МОЁ ИНТЕРВЬЮ РЕДАКТОРУ ЖУРНАЛА «ГОРОДСКАЯ АФИША» ноябрь 2020
ЛИТЕРАТУРНЫЙ КЛУБ 22 | ГОРОДСКАЯ АФИША КРАСНОДАР ЛИТЕРАТУРНЫЙ КЛУБ
– Анатолий Гаврилович, для писателя издание новой книги – всегда большая радость. И это понятно. Но интересно ещё узнать, как роман «Цицерон. Феромон власти» встретили в книжном сообществе.
– Для меня выход романа о Цицероне стал событием не просто радостным, а поистине знаковым. Не только потому, что он был моей давней задумкой, плодом многолетних поисков подхода к изображению неординарной исторической личности, но ещё и потому, что его издание пришлось на непростой для всех нас год. И вот, представьте, после того, как я разместил информацию об этом романе на своём сайте, не рассчитывая на какую-то особую реакцию, ко мне неожиданно обратилось известное московское издательство с предложением переиздать его в двух книгах – «Цицерон. Поцелуй Фортуны» и «Цицерон. Между Сциллой и Харибдой», в серии «Всемирная история в романах». За удивительно короткое время обе книги увидели свет. О чём ещё мечтать писателю!
– Вероятно, и читательские отзывы помогли?
– Судя по тому, что часть тиража книги, изданной в РДК, приобрёл краевой фонд комплектования библиотек, отзывы были хорошими. Более того, в день 227-летия Краснодара мне за «Цицерона» присудили Литературную премию им. А. Д. Знаменского. – А вот с этого места, пожалуйста, поподробнее. – С удовольствием! Как записано в Положении о премии, она присуждается краснодарским авторам «за отражение в художественном произведении высокого духовного облика человека, патриотизм и верное служение России». Получается, книга о политическом деятеле I века до нашей эры оказалась актуальной в наши дни. Я рад, что попал в цель, поскольку таким роман и задумывался.
– Осмелюсь спросить вас о размере денежного содержания премии.
– Это предельно скромная сумма. Но для писателя важнее признание.
– Анатолий Гаврилович, мы встречались с вами уже несколько раз, однако разговор не доходил до вопроса о том, почему сегодня, в цифровую эпоху, открывающую перед авторами массу возможностей и избавляющую от множества затрат, связанных с изданием и распространением книги, вы по-прежнему предпочитаете старую добрую «бумажную классику»? Воспользуюсь ситуацией и спрошу сейчас.
— В этом смысле я консерватор, поскольку убеждён, что гораздо полезнее общаться с книгами в бумажном исполнении. Да, электронные книги более доступны, несут необозримый объём информации. Но мне приятнее держать книгу в руках, потому что тогда я ощущаю её как живую и сам не становлюсь придатком планшета. Увы, поколению молодых малознакомо чувство тактильного ощущения страниц, твёрдого переплёта и, главное, неповторимого запаха бумажных книг! Для меня же все книги пахнут по-разному: новые – неизведанной пока притягательной свежестью, другие – давностью лет, а те, что пребывают в забвении, – одиночеством. Но у каждой книги своя судьба, и я об этом обязательно вспоминаю, когда беру её в руки. Это как встреча с другом, с которым какое-то время не виделся. В моей библиотеке хранится несколько книг, доставшихся мне от отца, скромного землеустроителя. Им по сто с лишним лет. Отец не мог себе представить, что сын станет писателем. Но именно эти тяжёлые, громоздкие издания в кожаном переплёте с позолотой одним видом своим и особым отношением к себе со стороны родителей, наверное, приучили меня к почитанию любой книги… Библиотеку вместе с моими авторскими книгами я передам внуку, а он – своим детям. И так сохранится семейная традиция. Ничего подобного от электронных книг я ожидать не могу.
– 2020-й год, наверное, внёс коррективы в жизнь каждого из нас. Каким он был для вас?
– Отвечаю откровенно: обособленный режим я выдерживаю на даче с марта. И вышло так, что на пользу не только для здоровья. На днях забрал из типографии свою новую книгу – «Идиоты античного мира».
– Название интригует.
– Особой интриги здесь нет. Древние греки называли идиотес сограждан, по разным причинам старательно избегавших общения с окружающими, тем более с властью. Они не шатались праздно по улицам, не участвовали в народных собраниях и обязательных религиозных обрядах, не выставляли свои кандидатуры на государственные должности. Они были «не такими, как все», отчего остальные смотрели на них искоса, и даже с опаской, ожидая какого-то подвоха. В основном это были мудрецы и философы.
– Например?
– Бион, Гераклит, Гесиод, Демокрит, Диоген, Кратет, Пифагор, Фалес, Эзоп… Днём они задумчиво смотрели себе под ноги, не ведая жизни, происходящей вокруг, а по ночам их взоры устремлялись в Небо, в загадочный Космос, таящий в себе ответы на все вопросы бытия…
– Похоже, тема античности вас не отпускает.
– Так и есть. Знаете, в этом году, благодаря вынужденной самоизоляции на даче, я смог уделить больше времени своим виноградным кустам, вспомнил, что я автор книги «Три чаши Диониса» и… впервые самостоятельно сделал вино. У меня, как у героев известного «предновогоднего» фильма, тоже есть своя традиция. Нет, я не иду в эту ночь в баню, но после боя курантов привычно отправляюсь за свой рабочий стол, чтобы подумать над сюжетом своей следующей книги. А по этому случаю чаша молодого вина собственного изготовления только на пользу.
Комментарии закрыты.