Skip to content

= эссе ЛУЧШЕ БЫТЬ БОГАТЫМ, ИЛИ МУДРЫМ?

by Анатолий Ильяхов on Июнь 3rd, 2014

интеллектуальное эссе

Известно изречение древнегреческого поэта Симонида о мудрых и богатых, обращенное к жене сиракузского правителя Гиерона (V в. до н.э.), спросившей, каким лучше быть – богатым или мудрым? Богатым, сказал он, потому что приходится видеть, как мудрые постоянно торчат у дверей богатых. Насколько прав поэт, я попытался узнать у своих старых знакомых, древних греках.
Но сначала о Плутосе из древнегреческой мифологии. Бог изобилия и богатства даровал грекам обилие домашних припасов и плодовитость скота, поэтому изображался он с рогом изобилия в руках. В его обязанности входило распределение земных богатств людям, как они заслуживали, за усердие в трудах. Но Зевс пожелал, чтобы Плутос советовался с ним, кому из людей быть бедным, а кому – богатым. Плутос отказался, и тогда разгневанный повелитель божественного Олимпа ослепил его, «чтобы впредь всех людей наделял он богатством поровну». Асклепий, несмотря на запрет Зевса, исцелил Плутоса (за что Зевс убил бога врачевания перуном), вернул зрение, но попросил, чтобы Плутос впредь, «отнимая лишнее добро у богачей, раздавал его беднякам». Теперь бедняки по воле бога изобилия нередко становились богачами, тогда как богатые разорялись и нанимались слугами к разбогатевшим беднякам. Но потом ситуации менялись, и «новые богачи» становились нищими…
В современной деловой терминологии о Плутосе сохранилась почему-то неблагодарная память. Это, прежде всего плутократия (от греч. plutos – богатство + kratos – власть, могущество) – господство власти богачей, иначе, политический строй в стране, способный обеспечить им сохранность привилегий в обществе, также их имущества, часто накопленного неправедным путём. А в народе появилось ещё и выражение «плут», несправедливо означающее мошенника, ловкача, способного обмануть доверчивого человека во имя собственной корысти. Так люди «отблагодарили» хорошего бога Плутоса, пострадавшего за свои принципы.
***
Мало кто любит богатых, но стать ими мечтают многие. И хотя в памяти жива известная фраза из «Золотого телёнка», что «…все крупные состояния нажиты нечестным путем», трудно что-либо иметь против людей, обладающих большим, даже очень большим состоянием, если по-человечески веришь в их порядочность и гражданскую ответственность. Ну, не все же они – бессовестные жлобы, какими их часто изображают литераторы?
Что касается бедности, то большинство мудрых греков склонны были отвечать, что «только бедность — идеал добродетели, к которой стремится нормальный человек, поэтому жить в роскоши дальше не имеет смысла» (Кратет). И Пифагор ратовал за победу разума над богатством, предлагая «стараться стать разумным, а не богатым», потому что богатства можно лишиться, а разумность всегда при тебе. Учёный и поэт Филодем остался верен тому, что «мудрый человек никогда не будет так связан богатством, чтобы из-за сохранения его терпеть большие тяготы, которых не нужно в обмен, ни на какое угодно обилие». Мудрый правитель Афин Солон, имевший немало возможностей при исполнении, сам был готов иметь богатство, но нечестно владеть им не желал: боялся, что «поздний час для расплаты придет»… И правильно делал!
Оказывается, богатством греки считали, прежде всего, запасы зерна, хлеб, которым весь год питались люди. Но если спрашивать Филодема, кто такой «богатый человек», получаем разумный ответ:
- Есть люди, кто имеет всего пять медных монет, но они чувствуют себя богатыми вследствие того, что им не нужно денег больше. И есть люди, имеющие во сто крат больше – они бедны из-за того, что им всё мало. Как же можно, если для одних будет достаточно, а для других – нет, называть на обычном языке одного из них нищим, а другого – богатым?
Вот и получается, что богачом, следует назвать того, кто умеет пользоваться своею собственностью.

Интересуемся дальше, как должен вести себя человек, у которого много денег, чтобы не вызывать раздражение у общества?
Если послушать Диогена из Синопа, деньги далеко не всегда приносят пользу тем, кто их приобрел; от денег люди терпят гораздо больше бед и зол, чем от бедности, «особенно если у них нет разума». Потому что, если стараться приобрести всё, из чего можно извлекать пользу, то будешь добиваться не ума, а денег и владения землей, конями, кораблями и домами. Тогда сам станешь их рабом, они принесут тебе много огорчений, заставят тебя много и напрасно трудиться, и ты проведешь всю жизнь, хлопоча, то о том, то о другом, а пользы ни от чего не увидишь. «Посмотри по сторонам, – советует философ, – и заметишь, насколько беспечальнее, чем люди, живут звери и птицы… Жизнь для них слаще, они здоровее и сильнее людей, и каждый из них живет столько времени, сколько ему положено, хотя у них нет ни рук, ни человеческого разума. Но вместо этого и многого иного, чего им недостает, у них есть одно величайшее благо — они не имеют собственности».
Как видим, всё очень просто!

Каково себя чувствовать богачом? По этому поводу знаменитый скифский мудрец Анахарсис отмечает:
- У кого богатый дом со слугами, поварами, музыкантами, у того много врагов, завидующих ему, желающих завладеть его добром. Вот почему у скифов мало находится желающих обладать тем, что имеет богатый – только конь, лук и стрелы. Вот поэтому богатый – раб, а скиф – свободен!
Афинский оратор Исократ припоминает, как в древнейшее время между гражданами царило согласие, потому что неимущие никогда не завидовали более состоятельным соседям. Они заботились о знатных семьях, считая, что от богатых зависит и их собственное благополучие. «А люди состоятельные не только не относились свысока к находящимся в стесненном положении, но считали самую бедность среди граждан позором для себя и помогали нуждающимся».
Вот почему баснописец Бабрий советует не завидовать тем, кто богат и кто стоит у власти; «а надо, вспомнив о недоброжелательстве и опасностях, которым они подвергаются, возлюбить бедность – матерь спокойствия».

Нужно ли стремиться к накоплению имущества, денег, иначе, богатству? Афинский киник Антисфен предлагает не относить богатство к числу необходимых вещей, «а если бы оно и будет необходимым, то, добытое неблаговидным путем, оно не может являться благом». И другие греческие мудрецы предостерегали сограждан, чтобы те не спешили обзаводиться большим имуществом, тем более, «не богатеть дурными средствами». Как говорил Фалес, «лучше в нужде прозябать, чем бессчетной наживой кичиться. Если человек справедливо и чисто нажил достаток, тогда прочно богатство его. Если ж, стяжательный духом, неправедно он и случайно или же ложно клянясь, средства свои приобрел, в конце торжествует разум богов и бедой делает счастье его».

Как пользоваться нажитым добром, деньгами, имуществом? Прежде всего, греки предлагали, если есть богатство, свободно им пользоваться, потому что «безрассудны те люди, которые, имея все необходимое в избытке, не осмеливаются этого делать». У мудреца Биона есть дельная мысль:
- Нелегко пользоваться богатством и в то же время оставаться свободным и независимым. Перед каждым стоит одна и та же задача: кто умеет разумно пользоваться многим, то нужно продолжать жить, если же нет, то лучше уйти из жизни, как уходят с праздника.
Действительно, разве не глупо связать себя богатством, чтобы из-за сохранения его терпеть большие тяготы. Нужно поступать так, «чтобы в пользовании им не было неприятностей, и чтобы удовольствие от пользования ничем не было омрачено»… Но и здесь не должно быть перегибов, ибо, по Аристотелю, «одни люди всё время копят богатство, словно должны жить вечно, а другие всё тратят, словно тотчас умрут». Поэтому он предлагал «золотую середину», за которой следует не бессмысленное ощущение восторга от наличия у себя богатства и стремления обладать ещё большим, а «величайшее благо, когда появляется возможность делать неимущим такие дары, какие им более всего будут по сердцу».
Стоит прислушаться к совету Зенона Элейского, согласно которому, «если у кого-то много денег, это ещё не значит, что он должен их промотать»:
- Не поступай так, как мог бы повар – пересолить лишь потому, что в солонке у него много соли.

Чего нельзя позволить себе богачу? Прежде всего, богатый человек не должен поддаваться страстям, которые возбуждаются деньгами, ибо человек, как сказал Солон, «обладающий большими деньгами, создает над собой господина и отдается в такое рабство, не менее унизительное, чем всякое другое».
Аристотель в труде «Характеры» подметил, что находясь в зависимости от богатства люди высокомерны и надменны. Богатые отличают себя от бедных тем, что рвутся властвовать над ними, потому что, по их мнению, они обладают нужными для этого качествами. Богачи так настроены, будто богатство есть мерка для оценки всех остальных благ, поэтому им кажется, что они могут купить всё. Но такое поведением, замечает философ, «от дурного воспитания»! И вообще характер у людей недавно разбогатевших и у людей давно богатых различен именно тем, что люди недавно разбогатевшие обладают всеми пороками в большей и худшей степени. Это потому, что быть только что разбогатевшим, значит как бы быть невоспитанным богачом. И несправедливые поступки, которые они совершают в таком состоянии, порождаются не злобой, но высокомерием и невоздержанностью.
Главный порок «новых богачей» – жадность. У Геродота есть история, как некто Алкмеон из Афин сделал одну важную услугу царю Лидии Крезу, самому богатому из правителей («Богат как Крез!» – это из того времени). Царь отблагодарил его тем, что сказал казначею:
- Выдашь греку столько золота, сколько он сможет вынести из сокровищницы.
Алкмеон был ослеплён необыкновенным сиянием золота в царской сокровищнице: золото было везде – на каменном полу горы золотого песка, груды золотых монет в огромных сундуках. Он словно обезумел, когда стал засыпать «песком» высокие кожаные сапоги, в чём пришёл, и даже ухитрился насыпать его себе на голову… в свою причёску. Жадно запихивал монеты за пазуху широкого хитона, а когда уже не оставалось места, куда можно было ещё спрятать золото, набил монетами… полный рот! И в таком виде кое-как вышел к царю.
Когда Крез увидел Алкмеона, неестественно раздутого, словно бычий пузырь, едва волочившего ноги в тяжеленных сапогах, с волосами, сияющими в солнечном свете золотыми бликами, да ещё с надутыми от золота щеками, он стал громко смеяться. За ним захохотали сановники. Алкмеон, осознав комичность своего положения, тоже рассмеялся – и золотой песок так и посыпался изо рта и кучерявых волос. Живот заколыхался от смеха, и на пол со звоном посыпались золотые монеты из хитона… От гогота вокруг чуть было не поднялась крыша дворца!
Крез не стал наказывать гостя за жадность — золота у него было много, к тому же царю показалось забавным видеть, как уродуются люди ради золота. Оставил всё Алкмеону и даже дал в дорогу выносливого мула для золотой поклажи и воинов, сопроводить до границы царства, уберечь от лесных разбойников.
Античные авторы сообщают, что после возвращения в Афины Алкмеон купил самых лучших в Греции коней. Они победили в состязании колесниц в Олимпии, отчего он сильно загордился. Сограждане говорили ему, что «не к лицу гордыня тому, кто разбогател дурными средствами, да ещё вдобавок сам дурного нрава и дурного вида», но это его не беспокоило. Как говорил мудрейший Сократ:
- Богатство и знатность не приносят никакого достоинства – напротив, приносят лишь дурное.

В чём счастье обладателя богатства? Между понятиями «жизнь счастливая» и «жизнь роскошная» есть разница. Первая основана на воздержании и самосовершенствовании владельца богатого имущества, а вторая – на неумеренности, роскоши и отсутствии всякого порядка и пристойности; первая заслуживает справедливой похвалы, тогда как вторая – порицания. Как сказал бывший раб, философ-стоик Эпиктет, «если хочешь жить счастливо, не ищи похвал за роскошную жизнь».
Солон говорил о том, что на вопрос, счастлив ли обладатель богатого имущества, невозможно ответить, пока жизнь его не окончилась благополучно. Ведь обладатель любых ценностей и сокровищ может не сохранить своего богатства до конца жизни, и тогда его он сам себя уже не назовёт счастливым человеком. Поэтому мудрецы предлагали богачам, для ощущения себя счастливыми, делиться своим добром со странником и неимущим: «если ты не поможешь неимущему, не помогут и тебе в нужде», и тогда можно понять, что единственное настоящее богатство — душевное богатство, в остальном больше горя, нежели радости.
Вот почему у Демокрита есть мнение, будто «счастлив тот, кто богат, а богат тот, кто не нуждается в богатстве».

Зачем греческие мудрецы призывали сограждан даже не к умеренности в обретении имущества и пользовании богатством, а больше к бедности?
Не бедность наводит нас на грустные думы, но наши желания, говорили мудрые греки, и не богатство рассеивает в нас чувство страха, а рассудок. Раз у тебя есть рассудок, ты не станешь, ни желать себе богатства, ни роптать на свою бедность. Потому что греки мало видели примеров, когда богатый дом становился гостеприимнее, хозяева – вообще добрее; «напротив, в большинстве случаев они жаднее и скареднее бедняков». И даже если находился какой-нибудь богач, один из многих тысяч щедрый и великодушный, это вовсе не доказывало, что большинство их обладает этими качествами в большей степени, чем малоимущие. Наверно, поэтому правитель Коринфа Периандр предлагал богачам умерить свои корыстолюбивые аппетиты. Но бедным, на всякий случай, запрещал бездельничать.
Греческое общество того времени не приветствовали богатую обстановку в домах, показную роскошь. Да и вообще, богачи не строили себе дворцы, чтобы не вызывать зависть у соседей, которые к тому же могли подать на них донос, «что живут не по средствам». Не зря Солон строго предупреждал афинян:
- Кто не может указать, на какие средства он живёт, должен лишиться гражданских прав.
Стены своего жилья богачи не украшали картинами, статуями или живописью – это допускалось в общественных местах. Но им не воспрещалось делать пожертвования и дары в сокровищницы храмов, участвовать в финансировании строительства военных кораблей, содержании театров и стадионов, организации городских торжеств и праздников. В ответ богачи получали почёт и уважение сограждан, вплоть до восхищения их личностями. Это было единственное, чем богачам позволительно было хвастаться, потому что невозможность похвастаться богатством они полагали равной его потере. Без зрителей и восхищённых свидетелей любое богатство превращается в ничто!
По этим соображениям Платон в своих «Законах» предлагал гражданам «идеального государства» не обзаводиться предметами роскоши, запрещал хождение золотых и серебряных монет. «Будет вполне достаточно железа и меди, добываемого в рудниках, а пользоваться другими металлами (золотом и серебром) незачем, так как они могут повредить даже самым здоровым обществам» – так говорил легендарный законодатель Спарты Ликург, вводя в оборот самые настоящие железные деньги, тяжелые и неудобные. Он же запретил ввоз в страну ценных бытовых товаров, посуды, мебели и дорогих тканей. Как показала жизнь, Ликург и Платон оказались правы в своих жёстких ограничениях, потому что Спарта, живя по этим, казалось, диким законам, была непобедима восемь столетий после смерти Ликурга. А когда спартанцы разграбили Афины и привезли домой неслыханные ценности, потом их разделили между собой, как «честную» военную добычу, они быстро забыли прежние запреты и стали жить в роскоши. И вскоре Спарта потерпела поражение, потом ещё и ещё от врагов, которых ранее всегда побеждала.
Отсюда вывод: лучшим поводом для счастья человека, богатого или не очень, будем считать слова жизнелюбивого Эпикура:
- Имей всегда в своей библиотеке новую книгу, в погребе — полную бутыль с вином, в саду — свежий цветок — и ты счастлив!

***
Хотел бы завершить своё исследование чем-то определённым, чётким ясным выводом – да, не могу, если даже просвещённые эллины между собой толком не договорились, что лучше, быть богатым или всё же мудрым? И всё же приведу слова Эпикура, которые он говорил друзьям:

Жить в нужде плохо, но только нет нужды жить в нужде.

Так что, выводы делайте сами…

Комментарии закрыты.