Skip to content

МЕНЯ РУГАЮТ

by Анатолий Ильяхов on Август 6th, 2014

ПОПУЛЯРHО О «ТАЙHАХ ДРЕВHИХ ОЛИМПИАД» ( ПРИАЗОВСКИЙ РАБОЧИЙ № 68 от 12 Мая 2007 года)

Вышедшая в 2006 году в издательстве «Феникс» книга Анатолия Ильяхова «Зевсу посвященные: тайны древних олимпиад», в общем-то, никаких тайн Древней Греции не раскрывает. И, скорее всего, ее ошибочно отнесли к серии «Загадки истории». Однако несомненной ценностью литературы из жанра «популярно о…» она обладает.

Во-первых, автор проследил историю возникновения олимпиад, начиная с древности. Использовал воспоминания древнегреческих историков и философов (правда, не делая ссылок, где именно их почерпнул). Пожалуй, из числа загадок есть одна – Анатолий Ильяхов уверен, что древнегреческие боги – инопланетяне. И пытается это доказать.

Впрочем, автору можно простить небольшой полет фантазии. Ведь каждый имеет право на собственные убеждения. А в остальном в книге идет речь об известных фактах и тех, которые не знакомы широкому кругу читателей.

Олимпийские игры проводились раз в четыре года, в это время прекращались все войны – это знает каждый школьник. А вот о меню богов на жертвенных алтарях будет интересно прочитать: «Аристею, древнему богу земледелия и животноводства, по вкусу были спелые виноградные грозди; врачевателю Эскулапу нравилась почему-то горчица; круглые плетеные корзинки, наполненные сочными плодами белого инжира, как и цветы душистой корицы, вы-ставлялись перед изображениями Диониса; ветки лаврового дерева преподносились в дар богу любви Эросу; пчелиный мед или мак – богине плодородия Деметре».

Кстати, о еде и здоровье. Очень много места в книге отведено питанию древних греков и вопросам здорового тела. Тут сюжет идет за афоризмом «В здоровом теле – здоровый дух». Хотя нас постоянно вводят в заблуждение со смыслом этого афоризма. Авторы «Энциклопедии заблуждений» рассказывают: «В здоровом теле – здоровый дух» – эти слова принадлежат римскому поэту-сатирику Ювеналу (около 60-140 гг. н.э.). И воспринимаем мы обычно их совсем не в том значении, какое в них вкладывал Ювенал. В его словах было больше насмешки над культом силы и здоровья в Древнем Риме, чем пропаганды здорового образа жизни. Примерный смысл слов Ювенала был следующим: неужели эта гора мышц способна еще и думать?» Так вот, здоровому телу или пище для здорового тела уделено особое место. Из книги мы узнаем, что и в каком виде ели рядовые греки и спортсмены. А покушать древние любили. Особое место в их рационе занимали овощи и фрукты. А далее… Эти пару десятков страниц необходимо читать, если через полчаса вы собираетесь ужинать в ресторане!

Были и переборы: «Нездоровый пример чревоугодия впервые подали жители Сибариса, основанного грече-скими переселенцами на восточном побережье Италии. Именно в домах сибаритов появилась уродливая традиция заводить для развлечений на пирах потешных карликов и зверушек, а на муж-ских пирушках появились обворожительные гетеры, положив начало вакханалиям и пьяным оргиям. Неудобно даже говорить, но сибариты придумали уринарные вазы, иначе – ночные горшки, которые с успехом использовались участниками пира «для малых нужд» – непосредственно здесь же!» Будет несправедливым по отношению к автору промолчать о том, что он подробно рассказал, каким образом развивались разные виды спорта. Скажем, как видоизменялся конный спорт. Книга читается легко, можно сказать, на одном дыхании. И увлекательности, даже некоей интриги ей придает мастерское использование автором древнегрече-ской мифологии.

Так, «виноват» в появлении беговых коней бог морей. «За Посейдоном водился грешок…: он любил волочиться за благопристойными женщинами, богинями и земными красавицами, и однажды воспылал он неистовой страстью к неприступной богине Деметре». А богине было некогда и не до любви – она искала дочь Персефону. Деметра, чтобы спрятаться от Посейдона, превратилась в дикую кобылу. «И тогда Посейдон, не мешкая, превратился в бойкого жеребца, прискакал в Аркадию, где овладел Деметрой насильно. От этой единственной встречи у Деметры родились двое детей: морская нимфа Деспойна и дикий конь Арейон, а от Арейона пошли те самые горячие греческие кони…»

Повторюсь, книгу Анатолия Ильяхова трудно назвать историческим трудом, но в познавательном плане она многократно превосходит развлекательную беллетристику.

 

НЕПЛОХО!  05 мая 2008 г. журавлева яна (36 лет)

Я ожидала большего от этой книги, надеясь найти меню или даже кулинарные рецепты древних греков и римлян. Очень много страниц посвящено вину, легендам, мифам, историческим фактам, праздникам и традициям, связанным с ним. Говоря о способах приготовления афродизаков и наличие оригинальных тостов, я думаю, издатели немного погорячились. Но в целом представлено много интересных, ценных и даже забавных фактов о том, чем и как было окружено застолье, в частности, о правилах приема гостей, поведения за столом, украшении дома, посуде и одежде, развлечениях во время пиров, чревоугодии и гедонизме, философских беседах, обустройстве греческого и римского дома, римских оргиях, и немного о еде :) ) Для тех, кто открывает для себя античный мир и его традиции, книга может показаться очень любопытной.

НЕИЗВЕСТНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ В СВОЕМ ДНЕВНИКЕ:

У меня есть дневник на «Livejournal» – stigies.livejournal.com/ Так уж получилось, что на Дайри меня многое интересует. Люди и сообщества. Этот дневник мне нужен прежде всего, чтобы было удобно их читать. Темы моих записей в этом дневнике довольно однообразны. Аниме. Книги. Личное творчество. Элоэ!

Воскресенье, 18 сентября 2011 07:16  Заказал на Озоне книгу А. Г. Ильяхова «Эросу посвящённые» с подзаголовком «Античные любовные истории». Не то чтобы я предпочитал Эрос Танатосу, но вот, скажем, история Ифис из «Метаморфоз» меня порадовала настолько, что я с удовольствием почитал бы её изложенную как любовную… В целях расширения кругозора я и заказал книжку.

Увы, названию своему она не соответствует. Хотя в аннотации, конечно, подстраховались, сообщив, что в книге содержатся не «любовные истории», а «истории с элементами любви»: «Вот ему-то, этому коварному богу, повелевающему людскими сердцами, и посвящена эта книга. На ее страницах вы найдете множество интересных историй из жизни древних греков и римлян, в которых далеко не последнюю роль сыграл бог любви Эрос». Ну, где не последнюю, а где и последнюю.

Мифов в книге, за исключением открывающего (про Аврору), нет, в массе своей «исторические анекдоты». Римляне явно преобладают над греками. Истории, за редчайшим исключением, любовными никак не назовёшь, даже учитывая, что любовь в античности означала немного не то, что в современном мире.

Большую часть книги составляют биографические описания и политические деяния героев (философов, императоров). Та часть, что посвящена отношениям, описывает в основном не любовь, а «амурные похождения», ну или «гнуснейший разврат», в общем, сексуальные связи героев. Это, впрочем, нормально для Эрота и относится к сфере его ведения, но вот когда в отношениях отсутствует даже страсть, тут уж сказать нечего. Помимо того, если уж мы имеем дело со сборником античных сплетен, так подайте их увлекательно, сконцентрируйте внимание на них! Но нет – тема, заявленная названием, раскрывается в произведении слегка и походя; личная жизнь героев менее интересна автору, чем их великие свершения.

Вот, скажем, трагическая, полная романтики история Адриана и Антиноя – автор уделяет ей два абзаца, а далее на пяти страницах расписывает политические свершения императора Адриана. Впрочем, возможно, дело в «нетрадиционности» этой любви; всякого упоминания гомосексуальности автор старается избегать, и больше ни одной подобной истории здесь не найдёшь, хотя историй про «любовь товарищей» – и именно любовь, искреннее и глубокое чувство – в античности достаточно.

Также автор немножко шовинист. Понятно, впрочем, что о Греции сложно писать без шовинистического душка, в силу особенностей культуры, но кое-где проглядывает не дух эпохи, а собственно авторское. Впрочем, это малозаметно, и вряд ли кому, кроме меня, помешает.

Особо новых сведений в книге нет, но в качестве бессистемного справочника и сборника исторических анекдотов она познавательна. Правда, я так и не понял, почему автор предпочитает Нерона Гелиогабалу, но это, видимо, личный вкус.

В общем, мне в этой книге категорически не хватило любви. Её там нет. Но зато анекдоты оттуда можно рассказывать на вечеринках, и даже блеснёшь познаниями. 18 сентября 2011 г. Кантурова Мария (26 лет) о книге «Античные любовные истории»

Увы, названию своему книга не соответствует. Хотя в аннотации, конечно, подстраховались, сообщив, что в книге содержатся не «любовные истории», а «истории с элементами любви»: «Вот ему-то, этому коварному богу, повелевающему людскими сердцами, и посвящена эта книга. На ее страницах вы найдете множество интересных историй из жизни древних греков и римлян, в которых далеко не последнюю роль сыграл бог любви Эрос». Ну, где не последнюю, а где и последнюю.
Мифов в книге, за исключением открывающего (про Аврору), нет, в массе своей «исторические анекдоты». Римляне явно преобладают над греками. Истории, за редчайшим исключением, любовными никак не назовёшь, даже учитывая, что любовь в античности означала немного не то, что в современном мире. Большую часть книги составляют биографические описания и политические деяния героев (философов, императоров). Та часть, что посвящена отношениям, описывает в основном не любовь, а «амурные похождения», ну или «гнуснейший разврат», в общем, сексуальные связи героев. Это, впрочем, нормально для Эрота и относится к сфере его ведения, но вот когда в отношениях отсутствует даже страсть, тут уж сказать нечего. Помимо того, если уж мы имеем дело со сборником античных сплетен, так подайте их увлекательно, сконцентрируйте внимание на них! Но нет – тема, заявленная названием, раскрывается в произведении слегка и походя; личная жизнь героев менее интересна автору, чем их великие свершения. Вот, скажем, трагическая, полная романтики история Адриана и Антиноя – автор уделяет ей два абзаца, а далее на пяти страницах расписывает политические свершения императора Адриана. Впрочем, возможно, дело в «нетрадиционности» этой любви; всякого упоминания гомосексуальности автор старается избегать, и больше ни одной подобной истории здесь не найдёшь, хотя историй про «любовь товарищей» – и именно любовь, искреннее и глубокое чувство – в античности достаточно.
Также автор немножко шовинист. Понятно, впрочем, что о Греции сложно писать без шовинистического душка, в силу особенностей культуры, но кое-где проглядывает не дух эпохи, а собственно авторское. Впрочем, это малозаметно, и вряд ли кому, кроме меня, помешает.
Особо новых сведений в книге нет, но в качестве бессистемного справочника и сборника исторических анекдотов она познавательна. Правда, я так и не понял, почему автор предпочитает Нерона Гелиогабалу, но это, видимо, личный вкус.
В общем, мне в этой книге категорически не хватило любви. Её там нет. Но зато анекдоты оттуда можно рассказывать на вечеринках, и даже блеснёшь познаниями :)

Рубрика → Отзывы читателей

Комментарии закрыты.