глуп, кто говорит, что боится смерти не потому, что она причинит страдания, когда придет; а потому, что она причинит страдания тем, что придет; что и присутствием своим не беспокоит, о том вовсе напрасно горевать заранее. Стало быть, самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют.
*
Смерть для нас ничто: что разложилось, то нечувствительно, а что нечувствительно, то для нас ничто.
*
Смерть не имеет к нам никакого отношения, ибо она есть отсутствие ощущений — а все хорошее и плохое заключено в ощущениях. И не сама смерть причиняет страдания, а сознание того, что она придет, ее тревожное ожидание. Но если она сама по себе не страшна, почему же должна быть страшна мысль о ее приходе?
*
Умение хорошо жить и хорошо умереть – это одна и та же наука.
*
Я живу счастливо, наслаждаясь всем тем, что у меня есть и доступно моим чувствам.
*
ЭПИМЕНИД
В человеке мир, наконец, обретает долгожданную смерть. Смерть — дар богов миру.
*
Этот мир кажется таким твердым для того, чтобы легче было цепляться.
*
ЭПИХАРМ
Жизни ничтожную часть успеваем прожить.
*
Мертвым быть — ничуть не страшно, умирать — куда страшней.
*
Комментарии закрыты.