Skip to content

ЭРУДИТ-СЛОВАРЬ: открой,выбери, спроси: «Что обозначает…?»

by Анатолий Ильяхов on Март 30th, 2013

Уважаемые посетители сайта! Я закончил работу над уникальным словарём, посвящённым «античному коду» в современной терминологии (72 авторских листа!). Этот словарь – продолжение книги «Этимологический словарь. Античные корни в русском языке» (Москва, изд-во АСТ, 2010 г.). Ознакомьтесь с титульным списком новых статей – их 1352. Выберите интересующее вас слово (термин) и спросите (по эл.почте):»Что оно обозначает?» – и я обязательно отвечу. Пришлю свою статью. А вы оцените – прав ли я. Буду рад общению с вами.

Анатолий Ильяхов

АНТИЧНЫЙ КОД В СОВРЕМЕННОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ.

(эрудит-словарь)

«Многие из тех слов, которые уже исчезли, возродятся,

а те, которые сейчас в почёте, — исчезнут из языка»

Гораций, I в. до н.э.

НУЖНА ЛИ ЭТИМОЛОГИЯ ДЕЛОВОМУ ЧЕЛОВЕКУ

Как не позволительно приходить на деловую встречу в несвежей рубашке, помятом костюме, так невозможно представить общение партнёров, пользующихся речью «низкого уровня»! Участники любого делового проекта вначале ведут переговоры, и лишь обговорив все условия и найдя консенсус (лат. consensus – согласие, единодушие), переходят в естественную фазу подписания договора. Только с помощью средств речевого общения – грамотности, стиля, фразеологии и прочих языковых «атрибутов» – ваши предложения могут заинтересовывать потенциальных партнёров, убедить их в необходимости поступить так, как предлагаете вы!

Не каждому судьба предоставила возможность получить соответственное гуманитарное образование. Пополнить знания можно, познакомившись с нашим «Эрудит-словарём», где в достаточно убедительной форме излагаются энциклопедические познания о словах и терминах, употребляемых в русском языке. Его чтение будет полезно для инженера и технолога, экономиста, врача и банкира, педагога и учащегося, журналиста, юриста и научного работника, деятеля искусств, политика и чиновника – всем тем, кто намерен сделать свою речь красивой, яркой, запоминающейся, убедительной.

«Наш церковно-славянский язык, богатый от природы, ещё более обогатился с греческого. В нём находим греческое изобилие, и оттуда умножаем довольства российского слова, которое и собственным своим достатком велико, и к принятию греческих красот посредством славянского — сродно» – так высказался М.В.Ломоносов («О пользе чтения славянских книг»). Не желать знать этого, или забыть вовсе немых свидетелей исторического развития национального языка – значит, остаться несведущим, потерять себя в собственном прошлом. «Эрудит-словарь» содержит более 1300 историй, в которых есть сведения о видимых и невидимых связях культуры древних греков и римлян с нашей современностью.

В своих предположениях по этимологии (греч. etymologia – поиск истины) слов и терминов автор ни на чём не настаивает, он делится с читателем информацией, которую собрал из различных источников. Читатель может согласиться или сомневаться, или же отвергнуть мнение автора, но в любом случае он задумается, и это очень важно для этимологии. Потому что слова в языке не должны быть безродными, у каждого слова, как у живого существа, должна быть принадлежность к своему отечеству – национальность, иначе, генеалогия. Этимология как раз тем и занимается, что разбирается в сложном хитросплетении слов, историй народов мира и времени, пытаясь установить этимон – т.е. с греч. «истину». И чем дальше мы заберёмся вглубь тысячелетий, к истокам словесных родников, тем ближе искомая истина…

Анатолий Ильяхов

АББРЕВИАТУРА. АБДИКАЦИЯ. АБИТУРИЕНТ. АБЛАКТИРОВКА. АБ ОВО. АБОЛИЦИЯ. АБОРИГЕНЫ. АБРАКАДАБРА. АБРОГАЦИЯ. АБСЕНТЕИЗМ. АБСОЛЮТНЫЙ. АБСОЛЮЦИЯ. АБСТИНЕНЦИЯ. АБСТРАГИРОВАНИЕ. АБУЛИЯ. АБСУРД. АВГИЕВЫ КОНЮШНИ. АВГУР. УЛЫБКА АВГУРА. АВРОРА. АВТАРКИЯ. АВТОКЕФАЛИЯ. АВТОКРАТИЯ. АВТОМАТИЗМ. АВТОНИМ. АВТОНОМИЯ. АВТОР. АВТОРИТЕТ. АВУНКУЛАТ. АГАМИЯ. АГЕНТ. АГИОГРАФИЯ. АГИТАТОР. АГНАЦИЯ. АГОНИЯ. АГОРАФОБИЯ. АГРАРНОЕ ПРАВО. АГРЕГАЦИЯ ИНТЕРЕСОВ. АГРЕМАН. АГРЕССИЯ. АГРОМАНИЯ. АГРОНОМ. АДАПТАЦИЯ. АДВЕНТИЗМ. АДВОКАТ. АДДЕНДУМ. АДЕКВАТНОСТЬ. АДЕПТ. АДЕЯ. АДИАФОРА. АДИНАМИЯ. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. АДОПТАЦИЯ. АДОРАЦИЯ. АДСКРИПТИЦИЙ. АДЪЮНКТ. АДЮЛЬТЕР. АЗИАНИЗМ. АКАДЕМИЗМ. АКВАРИУМ. АКВАТОРИЯ. АКВЕДУК. АКВИЗИТОР. АККЛАМАЦИЯ. АККРЕДИТАЦИЯ. АККРЕДИТИВ. АККУЛЬТУРАЦИЯ. АКСЕЛЕРАЦИЯ. АКСИНОМАНТИЯ. АКСИОМА. АКТ. АКТУАРИЙ. АКУСТИКОФОБИЯ. АКЦЕНТ. АКЦИДЕНТ. АКЦЕПТ. АКЦЕССИЯ. АКЗИЗЫ. АКЦИЯ. АЛГОРИТМ. АЛИБИ. АЛИМЕНТРАНЫЙ ПУТЬ. АЛЛЕГОРИЯ. АЛЛЕРГИЯ. АЛЛИТЕРАЦИЯ. АЛОГИЧНЫЙ. АЛОПЕЦИЯ. АЛТАРЬ. АЛФАВИТ. АЛЬБИНИЗМ. АЛЬБОМ. АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ. АМАЛЬГАМАЦИЯ. АМБИЦИОЗНОСТЬ. АМБУЛАТОРИЯ. АМИКУС. АМИМИЯ. АМНЕЗИЯ. АМНИСТИЯ. АМОРАЛЬНОСТЬ. АМОРТИЗАЦИЯ. АМПЕЛОГРАФИЯ. АМПЛИТАЦИЯ. АМПЛИФИКАЦИЯ. АМПУТАЦИЯ. АМУЛЕТ. АМУНИЦИЯ. АМУРЫ РАЗВОДИТЬ. АМФИТЕАТР. АНАКРЕОНТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ. АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЁТ. АНАЛОГИЯ ЗАКОНА. АНАЛЬГЕТИКИ. АНАМНЕЗ. АНАНКАСТИЧЕСКИЙ. АНАРХИЯ. АНАТОМИЯ. АНАТОЦИЗМ. АНАФЕМА. АНАХРОНИЗМ. АНДРОФОБИЯ. АНЕКДОТ. АНИМАЦИЯ. АННАЛЫ. АННЕКСИЯ. АННОТАЦИЯ. АННУИТЕТЫ. АНОМАЛИЯ. АНОНИМНЫЙ СЧЁТ. АНТАГОНИСТ. АНТЕСТАЦИЯ. АНТИДЕПРЕССАНТЫ. АНТИДОТЫ. АНТИКВАРИАТ. АНТИНОМИЯ. АНТИПАТИЯ. АНТИПОД. АНТИСЕПТИКИ. АНТИЦИПАЦИЯ. АНТОЛОГИЯ. АНТОНОМАСИЯ. АНТРОПОЛОГИЯ. АНТРОПОМОРФИЗМ. АНТРОПОФАГИЯ. АПАГОГИЯ. АПАТИЯ. АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД. АПОКРИФ. АПОЛОГИЯ. АПОРИЯ; АПОСТЕРИОРИ. АПОСТИЛЬ. АПОФЕГМА. АПОФЕОЗ. АППАРАТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ. АППЛИКАЦИЯ. АПРОПРИАЦИЯ. АРАХНОЛГИЯ. АРБИТРАЖНЫЙ СУД. АРГУМЕНТАЦИЯ. АРЕНА. АРЕНДА. АРЕОПАГ. АРЕСТ. АРИАДНИНА НИТЬ. АРИСТОКРАТ. АРИТМОМАНТИКА. АРКТИДА. АРМАТОР. АРОМАТЕРАПИЯ. АРТЕРИИ. АРТИКУЛЯЦИЯ. АРХАИЗМЫ. АРХИВИРОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ. АРХИПЕЛАГ. АРХИТЕКТОНИКА. АСБЕСТОЗ. АСЕБИЯ. АСИМБОЛИЯ. АСКЕТИЗМ. АССЕРТОРИЧЕСКОЕ СУЖДЕНИЕ. АССИГНОВАНИЕ. АССИМИЛЯЦИЯ. АССОЦИАЦИЯ. АСТРАГАЛ. АСТРОГНОЗИЯ. АТАВИЗМ. АТАРАКСИЯ. АТЕИЗМ. АТЕЛИЯ. АТИМИЯ. АТЛЕТИЗМ. АТОМИСТИКА. АТРИБУТИКА. АТРОФИЯ. АУДИТОР. АУКТОР. АУКЦИОН. АУРА. АУТЕННТИЧНЫЙ. АФИШИРОВАНИЕ. АФФИЛИРОВАНИЕ. АХИЛЛЕСОВА ПЯТА.

БАЗИЛИКА. БАЗИСНЫЕ УСЛОВИЯ. БАКАЛАВР. БАЛЕТ. БАЛЛИСТИКА. БАЛЬЗАМЫ. БАЛЬНЕОЛОГИЯ. БАНАЛЬНОСТЬ. БАНКИ. БАПТИСТЫ. БАССЕЙН. БАТИСФЕРА. БЕНЕФИЦИАР(ИЙ). БЕСТИАЛИЗМ. БИБЛИОФИЛ. БИОГРАФИЯ. БИРЖА. БИТУМЫ. БИФУРКАЦИЯ. БОГ ИЗ МАШИНЫ. БОКАЛ. БОМБА. БОНУС. БОРЕЙ. БОТАНИКА. БРАДОБРЕЙ. БРАХИГРАФИЯ. БРЕВИАРИЙ. БРУТАЛЬНОСТЬ. БУКОЛИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ. БЮЛЛЕТЕНЬ. БЮСТ.

ВАВИЛОНСКОЕ СТОЛПОТВОРЕНИЕ. ВАКАНСИЯ. ВАКАЦИЯ. ВАКУУМ. ВАКХАНАЛИЯ. ВАКЦИНАЦИЯ. ВАЛТАСАРОВ ПИР. ВАЛЬВАЦИЯ. ВАНДАЛИЗМ. ВАННА. ВАРВАРСТВО. ВАУЧЕР. ВЕГЕТАРИАНСТВО. ВЕНТИЛЯЦИЯ. ВЕРА. ВЕРИФИКАЦИЯ. ВЕРБАЛЬНАЯ НОТА. ВЕРДИКТ. ВЕРСИЯ. ВЕСТИБЮЛЬ. ВЕТЕРАН. ВЕТЕРИНАРИЯ. ВЕТО. В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ ЗДОРОВЫЙ ДУХ. ВИАДУК. ВИВАРИЙ. ВИВИСЕКЦИЯ. ВИГИЛИИ. ВИЗАНТИЗМ. ВИЗИТАЦИЯ. ВИКАРНОСТЬ. ВИКТИМ. ВИКТОРИЯ. ВИЛЛА. ВИНДИКАЦИЯ. ВИРТУАЛЬНОСТЬ. ВИТАЛИЗМ. ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЕ. ВОЛЮНТАРИЗМ. ВОТИВНОСТЬ. ВОТИРОВАНИЕ. ВОТУМ. ВУЛКАНИЗАЦИЯ. ВУЛЬГАРНОСТЬ.

ГАБИТУС. ГАЗ. ГАЛАКТИКА. ГАЛЕОФИЛИЯ. ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ. ГАМЕТОПАТИЯ. ГАНГРЕНА. ГАРАНТ. ГАРМОНИЯ. ГЕБЕФРЕНИЯ. ГЕГЕМОНИЯ. ГЕДОНИЗМ. ГЕКАТОМБА. ГЕЛИКОН. ГЕНЕАЛОГИЯ. ГЕНИЙ. ГЕОГРАФИЯ. ГЕОДЕЗИЯ. ГЕОМЕТРИЯ. ГЕОПАТОГЕННАЯ ЗОНА. ГЕРБАРИЙ. ГЕРМЕНЕВТИКА. ГЕРОИЗМ. ГЕРОНТОЛОГИЯ. ГЕРОСТРАТА СЛАВА. ГЕСТОР. ГИБРИДИЗАЦИЯ. ГИГАНТОМАНИЯ. ГИГИЕНА. ГИДРОМЕХАНИКА. ГИЛОЗОИЗМ. ГИМН. ГИМНАСТИКА. ГИНЕКОЛОГИЯ. ГИПЕРБОЛА. ГИПЕРБОРЕИ. ГИПНОТЕРАПИЯ. ГИПОТЕЗА. ГИППОЛОГИЯ. ГИРУДОТЕРАПИЯ. ГИТАРА. ГЛАДИАТОР. ГЛИПТИКА. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ. ГЛОБУС. ГЛОССАРИЙ. ГНОМЫ. ГНОСЕОЛОГИЯ. ГОЛУБИНАЯ ПОЧТА. ГОМЕРИЧЕСКИЙ СМЕХ. ГОНОР. ГОНОРАР. ГОРДИЕВ УЗЕЛ. ГОРИЗОНТ. ГОРОСКОП. ГОСПИТАЛИЗАЦИЯ. ГОСТЕПРИИМСТВО. ГРАВИТАЦИЯ. ГРАДАЦИЯ. ГРАММАТИКА. ГРАНАТ. ГРАНИТЫ. ГРАФИКА. ГРАЦИОЗНОСТЬ. ГУБЕРНАТОР. ГУМАННОСТЬ. ГУММИЛАК.

ДАКТИЛОСКОПИЯ. ДАМОКЛОВ МЕЧ. ДАНАЕВ ДАР. ДАНАИД БОЧКА. ДАРСТВЕННАЯ. ДЕВОЦИЯ. ДЕГРАДАЦИЯ. ДЕГУСТАТОР. ДЕДИКАЦИЯ. ДЕДУКЦИЯ. ДЕЗЕРТИР. ДЕЗИГНАТОРЫ. ДЕЗИДЕМОНИЯ. ДЕИЗМ. ДЕКАДА. ДЕКЛАМАЦИЯ. ДЕКЛАРАЦИЯ. ДЕКОКТ. ДЕКОРАЦИЯ. ДЕКОРУМ. ДЕКРЕТ. ДЕКУРСИЯ. ДЕЛАТОРИИ. ДЕЛЕГАТ. ДЕЛИКАТЕС. ДЕЛИКТ. ДЕЛИНКВЕНТ. ДЕЛЬТА. ДЕЛЬФИНЫ. ДЕМАГОГИЯ. ДЕМИУРГ. ДЕМЕНУИЯ. ДЕМОГРАФИЯ. ДЕМОКРАТИЯ. ДЕМОНОМАНИЯ. ДЕМОНСТРАЦИЯ. ДЕМОФОБИЯ. ДЕНЬ. ДЕПИЛЯЦИЯ. ДЕПОЗИТ. ДЕПОРТАЦИЯ. ДЕПРЕССИЯ. ДЕРОГАЦИЯ. ДЕСПОТ. ДЕСУЛЬТОР. ДЕСЦЕДЕНТ. ДЕТЕКТОР ЛЖИ. ДЕ-ФАКТО. ДЕФЕКТ. ДЕФЕНСОР. ДЕФЕРЕНТ. ДЕФИНИЦИИ. ДЕФОРМАЦИЯ. ДЕЦИМАЦИЯ. ДЕ-ЮРЕ. ДИАГНОСТИКА. ДИАГОНАЛЬ. ДИАГРАММА. ДИАДЕМА. ДИАДИКАСИЯ. ДИАЛЕКТИКА. ДИАЛОГ. ДИАМАСИГОСИЯ. ДИАМЕТР. ДИАСПОРА. ДИАТРЕТА. ДИАТРИБА. ДИАФОНИЯ. ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА. ДИВИЗОР ФИКСИРОВАННЫЙ. ДИВИНАЦИЯ. ДИГЕСТЫ. ДИДАКТИКА. ДИДАСКАЛИИ. ДИЕТА. ДИКТАТОР. ДИКЦИЯ. ДИЛЕММА. ДИЛОГИЯ. ДИМИССИЯ. ДИНАМИКА. ДИНАСТИЯ. ДИОПТРИЯ. ДИПЛОМ. ДИПЛОМАТИЯ. ДИПТИХ. ДИРЕКТИВА. ДИРИБИТОРЫ. ДИСК. ДИСКОРДИЯ. ДИСКРИМИНАЦИЯ. ДИСКУССИЯ. ДИСПУТ. ДИССОНАНС. ДИСТИЛЛЯЦИЯ. ДИСТИМИЯ. ДИСТРИБЬЮТОР. ДИСТРОФИЯ. ДИСЦЕССИЯ. ДИФИРАМБЫ ПЕТЬ. ДИФФАМАЦИЯ. ДИЭТЕТ. ДОГМА. ДОЗА. ДОКИМАСИЯ. ДОКСА. ДОКТОР. ДОКУМЕНТЫ. ДОЛИКОКЕФАЛИЯ. ДОМЕН. ДОМИНАНТНЫЙ. ДОНАЦИЯ. ДОРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ. ДОТАЦИЯ. ДРАКОНОВЫ МЕРЫ. ДРАМА ЖИЗНИ. ДРЕВО ЖИЗНИ. ДРОЖЖИ. ДРОМОС. ДРОТИК. ДРУИДЫ. ДУАЛИЗМ. ДУБЛИКАТ ДОКУМЕНТА.

ЕВГЕНИКА. ЕВДАМОНИЗМ. ЕВРОПА. ЕДА. ЕПИСКОП. ЕПИТРОПА. ЕРЕСЬ. ЕХИДНА.

ЖЕСТ

ЗЕФИР. ЗОДИАК. ЗОНА. ЗОРОАСТР. ЗОФОР.

ИГНОМИНИЯ. ИГНОРИРОВАНИЕ. ИГУМЕН. ИДЕАЛ. ИДЕЯ. ИДИЛЛИЯ. ИДИОТ. ИДОЛ. ИДЫ МАРТОВСКИЕ. ИЕРАРХИЯ. ИЕРИХОНСКИЕ ТРУБЫ. ИЛЛЮЗИЯ. ИЛЛЮМИНАЦИЯ. ИЛЛЮСТРАЦИЯ. ИМИДЖ. ИМИТАЦИЯ. ИММИГРАЦИЯ. ИММУНИТЕТ. ИМПЕРАТИВНЫЕ НОРМЫ. ИМПЕРАТОР. ИМПЛАНТАТЫ. ИМПОРТ ТОВАРОВ. ИМПОТЕНЦИЯ. ИМПРОВИЗАЦИЯ. ИНВАЛИДЫ. ИНВЕКТИВА. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ. ИНВЕСТИЦИИ. ИНГАЛЯЦИЯ. ИНДЕКС. ИНДИВИДУУМ. ИНДИГО. ИНДИКАТОР. ИНДУКЦИЯ. ИНДУЛЬГЕНЦИЯ. ИНИЦИАЛЫ. ИНИЦИАТИВА. ИНКВИЗИЦИЯ. ИНКРУСТАЦИЯ. ИНКУБАЦИЯ. ИНСИГНИЯ. ИНСИНУАЦИЯ. ИНСОЛЯЦИЯ. ИНСПЕКТОР. ИНСТИЛЛЯЦИЯ. ИНСТИТУТ. ИНСТРУКЦИЯ. ИНСТРУМЕНТ. ИНСУЛИН. ИНТАЛИЯ. ИНТАРСИЯ. ИНТЕГРАЦИЯ. ИНТЕЛЛЕКТ. ИНТЕРСИФИКАЦИЯ. ИНТЕРВАЛ. ИНТЕРДИКТ. ИНТЕРНИРОВАНИЕ. ИНТЕРПЕЛЛЯЦИЯ. ИНТЕРПОЛЯЦИЯ. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. ИНТЕРРОГАЦИЯ. ИНТЕРЦЕССИЯ. ИНТЕРЬЕР. ИНТОНАЦИЯ. ИНТУИЦИЯ. ИНФАМИЯ. ИНФЕКЦИЯ. ИНФЛЯЦИЯ. ИНФУЛА. ИНЦЕСТ. ИНЦИДЕНТ. ИНЪЕКЦИЯ. ИПОКРИТ. ИПОСТАСЬ. ИПОТЕКА. ИПОХОНДРИЯ. ИППОДРОМ. ИРИДОДИАГНОСТИКА. ИРОНИЯ. ИРРИГАЦИЯ. ИСТЕРИЯ. ИСТОРИЯ. ИТИНЕРАРИЙ. ИХТИОФАГИ. ИЮНЬ.

КАБАЛА. КАВКАЗСКИЕ ГОРЫ. КАДАСТР. КАДУЦЕЙ. КАЗЕИН. КАЗУС. КАЙРОСА ВРЕМЯ. КАКОФОНИЯ. КАЛЕНДАРЬ. КАЛЛИГРАФИЯ. КАЛОРИФЕР. КАЛЬКУЛЯЦИЯ. КАМЕРА. КАМПАНИЯ. КАМФОРА. КАНАЛИЗАЦИЯ. КАНДЕЛЯБР. КАНДИДАТ НАУК. КАНИКУЛЯРНОЕ ВРЕМЯ. КАНОН. КАНЦЕЛЯРИЯ. КАПИТАЛ. КАПРИЗ. КАПСУЛА. КАРТОГРАФИЯ. КАРЦЕР. КАРЬЕРИСТ. КАТАКОМБЫ. КАТАЛОГ. КАТАПУЛЬТА. КАТАРАКТА. КАТАРСИС. КАТЕГОРИИ. КАФЕДРА. КВОРУМ. КЕЛЕЙНОЕ РЕШЕНИЕ. КЕНОФОБИЯ. КЕСАРЕВО СЕЧЕНИЕ. КИБЕРНЕТИКА. КИНЕМАТИКА. КЛАВИША. КЛАССИФИКАЦИЯ. КЛИЕНТ. КЛИМАТ. КЛИНИКА. КЛОНИРОВАНИЕ. КОГОРТА. КОДИФИКАЦИЯ. КОЛЛЕГИЯ. КОЛЛИЗИЯ ДОЛГА. КОЛОНИЯ. КОЛОССАЛЬНЫЙ. КОЛОФОН. КОЛУМБАРИЙ. КОМА. КОМЕДИЯ. КОМЕТА. КОМЕНТАРИЙ. КОММЕРЦИЯ. КОММОДАЦИЯ. КОМПЕНСАЦИЯ. КОМПЕРЕНДИНАЦИЯ. КОМПИЛЯЦИЯ. КОМПЛЕКСЫ. КОМПОЗИЦИЯ. КОМПРЕССИЯ. КОМПРОМИСС. КОНВЕНЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ. КОНГРЕСС. КОНДИЦИЯ. КОНДУКТОР. КОНКУРС. КОНСЕНСУС. КОНСЕРВАТИЗМ. КОНСИЛИУМ. КОНСТИТУЦИЯ. КОНСУЛ. КОНТИНГЕНТ. КОНТИНЕНТЫ. КОНТРАКТ. КОНТРИБУЦИЯ. КОНФЕССИЯ. КОНФИСКАЦИЯ ИМУЩЕСТВА. КОНФЛИКТ. КОНФУЗ. КОНЦЕССИЯ. КОНЪЕКТУРА. КОНЪЮНКТУРА. КОПИЯ. КОРАБЛЬ. КОРИФЕЙ. КОРПОРАТИВ. КОРРЕКТОР. КОРРОЗИЯ. КОРРУПЦИЯ. КОСМЕТИКА. КОТУРНЫ. КРАТЕР. КРЕАТИВНОСТЬ. КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. КРЕМАЦИЯ. КРЕСТ САКРАЛЬНЫЙ. КРИЗИС. КРИМИНАЛ. КРИПТОГРАММА. КРИТИКА. КРУП. КУЛИНАРИЯ. КУЛЬТУРА. КУРАТОР. КУРОЛЕСИТЬ. КУРС. КУСТОДЫ.

ЛАБИРИНТ. ЛАБОРАТОРИЯ. ЛАКОНИЗМ. ЛАКУНА. ЛАМЕНТАЦИЯ. ЛАМПА. ЛАПИДАРНЫЙ. ЛАТИНЫ (ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК) ЛАУРЕАТ. ЛЕГАЛЬНОСТЬ (ЛЕГИТИМНОСТЬ) ЛЕГАТ. ЛЕГИОН. ЛЕГИСАКЦИЯ. ЛЕПРА. ЛЕПТУ ВНОСИТЬ. ЛЕТА (КАНУТЬ В ЛЕТУ). ЛИБЕРАЛ. ЛИБИДО. ЛИГАТУРА. ЛИРИКА. ЛИТАВРЫ (БИТЬ В ЛИТАВРЫ). ЛИТЕРАЛЬНЫЙ СМЫСЛ. ЛИТУРГИЯ. ЛИЦЕЙ. ЛИЦЕНЗИЯ. ЛОГИСТИКА. ЛОКАЛЬНЫЙ. ЛОКАЦИЯ. ЛУКУЛЛОВ ПИР. ЛУНАТИЗМ. ЛЮСТРАЦИЯ. ЛЮЦИФЕР. ЛЯПСУС.

МАВЗОЛЕЙ. МАГИСТР. МАГИЯ. МАГМА. МАГНАТ. МАГНЕТИЗМ. МАКСИМАЛИЗМ. МАКУЛАТУРА. МАМОНУ СЛУЖИТЬ. МАНДАТ. МАНИПУЛЯЦИЯ. МАНИФЕСТ. МАНИЯ. МАНТИКА. МАНУАЛ. МАНУСКРИПТЫ. МАНЦИПАЦИЯ. МАРАЗМ. МАРГИНАЛИИ. МАСКА. МАТЕМАТИКА. МАТЕРИАЛИСТ. МАТЕРИК. МАТЕРИНСТВО. МАТРИМОНИАЛЬНЫЙ БРАК. МАХИНАЦИЯ. МЕБЕЛЬ. МЕГАЛОМАНЫ. МЕДИАЦИЯ. МЕДИЦИНА. МЕЛАНХОЛИЯ. МЕЛИОРАЦИЯ. МЕЛИССОФОБИЯ. МЕЛИС. МЕЛОМАН. МЕЛЬПОМЕНЕ СЛУЖИТЬ. МЕМОРАНДУМ. МЕМОРИАЛ. МЕНАДЫ. МЕНТАЛИТЕТ. МЕНТОР. МЕРА. МЕРИДИАН. МЕРКАНТИЛЬНОСТЬ. МЕТА. МЕТАЛЛ. МЕТАМОРФОЗЫ. МЕТАФОРА. МЕТАФРАЗА. МЕТЕОРОЛОГИЯ. МЕТОДИКА. МЕТОПИОН. МЕХАНИКА. МЕЦЕНАТ. МИДАСА УШИ. МИЗАНТРОП. МИКРОСКОПИЯ. МИКСЫ. МИЛИЦИЯ. МИНДАЛИНЫ. МИНИАТЮРА. МИРОТОЧЕНИЕ. МИРТОВОЕ ДЕРЕВО. МИССИЯ. МИСТЕРИЯ. МИТРА. МНЕМОСИНА. МОДЕЛЬ. МОДУЛЬ. МОЛОХ. МОНАРХИЯ. МОНЕТИЗАЦИЯ. МОНИТОРИНГ. МОНОЛИТ. МОНОПОЛИЯ. МОНОХОРД МОНУМЕНТ. МОРАЛЬ. МОРФЕЙ. МУЗЫ. МУЗЕЙ. МУЗЫКОТЕРАПИЯ. МУНИЦИПАЛИТЕТ. МУСКУЛАТУРА. МЯТА.

НАВИГАЦИЯ. НАНОТЕХНОЛОГИИ. НАРКОТИКИ. НАРЦИССИЗМ. НАТРАЛИЗМ. НАФТАЛАН. НЕЙТРАЛИТЕТ. НЕКРОПОЛЬ. НЕМЕСИДА. НИКТОФОБИЯ. НИМБ. НИМФОМАНИЯ. НОВАЦИЯ. НОВЕЛЛА. НОМЕНКЛАТУРА. НОТАБЕНЕ. НОТАРИУС. НУДИЗМ. НУЛЬ. НУМЕРОЛОГИЯ. НУМИЗМАТИКА.

ОАЗИС. ОБЕЛИСК. ОБЛИГАЦИЯ. ОБСИДИАН. ОБСТРУКЦИЯ. ОВАЛ. АВАЦИЯ. ОККУПАЦИЯ. ОКУЛИСТ. ОЛИГАРХИЯ. ОЛИМПИЙСКОЕ СПОКОЙСТВИЕ. ОПЕРАЦИЯ. ОПОРА. ОПТИМИСТ. ОПТИКА. ОПЦИОН. ОРАКУЛ. ОРАТОР. ОРБИТА. ОРГАН. ОРГИЯ. ОРДИНАРНЫЙ. ОРНАМЕНТ. ОРФЕЙ. ОСТРАКИЗМ. ОФЕРТА. ОФИЦИАЛЬНЫЕ ЛИЦА. ОХЛОФОБИЯ.

ПАВИЛЬОН. ПАВОР НОКТУРН. ПАКТ. ПАЛАТЫ. ПАЛИСАД. ПАЛЬМА. ПАЛЬПАЦИЯ. ПАНАЦЕЯ. ПАНДОРЫ СОСУД. ПАНЕГИРИК. ПАНИКА. ПАНКРАТИОН. ПАНТЕОН. ПАНТОМИМИКА. ПАПИРУС. ПАРАБОЛА. ПАРАДИЗ. ПАРАДОКС. ПАРАЗИТ. ПАРАЛИЧ. ПАРАТАКСИС. ПАРНАС. ПАРОДИЯ. ПАРТИЯ. ПАТЕНТНОЕ ПРАВО. ПАТЕТИКА. ПАТОЛОГИЯ. ПАТРИАРХ. ПАТРИОТИЗМ. ПАТРОНАЖ. ПАЦИЕНТ. ПЕГАС. ПЕДАГОГ. ПЕНАЛ. ПЕНАТЫ. ПЕНСИЯ. ПЕНЯ. ПЕРГАМЕНТ. ПЕРИПЕТИЯ. ПЕРИСТАЛИКА. ПЕРИФЕРИЯ. ПЕРСОНА ГРАТА. ПЕССИМИЗМ. ПЕТИЦИЯ. ПЕТРОГЛИФЫ. ПИГМЕНТЫ. ПИЕТЕТ. ПИКТОГРАФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО. ПИЛИГРИМ. ПИЛОН. ПИНАКОТЕКА. ПИРАТЫ. ПИРОТЕХНИКА. ПИРРОВА ПОБЕДА. ПИТОН. ПЛАГИАТ. ПЛАНЕТА. ПЛАНТАЦИЯ. ПЛАСТИКА. ПЛЕБИСЦИТ. ПЛЕЯДЫ. ПЛУТОКРАТИЯ. ПНЕВМАТИКА. ПОДИУМ. ПОЛЕМИКА. ПОЛИГАМИЯ. ПОЛИГОН. ПОЛИСПАСТ. ПОЛИТИКА. ПОЛИХРОМИЯ. ПОМПА. ПОНТОН. ПОПУЛЯРНОСТЬ. ПОРТАЛ. ПОРТИК. ПОРЫ. ПОСТУЛАТЫ. ПОТЕНЦИАЛ. ПОЭЗИЯ. ПРАГМАТИЗМ. ПРАКТИЧНОСТЬ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ. ПРЕВЕНТИВНЫЕ МЕРЫ. ПРЕЗУМПЦИЯ. ПРЕМИЯ. ПРЕРОГАТИВА. ПРЕСКРИПИЦИИ. ПРЕСС. ПРЕТЕНЗИЯ. ПРЕФЕКТ. ПРЕЦЕДЕНТ. ПРЕЦЕССИЯ. ПРИВАТИЗАЦИЯ. ПРИВИЛЕГИЯ. ПРИЗМА. ПРИНЦИП. ПРОБА. ПРОБЛЕМА. ПРОВИЗОР. ПРОВИНЦИЯ. ПРОВОКАЦИЯ. ПРОГНОЗ. ПРОГОН. ПРОГРАММА. ПРОГРЕССИВНЫЙ. ПРОЗА. ПРОКЛАМЦИЯ. ПРОКРУСТОВО ЛОЖЕ. ПРОКУРОР. ПРОЛЕТАРИАТ. ПРОЛОГ. ПРОПАГАНДА. ПРОПОРЦИЯ. ПРОРОГАЦИЯ. ПРОСПЕКТ. ПРОСТИТУЦИЯ. ПРОТЕЗ. ПРОТЕКЦИЯ. ПРОТЕСТ. ПРОТОКОЛ. ПРОФАНАЦИЯ. ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА. ПСИХИКА. ПУБЛИКАЦИЯ. ПУЛЬС. ПУРПУРНЫЙ ЦВЕТ.

РАДИУС. РАПСОДИЯ. РАЦИОНАЛЬНЫЙ. РЕВЕРС. РЕВИЗИЯ. РЕГАЛИИ. РЕГИОН. РЕГИСТР. РЕГРАДАЦИЯ. РЕГРЕССНЫЙ ИСК. РЕЗЕКЦИЯ. РЕЗЕРВУАР. РЕЗОНАНС. РЕКВИЗИЦИЯ. РЕКЛАМА. РЕКОГНОСЦИРОВКА. РЕКРЕАЦИЯ. РЕНУПЕРАЦИЯ. РЕЛАКСАЦИЯ. РЕЛЕГАЦИЯ. РЕЛИГИЯ. РЕЛЯЦИЯ. РЕНУНЦИВАЦИЯ. РЕПАРАЦИИ. РЕПЕТИЦИЯ. РЕСКРИПТ. РЕСПУБЛИКА. РЕСТИТУЦИЯ. РЕТРОСПЕКТИВА. РЕФЕРЕНТ. РЕЦЕНЗИЯ. РЕЦЕПТУРА. РЕЦЕПЦИЯ. РЕЦЕССИЯ. РЕЦИТАЦИЯ. РИТМ. РИТУАЛ. РОГАЦИЯ. РОЗА. РОМБ. РОСТРАЛЬНАЯ КОЛОННА. РУБИКОН ПЕРЕЙТИ. РУБРИКА. РУСТОВКА.

САК. САКРАМЕНТАЛЬНЫЙ. САЛЮТ. САНДАЛИИ. САНКЦИЯ. САРДОНИЧЕСКАЯ УЛЫБКА. САРКАЗМ. САРКОФАГ. САТЕЛЛИТЫ. САТИРА. САТИРИАЗИС. СЕДАТИВНЫЕ СРЕДСТВА. СЕЙСМИКА. СЕКВЕСТР. СЕКИРА. СЕКРЕТ. СЕКТА. СЕКТОР. СЕКЦИЯ. СЕЛЕКЦИЯ. СЕМЯ. СЕНИЛЬНЫЙ. СЕНСУАЛИЗМ. СЕНТЕНЦИИ. СЕНТИМЕНТЫ. СЕПАРАТИЗМ СЕПИЯ. СЕПСИС. СЕРВИСНЫЙ. СЕРВИТУТ. СЕССИЯ. СЕЦЕССИЯ. СИБАРИТ. СИГНАЛИЗАЦИЯ. СИЗИФОВ ТРУД. СИЛЛОГИЗМ. СИЛЬФИЯ. СИМВОЛ. СИММЕТРИЯ. СИМПАТИЯ. СИМПОЗИУМ. СИМПТОМ. СИМФОНИЯ. СИМУЛЯЦИЯ. СИНДИКАТ. СИНЕДРИОН. СИНЕКУРА. СИНКЛИТ. СИНОПСИС. СИРЕНЫ. СИСТЕМА. СИФОН. СКАБРЁЗНОСТЬ. СКАЛЬПЕЛЬ. СКАНДАЛ. СКАФАНДР. СКВАЛЫГА. СКЕЛЕТОН. СКЕПТИК. СКИПЕТР. СКИТАЛЕЦ. СКОРПИОН. СКРИНИНГ. СКРУПУЛЁЗНОСТЬ. СКУЛЬПТУРА. СМАЛЬТА. СОЛИДАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. СОЛЕВОЙ БАЛАНС. СОЛЯРИЙ. СОМНАМБУЛИЗМ. СОЦИУМ. СПЕКТАКЛЬ. СПЕКУЛЯЦИЯ. СПЕЦИФИКАЦИЯ. СПИРАЛЬ. СПОНСОР. СТАГНАЦИЯ. СТАДИЯ. СТАНЦИЯ. СТАТИЧНОСТЬ. СТАТУС-КВО. СТАТУЯ. СТЕЛА. СТЕНОГРАФИЯ. СТЕРИЛИЗАЦИЯ. СТИГМЫ. СТИЛЬ. СТИМУЛ. СТИПЕНДИЯ. СТОЙКОСТЬ. СУБВЕНЦИИ. СУБОРДИНАЦИЯ. СУБСИДИИ. СУБСКРИПЦИЯ. СУБСТАНЦИЯ. СУБСТИТУЦИЯ. СУБЪЕКТ ПРАВА. СУГГЕСТИЯ. СУП. СУПЕРФИЦИЙ. СУПОСТАТ. СУППЛИКАЦИЯ. СУППЛИЦИЯ. СФЕРА УСЛУГ. СФИНКС (ЗАГАДКА СФИНКСА). СХЕМА. СЦИЛЛА И ХАРИБДА (МЕЖДУ СЦИЛЛОЙ И ХАРИБДОЙ).

ТАБЛО. ТАВРО. ТАКТИКА. ТАЛАНТ. ТАЛИСМАН. ТАНАТОЛОГИЯ. ТАНТАЛОВЫ МУКИ. ТАРТАРАРЫ. ТАФОФОБИЯ. ТАХИГРАФИЯ. ТЕАТР. ТЕЗИС. ТЕМПЕРАМЕНТ. ТЕРАПИЯ. ТЕРМИН. ТЕРМЫ. ТЕРРАКОТА. ТЕРРАСА. ТЕХНИКА. ТИП. ТИРАН. ТИРС. ТИТАН. ТИТУЛ. ТОКСИНЫ. ТОЛЕРАНТНОСТЬ. ТОН. ТРАГЕДИЯ. ТРАДИЦИЯ. ТРАКТАТ. ТРАНЗИТ. ТРАПЕЗА. ТРИБУНАЛ. ТРИУМФ. ТРОГЛОДИТЫ. ТРОФЕЙ. ТРОЯНСКИЙ КОНЬ. ТУБА. ТУНИКА.

УЗУС. УЗУРПАТОР. УЗУФРУКТ. УЛЬТИМАТУМ. УЛЬТРА. УМБРА. УРАН. УРБАНИЗАЦИЯ. УРНА. УСТРИЦЫ. УТИЛИЗАЦИЯ.

ФАБРИКАЦИЯ. ФАБУЛА. ФАВОРИТ. ФАЗА. ФАКЕЛ. ФАКСИМИЛЕ. ФАКТ. ФАЛАНГА. ФАЛЛОС. ФАЛЬСИФИКАЦИЯ. ФАМИЛИЯ. ФАНАТЫ. ФАНТАСМАГОРИЯ. ФАРА. ФАРМАКОЛОГИЯ. ФАРТОВЫЙ. ФАСЦИНАЦИЯ. ФАТАЛИСТ. ФАШИЗМ. ФАЭТОН. ФАУНА. ФЕВРАЛЬ. ФЕДЕРАЦИЯ. ФЕЕРИЯ. ФЕКАЛИИ. ФЕМИДА. ФЕМИНИЗАЦИЯ. ФЕНИКС. ФЕНОМЕН. ФИДЕИКОМИСС. ФИЗИОЛОГИЯ. ФИКТИВНОСТЬ. ФИЛАТРОП. ФИЛИАЛ. ФИЛИППИКИ. ФИЛОСОФИЯ. ФИЛЬТР. ФИМИАМ КУРИТЬ. ФИСКАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ. ФИСТУЛА. ФЛОРА. ФОБИЯ. ФОКУС. ФОНТАН. ФОРМА. ФОРМУЛА ОБОДРЕНИЯ. ФОРТУНА. ФОРУМ. ФОСФОР. ФРИГИДНОСТЬ. ФРУКТЫ. ФУРИЯ. ФУРКАЦИЯ. ФУРОР.

ХАЙРОФОБИЯ. ХАОС. ХАРАКТЕРЫ. ХАРИЗМА. ХАРТИЯ. ХИМЕРА. ХИРОМАНТИЯ.

ХИРУРГ. ХОЛЕРА. ХРЕМАСТИКА. ХРОНИКА.

ЦЕЛИБАТ. ЦЕМЕНТ. ЦЕНЗУРА. ЦЕНТР. ЦЕРБЕР. ЦЕРЕМОНИЯ. ЦЕССИЯ. ЦИВИЛЬНЫЙ. ЦИКЛОПИЧЕСКАЯ КЛАДКА. ЦИКУТА. ЦИЛИНДР. ЦИНИК. ЦИРКУЛЯЦИЯ. ЦИРК. ЦИРКУЛЬ. ЦИСТЕРНА. ЦИТАТА.

ШАЛФЕЙ. ШКОЛА. ШРИФТ. ШТОРЫ.

ЭБОНИТ. ЭВАКУАЦИЯ. ЭВДЕМОНИЗМ. ЭВИКЦИЯ. ЭВРИСТИКА. ЭВТАНАЗИЯ. ЭВФЕМИЗМЫ. ЭГИДА. ЭГОИСТ. ЭДИКТ. ЭДИПОВ КОМПЛЕКС. ЭЗОПОВ ЯЗЫК. ЭЗОТЕРИКА. ЭЙФОРИЯ. ЭКВИВАЛЕНТ. ЭКЗАЛЬТАЦИЯ. ЭКЗАМЕН. ЭКЗЕКУЦИЯ. ЭКЗЕМПЛЯР. ЭКЛЕКТИКА. ЭКОЛОГИЯ. ЭКОНОМИКА. ЭКСКУРСИЯ. ЭКСПЕДИЦИЯ. ЭКСПЕРИМЕНТ. ЭКСПЕРТИЗА. ЭКСПЛИКАЦИЯ. ЭКСПОНАТ. ЭКСПОРТ. ЭКСПРОМТ. ЭКСТАЗ. ЭКСТРАОРДИНАРНЫЙ. ЭКСЦЕПЦИЯ. ЭЛЕГАНТНОСТЬ. ЭЛЕГИЯ. ЭЛЕКТРОН. ЭЛЕМЕНТ. ЭЛИЗИЯ. ЭЛИТА. ЭМАНАЦИЯ. ЭМАНСИПАЦИЯ. ЭМБЛЕМА. ЭМИССАР. ЭМИССАРИЙ. ЭМИССИИЯ. ЭМФИТЕВЗИС. ЭНЕРГИЯ. ЭНКАУСТИКА. ЭНТУЗИАЗМ. ЭПИБОЛИЯ. ЭПИГАМИЯ. ЭПИГОНЫ. ЭПИГРАММА. ЭПИГРАФ. ЭПИДЕМИЯ. ЭПИКУРЕЕЦ. ЭПИЛОГ. ЭПИЛЯЦИЯ. ЭПИМОРИИ. ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ЖАНР. ЭПИТАФИЯ. ЭПИФАНИЯ. ЭПОПЕЯ. ЭПОС. ЭРЕКЦИЯ. ЭРОТИКА. ЭСКАЛАТОР. ЭСКУЛАП. ЭТИКЕТ. ЭФИОП. ЭФИР. ЭХО.

ЮБИЛЕЙ. ЮВЕНАЛЬНЫЙ. ЮЛИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. ЮМОР. ЮНИОР. ЮНОНА. ЮРИСДИКЦИЯ. ЮРИСКОНСУЛЬТ. ЮСТИЦИЯ.

ЯКОРЬ. ЯМБ. ЯНВАРЬ. ЯШМА.

Выдержки из книги «Античный код в современной терминологии»:

АБ ОВО (лат. ab ovo – с самого начала) – устойчивый фразеологический оборот. Достался нам от древних римлян, которые обычно начинали день с завтрака из круто сваренного яйца и фруктов, чаще всего яблок. Такой выбор был не случаен, поскольку в древности люди всему придавали символический смысл, а яйцо связывалось с успешным начинанием нового дела, в данном случае, застолья. Появилось выражение «ab ovo usque ad mala», что означало «от яйца до яблок». Со временем вторая часть фразы отпала, осталась «ab ovo», означающая «начало нового этапа деятельности», «новое дело после неудачной предыдущей попытки». С похожим значением «аб ово» вошло в современный международный лексикон как начало биржевой деятельности после предыдущей неудачной сессии.

У многих народов сложилось отношение к яйцу как к прообразу, к символу Начала. У славян яйцо ассоциировалось с плодородием земли, с весенним возрождением природы. Они расписывали яйца (писанки) в языческие времена, выражая тем самым представления о Природе, приносили их в дар богам и дарили друг другу в первый день нового года и в день рождения. С распространением христианства расписные яйца стали непременным атрибутом главного религиозного праздника – Пасхи, символизируя воскресение Христа.

И всё-таки не случаен вопрос, волнующий многие пытливые умы: «Что было вначале – яйцо или курица?». Генетики утверждают: «Яйцо! Поскольку генетический материал не изменяется в течение жизни животного, можно с уверенностью предположить, что первая доисторическая птица-курица развилась из эмбриона, существовавшего в яйце»! Логично?

БИФУРКАЦИЯ (лат. bifurcatio; от bifurcus — раздвоенный) – термин употребляется в широком смысле для обозначения всевозможных качественнСОМНАМБУЛИЗМ.ых перестроек или метаморфоз различных объектов при изменении параметров, от которых они зависят.

В научной фантастике бифуркация означает разделение времени на несколько потоков, в каждом из которых происходят свои события. В образовании бифуркация означает разделение старших классов учебного заведения на два разных направления в обучении (напр., гуманитарное и естественнонаучное). Бифуркация рек означает разделение реки и её долины на две ветви, которые в дальнейшем не сливаются, впадают в различные бассейны. Этимология отсылает термин «бифуркация» (от лат. bis — дважды + furca — вилка) в рабовладельческий Рим, где в качестве наказания практиковались изощрённые пытки преступников и рабов. За любые провинности господин имел право побить своего раба кнутами, привязать на шею жернов или доску, и так заставить работать, бросить живого раба в колодец или печь или посадить на вилы. Раба могли безнаказанно смолоть в мельничных жерновах, облепить голову смолой и так сжечь, содрать с кожу с черепа, обрубать нос, губы, уши, руки, ноги или подвесить голого на железных цепях, оставляя на съедение хищных птиц. Существовало наказание «фуркация» (лат. furcation), или «отправить на фурку» – устройство в виде вертикально поставленной большой деревянной «вилки», к которой пригвождался осуждённый. Практиковалось ещё наказание колодкой furca. В этом случае надевался нашейник в виде рогатки, состоящий из двух воротов. Нашейник удерживался на плечах преступника таким образом, что руки его могли привязываться к обеим сторонам рогатки. Наказуемый раб назывался furcifer, за что впоследствии это слово сделалось непристойным ругательным. Такая фурка налагалась и на рабов, которых хотели сечь, и на тех, кого наказывали распятием на кресте; под фуркой вели до креста, где их ожидала долгая и мучительная смерть. Впоследствии furca обозначала и виселицу.

ДЕГРАДАЦИЯ (от лат. de gradus – отступать) – постепенно двигаться в чём-либо назад, ухудшая ситуацию, вырождаться, останавливаясь в развитии.

Термин «деградация почв» существует как совокупность процессов, которые приводят к изменению функций почвы, количественному и качественному ухудшению её свойств, постепенному ухудшению и утрате плодородия. Различают также противоестественную для человека алкогольную деградацию, при которой возникает ухудшение памяти и снижение интеллекта и, главное, неспособность больных оценить тяжесть злоупотребления алкоголем. Психиатры отмечают, что «алкоголик винит всех: жену, детей, службу, но только не самого себя».

В ряде словарей показано, что слово деградация — заимствованное из французского языка, но этимология объясняет слово «деградация» как заимствование из польского языка (degradacja), а ранее — от латинского degradatio – «разжалование, лишение чинов»; как производное от degradare – «спускаться» (в свою очередь, образованного с помощью приставки de «вниз» от gradior «шагать»). В римской армии существовал термин gradus, означавший исходную позицию военного соединения. В свою очередь, de gradus – отступление от ранее принятой позиции, неожиданное изменение с ухудшением состояния от ранее принятого положения. У гладиаторов римских цирков бытовало выражение de gradu deicere, то есть, «де градация» – неожиданный для противника манёвр, приносящий успех его инициатору.

В XX веке вместо изначального смысла «разжаловать» деградация используется в новом смысле: «упадок, постепенное ухудшение, утрату ценных свойств и качеств в разных областях» – в обществе, культуре, искусстве, почвы и др..

ИММУНИТЕТ (лат. immunitas – освобождение, избавление от чего-либо) – мед., невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным агентам и веществам, обладающим антигенными свойствами.

Существует «свидетельский иммунитет» – гарантированное уголовно-процессуальным законодательством право лица не давать показания против себя и своих близких родственников. Также есть «иммунитет дипломатический» – особые права, преимущества, предоставляемые иностранным дипломатам на территории тех государств, в которых они находятся для выполнения своей миссии. В античности практиковался иммунитет в виде освобождения от общественных повинностей (напр., военной службы, опекунства и пр.), базировавшийся на законном оправдательном основании или на уже данной ранее привилегии. Существовало юридическое право иммунизации (от лат. immunis – свободный от чего-либо), означавшее «изъятие от податей и повинностей, даруемое властью отдельным лицам и сословиям, как и целым общинам». У римлян immunitas даровался общинам во время больших несчастий в виде привилегий, иногда навсегда; особенно часты стали иммунитеты во времена императорского правления. Флавий Гонорий Август (IV в.), первый западно-римский император после окончательного разделения империи на Западную и Восточную, положил начало соединению иммунитета с освобождением духовенства от общей юрисдикции.

В Средневековье в феодальных владениях имелись проявления иммунитетов в смысле изъятия известной территории из общей администрации. Часто иммунитет применялся как по отношению к владениям короля и других привилегированных лиц, так в особенности по отношению к духовенству (Immunitas ecclesiastica). В Древней Руси и Золотой Орде имели хождение тарханные (жалованные) грамоты, своего рода иммунитеты – документы, подписанные князем ( ханом ), дающие его владельцу право на освобождение от различных повинностей и обязанностей.

ЛИТЕРАЛЬНЫЙ СМЫСЛ (лат. litteres; от лат. littera – буква) – буквальный, дословный.

В современной полиграфии литера – металлический, деревянный или пластмассовый брусочек, на верхнем торце которого находится рельефное (печатающее) изображение буквы или знака. Возможно, по той причине, что типографские литеры с печатными знаками в совокупности образуют на бумаге слова и целые тексты, имеется связь между словом «литера» и «литературный», «литература» и «литератор» (litterator).

В Древнем Риме существовал жестокий обычай клеймить провинившегося раба калёным железом. Такое наказание следовало за попытку к бегству или иную вину, повлёкшую за собой недоверие хозяев к своему рабу. Его лоб клеймили особым клеймом, «позорной литерой» (literun). После этой экзекуции клеймёного таким образом раба называли литерным (litteratus). В римском праве существовало литеральное («записанное») обязательство, представляющее собой долговое обязательство, состоявшее в записи долга в главную приходно-расходную книгу. Записанный таким образом на ком либо дол,г можно было передать третьему лицу, оформив т.н. «переписывание долга». По той же форме существовали литеральные контракты (contractae litteres) , или договор, который заключался в письменной (лат. litterae — письмо) форме, т.е. «litteris fit obligatio», или «обязательство возника­ющее посредством записи, письма». В классический период литеральный договор стал оформляться долговой распиской, что значительно облегчило порядок заключения такого договора. Эта форма письменных обязательств получила широкое распространение на почве процентных займов, заключавшихся между римскими ростовщиками и про­винциалами. Расписка могла быть оспорена в течение 2 лет со дня ее выдачи. Не оспоренная в течение этого срока по безденежности долговая расписка получала безусловную доказательственную силу.

НОВАЦИЯ (лат. novatio – замена, обновление) – в широком смысле, любое качественно новое дополнение или изменение, отражающееся на конечных действиях.

В Римском праве новация – это прекращение обязательства, посредством замены его новым обязательствам: «кроме того обязательство погашается обновлением, ибо со вступлением нового лица возникает новое обязательство, а первое, перенесенное в последующее, прекращается». Новация имела смысл всякий раз, когда вносилось что-то новое в прежнее обязательство: менялся должник или кредитор, вводилось условие или срок, либо имевшиеся условие или срок отменялись; изменялся предмет предоставления (вместо платежа за купленную вещь предусматривалось оказание услуги) и пр.

Для действительности новации необходимо было наличие намерения сторон новировать обязательство (animus novandi). При его наличии намерения не презюмировалось (не предполагалось исходя из обстоятельств дела): оно должно было быть ясно выражено в соглашении сторон о новации. Обязательство, возникшее в результате заключения контракта (договора) или по иным основаниям, в силу самой своей природы должно было прекратиться. Прекращение обязательства следует из «Титула XXIX Институций Юстиниана», правила которого на первое место среди способов прекращения ставят исполнение: «Всякое обязательство прекращается исполнением того, что следует исполнить, или, с согласия кредитора, исполнением одного действия вместо другого. Безразлично, исполняет ли обязательство тот, кто должен, или другой за него».

РЕКУПЕРАЦИЯ (от лат. recuperatio — обратное получение, возвращение) – возвращение части материала или энергии, расходуемых при проведении того или иного технологического процесса, для повторного использования в том же процессе.

В римском праве термин recuperatio применялся в случаях, когда суд, рассматривал имущественные тяжбы между римлянами и переселенцами. Члены такого суда назывались рекуператорами и, вероятно, состояли из представителей обоих народов. Постепенно положение изменилось, и к суду прибегали в том случае, если покупка или контракт были заключены, но поступала жалоба на неисполнение принятого обязательства. Чаще всего рекуператорам передавались жалобы провинциалов на вымогательство наместников. Впервые такая жалоба поступила в 173 г. до н.э.; рассмотрение подобных дел случалось и при императорах, хотя в это время для таких жалоб была учреждена особая судейская коллегия. Суд рекуператоров был очень скор: решение выносилось в продолжение 10 дней, и поэтому римляне, даже когда спорили между собой, стремились к такому суду. С 77 г. до н.э. такие суды применялись к чисто римским отношениям и все шире распространялись при императорах. С тех пор как все провинциалы сделались римскими гражданами, суды рекуператоров прекратились сами собой. Так как название этих судей не встречается в единственном числе, то они, очевидно, действовали коллегиально, в количестве 3 или 9 чел., причем претор назначал их без различия сословий.

ТАФОФОБИЯ (греч. taphophobia; от греч. taphe – погребение + phobia – страх) – навязчивый страх, боязнь похорон и похоронных принадлежностей, и оказаться погребенным заживо.

Для древних греков и римлян погребение умершего считалось священной обязанностью: уверенность, что эта обязанность будет исполнена, обычно успокаивала умирающего, и ожидаемая смерть не так тяготила. Тот, кто пренебрегал обязанностью похоронить близкого человека, навлекал на себя гнев богов (они не получали того, что им принадлежало), поскольку не погребенный труп осквернял место упокоения – душа умершего не могла попасть в царство мертвых. Лишение погребения было величайшим наказанием, на столь позорную участь обрекались отверженные в глазах общества, преступники, потерявшие человеческое достоинство. Потому страшным наказание была казнь через повешение и распятие, побитие камнями, ибо она оставляла преступника в позорном положении до тех пор, пока труп не склевывали птицы, или он сгнивал. Среди мореплавателей существовала традиция: при крушении корабля старались привязывать к своему телу дорогие вещи, какие кто имел, на случай, если бы труп его был прибит волнами к берегу. Имелось в виду, что человек, нашедший утопленника, обязывался немедленно предать его земле, и тогда найденными вещами он воспользовался бы в качестве награды.

Даже врагам не отказывали в перемирии для погребения убитых в сражении. Часто сами победители принимали на себя заботу о погребении павших врагов. Во многих случаях просьба о перемирии для погребения убитых была равносильна признанию себя побежденными. Пример тому сцену в «Илиаде», когда после сражения у Трои враги заключали перемирие и при свете факелов, забывши недавнюю вражду, подбирали с поля битвы умерших, сжигали их, зарывали в могилы, насыпали над ними холм и отправляли обычные религиозные церемонии. После погребения над могилой убитых и умерших устраивался тафос (греч. taphos – могила), представлявший собой насыпной холм (курган). Точно так – тафос – называлась гробница или каменный саркофаг, который помещался в захоронении. Слово «эпитафия» – надгробная надпись, также имеет отношение к греч. taphos.

УЗУС (лат. usus – правило, употребление) – лингв. значение, соответствующее «общепринятое употребление»; юр. «обычай, обыкновение».

В римском праве ususпользование чужой вещью, владение известным предметом без права пользования доходами с него (напр. жить в доме, но не сдавать его внаем). Юридическое понятие usus означает ещё «совершение неформального брака путем простого соглашения». Заключению брака обязательно должно было предшествовать обручение. Обручение и брачная церемония могли следовать одно за другим непосредственно по времени, но могли быть отдалены друг от друга даже несколькими годами. Во время обручения будущие супруги выражали намерение заключить между собой брак и обменивались подарками подобающей социальному уровню партнеров стоимости; обручение могло быть совершено и представителями будущих супругов — их родителями, опекунами и т. д. Обмен подарками придавал обручению некий вид частноправовой сделки. Факт обручения, брачные намерения и факт обмена подарками закреплялись специальными письменными документами (в древнее время — присутствием свидетелей-гостей).

ФАЛЛОС (от греч. phallus – олицетворение времени года, когда все распускается и цветет) – изображение мужского полового органа как символа оплодотворяющего или рождающего начала жизни.

В Древней Греции фаллос воспринимался как «центр или ось между Небом и Землей», символ «земной пуповины, соединяющей с Небом». Плуг греческого земледельца, его лемех, имел сходство с фаллосом – отсюда священный обряд «первой борозды», как обращение к Небу ниспослать благословенные дожди и, как итог, хороший урожай. По сообщению греческого историка Геродота, поклонение фаллосу пришло в Элладу из Египта, где справляли праздники в честь бога Диониса. Здесь молодые женщины носили кукол в локоть величиной, «причем член поднимался и опускался и был размерами почти такой же, как сама кукла». В Грецию Дионис пришел вместе с виноградарством и виноделием. По легенде, в Афинах его приютил на ночь бедняк Икарий, не ведая, что это сам бог. Из благодарности за приют Дионис научил Икария искусству посадки виноградной лозы и изготовления вина, отчего Икарий потом погиб. Жители Афин, узнав об этом, дружно отказались от покровительства Диониса, за что бог, «опечалившись, повредил мужей всех благородных аттических семейств таким образом, что потеряли они способность к деторождению; и перестали они посещать жён на ложах супружеских, и забыли они всех прочих женщин, весёлых, продажных»…

Легенда говорит, что афинские мужчины лечились у знаменитых лекарей от напасти – ничего не помогало! А когда у жен их терпение лопнуло, сказали они мужьям своим, чтобы просили у Диониса прощения. И бог сказал, «чтобы каждый мужчина вылепил из глины по сто штук фаллов, и чтобы фаллы эти стали их амулетами. И только тогда к семьям афинским вернется плодородие». Так Геродот объясняет появление в Греции фаллических изображений.

Фаллические шествия стали привычными во время священных праздников – Дионисиев, во время которых участники несли фаллосы разных видов и необычных размеров. Их с творческой выдумкой изготавливали в каждой греческой семье задолго до назначенных праздников, и оттого это красочное мероприятие больше походило на «открытый конкурс» с участием оригинальных фаллосов. Они были больших размеров, в образе птиц или иных существ, откровенно пародирующие мужской детородный орган. И чем огромнее выглядел фаллос, тем предпочтительней считались виды на плодородие: земли, скота и человеческого общества в целом. Многие макеты фаллосов имели крылья – это объясняется тем, что греки придавали большое значение мужской производительной силе, считая, что «в возбуждённом состоянии фаллос выходил за пределы физического тела мужчины, он, словно на крыльях устремлялся в божественные кущи, увлекая к великой сексуальности…».

В конце шествия комиссия из жрецов Диониса выбирала из всего числа изображения фаллосов «победителя», которого торжественно водружали на колесницу, увитую зелеными ветками плюща и плетями винограда. Затем провозили его по улицам города, где жители и гости встречали кумира с божественным почтением и искренней радостью. Торжественное шествие с песнопениями следовало до алтаря Диониса, где совершалось ритуальное или символическое жертвоприношение: убивали козла или самого упитанного быка, иногда в дар богу преподносилось ценное оружие. А потом жрецы Диониса угощали верующих вином, раздавая виноградные лозы от имени бога.

Древнегреческие актеры тоже прибегали к необычной атрибутике, изображающей фаллосы. Из греческих богов, перебравшихся в римский пантеон, бог плодородия Приап обрёл немало приверженцев своего культа. Как писал писатель Петроний, служивший военачальником у Нерона, «девицы и матроны усаживались на его выдающийся фаллос, чтобы тем самым обеспечить себе беременность, а в сельских местностях сады были украшены его вызывающими фигурами»… Простонародье поступало ещё проще: они при себе носили небольшие фаллические изображения божка с неестественно возбужденным детородным органом – в надежде снискать удачу, сохранить производительную силу или отвратить «дурной глаз». Эротика у римлян, особенно имперского периода, присутствовала повсюду: в изящных скульптурах, росписях тканей и картинах, даже в конструктивных элементах мебели и лепных карнизах угадывались интимные части обнажённого тела. Нередко столовая посуда и принадлежности, подаваемые на стол гостям, представляли собой эротическое изображение фаллоса и женской вагины в ярко выраженном возбужденном состоянии.

ХАЙРОФОБИЯ (лат. chairophobia; от греч. chairo – радоваться + phobia – фобия, страх) – навязчивое состояние страха проявления чувства радости, веселья.

Древние греки при встрече со старинными знакомыми или родственниками радостно приветствовали рукопожатием, восклицая: «Chaire!» – «Хайре!» – «Рад тебе! Приветствую тебя!». Этим же приветствием обменивались гости с хозяином дома, куда приходили по приглашению или с заранее сделанным уведомлением. Обняв за плечи один другого, расспрашивали друг друга о знакомых и событиях в жизни общества. Обмениваясь замечательным призывом «Хайре!», греки, натуры мятежные и эмоциональные, таким образом возносили богам молитвы благодарения за то, что они этой встречей давали повод радоваться жизни. Гостя подводили к стенной нише, где услужливые рабы подавали воду из кувшинов для мытья рук. Рабы обмывали гостям ноги и брызгали на тело резкими цветочными духами - это если гость не успел у себя дома воспользоваться собственными благовониями. Следом гости проходили в четырёхугольный перистиль (внутренний дворик), где проходила дальнейшая встреча, обычно за столом с яствами, десертом и напитками.

ЦЕЛИБАТ (лат. caelibatus – безбрачие мужчины; от лат. caelebs – неженатый) – обязательное безбрачие католического духовенства и православного монашества.

Отказ от брака и сексуальной жизни, т.е. целибат, встречался во многих религиях. Был он у древних греков и римлян, чаще всего в среде жрецов и философов. Жрецы Деметры были обязаны жить в безбрачии. Ей как богине плодородия посвящались Элевсинские мистерии (Аттика), официальный культ которой исполнялся жрецами-девственниками. Сан жреца всегда считался священным и пользовался уважением. Поэтому к лицу, им облеченному, в исторические времена предъявлялись различные требования и условия. Во-первых, жрец должен был быть полноправным гражданином той общины, которой принадлежал культ; гражданин, лишенный всех или некоторых гражданских прав, не только не мог быть жрецом, но даже устранялся от участия в священнодействиях. Во-вторых, требовалось отсутствие всяких телесных недостатков, беспорочность и вообще соединение таких телесных и нравственных качеств, которые бы делали данное лицо достойным божества и приятным ему. Кроме того, жрецам предписывалось воздержание от тех или других яств и разные другие ограничения, в особенности для предупреждения всякого нарушения чистоты.

В древнегреческой философии традиции безбрачия были довольно сильны, хотя это явление было сугубо добровольным, как одно из проявлений религиозного аскетизма. Гераклит, Демокрит, Диоген, Платон и многие другие не были женаты, поскольку «делом философа оказывается достижение бессмертия, чему семейная жизнь препятствует». Согласно учению Платона, «эротическое стремление к плодовитости, к обретению бессмертия в потомстве мудрецы направляют на путь не телесного, а духовного порождения». Подобная философская практика отражена в образе жизни «пифагорейского братства», члены которого не стремились обрести семейные узы ради посвящения себя учению Пифагора. Пифагорейцы надеялись перейти в род богов, куда «не дозволено перейти никому, кто не был философом и не очистился до конца, – никому, кто не стремился к познанию. Потому-то истинные философы гонят от себя все желания тела, крепятся и ни за что им не уступают, не боясь разорения и бедности, в отличие от большинства, которое корыстолюбиво и хотя они, в отличие от властолюбивых и честолюбивых, не страшатся бесчестия и бесславия, доставляемых дурной жизнью, они от желаний воздерживаются».

ШРИФТ (лат. scriptumнаписанное) – начертание букв, выполненное типографским способом или вручную, определяющее особый, только ему присущий стиль изображения букв и знаков препинания.

Письменность всех народов возникла на основе передачи сообщений через рисунок, рисунчатые шрифты. Позднее содержание текстов абстрагировалось, и тогда возникли понятийные шрифты (лат. shriftрисунок), к которым относятся иероглифы египтян и критян и клинопись шумеров. Позже другие народы пришли к необходимости создавать собственные алфавиты и письменность. Развитие критского рисунчатого шрифта во 2-м тыс. до н.э. привело к возникновению греческого линейного шрифта. Появился национальный алфавитный шрифт. Но греческий алфавит образовался из финикийской ветви алфавитного шрифта семитских народов, у которых греки использовали некоторые его формы в своем шрифте надписей на камне. Этот шрифт, в свою очередь явился предшественником древних европейских алфавитов, из которых латинский шрифт оказал сильное воздействие на развитие шрифтов Западной Европы.

Из античных греческих шрифтов выделяют курсив, служивший для повседневного употребления, и каллиграфический книжный шрифт. Древнейшие формы каллиграфических шрифтов представляют собой маюскульное (из заглавных букв) письмо без деления на слова и предложения. В III в. до н.э. возникает более элегантное птолемеевское книжное письмо и параллельно с ним птолемеевский деловой шрифт. В книжном шрифте II в. до н.э. появляется «стиль крестиков» – назывался так благодаря обилию в текстах декоративных крестиков. Более стилизован строгий стиль (II в.), из которого возник т.н. библейский стиль (IV в.). Он получил также название «унциальное письмо».

ЭВДЕМОНИЗМ (от греч. eudaimonia – счастье, блаженство) – философское понятие, признающее критерием нравственности и основой поведения человека стремление его к счастью.

Направление eudaimonia (греч. eu – «благо» + daimonia – «дух») возникло в античной философии. Считается, что вся древнегреческая этика носит на себе характер более или менее эвдаймонистический. Его последователи в отличие от эгоизма, где человек предоставлен в удовольствии жить сам себе, предполагали доставлять удовольствие себе и другим. Яркими представителями древнегреческого направления эвдемонизма являются Сократ, Эпикур, Аристотель. Эвдемонизм близок к гедонизму, где счастье отождествляется с удовольствием (Эпикур), однако, в отличие от гедонизма, удовольствие ставилось в прямую зависимость от добродетелей человека, «когда высшим родом удовольствий являются не низменные физические удовольствия, а утонченные духовные». Особенно это заметно по «Никомаховой этике» Аристотеля, в которой подробно рассмотрены добродетели, чтобы понять всё, связанное со счастьем. ибо «счастье – это деятельность души в полноте добродетели».

Поскольку человек, по Аристотелю, – существо политическое, т.е. живущее в автономном государстве-полисе, ясно, что только в нём он и может достичь счастья. Для человека деятельного счастье связано с почётом. И всё-таки «лучший образ жизни – созерцательный»: жить в размышлении, познании истины ради нее самой, а не ради какой-либо пользы. Ведь «счастье есть деятельность, сообразная с добродетелью, а высшей добродетелью является разум». Аристотелю не чужды и удовольствия, он говорит, что «в счастливой жизни благоразумного человека должно быть место удовольствиям. Дурной человек тот, кто ищет их избытка». Из этого следует: а) удовольствие не есть собственно благо, б) не всякое удовольствие достойно избрания, в) существуют некоторые удовольствия, достойные избрания сами по себе. Главный итог: «тот человек самый счастливый, кто проявляет себя в деятельности ума, т.е. созерцании. Счастье – качество индивидуальное. Но именно счастливые люди наиболее подходят к жизни в обществе, ибо они, почитая ум, подчиняются уму и правильному порядку. Они проводят жизнь в добрых делах и не совершают дурных поступков». Аристотель считает, что воспитывать таких людей – дело государственное. В том смысле, что воспитание осуществляется благодаря добропорядочным законам.

ЮВЕНАЛЬНЫЙ (от лат. juvenalis юный) – неполовозрелый, первозданный, юношеский пубертатный.

В римской мифологии богиня юности Ювента (лат. Juventas) являлась не только олицетворением юной мужественности, на которой основывается сила государства, но и вечно юного процветания самого государства. Ювента отождествлялась с греческой богиней юности Гебой. В жизни древнеримского общества происходили события, связанные с юношеским, juvenalis, возрастом. По образцу Олимпийских Игр в Греции император Нерон в 59 году учредил Ludi iuvenales, или «Молодежные Игры» для юных римлян. Нерона подвигло на подобное грандиозное мероприятие, желание показать величие Рима перед варварским миром и Элладой, которую римляне относили туда же. Но еще, скорее всего, ненасытное его тщеславие. Нерон стал организатором этих Игр по той причине, что его привлекали почетные лавры устроителей знаменитых всегреческих Игр в Олимпии, где он сам участвовал в 66 году, утоляя ненасытную бездну собственного честолюбия. В программу Игр он включил конные бега и скачки всадников, состязания молодых атлетов и, конечно же, мусические, соревнования музыкантов, поэтов и ораторов. Молодые люди со всей Империи, обладавшие правами свободных граждан, собрались в Риме на собственном ювенальном игрище.

Таким образом, современные Универсиады, спортивные соревнования студентов высших учебных заведений, «благодаря Нерону» ведут родословную от римских Ludi iuvenales.

ЯКОРЬ (лат. аnсоrа; от греч. agkyra – зацеп) — специальной формы литая, кованая или сварная конструкция, предназначенная для удержания плавающего средства (корабль, лодка, плот, платформа).

Изобретение якоря приписывают мореплавателю Эвпаламу из Тиррены, хотя в IX в. до н.э. ассирийцы и вавилоняне уже осознанно применяли «анкер» для удержания судов на течении. Гомер упоминал agkyra в виде тяжёлых камней, обвязанных верёвкой; они в какой-то мере обеспечивали безопасность судна при небольших волнениях моря: «повернув корабль кормой к суше, с носа сбрасывают в воду прикрепленные к канатам якорные камни, а с кормы на сушу — причалы, которые привязывают затем к дереву, выступу скалы или камню, пригодному для этой цели». Первоначально вместо якорей греки приспосабливали камни или куски дерева, залитые внутри свинцом. Иногда использовали корзины, наполненные камнями или мешки, набитые песком. Позднее придумали железные якоря с зубьями или загнутыми крючьями — сначала с одним зубом, затем с двумя или даже с тремя. Каждый корабль имел несколько якорей, но самый важный, использовавшийся только в крайнем случае, назывался sacra – отсюда выражение «sacram ancoram solvere» («поднять главный якорь»), т.е. «прибегнуть к последнему средству спасения». Существовали якоря с лапами и поперечными штоками, выполненные из чистого свинца. При Гае Цезаре (I в. до н.э.) вместо якорного каната появились железные цепи.

В позднеантичный период якорь принимает очертания креста, тем самым становится знаком надежды и христианским символом. В общепринятом смысле якорь является «символом спасения и надежды» (слова апостола Павла: «для души есть как бы якорь безопасный и крепкий»). Современные якоря своей формой почти не отличаются от античных, лишь размерами и весом. Они являются, как прежде, знаком морского бога Нептуна и профессиональной эмблемой моряков. Связь с античностью подтверждает изображение дельфина и якоря, что означает «поспешай медленно!». Выражение «поднимать якорь» означало «отправиться в плавание».

Комментарии закрыты.