ПОСТИЖЕНИЕ ИСТИНЫ
VI. ПОСТИЖЕНИЕ ИСТИНЫ
АНАКСАГОР
Вследствие слабости своих ощущений мы не в состоянии судить об истине.
*
АНТИОХ
Ни один человек не может считаться мудрецом, если он не знает о начале познания и о пределе стремления, а следовательно не понимает, откуда ему следует начать и к чему стремиться.
*
Означает ли слово «знаю» нечто большее, нежели просто убежденность в том, что нечто действительно имеет место? Слова знать и помнить отличаются нами от верить и воображать как содержащие в себе указания на действительно существующее. Если мы знаем нечто, то мы, во-первых, верим в то, что это так, и, во-вторых, это действительно так.
*
АНТИСФЕН
Для мудреца нет ничего чуждого или невыполнимого.
*
Мудрец живет не по законам государства, а по законам добродетели.
*
Мудрец ни в чем и ни в ком не нуждается: ибо все, что принадлежит другим, принадлежит и ему.
*
Мудрый человек всегда действует, учитывая все стороны поступков.
*
Понятие есть то, что выражает, чем предмет был или, что он есть.
*
Разум есть незыблемая твердыня, которую не сокрушить силой и не одолеть изменой. Но стены ее должны быть сложены из неопровержимых суждений.
*
Характерным для мудрости является умение найти для каждого свой род мудрости, а невежеству свойственно к разным людям обращаться с однообразной речью.
*
АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ
Если мудрец похвалит человека как добродетельного, это было бы величайшей удачей для человека.
*
Закон обязывает нас умирать за свободу, а природа обязывает нас умирать за наших родителей, друзей и детей. Все люди связаны этими обязанностями. Но на мудреца возложена более высокая миссия – он должен умереть за своих учеников, за истину, которой он дорожит больше жизни.
*
Мудрый человек, знающий себя и всегда находящийся в ладах со своим духом, своим главным помощником в битвах, никогда не проявит раболепного страха и не осмелится на то, что большинство людей делает без малейшего стыда.
*
Человек, который бродит по бесконечным тропам мудрости, что дарят нам здоровье, более величественен, чем Колосс Родосский.
*
АРИСТИПП
Мудрец чужд зависти, любви и суеверия, ибо эти чувства порождаются пустою мнительностью, но ему знакомы горе и страх, которые порождаются естественно.
*
Наше знание о вещах недостоверно; все, что мы знаем непосредственно и прочно, – это наши чувства; таким образом, мудрость состоит в преследовании не абстрактной истины, а приятных ощущений. А самыми сильными являются не умственные и не нравственные, а физические или чувственные удовольствия.
*
Чтобы отличить мудреца от глупца, разговори обоих.
*
АРИСТОН
Диалектические рассуждения сравнимы с паучьими сетями, которые кажутся искусно сотканными, а на самом деле бесполезны.
*
Логики похожи на едоков лангустов, которые тратят большие усилия на то, чтобы извлечь крохотный кусочек мяса из-под мощного панциря.
*
АРИСТОТЕЛЬ
Даже известное известно лишь немногим.
*
Искать Истину – и легко и трудно, ибо очевидно, что никто не может ни целиком ее постигнуть, ни полностью не заметить, но каждый добавляет понемногу к нашему познанию природы, и из совокупности всех таких фактов складывается величественная картина.
*
Критерием истины для являющихся впечатлений – ощущение, а для предметов нравственности, относящихся к государству, дому и законам, – разум.
*
Мудрец не обязан быть свободным от страстей, но обязательно – умерен в страстях.
*
Мудрость занимается причинами и началами.
*
Мышление невозможно без воображения, так как при мышлении происходит то же, как при рисовании геометрических фигур. А именно, там, когда нам нужно использовать треугольник вообще, а не треугольник какой-либо определенной величины, мы все же рисуем определенный по величине треугольник. Таким же образом поступает и мыслящий, даже когда он не мыслит величины как таковой, он все же имеет предмет как количественный перед глазами, но мыслит его не как количественный. Если же предмет – количественного порядка, но неопределенный, то мыслящий имеет в воображении определенное количество, мыслит же его как количество вообще.
*
Начало доказательства, ещё не есть доказательство.
*
От одинаковых причин получаются одинаковые следствия.
*
Так как из способностей мыслить, обладая которыми мы познаем истину, одними всегда постигается истина, а другие ведут также к ошибкам [например, мнение и рассуждение], истину же всегда дают наука и ум, то и никакой другой род познания, кроме ума, не является более точным, чем наука.
*
Умственная деятельность приносит человеку наслаждение, но оно несравнимо с вечным блаженством космического Интеллекта. Ему присуща жизнь, ибо деятельность его, как она есть, сама по себе, есть его жизнь, самая лучшая и вечная.
*
Учение об идеях принадлежит дорогим для меня людям, но в интересах истины я должен пожертвовать своими личными чувствами: оба мне дороги – Платон и Истина, – тем не менее, я отдаю предпочтение Истине… По этому поводу никто не может сказать что-нибудь верное, если не говорит того же, что и я…
*
Цель человеческого бытия – познание.
*
АРКЕСИЛАЙ
Неверно, что в результате воздержания от суждения моральное действие становится невозможным.
*
Не существует такого истинного представления, которое исключило бы ложное. Стало быть, когда мы даем согласие, то всегда рискуем согласиться с тем, что ложно. Ясно, что то, что рождается в согласии, никогда не может быть определенно истинным, а может быть только мнением.
*
Нет ничего достоверного, – не достоверно даже то, что нет ничего достоверного.
*
Ничего на свете нельзя познать, даже того, что оставил для познания Сократ – то есть «я знаю, что ничего не знаю».
*
Ничто не имеет абсолютной очевидности.
*
Тот, кто в отношении всего воздерживается от суждений, устанавливает акты выбора и уклонения и вообще поступки на основании благоразумия и что, выступая соответственно этому последнему как критерию, он преуспеет.
*
АРХИТ
Благодаря разуму и мудрости, человек может созерцать истинное и достигать знания всего.
*
Мудрость – самое лучшее, чем только владеет человек; это то же, что зрение между телесными чувствами, солнце между звездами.
*
Мудрость состоит в познании начала всех вещей.
*
БИАНТ
Всё моё ношу собой!
*
Вот основы мудрости: труд дается терпением, богатство – дружбой, власть – деяньем, мужество – дерзаньем, а высшее верховенство – честной славой.
*
Заработай в юности состоянье, а к старости – мудрость.
*
Из молодости в старость бери припасом мудрость, ибо нет достояния надежнее.
*
Мудрость следует пестовать как проводницу от юности к старости, ибо она – долговечнейшее из достояний.
*
ГЕРАКЛИТ
Всем людям дано познавать самих себя и быть целомудренными.
*
Единственная мудрость: познать замысел, устроивший всё через всё.
*
Если бы все существующее превратилось в дым, то органом познания были бы ноздри.
*
Искать себя надо всю жизнь.
*
Мудрец распознает мнимое, чтобы остерегаться от него.
*
Мудрость состоит в том, чтобы говорить истинное, и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно.
*
Не чая нечаянного, не выследишь неисследуемого и недоступного.
*
Разумение – величайшая добродетель, и мудрость состоит в том, чтобы говорить правду и действовать в согласии с природой, ей внимая.
*
Размышление всем свойственно.
*
Согласиться, что всё едино – признак мудрости.
*
ГОРГИЙ
Если бы даже что-нибудь существовало, и было познаваемо, то знание о нем нельзя было бы сообщить другим.
*
Представления человека об окружающем мире, все моральные ценности, которые накопило человечество, ложны, условны, ибо они являются лишь искусственными построениями людей, не имеющими ничего общего с какой-то незыблемой абсолютной истиной, каковой просто не существует.
*
ДЕМОКРИТ
Дружба одного мудреца означает для меня больше, чем дружба всех неразумных.
*
Для мудреца открыта вся земля, ибо весь мир – родина для высокого духа.
*
Из мудрости вытекают три способности: выносить прекрасные решения, безошибочно говорить и делать, что следует.
*
Истина сокрыта на дне глубокой пропасти.
*
Когда мудрецы приезжают в чужую страну, не являющуюся их родиной, они должны молча и спокойно разведать, приглядываясь и прислушиваясь, какой репутацией пользуются местные мудрецы; каковы те, могут ли устоять против них; для этого они тайно в уме сопоставляют свои слова со словами местных мудрецов. А когда они взвесили и увидели, какая сторона превосходит другую, тогда пусть обнародуют богатство своей мудрости, чтобы их восхваляли за сокровище, которым они владеют, обогащая им других. А если окажется, что их сокровище слишком мало, чтобы можно было из него уделять другим, тогда пусть они сами возьмут у других и уходят.
*
Лекарь исцеляет болезни тела, душу же от страданий освобождает мудрость.
*
Любая земная обитель открыта для мудреца: ибо отечество для доблестной и добродетельной души – весь универсум.
*
Мудрец это человек, который чуждается людей, ибо мудрецы целиком погружены в философию.
*
Мудрость включает в себя три момента: дар хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо делать.
*
Нелепые следствия получаются, если из двух противоположных суждений в силу необходимости одно истинно, а другое ложно и если в происходящем ничто не случайно, но все существует и возникает по необходимости. Тогда не было бы нужды ни обдумывать, ни действовать для того, чтобы, если поступить так, получилось бы то-то, а если поступить не так, то то-то.
*
Один мудрец стоит толпы, а толпа – одного.
*
Острота зрения вредит остроте ума, ибо иные не видят и того, что у них под ногами, а мне теперь открывается дорога в бесконечность, и ни единого препятствия на ней нет.
*
Простой смертный познать мир не может, ибо действительность напоминает глубокий колодец, у которого нет дна. Это может сделать только мудрец, поскольку он – мера всех существующих вещей. При помощи чувств он – мера чувственно воспринимаемых вещей, а при помощи разума – мера умопостигаемых вещей.
*
Разум задает меру страстям обуздывая их, он распознает и отделяет приятные и длительные удовольствия от временных, преходящих, обремененных последующими страданиями. Кроме того, разум сам по себе является нравственной ценностью.
*
Слово мудрости важнее золота.
*
Случай по природе своей борется с рассудком и, будучи враждебным разуму, властвует над ним. А случай есть наименование беспорядочной энергии.
*
Я утверждаю, что всему есть причина! В действительности мы ничего ни о чем не знаем, но для каждого из нас в отдельности мнение есть результат притекающих к нему образов… Боги тоже существуют как образы, происхождение которых неизвестно.
*
ДИОН ХРИСОСТОМ
Коль скоро что-то немыслимое было однажды усвоено, то уже становится немыслимо не верить этому.
*
ДИОНИСИЙ ГАЛИКАРНАССКИЙ
В сомнительных случаях время — лучший истолкователь.
*
ЕВКЛИД
То, что принято без доказательств, может быть отвергнуто без доказательств.
*
ЕВРИПИД
Кто считает себя мудрецом или глубоко проникшим тайну жизни, справедливо заслуживает название безумца.
*
У истины всегда простые речи, она бежит прикрас и пестроты, и внешние ей не нужны опоры. А кривды речь недуг в себе таит, и хитрое потребно ей лекарство.
*
ЗЕНОН КИТТИЙСКИЙ
Даже большинство мудрецов сплошь и рядом оказываются немудрыми, потому, что не разбираются в своих случайных мелочах.
*
Если тебе дорога память о Сократе — стань Сократом!
*
К лицу красавца мудрость не пристанет.
*
Никто, кроме мудреца, ничего не знает.
*
КАРНЕАД
В вопросе о критерии истины наиболее правильная позиция – это воздержание от суждений, так как вообще не существует никакого критерия истины, ни разума, ни чувственного восприятия, ни представления, ни чего бы то ни было другого из сущего, поскольку все это, без исключения, вводит нас в обман. Но если даже этот критерий и существует, то он пребывает не вне той аффекции, которая исходит из очевидности.
*
Все познаваемо.
*
Если в состоянии сомнения ум не знает, что выбирать, то в состоянии воздержания он знает, что не надо ничего выбирать.
*
Мудрец должен воздерживаться от окончательных суждений.
*
Представления вероятны только для того, кто их придерживается.
*
Суждения возможны лишь тогда, когда действительны их предпосылки; последние в свою очередь зависят от действительности своих собственных предпосылок и так далее до бесконечности.
*
То, что не существует никакого знания, – это очевидно. И любому ниспровергателю такого утверждения следует признать, что он либо это знает, либо не знает. Если не знает, то мы бы посоветовали ему остерегаться опрометчивых опровержений. Если же знает, то тем самым он подтверждает правильность нашего воззрения.
*
КЛЕАНФ
Мысли о славе оставь, если желаешь стать мудрым, мненья пустого толпы ты суетной не страшись. Им понять не дано, что разумно, красиво иль верно, только среди немногих сможешь ты это найти.
*
КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
Изречение «познай себя» очень многозначительно. Оно указывает на то, что ты смертен и рожден человеком, напоминает тебе о том, что ты есть в сравнении с величием Жизни, не важно, говоришь ли ты, что ты знаменит и богат или, напротив, ты считаешь, что ты богат, но людская молва не предоставляет тебе привилегий, тебя достойных. Познай, говорит мудрец, откуда ты, по чьему образу создан, какова твоя сущность, кто тебя сотворил и каково твое отношение к Богу и тому подобное. Ведь говорит дух через Исаию пророка: «Дам я тебе сокровища, сокрытые, тайные». Эти сокровища и «богатства неистощимые» есть мудрость, столь нелегко достижимая.
*
Истина едина, ложные же отклонения от нее бесчисленны.
*
Путь к истине один, но разные тропы, ведущие из различных мест, соединяются в ней, подобно тому, как различные потоки образуют единую реку жизни, текущую в вечность.
*
КСЕНОФАН
Большинство слабее по уму.
*
Всё постижимо!
*
Трудно найти мудреца – ведь нужно самому быть мудрецом, чтобы признать мудреца.
*
МОНИМ
Надо думать о несуществующем как о существующем, ибо сущее выглядит вымышленным изображением, как происходящее во сне или в безумии.
*
ПАРМЕНИД
Быть или вовсе не быть – вот здесь разрешенье вопроса. Здесь достоверности путь, и к истине он приближает. Путь же: есть небытие, и небытие неизбежно. Путь этот знанья мне даст.
*
Ведь то же самое есть восприятие и то, ради чего оно есть. Ибо без бытия сущего, в котором сказалось оно – восприятие, – восприятия тебе не найти.
*
В познании, откуда бы ни начинать, безразлично, все равно вернешься к началу, ибо истина хорошо закруглена.
*
Все существует согласно необходимости.
*
Из предмета познания должно быть устранено всякое становление.
*
Мыслить и быть одно и то же.
*
Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует. Ибо ведь без бытия, в котором ее выраженье, мысли тебе не найти.
*
ПЕРИАНДР
Что самое великое? – Здравый смысл.
*
ПЕРИКЛ
Исход событий так же нельзя предвидеть, как проникнуть в человеческие мысли. Поэтому мы и непредвиденные события обычно приписываем случайностям.
*
Ты не ошибешься, если подождёшь благоразумнейшего советника – времени.
*
ПИРРОН
Вещи в пространстве очевидны в том, что касается их положения и расстояния между ними. Однако солнце, огонь достаточно большой для того, чтобы обогреть всю землю, невелико из-за разделяющего нас расстояния. Круг, рассматриваемый под углом, кажется овалом, а сбоку – линией. Неровные серые горы издали кажутся голубыми и гладкими. Только взошедшая луна гораздо крупнее луны, поднявшейся в небо повыше, однако размер ее не изменился. Лисица в чащобе выглядит совершенно не так, как лисица в открытом поле. Кто может решить, какой формы шея у голубки? Всё известно как фигура в земле или же неизвестно вообще.
*
Вещи недоступны для нашего познания; на этом основании, что познание, как чувственное, так и разумное, шатко; чувственное познание представляет нам предметы не такими, какие они в действительности, а такими, какими они нам кажутся; с другой стороны, всякому утверждению может быть противопоставлено иное утверждение и притом с тем же основанием, ибо и разумное познание основано на мнении и привычке, а не на действительном знании.
*
Вещи сами по себе обладают самобытностью. Однако все отличается от одного контекста к другому. Пурпурный цвет близ красного отличается от пурпурного цвета близ зеленого, в комнате или на ярком солнце. Камень легче в воде, нежели вне её. И большинство вещей – смеси, чьих составляющих по отдельности нам не распознать.
*
Все существует по отношению к чему-нибудь.
*
Доказательство всегда нуждается в критерии, чтобы быть твердым, и не может быть правильного доказательства, если ему не предшествует правильный критерий: но и правильного критерия не может быть без того, чтобы заранее быть уверенным в том, что он снабжен доказательством. Получается, что и доказательство, и критерий попадают в заколдованный круг, в котором они оба оказываются недостоверными, ибо каждое, ожидая подтверждения через другое, становится недостоверным, подобно другому.
*
Если бы люди понимали разницу между невозможным и необычным, между противоречащим природе и нашим представлениям, тогда они не впадали бы ни в недоверчивость, ни в доверчивость, а соблюдали бы правило Хилона: «Ничего сверх меры!».
*
Если существует день, то существует свет.
*
Истинное отличается от истины трояко: сущностью, составом и свойством. Сущностью – потому что истинное бестелесно, ибо оно – суждение и выражается словами; истина же – тело, ибо она – знание, выясняющее все истинное; знание же – известным образом держащееся руководящее начало точно так же, как известным образом держащая рука – кулак; руководящее же начало – тело; ибо оно дыхание. Составом – потому что истинное есть нечто простое, как например, «я разговариваю», истина же состоит из знания многих истинных вещей. Свойством же – потому что истина относится к знанию, истинное же не вполне. Поэтому истина находится у мудреца, истинное же у глупца, так как возможно, что и глупец скажет что-нибудь истинное.
*
Истинно ничто не существует, а людские поступки руководятся лишь законом и обычаем, – ибо ничто не есть в большей степени одно, чем другое.
*
Количество и качество обладают познаваемыми свойствами. Однако немного вина укрепляет, много – ослабляет. Быстрота относительна других скоростей. Жар и холод известны только в сравнении.
*
Мы должны сопротивляться реальности изо всех сил, отрицая ее в действиях там, где это возможно, и на словах – где нет.
*
Начало и причина скепсиса лежат в надежде на невозмутимость. Именно, богато одаренные от природы люди, смущаясь неравенством среди вещей и недоумевая, которым из них отдать предпочтение, дошли до поисков того, что в вещах истинно и что ложно, чтобы после этого разбора достигнуть состояния невозмутимости.
*
Невозможно в чистом виде выделить и отбросить все человеческие реакции на окружающий мир.
*
Нет ничего истинного, что, вероятно, не является одновременно столь же неистинным, как и истинным.
*
Ничто в действительности не является ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым, т. к. в себе все одинаково — безразличное, и поэтому оно не в большей степени одно, чем другое. Все неодинаковое, различное является произвольными человеческими установлениями и обычаями.
*
Ничто не слишком!
*
Одни и те же вещи кажутся нам либо поражающими или ценными, либо вовсе таковыми, смотря по постоянному или редкому их появлению.
*
По отношению к нравственности, верованиям, обычаям и законам мы также не можем сказать, каковым является по природе подлежащее суждению, но только можем сказать, каковым оно является по отношению к данному поведению жизни, к данному закону, к данному обычаю и к каждому из остального. Таким образом, и здесь мы убеждаемся, что и песчинки, отделенные друг от друга, кажутся жесткими, собранные же в кучу, они производят мягкое ощущение. И чемерица, если принимать ее тонко растертой и вспененной, производит удушье, но этого не происходит, если она грубо размолота.
*
Самое великое, заключающееся в самом малом, есть здравый ум в теле человека.
*
Существуют вещи странные и редкие. Как землетрясения, обычные в одних частях света и редкие – в других.
*
Существует реальность за пределами обычая, закона, религии и философии. Однако каждый набор верований и отношений рассматривает одни и те же невинные вещи совершенно другими глазами.
*
Существуют вещи полезные или вредные для нашей жизни. Однако каждое существо считает полезными или вредными разные вещи.
*
Только в молчании обучает себя, как стать хорошим.
*
Человек не может учить истине, если он находится при дворце властителя, ибо ни одному человеку не достичь добра, если он вынужден по первому зову бежать к своему покровителю или низкопоклонничать перед царем.
*
ПИФАГОР
Врата премудрости имеют узкий вход. Храни воздержанность и трезвость каждый год, чтоб из-за тучности своей в конце пути не оказаться там, где трудно уж войти.
*
Всего мудрее что? Число. Закон числа.
*
В царском дворце не ищи мудреца, и на собраниях, и при законе. Хочешь увидеть, стучись у крыльца, где он живет в своем собственном доме.
*
Коль ты умен среди простого народа, подобен маслу будь: поверх воды, но и не смешивайся.
*
Коль ты умом высоким, одарен мудростью, старайся род людской поднять в цепи времен. Хоть твой светильник излучает ровный свет, но не достаточно того для хода лет.
*
Кто ищет мудрости высокой – во глубине ее найдет, в тиши и близкой и далекой… В уединенье Путь зовет.
*
Мудрость есть знание порядка. Если желаешь быть мудрым в течение твоей жизни, все поставь на своем месте. Преходящая временная слава не стоит тихого и безмятежного порядка, видимого в ежедневных делах мудрого.
*
Мудрый, солнечным светом ум освещенный, высоким умом одаренный! Совершенствуй род людской, к звездам веди за собой.
*
Мудрый! Если ты желаешь возвестить людям какую-либо важную истину, облеки оную в одежду общего мнения.
*
Мысль превыше всего между людьми на земле.
*
Несчастные люди приносят страданья сами себе, они слепы и глухи, хотя им доступен Путь совершенства. И мало кто знает спасенье от бедствий.
*
Никто не мудр, ибо человек по слабости своей природы часто не в силах достичь всего, а тот, кто стремится к нраву и образу жизни мудрого существа может быть подобающе назван любомудром, то есть философом.
*
Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь.
*
Разумное – бессмертно, всё остальное – смертно.
*
Сколь ни стыдливы, но Истину зреть лучше нагую! Это ложь всегда под одеждой, лицемерие в маске небрежной! А Истина станет ли тряпки терпеть? Истине маски приличия – смерть!
*
Старайся мудрым быть. Достоинства в тебе, коль ты любви достоин. Это жизни день.
*
Старайся прежде быть мудрым, а ученым – когда будешь иметь свободное время.
*
Ты знания и мудрость не равняй. Пред мудрым ум и голову склоняй.
*
Что такое мудрость? Знание Порядка. Если хочешь мудро жизнь свою прожить, все поставь на место, научись жить в достатке, но без излишеств, славы днями дорожить.
*
ПЛАТОН
Когда мы стремимся искать неведомое нам, то становимся лучше, мужественнее и деятельнее тех, кто полагает, будто неизвестное нельзя найти и незачем искать.
*
Люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине. Разве ты думаешь, что люди что-нибудь видят, кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры? Восхождение и созерцание вещей, находящихся в вышине, – это подъем души в область умопостигаемого.
*
Нужно достигнуть одного из двух: узнать истину от других или отыскать ее самому либо же, если ни первое, ни второе не возможно, принять самое лучшее и самое надежное из человеческих учений и на нем, точно на плоту, попытаться переплыть через жизнь. Если уже не удается переправиться на более устойчивом и надежном судне – на каком-нибудь божественном учении.
*
Самое главное – исследование вопроса, хотя может случиться, что при этом мы исследуем и того, кто спрашивает, то есть меня самого, и того, кто отвечает.
*
Существует лишь одна правильная монета – разум, и лишь в обмен на нее должно все отдавать: лишь в этом случае будут неподдельны и мужество, и рассудительность, и справедливость – одним словом, подлинная добродетель; она сопряжена с разумом, все равно, сопутствуют ли ей удовольствия, страхи и все иное, тому подобное, или не сопутствуют.
*
То, что придает познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью познавать, это ты и считай идеей блага – причиной знания и познаваемости истины.
*
ПЛОТИН
Созерцание – это высшая цель всякого действия.
*
ПЛУТАРХ
Два основных достояния человеческой природы – это ум и рассуждения.
*
Мудрость отнюдь не хвалит невинности, кичащейся неведением зла, но считает ее признаком незнания того, что обязан знать всякий человек, желающий жить достойно.
*
Трудно путем исследования найти истину, когда позднейшим поколениям предшествующее время заслоняет познание событий, а история, современная событиям и лицам, вредит истине, искажая ее, с одной стороны, из зависти и недоброжелательства, с другой – из угодливости и лести.
*
ПРОДИК
Мудрецы учат, что небо и землю, богов и людей объединяют общение, дружба, порядочность, воздержность, справедливость, по этой причине они и зовут нашу Вселенную «Порядком» или «Космосом», а не «беспорядком» и не «бесчинством».
*
ПОЛИБИЙ
Познав самих себя, мы одновременно познаем заботу, в которой нуждаемся, а без такого познания мы никогда до этого не поймем.
*
Природа вознесла истину в человеческом обществе превыше всех божеств и наделила ее величайшей силой. Случается иногда, что истину все попирают… и однако же истина собственною силою неведомыми путями проникает в душе человека или тотчас проявляет свою мощь или, оставаясь долгое время невидимой, наконец, без всякого содействия извне, торжествует над ложью и одолевает ее.
*
ПРОТАГОР
В природе не остается ничего, кроме сомнения.
*
Все есть таким, каким оно кажется нам.
*
Всё истинно.
*
О каждой вещи существует два противоречащих друг другу суждения.
*
Я того признаю мудрым человеком, кто, если с кем-нибудь случится кажущееся или действительное зло, сумеет превратить его в кажущееся или действительное добро. Человеку, имевшему дурное, вернуть хорошее состояние.
*
СЕКСТ ЭМПИРИК
Воздержание от суждения есть такое состояние ума, при котором мы ничего не отрицаем и ничего не утверждаем.
*
Все люди считают свои переживания хорошими или плохими и думают, что они действительно переживают то, что на самом деле существует. Скептик же при этом совершенно ко всему равнодушен и совершенно ничего не оценивает в хорошем или плохом смысле.
*
Всякое доказательство исходит из каких-либо посылок, которые в свою очередь требуют доказательства и т. д.
*
Начало и причина скепсиса лежат в надежде на невозмутимость. Именно: богато одаренные от природы люди, смущаясь неравенством среди вещей и недоумевая, которым из них отдать предпочтение, дошли до искания того, что в вещах истинно, а что ложно, чтобы после этого разбора достигнуть состояния невозмутимости.
*
Скептики все же ищут истину, хотя ни одно из борющихся положений не стоит выше другого, как более достоверное, ибо все они равны в отношении достоверности и недостоверности.
*
Скептик ничего не утверждает и ничего не отрицает категорически, равно допуская возможность противоположных мнений, он – «ищущий».
*
СОКРАТ
Бог как бы говорит, что всего мудрее тот, кто подобно Сократу знает, что ничего по правде не стоит его мудрость — то есть, абсолютное и истинное знание, которое существует. Но доступно оно, это знание, лишь богу, а люди раскрывают способность своей души в стремлении к этому знанию… Иные считают себя знающими даже то, что им вовсе неизвестно. Я же, по крайней мере, твердо знаю одно — что ничего не знаю.
*
Изгнав мудреца из города, не его лишают отечества, а отечество лишается мудреца.
*
Истина объективная или общая для всех людей существует.
*
Кто мудр, тот и добр.
*
Поменьше думайте о Сократе, но главным образом – об истине.
*
ТЕОФРАСТ
Заповедать мне вам нечего – разве лишь сказать, что многие жизненные услады только по видимости славятся таковыми.
*
ФАЛЕС
Бывая в чужой стране, обязательно пообщайся с местными мудрецами. В том познай себя.
*
Мудрая мысль выражается в кратких речах.
*
Мудрость ищи, посвяти себя цели благой: так ты заткнешь многословные рты болтунов.
*
Что самое трудное? – Познать себя!»… «Что самое легкое? — Давать советы!
*
ФЕМИСТИЙ
Я всем восхищаюсь у Аристотеля, но больше всего восхищаюсь тем, и за то хвалю его мудрость, что его рассуждения не забывают о природе тех, ради кого они произносятся, но врачуют немощь и восполняют недостающее и прилагают все старания, чтобы достичь высшего блага. Они не превышают меру природы, не презирают ее, не столь они мудрены, чтобы от мудрости не помнить о живом существе – предмете своих забот, что много в нем от перстного и земного и мало от божественного и небесного. Хорошо, если они устранят и очистят лишнее и ненужное в том, чем питается бессмертное начало смертного человека, а также, если приведут в порядок, облагородят и смягчат чрезвычайные проявления тех чувств, какие невозможно ни подавить, ни изгладить, настолько глубоко они запечатлелись и прошли внутрь.
*
ХРИСИПП
А зачем мудрецу добывать средства к жизни? Если для того, чтобы жить, то ведь жизнь безразлична; если для наслаждения, то и оно безразлично; если для добродетели, то добродетель сама довлеет для счастья. Смехотворны и сами источники этих средств к жизни. Брать у царя? – Тогда придется ему подчиняться. Пользоваться дружбой? – Тогда дружба покупалась бы за деньги. Жить мудростью? – Тогда мудрость сдавалась бы внаймы…
*
Мудрец ни в чем не терпит нужды, хотя потребно ему многое; глупому же ничего не требуется, потому что он ничем не умеет пользоваться, зато он терпит нужду во всем.
*
ЭЗОП
Разумный и мелочами не пренебрегает.
*
Тонкость ума лучше, чем красота тела.
*
ЭМПЕДОКЛ
Блажен, кто надежно владеет кладом божественных знаний, жалок, кто смутное мненье в душе о бессмертных имеет.
*
В бурных волнах обегающей крови питается сердце; в нём же находится то, что зовем мы так часто мышлением; мысль человека есть кровь та, что сердце вокруг омывает.
*
Знай, что во всём есть разумности доля и мысли.
*
Наука увеличивает разум.
*
Нам дарованы весьма скудные средства познания, оттого много разительных бед притупляют пытливые думы.
*
ЭПИКТЕТ
Если разум велит выслушать и убедить, во всяком случае, по мере возможности – нужно делать то, что следует из этого, сохраняя, однако, свое.
*
Известна истина: настоящие монеты принимай, а фальшивые отвергай! А чтобы отвергать, нужна способность оценивать и различать истинное, ложное и неясное.
*
Лучше согласиться с истиной и отказаться от ложного мнения, чем, согласившись с ложным мнением, быть побежденным правдой.
*
Отыскивая истину, не старайся победить во что бы то ни стало; если правда в твоих руках, победа обеспечена тебе.
*
ЭПИКУР
Главным признаком совершенного и полного знания является умение быстро пользоваться бросками мысли, а это бывает, когда все сводится к простым основам и словам. Ибо кто не может в кратких словах охватить все, что изучается по частям, тот не может познать толщу всего охватываемого.
*
Люди обижают друг друга или из ненависти, или из зависти, или из презрения; но мудрец с помощью разума становится выше этого. Раз достигнув мудрости, он уже не может впасть в противоположное состояние, даже притворно. Он больше, чем другие, доступен страстям, но мудрости его они не препятствуют.
*
Мудрец не уклоняется от жизни и не боится не-жизни, потому что жизнь ему не мешает, а не-жизнь не кажется злом. Как пищу, он выбирает не обильную, а самую приятную, так и временем он наслаждается не самым долгим, а самым приятным.
*
Мудрец полагает, что лучше с разумом быть несчастным, чем без разума быть счастливым: всегда ведь лучше, чтобы хорошо задуманное дело не было обязано успехом случаю.
*
Общее движение мысли часто бывает нам нужно, а подробности – не так часто. К этим общим чертам и приходится нам обращаться, постоянно памятуя столько, сколько нужно бывает и для самого общего движения мысли о предмете, и для всемерной точности подробностей, то есть, хорошо усвоив и запомнив самые основные черты.
*
Один мудрец другого не мудрее.
*
ЭПИМЕНИД
Вещать истину – удел младенцев и идиотов.
*
Невозможно одновременно здраво рассуждать и существовать.
*
Прорицателям известно уже только совершившееся.
*
Распознав сон, мы научимся распознавать и действительность.
*
ЭПИХАРМ
Если ищешь чего-нибудь мудрого, то подумай об этом ночью.
*
Пусть народ почитает мудрых, и тогда в народе не будет ссор.
*
Ум и видит, ум и слышит, неразумный глух и слеп.
*
ЭСХИЛ
Ах, как легко тому, кто в безопасности, увещевать и поучать попавшего в беду.
*
Казаться глупым мудрому не страшно.
*
Мудр тот, кто знает нужное, а не многое.
*
Слова истины просты.
*
Комментарии закрыты.