ВОСПИТАНИЕ МУДРОСТЬЮ
VIII. ВОСПИТАНИЕ МУДРОСТЬЮ.
АНАХАРСИС
Тот пребывает в блаженном состоянии, кто привык усмирять руки, чрево и свой язык. Так что, язык, чрево и похоти – обуздывай!
*
АНТИГОН
Всё к лучшему, даже если ты заболел – болезнь напоминает, чтобы мы не впадали в гордыню, ибо и мы тоже смертны».
*
АНТИСФЕН
Добродетели можно научить.
*
Добродетель и есть подлинно человеческое поведение: люди смогут достичь настоящей свободы, следуя только своим естественным потребностям, отвергнув все лишнее.
*
Добродетель – оружие, которое нельзя отнять.
*
Добродетель проявляется в делах и поступках и не нуждается ни в многословии, ни в науках.
*
Лучше с немногими добродетельными сражаться против всех дурных, чем со многими дурными против немногих честных.
*
Самая красивая и почетная награда та, которую мы получаем в результате воспитания и образования.
*
Следует укреплять тело гимнастическими упражнениями, а душу – образованием и воспитанием.
*
Тем, кто хочет спастись, нужны или истинные друзья, или заклятые враги; первые образумливают ошибающихся, вторые – своей бранью отвращают их от ошибок.
*
Узнай от сведущих людей, какие в тебе есть пороки, чтобы от них скорее избавляться.
*
АРИСТОН
Добродетелей не много – она одна, и зависит добродетель от того, к чему она применяется.
*
Добродетель – высшее и единственное благо, всё остальное безразлично.
*
АРИСТОТЕЛЬ
Вопреки мнению некоторых, не разум – начало и руководитель добродетели, а, скорее, движения чувств.
*
Воспитание есть в счастье украшением, а в несчастье прибежищем.
*
В воспитании первую роль должно играть прекрасное, а не дико-животное.
*
Добродетель есть некая середина между противоположными страстями. Оттого и трудно быть достойным человеком, ведь в любом деле трудно держаться середины.
*
Добродетель есть преднамеренное сознательно приобретенное качество души, состоящее в субъективной середине и определенное разумом, причем определенное так, как бы ее определил благоразумный человек, середина двух зол – избытка и недостатка.
*
Добродетель мы обретаем, прежде что-нибудь осуществив, так же как и в других искусствах. Строя дома, становятся зодчими, а играя на кифаре – кифаристами. Именно так, совершая правые поступки, мы делаемся правосудными, поступая благоразумно – благоразумными, действуя мужественно – мужественными. Короче говоря, повторение одинаковых поступков порождает соответствующие нравственные устои.
*
Кто не принимает во внимание ничье мнение, тот бесстыжий, кто принимает к сердцу все мнения без разбора, тот робок.
*
Лакедемоняне, вопреки своим древним обычаям, слишком сильно налегают на тяжелые физические упражнения, обращая детей в зверей и думая, что таким путем лучше всего можно развить в них мужество. В этом они, конечно, ошибаются. Физическим и притом тяжелым трудом нельзя развить храбрость. Наблюдения над животными показывают, что храбрость свойственна как раз животным, отличающимся кротким нравом. Да и племена людей, склонные к убийству и людоедству, каковы ахейцы и гениохи и прочие разбойничьи племена, отнюдь не отличаются храбростью. Сами спартанцы, ревностно занимаясь тяжелыми упражнениями, превосходили всех прочих греков только потому, что эти упражнения находились у греков в пренебрежении. Теперь же их превосходят те, кто в гимнастике ценит не труд и упражнения сами по себе, но прекрасное.
*
Молодых людей следует воспитывать не для забавы. Кроме того, если это позволено взрослым, то это еще не значит, что мальчикам нужно давать подобные же советы. Затем, простая забава и удовольствие могли бы получиться и тогда, когда дети вовсе не обучались бы музыке, а только слушали, как играют другие, подобно персидским и индийским царям. Если мы обучаем детей также и музыкальному исполнению, а не только слушанию, то ясно, что цель музыкального воспитания – не есть забава и удовольствие просто, хотя значение музыки в этом смысле и не может подлежать никакому сомнению.
*
Не это важно, что ты родом из большого города, а то важно, достоин ли ты этого большого города.
*
Совершать проступок можно по-разному, между тем как поступать правильно можно только одним-единственным способом (недаром первое легко, а второе трудно, ведь легко промахнуться, трудно попасть в цель).
*
Те люди, которые при воспитании храбрости в детях допускают чрезмерную ретивость, которые оставляют невоспитанными по части всего того, что им необходимо для жизни, делают из детей, по всей справедливости, ремесленников. Они делают детей полезными только для разрешения одной из задач, связанных с ролью человека в государстве, но и в этом отношении, как показывают наши соображения, они поступают хуже других.
*
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители, которым дети обязаны лишь рождением: одни дарят нам только жизнь, а другие – добрую жизнь.
*
АРКЕСИЛАЙ
Из мужчины можно стать евнухом, а из евнуха мужчиной нельзя.
*
АРХИТ
Добродетели, которые пользуются рассуждениями и доказательствами, надлежит называть знаниями, название же добродетелей прилагать к моральному и лучшему качеству лишенной разума части души, сообразно которому мы именуемся теми или иными в моральном отношении, как то: благородными, справедливыми и воздержанными.
*
Мы родились не только для себя, но для родителей, для родины и друзей, так что лично для себя остается незначительная часть.
*
АФИНОДОР
Моли богов лишь о том, о чем можно молить во всеуслышанье.
*
БАБРИЙ
Гнев порабощает и унижает даже достойнейшего человека.
*
Кто малое да верное готов бросить, гонясь за ненадёжным, тот живёт глупо.
*
БИАНТ
Безрассудства не одобряй любого.
*
Коли ты красив в зеркалах, – поступки совершай прекрасные; коль уродлив, – озари свой лик красотой духовной.
*
Опасайся дурнем прослыть и злыднем.
*
Приближай лишь тех, кто здоров рассудком.
*
Убежденьем действуй, а не нажимом.
*
Чувство меры выльется в осторожность.
*
БИОН
Если человек рвет в отчаянье волосы на голове, это ещё не значит, что плешь облегчит его скорбь.
*
Когда поступаешь разумно, все кажется простым и легким, а неразумно – все кажется тяжелым
*
Разум настолько отличается от остальных добродетелей, насколько зрение превосходит остальные наши чувства.
*
Самомнение – помеха успеху, камень преткновения на пути к продвижению.
*
Слава – мать всех огорчений.
*
ГЕРАКЛИТ
Если бы желания всех людей сбылись, людям не стало бы лучше.
*
Противоречивость сближает, разнообразие порождает прекраснейшую гармонию, и всё через распрю создается.
*
Пуще пожара – завышенное мнение о себе и своеволие. Гаси скорее!
*
Свиньи грязью наслаждаются больше, чем чистой водой.
*
ГЕСИОД
Не уподобляться ястребу, нападающему на соловья, а слушаться голоса справедливости, навсегда забыть насилие и прежде всего, работать, чтобы освободить безрассудное сердце от зависти на чужое добро.
*
ГИЕРОН
Одинаково дурно делает и тот, кто разглашает тайну, и тот, кто его слушает, потому что нам ненавистен не только тот, кто говорит, но и тот, кто слышит то, что нам неугодно.
*
ГОРГИЙ
Славой служит городу смелость, телу – красота, духу – разумность, речи приводимой – правдивость; все обратное этому – лишь бесславие.
*
Соответственно каждому из занятий и возрастов в отношении к каждому делу для каждого из нас есть особая добродетель. То же самое можно сказать и о пороке.
*
Страх разумные мысли и заглушают и изгоняют. Многие от него напрасно страдали, ужасно хворали и безнадежно разум теряли: так образ того, что глаза видели, четко отпечатлевался в сознании.
*
ДЕМЕТРИЙ ФАЛЕРСКИЙ
Статуи добродетельного человека можно повергнуть наземь, пусть, но не саму добродетель, их заслужившую!
*
ДЕМОКРИТ
Воздерживайся от проступков не в силу страха, а из чувства долга.
*
Враг не тот, кто причиняет обиды, а тот, кто хочет их причинить.
*
Глупцы желают долгой жизни, не испытывая радости от долгой жизни.
*
Духовные наслаждения следует предпочитать телесным.
*
Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным.
*
Жить дурно, невоздержанно, неразумно и нечестиво – одна и та же суть, означает не плохо жить, а медленно умирать.
*
И хороший кормчий иногда терпит кораблекрушение, и доблестный муж иногда терпит неудачу.
*
Не относись ко всем с недоверием, но будь со всеми осторожен и тверд.
*
Несвоевременные удовольствия порождают неудовольствия.
*
Не следует считать приятным ничего того, что не соответствует душевному складу.
*
Очень важно сохранять во время несчастий правильный образ мыслей.
*
Причина ошибок – незнание лучшего.
*
Сдерживай неумеренные душевные движения: гнев, отчаяние, уныние, страсть.
*
Следует стремиться не ко всякой радости, а лишь к той, которая связана с прекрасным.
*
Совершающий несправедливость несчастнее несправедливо страдающего.
*
Сравнивай свою жизнь не с теми, кто живет лучше тебя, а с теми, кто живет хуже тебя. Такой образ жизни поможет избежать зависти, соперничества, вражды.
*
Тот, кто предпочитает духовные блага, тот избирает божественное; тот, кто предпочитает телесные блага, тот избирает человеческие.
*
Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других.
*
ДЕМОНАКТ
К тому, кто тебя бранит, относись с большим уважением, чем к тем, кто тебя похваливает.
*
Мы настолько приближаемся к добродетели, насколько отходим от наслаждений.
*
Пользуйся чаще ушами, чем языком.
*
ДЕМОСФЕН
Наилучшее следует предпочитать приятному, если нельзя иметь сразу того и другого.
*
ДИОГЕН СИНОПСКИЙ
Для хорошего настроения следует причинять муки своим завистникам.
*
Обычные трудности можно преодолеть по большей части силой мускулов, а наслаждение действует через любое чувство, которое присуще человеку; трудностям надо глядеть прямо в лицо и вступать с ними врукопашную, а от наслаждения следует бежать как можно дальше и не общаться с ним, разве что в случаях крайней необходимости. И поэтому самым сильным человеком поистине является тот, кто сумеет убежать от наслаждения дальше всех, ибо невозможно пребывать в общении с наслаждением или даже хотя бы мимолетно встречаться с ним и не попасть полностью в его власть. Когда же оно завладевает душой и опутывает ее своими чарами, тогда-то и происходит то, что случилось в жилище Кирки: оно легонько ударяет человека своим жезлом, загоняет его в свиной хлев, и с этой поры он уже не человек, а свинья или волк; от наслаждения рождаются также и всевозможные ядовитые змеи, и всякие прочие пресмыкающиеся; они поклоняются наслаждению, ползают у его дверей, жаждут его, служат ему, терпят при этом бесчисленные муки — и все напрасно, ибо наслаждение, победив их и завладев ими, насылает на них бедствия, отвратительные и тяжкие.
*
Порицание есть благо, исходящее от других.
*
Упражнение облегчает достижение добродетели: так, мы видим, что в ремеслах и других занятиях мастера не случайно добиваются ловкости рук долгим опытом; среди певцов и борцов один превосходит другого именно благодаря своему непрестанному труду; а если бы они перенесли свою заботу также и на собственную душу, такой труд был бы и полезным и ценным.
*
Чтобы приучить себя к отказам, проси подаяния у статуи.
*
Чтобы стать знаменитым, надо совсем не думать о славе.
*
ЕВБУЛИД
Если лжец говорит «я лгу», значит, он лжет, значит, он говорит правду (не доверяй лжецу).
*
Потеряв один волос, ты еще не становишься лысым; потеряв второй волос – тоже (всегда надейся на лучшее).
*
Чего ты не терял, то ты имеешь (ищи – и найдешь).
*
ЕВДАМИД
Если ты занят поисками добродетели, то должны быть уверен в том, что воспользуешься ею, как только найдешь, что ищешь.
*
ЕВРИПИД
*
Дается совесть добрым воспитаньем; стыдится муж, постигший добродетель, стать негодяем.
*
Доблесть не умирает с героем, а переживает его.
*
Как нельзя порицать за невольный проступок, так нельзя и хвалить за вынужденное благодеяние.
*
Когда двое говорят и один из них сердится — тот, кто уступает,— умнее.
*
Лишь ласковый имеет дар пленять.
*
От дара подлых рук добра не жди.
*
Терпи, как подобает мужу, и не трепещи.
*
ЗАЛЕВК
Пусть лица дурного поведения носят дорогие тонкие ткани и золотые украшения , – чтобы все видели, с кем имеют дело.
*
ЗЕНОН КИТИЙСКИЙ
Добро можно отдавать малыми частями, но оно от этого не умалится.
*
Обладает добродетелью лишь тот, кто постоянно ею пользуется.
*
Сама природа ведет нас к добродетели.
*
ЗЕНОН ТАРСИЙСКИЙ
Уже одно притворство в добродетели незаметно производит стремление и привычку к ней.
*
ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ
Когда хочешь посоветоваться с кем-нибудь о своем деле, обрати, прежде всего, внимание на то, как он устраивает свои собственные дела.
*
Легче окунуть в воду мех, наполненный воздухом, чем заставить силой какого-либо хорошего человека совершить что-либо вопреки его воле.
*
Притворяясь, что не слышу хулы, я не замечу и похвалы.
*
ИСОКРАТ
Будь доволен тем, что есть, однако стремись к лучшему.
*
Доверенные тебе тайны храни с большею тщательностью, нежели порученное тебе имущество, так как честные люди должны являться людьми, имеющими характер надежнее самой клятвы.
*
Не делай частых и долгих посещений к одним и тем же лицам: ведь от всего бывает пресыщение.
*
Не думай, что, сделавши что-либо нехорошее, ты можешь скрыться, так как, скрывшись от других, ты не скроешься от своей совести.
*
Никого не попрекай неудачей, ибо судьба распоряжается всеми, и будущее неизвестно.
*
Обдумывай решения медленно, приводи их в исполнение быстро.
*
Прекращай занятия, оставаясь в состоянии еще заниматься.
*
Хорошо воспитанный человек не тот, кто выделяется в каком-либо искусстве или в какой-нибудь отдельной науке, а тот, кто обладает правильным суждением, стойкой душой, полной самообладания.
*
КАРНЕАД
Может ли добропорядочный человек молчать, если видит, как некто, чья смерть ему выгодна, садится на пень, под которым скрывается ядовитая змея?
*
КЛЕАНФ
Однажды обретенную добродетель нельзя утратить.
*
КЛЕОБУЛ
Больше слушай, меньше говори.
*
Будь миротворцем: дразнить опасайся богиню раздора.
*
В детстве будь благовоспитанным, в отрочестве – самообладающим, в цветущие годы – справедливым, в старости – советующим мудро, на смертном ложе – беспечальным.
*
В золотой середине обретешь счастье и покой.
*
Властвуй над наслаждением.
*
В счастье не возносись, в несчастье не унижайся. Превратности судьбы умей выносить с благородством
*
Дай – если просят – совет, но лишь тот, что венчается пользой.
*
Если у тебя есть враг, пожелай ему полноты счастья, наслаждений, блеска… И ты увидишь вскоре, как ему будет некогда быть твоим врагом.
*
Знанья приносят почет, а невежество терпит насмешки.
*
Камень служит оселком для испытания золота, а золото – для проверки людей.
*
Меру во всем соблюдай, и себя не придется стыдиться.
*
Не будь легковерен к речам ближних.
*
Не обижай обижаемого — наживешь клятого врага.
*
Не потакай остряку, что сограждан насмешками ранит – станешь заклятым врагом всем, кто от них пострадал.
*
Пестуя тело свое, позаботься о здравии духа.
*
Силой ничего не верши. Силу лишь там применяй, где бессильны терпенье и мудрость.
*
Старайся иметь одни добрые мысли.
*
Страсти сумей обуздать, чтоб они тебя не обуздали.
*
Стремись к знанию, беги от незнания.
*
Убегай от неправды и вражды.
*
Укороти свой язык, чтоб тебя не поймали на слове.
*
Умный внимает речам, а глупец болтовней развлекает; слушать других научись, а не себя самого.
*
Что сам ненавидишь, не пожелай другому.
*
Язык держи в благоречии.
*
КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
Истинное благо заключается не в удовольствии, а в знании, ибо им руководствуясь, мы способны избрать одни удовольствия, а другие отвернуть
*
Не природа, а образование способствует воспитанию в нас всего доброго и прекрасного, подобно тому, как обучение создает врачей и моряков. Все мы видим виноградную лозу или лошадь. Но только садовод может сказать, плодородна ли она и какого сорта, и только коновод сразу отличит лошадь вялую от резвой. Лучшие результаты в некоторых областях знания достигаются лишь людьми, которые от природы одарены лучшими способностями. И хотя это обстоятельство доказывает с несомненностью большую предрасположенность к добру одних, нежели других, отсюда не следует, что более совершенное приближение к истине обусловлено лишь природою таких людей. Ведь известны случаи, когда люди, не очень одаренные от природы, достигали величайшего совершенства, и напротив, щедро одаренные природой, в силу небрежения и плохого воспитания, становились негодными. Изначально мы созданы Богом как существа социальные и склонные к добродетели.
*
Правильное обучение и воспитание пробуждает в человеке хорошие природные задатки. А уже имеющие их становятся в результате такого воспитания еще лучше и в силах передать это своему потомству, как это свойственно и другим живым существам.
*
Рабская погоня за наслаждениями является свободой не более чем горькое – сладким.
*
Самоконтроль, согласно воззрениям эллинских философов, есть скорее преодоление желания, нежели служение ему, с учетом практической пользы. Мы полагаем, что воздержание должно состоять в умении добиваться контроля над желаниями. Проблема ведь не в том, чтобы научиться не испытывать желания или все время держать их под контролем, но в том, чтобы уметь управлять ими силою воли.
Никто не желает лишиться благ по своей воле, однако такое случается с теми, кто становится обольстителям под влиянием обмана или уступив лести, или не сумев противостоять наглости, или по маловерию своему. Дающие себя убедить по своей воле введены в заблуждение.
Люди часто становятся жертвами заблуждения или увлекаемые сладострастием, или одолеваемые страхом. Все эти уловки играют на человеческом безволии. Истинное же знание ни одной из этих превратностей не подвержено.
*
КЛИНИЙ
Ведь нет ничего бесчестного в познании плохого; наоборот, случается, что это служит к исцелению, если принимается благосклонно и без зависти.
*
КРИТИЙ
Больше хороших людей благодаря воспитанию, чем от природы.
*
КСЕНОКРАТ
Говорить дважды об одном и том же, конечно, можно, только это будет выглядеть, как если бы мы пришли к человеку, только что хорошо отобедавшему, и попросили его отобедать с тем же аппетитом во второй раз!
*
Жалеть о сказанном мне приходилось, о несказанном — никогда.
*
ЛИКОН
Кто впадает в ошибки, тот перебивает себе рассуждение, словно мерят прямое кривою мерою или судят о лице по отражению в зыбкой воде или в кривом зеркале.
*
Кто слишком поздно раскаивается, что не учился вовремя, и мечтает об учении, должны обвинять сами себя, бессильной мечтой обличая раскаянье в неисправимой праздности.
*
Мальчиков нужно направлять к цели честолюбием и стыдом, как коней – шпорами и уздой.
*
ЛИКУРГ
Воспитание гораздо важнее тех качеств, которые дала человеку сама природа.
*
Если мы не станем упражнять постоянно себя в благоразумии и бескорыстии, в течение всей жизни не будем учиться доблести и отваге, ни одному роду знатность не принесет никакой пользы!
*
Молодые девушки обязаны наравне с мужчинами быстро бегать, выполнять гимнастические упражнения и уметь обращаться с конем и боевым оружием. Это нужно для укрепления тела и во имя деторождения, ибо дети крепятся телом.
*
Обычаи и порядки, которые с собой приносят иноземцы, развращают, поскольку наши граждане быстро перенимают от них только плохое, а сами иноземцы учатся хорошему от нас, чтобы потом противостоять нам нашим же оружием.
*
Пусть граждане едят на виду друг у друга простую пищу, а не объедаются бездумно дома. Так будет лучше всем!
*
Следует заботиться о своих прическах: прическа делает красивых еще красивее, а некрасивых еще страшнее врагам.
*
ЛИСИС
Научись властвовать над собой, над своими страстями – это не однажды поможет в жизни.
*
ЛУКИАН
Если ты тайну узнал, запечатай молчанием губы, ибо сокровищ важней речи иные беречь.
*
Кормилицы говорят о своих питомцах, что надо их посылать в школу: если они и не смогут научиться там чему-нибудь доброму, то, во всяком случае, находясь в школе, не будут делать ничего плохого.
*
Нам кажется недостаточным оставить тело и душу детей в таком состоянии, в каком они даны природой, — мы заботимся об их воспитании и обучении, чтобы хорошее стало много лучшим, а плохое изменилось и стало хорошим.
*
Похвала приятна только тому, кого хвалят, остальным же она надоедает.
*
Преуспевающий человек никогда не должен думать, что его любят за его собственные качества.
*
Сама забота не без отрады, так как доставляет некоторое занятие. Что бы мы делали, не имея никого, о ком позаботиться?
*
МЕНАНДР
Благодарность приятна вовремя.
*
Добро говорящему ничего враждебного слову его не предпринимай.
*
Коль нужен ты другим, ты жив воистину.
*
Кто благороден и обучен доброму, с подлыми не должен распускать язык.
*
Кто на многое отваживается, тот неизбежно во многом и ошибается.
*
Кто не умеет беречь малое, теряет и великое.
*
Мудрое слово способно врачевать печаль.
*
Мы все умны, когда дело идет о том, чтобы давать советы, но когда надо избегать промахов, мы не более как дети.
*
Не во всем и не всем нужно верить.
*
Не только наказаньем воспитывай дитя, но ещё мудрым словом убежденья.
*
Никогда не помни прежних обид, со временем всякая правда обнаружится.
*
Человек, в котором разум есть, не должен впадать в отчаянье: усердьем и трудом всего решительно достигнуть можно.
МЕНЕДЕМ
Высшее благо – иметь все, чего желаешь, но гораздо выше – желать того, что тебе и вправду нужно.
*
Если польза и благо – вещи разные, стало быть, польза не есть благо.
*
Если празднества – благо, то праздновать надо ежедневно; если нет, то не надо и сегодня.
*
МЕТРОДОР
Подлинные блага – это не те, которые всех прельщают, а те, которые составляют мудрость и добродетель. В жизни смертного только они бессмертны.
*
Помни, что, будучи смертным по природе и получив ограниченное время жизни, ты восшел, благодаря размышлениям о природе, до бесконечности и вечности и узрел то, что есть и что будет, и то, что минуло.
*
Только умный и умеет благодарить.
*
МЕТРОКЛ
Вещи покупаются или ценою денег, например дом, или ценою времени и забот, например, воспитание.
*
МИСОН
Если ты смеёшься в одиночестве, смейся как раз над тем, что смеешься в одиночестве!
*
ПАРМЕНИД
Не болтай праздно языком.
*
Не вслушивайся в бессмысленные речи.
*
ПЕРИАНДР
Бойся выбалтывать доверенную тайну.
*
Все действия, что наметил, долго обдумывай заранее, ибо здравый смысл — это самое великое;
*
В усердии — все.
*
Имей чистую совесть — будешь свободен в делах и помыслах.
*
Любую ошибку можно исправить, было бы желание.
*
Наслаждение бренно – честь бессмертна.
*
Не получается сразу — трудись в упражнениях, дождись благоприятного момента.
*
Помни, что все наслаждения смертны, а наши добродетели бессмертны;
*
Сговора держись.
*
Сластолюбие, похоть бренны; бессмертна добродетель.
*
Следует наказывать не только за поступок, но и за намерения.
*
Ссор не дли, ищи возможность примирения.
*
Чтоб враги не предавались ликованью, бед своих не выставляй на обозренье.
*
Что обещал, исполняй.
*
ПИНДАР
Лучший целитель – доброе веселье.
*
Стань тем, кто ты есть, узнав это.
*
ПИРРОН
Всякому положению можно противопоставить другое, равное ему; вследствие этого мы приходим к необходимости отказаться от всяких утверждений.
*
Истинно ничто не существует, а людские поступки руководятся лишь законом и обычаем, – ибо ничто не есть в большей степени одно, чем другое.
*
Ничто не слишком.
*
Обещание – проклятье, стоящее у тебя за плечом.
*
Поведение есть выбор жизненного пути или какой-нибудь вещи, принимаемых одним или многими.
*
Полезное делается вредным в зависимости от неумеренного по величине употребления, и то, что кажется вредным, если его взять чрезмерно, не вредит в маленьких размерах.
*
Учись быть добрым.
*
ПИТТАК
В благочестии упражняйся.
*
Взятое в залог возвращай.
*
Добродетель есть главная цель человеческих устремлений.
*
Доверенное возвращай.
*
Знай всему пору.
*
Истинно добрым трудно стать.
*
Лучше ближним простить обиду, чем бредить местью.
*
Лучше сейчас простить, чем потом каяться.
*
Научишься повиноваться, научишься повелевать.
*
Не злословь ни о друге, ни даже о враге.
*
Неудачей не кори – бойся себе того же.
*
Неудачей себя не кори – во второй раз справишься.
*
Познай надлежащий час.
*
Самого дельного из всех человека не сыскать даже с пристрастием.
*
Труднее всего быть добрым и зла не помнить.
*
Храни правду, верность, опытность, ловкость, товарищество, усердие.
*
Что бы ты не задумал, помни: всему есть мера.
*
Что возмущает тебя в ближнем – того не делай сам.
*
Что лучше всего? – Хорошо делать, что делаешь!
*
Что твое – тем владей, чужого желать не стоит.
*
У всякого своя напасть.
*
Умеренность люби, пользуйся мерой.
*
ПИФАГОР
Беда любая неожиданной не будет, коль человек умен, судьбу он не осудит. Но от того, что быть не может в нашей власти, мы можем ждать чего угодно: бед, напасти…
*
Больше примечай, не гонись за чудом.
*
Будем относиться благоразумно и справедливо ко всем, не только к благоразумным и справедливым, и не будем честными с честными и злыми со злыми.
*
Будь верен своему слову в разговоре, не доверяй все языку.
*
Будь одинаково равнодушен и к порицанию, и к похвале.
*
Будь осторожен с наслаждением. Оно всегда опасно, нам в испытание дано.
*
Быть всегда в словах и поступках стремись справедливым.
*
Вещей, к которым стоит стремиться и которых следует добиваться, есть на свете три: во-первых, прекрасное и славное, во-вторых, полезное для жизни, в-третьих, доставляющее наслаждение.
*
Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать.
*
Во всем умеренность нужна и простота, стремленье к знаниям и радости ума.
*
Всегда помни, уходит время, как летит ручьем скользящим.
*
Всего же пуще берегись, друг, самомненья.
*
Всему есть срок и свой предел.
*
Даже если ты считаешь себя правым в споре, однако неразумно презирать иное мнение. Такое отношенье ведет к невежеству и также нетерпенью. Тогда характер будет трудно исправлять.
*
Держи штурвал, когда ты в море, и отдыхай на берегу.
*
Для всех, и для многих и для немногих, правило: беги от всякой хитрости, отсекай огнем, железом и любым орудием от тела – болезнь, от души – невежество, от утробы – роскошество, от города – смуту, о семьи – ссору, от всего, что есть, – неумеренность.
*
Добро творить уж лучше утром настоящим, чем наступающим же вечером, ведь жизнь так скоротечна, как светящаяся мысль.
*
Должно оставить беспечность, коль дело идет о здоровье.
*
Добродетель есть лад, гармония, здоровье, всякое благо и бог.
*
Если мне везет, не завидуй мне, а порадуйся со мной вместе, и моя удача будет твоей; а кто завидует, тот себе же делает хуже.
*
Если можешь быть орлом, не стремись стать первым среди галок.
*
Если погрешность свою покрываешь фразой, словами, то вновь согрешаешь.
*
Если совершается с удовольствием постыдное, то удовольствие проходит, а стыд остается; если же совершается с усилием достойное, то усилие проходит, а достойное остается.
*
Знай, величайшие несчастья приключились из невоздержанности, беды так пролились…
*
Знай, неразумно обращать свое вниманье на мнение каждого. Особенно когда слышишь мнение простого большинства. Ведь только знающим дано прямое знанье.
*
И в проявлении эмоций знайте меру: не быть унылым иль орущим, для примера.
*
Избери лучшее, а привычка сделает его приятным и легким.
*
Как сеятель на поле ходит ровным шагом, и ты по полю жизни тоже так иди с добродетелью в сердце, воплощая цели, в истину глядя.
*
К животным нужно относиться как к своим друзьям; не убивать их и не есть – совет мой вам.
*
К лишней роскоши стремиться нам не нужно, не оскверняйте дом, живите лучше дружно.
*
Коль вас бранят, вы не перечьте и такому.
*
Любви достойным быть стремись, соединяя с сердцем мысль.
*
Любым способом следует избегать и отсекать огнем, железом и всеми иными средствами от тела болезнь, от души — невежество, от желудка — излишество, от города — смуту, от дома — разногласия, от всего в целом — неумеренность.
*
Меру во всем соблюдай – в еде и напитках, и упражняй свое тело: мера есть то, что не в тягость.
*
Мать и отца уважай, проявляй внимание к ближним.
*
Много люди слышат и добрых, и злых разговоров – веры слепой не питай, но не оставляй без вниманья, не раздражайся, узнав, что обман принимают за правду.
*
Начало есть половина всего.
*
Не вручай безумному меч, а бесчестному – власть.
*
Не говори о свете бедному слепому,
*
Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к себе самому.
*
Не молись о себе, ибо ты лишён знания о своём предназначении.
*
Не нарушай равновесия в природе.
*
Не почитай себя великим, видя тень свою в закате дня или утром на заре.
*
Не протягивай охотно свою правую руку никому – не привечай людей случайных, не доверяйся каждому.
*
Не следует встречаться с кем-либо с утра, пока не приведешь в порядок душу, не настроишь на соразмерный лад свой разум. Разум же помогает привести в порядок тишина.
*
Не стыдись учиться и в зрелом возрасте, — лучше научиться поздно, чем никогда.
*
Не торопись тому помочь, кто, скинув тяжести, баклуши задумал бить или толочь.
*
Не увлекайся дорогой с тысячью следов. Иди нехоженой тропою, в очаровании лесов.
*
Никакое притворство долго не укроется.
*
Никогда не советуйтесь с теми, у кого лоб гладок, – они никогда не размышляют.
*
Никому не показывай тайные помыслы.
*
Ничто так не обманывает и не ввергает в заблуждение, как страсть к наслаждениям.
*
Образ жизни старайся вести нероскошный и чистый.
*
Обучайся же людей ты познавать,
*
Остерегайся деяний, которые вызовут зависть.
*
Остерегайся наслаждений, ибо ничто так не обманывает и не ввергает в заблуждение, как страсть к наслаждениям. Человеческие страсти чаще всего не знают никаких границ и уводят в бесконечность, поэтому с малых лет нужно заботиться о молодежи, научить юношей желать того, что им следует. Остерегаться пустых и суетных желаний, оставаться безмятежными, свободными от подобного рода стремлений и презирать тех, кто заслужил презрение своей привязанностью к страстям.
*
Остерегаться пустых и суетных желаний, оставаться безмятежными, свободными от подобного рода стремлений и презирать тех, кто заслужил презрение своей привязанностью к страстям.
*
Перед сном освобождай себя музыкой от дневных волнений и шума и проясняй в смятении волновавшийся ум.
*
Переходя границу, не оборачивайся – решив, не отступай.
*
Помни, из двух человек одинаковой силы сильнее тот, кто прав.
*
Прежде старайся исследовать вещи, находящиеся вблизи тебя, затем те, которые удалены от твоего зрения.
*
Помни, что честные люди привержены меньше невзгодам.
*
По торной дороге не ходи – свой путь прокладывай в жизни, не следуй чужому мнению.
*
Прежде всего, не теряй самоуважения!
*
Прежде чем станешь говорить, дай время созреть твоей мысли под твоим языком.
*
Просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен сегодня сделать?». Вечером, прежде чем погружаться в успокоительный сон, продумай, как прожил день, в чем провинился, что сделал, что мог совершить и чего не исполнил, и какой долг не успел отдать. Перебери все в уме, начиная с начала и после. Радуйся добрым делам и себя укоряй за дурные.
*
Пусть совесть твоя будет тебе единственным божеством.
*
Ревностно делать добро следует там, где есть зло.
*
Сон ограничь, научись обуздывать гнев и желанья.
*
С равным достоинством относись к малым и великим мира сего.
*
Старайся жизнь вести такую, чтоб сказать мог перед сном: «Я жил». – И так живи дальше.
*
С убийства насекомого неразумный ребенок замышляет убийство человека.
*
Трудно идти по жизни несколькими путями одновременно.
*
Ты не болтай, еще же менее пиши. Тянись до знания как магнит до железа!
*
Ты полной воли воображению никогда, друг, не давай – чудовищ выведет оно.
*
Цени разумность и порядок, власть, что свыше, а захотелось покричать, кричи потише.
*
Чего понять не в силах, просто отпусти.
*
Человеческие страсти чаще всего не знают никаких границ и уводят в бесконечность, поэтому с малых лет нужно заботиться о молодежи, научить юношей желать того, что им следует.
*
Чтобы нравы народа понять, надо прежде язык изучать.
*
Что бы о тебе не думали, делай то, что считаешь справедливым.
*
Шуткой беседу укрась, освети – шутка, что соль. Лишь не пересоли!
*
Юноша, цени свои размышленья, от многословия они спасут.
*
ПЛАТОН
Без смешного нельзя познать серьезного.
*
Воспитание есть усвоение хороших привычек.
*
Все находятся в войне со всеми как в общественной, так и в частной жизни и каждый – с самим собой.
*
В серьезных делах надо быть серьезным, а в несерьезных – не надо.
*
Добродетель не есть достояние кого-либо одного, почитая или не почитая ее, каждый приобщится к ней больше либо меньше. Это – вина избирающего, бог не виновен.
*
Долга ни перед кем не имей!
*
Лучше терпеть несправедливость, чем совершать её, хотя и то и другое плохо.
*
На Крите существовал неплохой обычай: когда проклинали врага, желали ему дурных привычек.
*
Научись обуздывать и подчинять себе наслаждения — главную причину нашей гибели Победа над собой есть первая и наилучшая из побед. Быть же побежденным самим собой всего постыдней и хуже.
*
Привычка не мелочь.
*
Стыд – страх перед ожидаемым бесчестием.
*
Трудно и потому особенно похвально – прожить всю жизнь справедливо, обладая полной свободою творить несправедливость.
*
ПЛОТИН
Благо – это то, от чего зависит и к чему стремится все сущее, имея его своим началом.
*
ПЛУТАРХ
В благах, посылаемых судьбой, нам приятно приобретение и пользование, а в благах, исходящих от добродетели, нам приятны действия. Первые мы хотим получать от других, вторые предпочитаем сами уделять другим.
*
Взаимное послушание и благожелательство, достигнутое без предварительной борьбы, есть проявление бездеятельности и робости и несправедливо носит имя единомыслия.
*
Бессмертия, чуждого нашей природе, и могущества, зависящего большей частью от удачи, мы жаждем и домогаемся, а нравственное совершенство – единственное из божественных благ, доступных нам, – ставим на последнее место.
*
Дети любят в рассказываемом им некоторую загадочность, а из игр предпочитают такие, которые содержат в себе нечто сложное и трудное.
*
Дети способные легче припоминают услышанное однажды, но у тех, кто воспринимает слова учителя с усилием, с напряжением, память более цепкая: все, что они выучат, словно выжженное огнем, запечатлевается в душе.
*
Из самых диких жеребят выходят наилучшие лошади, только бы их как следует воспитать и выездить.
*
Метко ответил некий египтянин на вопрос, зачем он обернул свою ношу со всех сторон: «Чтобы не знали зачем!»
*
Надежда есть и у тех, у кого ничего больше нет.
*
Надо уметь не только побеждать, но и пользоваться победой.
*
Не всегда в самых славных деяниях бывает видна добродетель или порочность, но часто какой-нибудь ничтожный поступок, слово или шутка лучше обнаруживают характер человека, чем битвы, в которых гибнут десятки тысяч.
*
Нет ни одного нравственного качества, чья слава и влияние рождали бы больше зависти, нежели справедливость, ибо ей обычно сопутствует и могущество, и огромное доверие у народа.
*
Нет слов – позора должно избегать и стыдиться, незачем, однако, боязливо прислушиваться к любому порицанию – это свойство человека совестливого и мягкого, но не обладающего подлинным величием.
*
Славное отличается от позорного более всего надлежащей мерой.
*
Совершать дурные поступки – низко, делать добро, когда это не сопряжено с опасностью, – вещь обычная.
*
Согласие проще всего найти там, где слабее всего способность сомневаться.
*
ПОЛИБИЙ
Даже и тогда, когда невозможно или трудно найти причины, их следует старательно искать.
*
Из двух путей к исправлению, существующих для всех людей, – собственные превратности судьбы или чужие, первый путь действительнее, зато второй безвреднее.
*
Из книг можно почерпнуть знания, не подвергая себя опасностям и лишениям; достаточно постараться только или жить в городе, в изобилии располагающем историческими сочинениями, или иметь поблизости книгохранилище. Затем остается только присесть и отыскать, что нужно, наконец, без всякого труда сличать ошибочные показания прежних историков. Напротив, тщательное изыскание требует большего труда и издержек; зато оно и пользу приносит большую, и дает самую ценную часть истории.
*
Люди менее всего способны переносить легчайшее испытание, я разумею молчание.
*
Можно сказать чуть ли не наверняка, что люди, наиболее склонные к осуждению ближнего, наименее безупречны в собственной жизни.
*
Нет свидетеля более страшного, нет обвинителя более грозного, чем совесть, обитающая в душе каждого из нас.
*
ПРОДИК
Становиться и быть не одно и то же.
*
ПРОКЛ ДИАДОХ
Добродетелью я считаю то, что воссоединяет нас с богами, приближая к Единому. Различаются добродетели естественные, нравственные, общественные и более высокие, к каковым относятся: очистительные, умозрительные и боготворческие.
*
Ребенок – это не сосуд, который нужно наполнить, а огонь, который надо зажечь
*
ПРОТАГОР
Если мы не знаем истины, то можем знать, что полезно, об этом нам говорят естественное право и государственные законы; так, законодательство необходимо, поскольку в нас с самого начала вложены богами «справедливость» и «стыд».
*
СИМОНИД КЕОССКИЙ
Без необходимости не нападают даже боги.
*
Сказавши, часто в том раскаиваешься, а промолчавши – никогда.
*
Справедливо отдавать каждому должное.
*
СОКРАТ
Безумие противоположно знанию, но незнание не есть ещё безумие. Однако незнание самого себя, утверждение, будто знаешь то, чего не знаешь, и самозаблуждение есть понятия очень близкие к безумию.
*
Всякий человек, который пришел к убеждению, что в самообладании основа добродетели, должен прежде всего утвердить в своей душе эту добродетель.
*
Доказательство невежества – расходиться во мнениях с мудрыми мужами.
*
Если бы мы брали всё подряд, что нам предлагают в дар, нам бы ничего не давали, даже если бы мы просили.
*
Если кто говорит дурно обо мне, то это потому, что никто его не научил говорить хорошо.
*
Искоренив невежество своей души, ты сотворишь гораздо большее благо, чем если бы ты излечил болезнь своего тела.
*
Как сильную страсть называют любовью, так точно и большое безрассудство называют безумием.
*
Когда тебя кто-то принародно ругает, во-первых, это ругает тебя невежда, а во-вторых, это тебя не касается.
*
Кто задорого покупает скороспелое, видно, не надеется дожить до зрелости.
*
Люди неблагодарные относятся к числу несправедливых.
*
Насмешка, если она поделом, должна нас исправить, а если этого не произошло, то она нас не касается.
*
Неблагодарность предосудительна по отношению к друзьям и законна по отношению к врагам.
*
Не всякое упорство – нечто хорошее.
*
Невыгодно говорить о себе, что ты богат, храбр и сильный, не будучи таковым: к тебе предъявят требования, превышающие твои силы и возможности.
*
Неразумен тот, кто много думает о себе.
*
Нетрудно хвалить афинян среди афинян.
*
От невежды, как и от лягнувшего осла, не дождёшься извинений.
*
Пропавшего раба мы не ленимся искать, а добродетель пускаем гибнуть на произвол судьбы.
*
Софисты называют себя наставниками добродетели, но часто жалуются на учеников, которые их обижают, отказывая в вознаграждении и других знаках благодарности за науку и доброе обхождение. Но это же верх бессмыслицы: могут ли люди, которые сделались честны и справедливы, избавившись с помощью учителя от несправедливости и обретя справедливость, все же совершать несправедливые поступки посредством той несправедливости, которой в них больше нет?! Ты согласен со мною, друг, что это нелепо?
*
Справедливость и всякая другая добродетель состоит в знании, справедливое и все то. Что совершается посредством добродетели, есть нравственно прекрасное; знающие нравственно прекрасное не предпочтут ему ничего иного, а не знающие не в состоянии произвести его; если же захотят произвести, то впадут в ошибки. Если же справедливое и все нравственно прекрасное совершается посредством добродетели, то, очевидно, справедливость и всякая другая добродетель есть знание.
*
Пусть молодые почаще смотрятся в зеркало: красивым – чтобы не срамить своей красоты, безобразным – чтобы воспитанием скрасить безобразие.
*
Хорошее начало не мелочь, хоть начинается с мелочи.
*
СОЛОН
Будь неизменно правдив, сам себя не запутывай ложью.
*
Все, что доверят тебе, запечатай молчаньем, покуда час не наступит, когда можно печати сорвать.
*
Дерзким не будь, и другим не спускай обращенья дурного.
*
Думай, давая совет: пусть он служит не блажи, но пользе.
*
Знаешь – молчи, а не то навредить себе можешь легко ты.
*
Избегай удовольствия, рождающего страдания.
*
Не будь ни чрезмерно праведен, ни чрезмерно мудр, если не хочешь погубить себя.
*
Не лги.
*
Не совершай ничего что избыточно: помни о мере.
*
Не советуй угодное, советуй лучшее.
*
Пекись о важном.
*
Советуй не то, что всего приятнее, а то, что всего лучше.
*
С тем не общайся, кто был на бесчинстве и подлости пойман.
*
Тех опасайся услад, за которыми следуют муки.
*
Требуя жестко с других – соответствуй своим притязаньям.
*
Удача сокрыта в искусстве возможного.
*
Честным во всем помогай, а бесчестных сограждан – чурайся.
*
Чтобы попасть в Вечность, нельзя убивать Время.
*
Чтобы править разумно, сперва научись повиновенью сам .
*
Чтобы совершенства достичь, о духовной красе и телесной должен заботиться ты, словно клятву богам соблюдая.
*
СОФОКЛ
Лучше будь прост да честен, чем умен и лжив.
*
Кто честный – распознается лишь с годами.
*
ТЕОФРАСТ
Мне уже более вам не советовать, как вести себя, смотрите же сами, что делать и чего не делать.
*
ФАЛЕС
Будь соразмерным во всех проявлениях: учись воздержанью.
*
Вреднее всего отсутствие чувства меры.
*
Дорожи временем.
*
Добродетель полезнее всего: ибо если ею хорошо пользоваться, то она и все остальное сделает полезным.
*
И у родного отца не пристало учиться дурному.
*
Коль из двух зол выбирать – лучше зависть людская, чем жалость.
*
Коль поручиться готов за другого – готовься и к бедам.
*
Легче всего Естественное: даже сладостное часто вызывает отвращение.
*
Легче всего раздавать другим советы.
*
Лучший путь к добродетели — избегать того, что порицаем в других.
*
Надежда для всех едина, она источник веры для того, кто дошел до самых глубин страданья.
*
Не выставляй напоказ все дурное – храни его в тайне.
*
Неприятнее всего скверное воспитание.
*
Поручительство принесет тебе заботу – беда тут как тут!
*
Правду и ложь различай, не спеши доверять любому
*
Приятнее всего воплотить свои желанья.
*
От праздности устаешь.
*
Поддерживай короткий сон и бодрость, чистоту души, безукоризненное здоровье и крепость тела.
*
Труднее всего попытка самопознания.
*
Чтобы прожить самую праведную и самую лучшую жизнь, надо не делать того, в чем упрекаем других.
*
ФЕОГНИД
Благородный везде сохраняет присутствие духа, плохо ль ему, хорошо ль — держится стойко всегда.
*
Быстрого умный догонит, не будучи вовсе проворным.
*
Ни в чем не усердствуй. Во всем выбирай середину. Тот же увидишь успех, что и трудясь тяжело. Так же, спокойно, как я, иди посредине дороги, не заботься о том, где остальные пройдут.
*
Обдумывай по дважды и по трижды то, что приходит тебе на ум.
*
Самое трудное в мире, распознать человека лживого. Больше всего здесь осторожность нужна.
*
ФИЛОСТРАТ ФЛАВИЙ (СТАРШИЙ)
Уважай многих, а доверяй немногим.
*
ФЕРЕКИД
Лучшее – враг хорошего.
*
Тот, кто хочет быть добродетельным, отчасти уже добродетелен.
*
ФИЛОДЕМ
Отсутствие человечности и дикость характера приносят много вреда, лишают помощи, а часто доводят до совершенного истребления имущества.
*
ФУКИДИД
Людей больше раздражает несправедливость, якобы им причиненная, нежели самое жестокое насилие: в этом они усматривают пренебрежение со стороны равных себе, в другом – необходимость подчиняться насилию более могущественного.
*
Люди верят в истинность похвал, воздаваемых другим, лишь до такой степени, в какой они считают себя способными совершить подобные подвиги. А все, что свыше их возможностей, тотчас же вызывает зависть и недоверие.
Невежественная ограниченность порождает дерзкую отвагу, а трезвый расчет – нерешительность.
*
ХИЛОН
Воспитанный человек подает надежды, а невоспитанный - нет.
*
Добродетель человека в том, чтобы рассуждением достигать предвидения будущего.
*
Если ты характером крут, – пытайся усмирить свой норов: стократ полезней, чтоб тебя любили, а не боялись.
*
Избегай постыдного.
*
Лучше избирай наказание, нежели гнусную корысть, ибо первое огорчит на один раз, а второе навсегда.
*
Лучше потерять, чем найти с позором: первое – пройдет, а второе – вечно.
*
На непосильное не посягай.
*
На пробном камне испытывают золото – нет надежней пробы; а золотом испытывают разницу между добрым и недобрым.
*
Не грозись: это удел женщин.
*
Не желай того, что не может сбыться.
*
Не ликуй при виде чужого горя.
*
Не маши рукой – прослывешь безумцем.
*
Не посягай на непосильное – надорвешься.
*
Не спеши в пути.
*
Обуздывай гнев свой.
*
Опасайся действий в минуту гнева.
*
Предсказаниям не перечь.
*
Презирай того, кто в дела чужие длинный нос сует, любопытства ради.
*
Твердо знай: в пути неуместна спешка.
*
Умей выносить несправедливости.
*
Что бывает трудно?» — «Умолчать о тайне: не злоупотреблять досугом; терпеть обиду».
*
«Что отличает людей с воспитанием от людей без воспитания?» – «Подаваемые надежды».
*
ХРИСИПП
Благо – желательно, желательное, – нравится, нравящееся – похвально, следовательно, похвальное красиво.
*
ЭЗОП
Даже страх смягчается привычкой.
*
Если кому-нибудь везет, не завидуй ему, а порадуйся с ним вместе, и его удача будет твоей; а кто завидует, тот себе же делает хуже.
*
Если не наказать вину в самом начале, она становится все больше и больше.
*
Зря не гордись и не бахвалься!
*
Лучше научиться поздно, чем никогда.
*
Надо знать своего благодетеля и ему воздавать благодарность.
*
Не верь первому впечатлению — может беда случиться!
*
Не вреди сам себе препирательством.
*
Не задирай носа среди близких и друзей — чужим ты никому не нужен.
*
Не стыдись учиться и в зрелом возрасте, — лучше научиться поздно, чем никогда.
*
Нет ничего столь совершенного, чтоб быть свободным от всяких упреков.
*
Обиды кажутся вдвойне тяжелее, если они исходят от того, от кого их меньше всего ожидаешь.
*
Привычка и неудобства смягчает.
*
Спешно покидай дурное общество, чтобы самому не прослыть таковым, их сообщником в недобрых делах.
*
ЭПАМИНОНД
Обычную людскую неблагодарность наблюдаешь повсюду. Для чего солнце, полное ослепляющих взоры сил, иногда прячется за облака? Чтобы никто не видел его закат – в таком случае людям остается только гадать, зашло их солнце или нет. Я поступил благоразумно – удалился от дел прежде, чем дела удалились от меня. Никогда не следует ждать, пока станешь заходящим солнцем. Тогда даже конец свой можно обратить в триумф!
*
ЭПИКТЕТ
Боги сделали зависящим от нас только самое лучшее из всего и главенствующее – правильное пользование представлениями – способностью влечься и отталкиваться, стремиться и избегать. А все остальное не зависит от нас. Если ты будешь заботиться об этом и считать, что все твое состоит в этом, то ты никогда не будешь испытывать помех, никогда не будешь испытывать препятствий, не будешь сокрушаться, не будешь жаловаться, не будешь льстить никому. Разве этого мало? Но в действительности мы предпочитаем заботиться о многом и бываем привязанными ко многому – к телу, имуществу, брату, другу, сыну. И так как мы привязаны ко многому, то нас все это обременяет и отвлекает.
*
Владей своими страстями иначе они овладеют тобою. Не так стыдись людского мнения о себе, как бойся истины.
*
В горе нужно призывать на помощь рассудок, как хорошего врача.
*
Воспитание, как и золото, дорого ценят везде.
*
Вспомни, что не тот тебя оскорбляет, кто поносит тебя или даже бьет, но твое чисто субъективное мнение, будто в этом есть что-то обидное.
*
Вступающий в частое общение с какими-нибудь людьми или для разговора, или для пиров, или вообще для совместной жизни, неизбежно должен или сам уподобиться им, или их изменить на свой лад. Ведь и если погасший уголек положить к горящему, то или он погасит тот, или тот воспламенит его. Так вот, поскольку опасность так велика, вступать в такие общения с обыкновенными людьми следует осторожностью, помня о том, что, соприкасаясь с покрытыми сажей, невозможно и самому не запачкаться сажей.
*
Всяк, кто вольным быть хочет, не должен ни желать, ни гнушаться всего того, что от других зависит.
*
Если бы не было мифических льва, гидры, лани, вепря, неких нечестивых и свирепых людей, от которых Геракл избавил и очистил землю, чтобы он делал, если бы не существовало ничего такого? Значит, прежде всего, он не стал бы Гераклом, если бы продремал всю жизнь в такой неге и покое. Ну а если бы даже и стал, что толку в нем? К чему эти его руки и вообще мощь, стойкость и благородство, если бы какие-нибудь такие обстоятельства и реальная действительность его не встряхнули и не закалили упражнениями?
*
Если, вместо того, чтобы удивляться великому, ты станешь удивляться малому, ты заслужишь презрение, но, если презришь малое, будешь пользоваться глубоким уважением.
*
Если ты говоришь, что благо человека состоит в обладании красивым плащом, у тебя украдут твой красивый плащ. Если ты говоришь, что твое благо мужа состоит в обладании красивой женой, прелюбодей наставит тебе рога. Если хочешь поглощать лакомство один, не показывай его соседу. Теряют все, что приобретают. У тебя сегодня украли светильник из серебра – назавтра купи себе глиняный.
*
Если ты мне сейчас скажешь: «Хочу смоквы», я отвечу тебе: «Нужно время». Дай сначала зацвести смоковнице, потом пустить плод, потом плоду поспеть.
*
Если ты хочешь приступить к кому-либо с гневом и угрозами, не забудь напомнить себе, что ты кроток и не поступишь жестоко: тебе не придется ни раскаиваться, ни бояться ответственности.
*
Если хочешь быть добрым, прежде всего считай себя злым.
*
Если хочешь быть свободным, добудь сам себе свободу.
*
Если ты хочешь быть совестливым и честным – кто не позволит тебе?
*
Если ты хочешь не быть раздражительным, не давай пищу этой своей привычке, не подбрасывай ей ничего способствующего ее усилению. Будь внимателен, когда случается что-то, могущее вызывать огорчение. Сначала успокойся и считай дни, в которые ты не раздражался, и говори, что у тебя всё идет прекрасно. А если у тебя пройдет так тридцать дней, увидишь, привычка сначала ослабляется, а затем и совершено исчезает. И ты гладь себя по макушке, говори: «Хорошо, я избавился от дурной привычки».
*
Если хочешь, чтобы говорили хорошо про тебя, не говори худо о других.
*
Из всех творений самое прекрасное – получивший прекрасное воспитание человек.
*
Когда морского разбойника буря выбросила с кораблем на берег, местный житель нашел его, привел к себе в дом, выходил и дал ему все, в чем он нуждался. «В его лице я оказал благодеяние не человеку, а человечеству», – отвечал он на упрек, сделанный ему за то, что он сделал добро злодею.
*
Когда мы были детьми, родители поручили нас воспитателю, который зорко следил, чтобы с нами не случилось худа. Мы выросли – и Бог поручил охранять нас врожденной нам совести. Не будем относиться с презрением к этому стражу, иначе и Бог разгневается на нас, и наша собственная совесть будет видеть в нас своих врагов.
*
Когда ты приучишь себя отзываться хорошо о посторонних, старайся вести себя безукоризненно, тогда и о тебе составят лестное для тебя мнение.
*
Когда человек желает того, что ему не дано, и отвращается от того, чего он избежать не может, то у него желания не в порядке: он болен расстройством желаний, точно так же, как люди бывают больны расстройством желудка или печени.
*
Лучше стараться о том, чтобы реже приходилось сознаваться в собственных ошибках и чаще быть умным, нежели сознаваться в своих ошибках лишь изредка и чаще ошибаться.
*
Мы никогда ничему не научились, если бы делали так, как только нам вздумается. Значит для того, чтобы быть свободным человеком, не следует желать зря всего того, что только придёт в голову. Напротив того, свободный человек должен выучиться хотеть и соглашаться со всем тем, что с ним случается, потому что то, что с человеком случается, случается не зря, а по воле Того, Кто занимает должную позицию в жизни, тот не зарится на постороннее. Кто управляет всем миром.
*
Лучше знать, как практиковать добродетель, чем знать, как ее описывать.
*
Не следует забывать, что трудно человеку усвоить какое-либо нравственное правило и ввести его в свою жизнь, если о нем ему не твердят, не напоминают ежедневно.
*
Нет никого, кто, любя деньги, удовольствия и славу, любил бы и людей: их любит лишь тот, кто любит добродетель.
*
Нет ничего отвратительнее скупости, любви к удовольствиям и хвастливости, зато нет ничего благороднее великодушия, кротости, мягкосердия и желания делать добро.
*
Не ходи туда, куда нельзя пройти, не надейся на то, на что нельзя надеяться.
*
Ничто так не дорого, как правда.
*
Нужно позволять себе не все удовольствия, но только те, в которых нет ничего дурного.
*
Обстоятельства не творят человека. Они просто раскрывают его самому себе. Людей показывают обстоятельства.
*
Одни существующие вещи находятся в нашей власти, другие – не в нашей власти. В нашей власти – наши мнения, наша воля, наше влечение и уклонение – словом, все наши действия. Не в нашей власти – наше тело, наше имущество, почет, чины – словом, все, что не есть наши действия. Все, что в нашей власти, от природы свободно, не знает препятствий и стеснений; то, что не в нашей власти, является слабым, подчиненным, подверженным чуждым воздействиям.
*
Помни, что дверь для тебя всегда открыта. Не будь труслив, но как дети, когда им не нравится игра, говорят: «Я больше не играю», так и ты, когда тебе что-то представляется таким же, скажи: «Я больше не играю» и удались, а если остаешься, то не сетуй.
*
Правда бессмертна и вечна. Она не дает постепенно блекнущей красоты, не отнимает права говорить свободно, опираясь на нашу правоту, напротив, дает нам то, что справедливо и законно, отделяя его от несправедливого и обличая последнее.
*
Природа дала мне стыд, и я часто краснею, когда чувствую, что говорю неприличное. Это душевное движение не позволяет мне верить, что наслаждение – благо и должно быть целью нашей жизни.
*
Раб тот, кто не умеет владеть собою.
*
Разве кони все становятся быстроногими, разве собаки все – охотничьими?
*
Сам для себя препятствий не создавай.
*
Свободным же ты будешь тогда, когда отрешишься от своих страстей
*
Сердце, следующее законам нравственности, – неиссякаемый родник с чистою, прозрачною, вкусною, здоровою, для всего годною, прекрасною, полезною, не содержащею в себе ничего вредного водою.
*
Следует всегда помнить, что мы не можем управлять событиями, а должны прилаживаться к ним.
*
Слушайся тех, кто хочет дать тебе полезный совет, только не тех, кто не может ни минуты обойтись без лести. Первые видят ясно, что полезно, вторые обращают свое внимание исключительно на то, чтобы понравиться стоящим выше себя по положению, и как тень следует за телом, так они соглашаются со всем, что ни скажут другие.
*
С обыкновенными людьми сходиться с осторожностью.
*
Так держитесь же где-нибудь подальше от солнца, пока мнения у вас восковые. Поэтому до тех пор пока эти прекрасные мнения не укрепятся в вас и вы не приобретете определенную способность чувствовать себя в безопасности, советую вам с обыкновенными людьми сходиться с осторожностью.
*
Чего не желаешь себе, не желай и другим; тебе не нравится быть рабом – не обращай других в рабство. Раз ты не можешь обойтись без услуг рабов, ты, прежде всего, сам раб,- как не уживаются друг с другом добродетель и порок, так и свобода и рабство. Как здоровый не захочет, чтобы ему прислуживали больные или видеть больными своих домашних, так благородный человек не позволит себе прибегнуть к услугам рабов или жить под одной кровлей с несвободными людьми.
*
Честному человеку жить везде безопасно.
*
Чтобы взойти солнцу, нет нужды ни в молитвах, ни в заклинаниях, нет, оно вдруг начинает посылать свои лучи на радость всем; так не жди и ты ни рукоплесканий, ни шуму, ни похвал, чтобы делать добро, – твори благодеяния добровольно – и будешь любим, как солнце.
*
Чтобы отомстить своему врагу, надо постараться сделать ему как можно больше добра.
*
ЭПИКУР
Кто праведен, в том меньше всего тревоги, кто неправеден, тот полон самой великой тревоги.
*
Страдания, какими бы они ни были мучительными, не нестерпимы и не вечны, если только будешь помнить об их границах и не будешь ничего промышлять от себя.
*
ЭПИХАРМ
Ничего не стоит тот, кому не завидуют.
*
Комментарии закрыты.