ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ
XII. КОГДА ЧЕЛОВЕК СЧАСТЛИВ
АНТИОХ
Верно, что те вещи, которые мы называем телесными благами, являются фактором, необходимым для совершенного счастья, однако счастье возможно и без них. Ибо эти блага по своему значению столь сильно тускнеют перед светом добродетели, что становятся совершенно не видными, как звезды при полном солнечном свете.
*
Жизнь называется более счастливой, если она сопровождается одним или несколькими благами, без которых добродетель может обходиться, и наисчастливейшей, если она причастна всем без исключения благам, не будучи лишенной ни одного из телесных или душевных благ.
*
Поскольку душевные блага или добродетель неизмеримо превышают по своей ценности телесные и внешние блага, то, в случае, если эти последние отсутствуют, то жизнь мудреца, хотя и все равно будет счастливой, не может быть названа совершенно счастливой.
*
АНТИСФЕН
Достаточно быть добродетельным, чтобы быть счастливым.
*
Следует домогаться удовольствий, которые идут за трудами, а не перед трудами.
*
Удовольствие – благо, но когда оно не вызывает раскаяния.
*
АРИСТИПП
Все наши поступки совершаются либо в надежде на удовольствие, либо из страха перед болью – даже когда мы растрачиваем свое имущество ради друзей или жертвуем жизнью за своих полководцев. Следовательно, все согласны с тем, что удовольствие – это конечное благо, и ибо всем прочем, включая добродетель и философию, следует судить исходя из того, способны ли они доставить нам удовольствие.
*
К частным наслаждениям следует стремиться ради них самих, а к счастью – не ради него самого, но ради частных наслаждений.
*
Наслаждайся удовольствием, не поддаваясь тому, чтобы оно овладело им, не будь рабом своих удовольствий.
*
Наслаждение является благом, даже если оно порождено безобразнейшими вещами.
*
Не позорно входить в дом, где тебя ждут удовольствия, а позорно не найти в себе сил, не выйти вовремя отсюда.
*
Удовольствие сравнимо с тихим движением морских волн при легком ветре; неудовольствие – с порывистым их движением в бурю, а третье состояние – с тишиной во время штиля.
*
АРИСТОТЕЛЬ
Благо есть то, что соответствует указаниям разума; для каждого отдельного человека благо то, что ему указывает разум относительно каждого частного случая; благо – нечто такое, присутствие чего делает человека спокойным и самоудовлетворенным; оно есть нечто самодовлеющее, нечто способствующее возникновению и продолжению такого состояния, нечто сопутствующее подобному состоянию, мешающее противоположному состоянию и устраняющее его.
*
Благо определенно, а удовольствие неопределенно ввиду того, что оно допускает большую и меньшую степень. Если судить так на основании процесса удовольствия, то это же рассуждение применимо к справедливости и к другим добродетелям, про которые, очевидно, говорят, что они допускают большую или меньшую степень в людях, ими обладающих; ведь бывают же люди более справедливые и более храбрые, чем другие, и ведь бывает же большая и меньшая степень справедливого или благоразумного образа действий. Если так судят на основании самих удовольствий, то, пожалуй, что не называют настоящей причины, когда в то же время допускают, что удовольствия бывают частью смешанные, частью несмешанные; почему бы удовольствию не быть таким же определенным понятием, как здоровье, хотя оно и допускает большую и меньшую степень; ведь и симметрия [то есть здоровье] не одна и та же во всех людях и не остается в одном человеке постоянно одной и тою же, а, постепенно ослабевая, сохраняется до известного времени и различается большею или меньшею степенью. Совершенно то же самое может относиться и к удовольствию.
*
Благоразумный избегает наслаждений, а рассудительный стремится к отсутствию страданий, а не к наслаждению.
*
Блаженство вовсе не есть отсутствие деятельности, но только такая деятельность, которая не нуждается ни в чем другом, а довлеет сама себе. Но в этом оно резко отличается от развлечений, которые хотя и имеют цель в самих себе, но служат лишь к пустому времяпрепровождению и часто бывают просто вредны. »
*
Блаженство не в развлечениях; ведь нелепо предполагать, что цель жизни – развлечение, что мы трудимся и испытываем бедствия в течение жизни ради развлечений.
*
Возражаю эпикурейцам, тем, что твердят, будто под пыткой человек счастлив, если он добродетелен, вольно или невольно говорят вздор.
*
Для ищущего чрезмерных удовольствий страданием будет уже отсутствие чрезмерности.
*
Для несчастья достаточно одного порока, даже если при нем и будут в изобилии внешние и телесные блага.
*
Для счастья нужна и полнота добродетели, и полнота жизни.
*
Добродетели необходимо суть благо, потому что люди, обладающие ими, счастливы; добродетели производят блага и научают пользоваться ими. Удовольствие также необходимо есть благо, потому что все живое стремится в силу своей природы к удовольствию. Вследствие этого всеприятное и прекрасное необходимо есть благо, потому что приятное доставляет удовольствие, а из прекрасных вещей одни приятны, другие желательны ради самих себя.
*
Из двух вещей приятнее та, которая доставляет удовольствие с меньшей примесью горечи и более продолжительное время.
*
И в горестях и в слезах есть своего рода наслаждение: горечь является вследствие отсутствия любимого человека, но в припоминании и некоторого рода лицезрении его – что он делал и каков он был – заключается наслаждение.
*
Кто посеет позор, пожнет несчастье.
*
Наслаждения служат помехой рассудку, и это тем сильнее, например наслаждения любви, – ибо человек не способен думать о чем-либо в припадке любви. При чрезмерных страданиях люди ищут чрезмерного удовольствия, полагая, что оно исцеляет.
*
Телесных удовольствий, как сильнодействующих, ищут те, кто не способен наслаждаться иными: эти люди, конечно, сами создают себе своего рода жажду.
*
Интеллектуальное развлечение, по общему признанию, должно заключать в себе не только прекрасное, но также и доставлять удовольствие, потому что счастье состоит именно в соединении прекрасного с доставляемым им удовольствием.
*
Может быть, вообще никого не следует считать счастливым, покуда он жив? Если в самом деле признать такое, то не будет ли человек счастлив лишь тогда, когда он умер?
*
Счастье влечет за собой обилие физических благ. Под влиянием счастья люди делаются высокомернее и безрассуднее; со счастьем связана одна прекраснейшая черта характера – именно та, что люди счастливые боголюбивы; они известным образом относятся к божеству, веря в него, под влиянием того, что им дает жребий.
*
Счастье есть совместная полнота трех благ: во-первых, по значительности, душевных; во-вторых, телесных, – каковы здоровье, сила, красота и прочее подобное; в-третьих, внешних, – каковы богатство, знатность, слава и им подобное.
*
Счастье есть благосостояние, соединенное с добродетелью.
*
Удовольствие является благом; но удовольствия не бывает, кроме как в действии. Поэтому истинно счастливый и жить будет приятнее всего.
*
Умеренность нужно соблюдать в низших, телесных удовольствиях, но никак не в удовольствиях от цвета картин, от слушания музыкальных произведений и от тонких изящных запахов. Мы не называем ни умеренными, ни невоздержными тех, которые наслаждаются зрением, например, цветами, или формами, или картинами, хотя, может быть, и для таких людей существует нормальное наслаждение, и избыточное и недостаточное. То же самое следует сказать и о наслаждениях слуха: никто не назовет невоздержными людей, слишком наслаждающихся мелодиями и театральными представлениями, и не называет умеренными тех, кто наслаждается этим в меру. Не называет так и любителей запахов, наслаждающихся благоуханием плодов, роз или курительных трав.
*
АРКЕСИЛАЙ
Кто способен разумно действовать, тот и счастлив, а счастье есть частный случай мудрости.
*
Счастье достигается через разумность; разумность же проявляет себя в успешных действиях; успешное же действие то, которое осуществлено, имеет благоразумное оправдание. Следовательно, тот, кто пользуется благоразумной уверенностью тот и будет счастлив.
*
АРХИТ
Нет ни одного преступления, ни одного дурного поступка, в который не вовлекла бы страсть к наслаждению: действительно, бесчестные поступки, нарушения супружеской верности и всякая подобная мерзость вызываются не чем иным, как приманкой удовольствия. Ибо, когда господствует страсть, нет места для умеренности. И вообще в царстве наслаждении добродетели нет места.
*
Природа или какой-нибудь бог не дали ничего превосходное ума, нет ничего более враждебного этому божественному дару, чем удовольствие. Чтобы лучше это понять, следует только представить себе человека, охваченного самым сильнейшим телесным наслаждением: такой человек, испытывая подобное удовольствие, не будет в состоянии ни о чем думать, ни за чем следовать не будет, ни о чем размышлять.
*
Природа не дала людям ничего более опасного и гибельного, чем чувственное удовольствие. Отсюда измены отечеству, отсюда ниспровержение государственной власти, отсюда тайные переговоры с врагами.
*
БИАНТ
Вдвойне несчастен тот, кто не умеет переносить несчастья.
*
Несчастнейший из людей – тот, кто не научился переносить несчастье; люди должны жить так, как если бы отпущенная им жизнь была одновременно долга и коротка.
*
«Что трудно?» – Спокойно переносить перемену к худшему.
*
БИОН
Великое несчастье – неумение переносить несчастье.
*
Для счастья достаточно свободы и независимости, а этого можно достигнуть и не будучи философом.
*
Завистник печален или потому, что его самого постигло несчастье, или потому, что кому-то другому повезло.
*
Если бы счастье в жизни следовало определять по обилию в ней удовольствий, тогда вообще не было бы счастливых.
*
Кто больше всех переживает? – Тот, кто больше всех гоняется за счастьем!
*
Не в угожденье чреву счастье, не в изящной одежде, не в пуховой постели.
*
Подобно тому как, перейдя с одного корабля на другой, можно и на нем совершить удачное путешествие, так, сменив один город на другой, можно и там быть счастливым. Таким образом, не такое уж большое несчастье или позор не жить среди дурных людей.
*
Я не понимаю, как можно прожить счастливую жизнь, если считать счастьем одни удовольствия.
*
ГЕРАКЛИТ
Если бы счастьем было услаждение тела, счастливыми назвали бы мы быков, когда они находят гороховое поле.
*
ГЕСИОД
Тем короче время, чем оно счастливее.
*
ГИППАРХИЯ
С любимым — везде счастье!
*
ДЕМОКРИТ
Великие удовольствия порождаются от созерцания прекрасных произведений.
*
Воздержанность увеличивает удовольствие и делает радость еще большей.
*
Глупцы не умеют наслаждаться жизнью и даже тогда, когда живут долго, не испытывают от нее радости.
*
Если превысить меру в приятном ощущении, то и самое приятное станет неприятным. Эти радости незначительны и кратковременны, так как длятся они лишь то время, пока люди едят или пьют, или испытывают любовные наслаждения
*
Как счастье, так и несчастье, заложены в душе.
*
Лучше всего для человека жить, испытав как можно больше радостей и как можно меньше огорчений. Этого можно достигнуть, если не видеть удовольствия в преходящем.
*
Меру удовольствий знают разумные.
*
Не возомни о себе высоко сразу же, как откажешься от какого-либо предстоящего удовольствия, ибо незаметно для самих себя мы часто оказываемся не одолевшими страсть, а скорее поддавшимися ей.
*
Не в рабах и не в деньгах счастье людей. А в рассудительности и правильном мышлении.
*
Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость.
*
Нужно всю жизнь учиться быть счастливым!
*
Нужно уметь предупреждать страдания души, если они постигли нас, разумом.
*
Очень важно сохранять во время несчастий правильный образ мыслей.
*
Прежде чем стремиться к удовольствиям, надо взвешивать их последствия.
*
Приучайся получать удовольствие от себя, будь доволен собой и не презирай, а радуйся и люби себя за то, что ты одновременно и свидетель, и созерцатель прекрасного. Ибо это состояние показывает, что разум твой уже питается и пускает корни внутри тебя само
*
Радости доставляют наибольшее удовольствие, если они редки.
*
Следует отказываться от всякого наслаждения, которое неполезно.
*
Совершающий несправедливость несчастнее несправедливо страдающего.
*
Счастье дает роскошный стол, благоразумие же – достаточный.
*
Счастье заключено не стадах и не в золоте; душа – местопребывание гения счастья.
*
У тех, которые испытывают радости от желудка, превысив меру в еде, питье или любовных утехах, эти радости незначительны и кратковременны, ибо длятся лишь то время, пока они едят и пьют. Напротив, огорчений у них много, ибо они всегда желают одного и того же. А когда желаемое достигнуто, радость быстро проходит, и нет ничего в этом хорошего, кроме краткого удовольствия; затем снова возникает потребность в том же самом.
*
Цель жизни любого человека — быть в хорошем расположении духа. Это достигается умеренностью в наслаждениях, умением владеть собой так, чтобы за удовольствиями не следовали неизбежные при этом страдания…
*
Человек должен жить лучше, чем живет, и в удовольствии — такова его собственная природа.
*
ДИОГЕН
Не очень-то облегчили жизнь последующим поколениям всякого рода хитрости, изобретения и придумки, потому что люди пользовались своими способностями не для доблести и справедливости, а ради наслаждения. Преследуя во всем только собственные удовольствия, они постоянно живут жизнью более тягостной и трудной. Полагая, что они себя заранее всем обеспечивают и все предусматривают, в действительности же люди этой самой чрезмерной заботой и предусмотрительностью только губят себя наихудшим образом. Поэтому справедливо, что Прометей, как рассказывают, был прикован к скале, а коршун клевал его печень.
*
Само презрение к наслаждению благодаря привычке становится высшим наслаждением; и как люди, привыкшие к жизни, полной наслаждений, страдают в иной доле, так и люди, приучившие себя к иной доле, с наслаждением презирают самое наслаждение.
*
Удовольствия, разумеется, приносят больше радости, когда редки, но надоедают, если ими пользоваться постоянно, а беды, если они нескончаемы, переносятся еще тяжелее.
*
АПОЛЛОНИЙ РОДОССКИЙ
Ничто не высыхает так быстро, как слезы.
*
БАБРИЙ
Несчастье в жизни сводит в могилу даже человека заносчивого и дерзкого.
*
ДЕМОНАКТ
Отступление обнаруживает истинно мужественного человека, несчастье – разумного.
*
ДИОГЕН
Вот уж несчастен тот счастливец при дворе, кто и завтракает и обедает, когда это угодно царю!
*
Я хвалю тех, кто хотел жениться и не женился, кто хотел путешествовать и не поехал, кто собирался заняться политикой и не сделал этого, кто брался за воспитание детей и отказывался от этого, кто готовился жить при царском дворе и не решился, и хвалю тех, кто, протягивая руку друзьям, не сжимал пальцы в кулак.
*
ЕВРИПИД
Счастлив пловец, что в бурю в гавань вошел и спасся, счастлив и тот, кто в сердце бурю сомнений и дум усмирил. Нет в остальном тебе счастья надежного.
*
Счастлив смертный не может быть…
*
КАЛЛИКЛ
Большинству недоступно быть счастливыми, и потому толпа поносит таких людей, стыдясь, скрывая свою немощь, и объявляет своеволие позором и старается поработить лучших по природе; бессильная утолить собственную жажду наслаждений, она восхваляет воздержность и справедливость – потому, что не знает мужества. Но если кому выпало родиться сыном царя или с самого начала получить от природы достаточно силы, чтобы достигнуть власти – тирании или другого какого-нибудь вида господства, что поистине может быть для такого человека постыднее и хуже, чем воздержность? Он может невозбранно и беспрепятственно наслаждаться всеми благами, а между тем сам ставит над собою владыку – законы, решения и поношения толпы! И как не сделаться ему несчастным по милости этого «блага» – справедливости и воздержности, если он, властвуя в своем городе, не может оделять друзей щедрее, чем врагов?
*
Может ли быть счастлив человек, если он раб и кому-то повинуется? Нет! Кто хочет прожить жизнь правильно, должен давать полнейшую волю своим желаниям, а не подавлять их, и как бы ни были они необузданны, должен найти в себе способность им служить (вот на что ему и мужество, и разум!), должен исполнять любое свое желание.
*
Счастье состоит в наслаждении, и что если человек может исполнить все желания и радуется этому, то он живет счастливо.
*
Так вот тебе истина: роскошь, своеволие, свобода – в них и добродетель, и счастье (разумеется, если обстоятельства благоприятствуют), а все прочее, все ваши звонкие слова и противные природе условности, – вздор, ничтожный и никчемный!
*
КЛЕОБУЛ
В счастье не возносись, в несчастье не унижайся.
*
КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
Счастливая жизнь также слагается из сочетания различных факторов, поэтому счастливой мы называем и саму праведную жизнь и то лицо, которое сподобилось этой жизни благодаря упорядочению своей души в соответствии с требованиями добродетели.
*
Счастье представляет собой нечто цельное, однако причины его, добродетели, многочисленны. Тепло производится не только солнцем, но также и огнем, теплой ванной и одеждой. В этом же смысле мы говорим, что истина едина, хотя и существуют множество способов ее постижения.
*
КРАТЕТ
Придет время, и ты увидишь, как твои насмешники, уже давно измученные болезнями, сочтут тебя счастливым, а себя самих будут бранить и поносить за свою лень.
*
КСЕНОФОНТ
Не так страшно не достичь счастья, как горько лишиться уже достигнутого.
*
Счастье доставляет тем больше радости, чем больше потрудишься, прежде чем достигнешь его. Ведь труд — приправа к счастью.
*
ЛУКИАН
Коль улыбается счастье, тебе улыбаются люди.
*
Несчастье ближнего утешает нас в наших несчастьях.
*
МЕНАНДР
Лучше капелька счастья, чем бочка уменья.
*
МЕТРОДОР
В печали есть некое наслаждение, его-то и нужно ловить в такое время.
*
Счастлив лишь тот, у кого есть здоровее тело и испытанная уверенность, что оно всегда будет таким.
*
ПЕРИАНДР
В счастье будь умерен, в несчастье разумен.
*
В счастье – меру знай, в беде – храни рассудок.
*
К друзьям и в несчастье будь неизменен.
*
ПИНДАР
Побеждает во всем, чтобы люди не начинали, счастье, а не сила.
*
ПИРРОН
Мы изнемогаем в погоне за счастьем, когда здесь, по эту сторону моря, оно осуществляется на деле; только умерев для жизни, только отринув беспокойную волю, может человек наслаждаться миром! Какой же путь должна избрать наша душа, чтобы достигнуть своего идеала?
*
ПИФАГОР
Благоразумие для души и тела – вот здоровья твоего отрада. Знай, величайшие несчастья приключились из невоздержанности.
*
Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем.
*
В жизни всегда надо уметь выбирать средний путь, избегая крайностей; в этом – высшее счастье человека.
*
Если хочешь долго быть счастливым, стань ты добродетелью красивым.
*
За счастьем также не гонись, но отыщи его в себе самом, внутри сознанья круга.
*
Избавление ума от великого невежества и есть счастье.
*
Когда несчастье постучалось у крыльца, открой дверь со спокойным лицом. Сопротивление его лишь раздразнит, а от покорности оно само сбежит.
*
О, смертный! Бережливость сохраняй, хотя бы дни и были сочтены. Ты можешь быть счастливым, выбирай Лишь то, что мы беречь обречены.
*
Счастье в жизни – это когда душа идет к добру, оттого она становится доброй и красивой.
*
ПЛУТАРХ
Именно излишнее делает нас счастливыми, а не то, что всем необходимо.
*
Сострадание есть горе о чужом несчастье, зависть есть горе о чужом счастье.
*
У тебя всегда найдется повод снова попытать счастья: после удачи – уверенность в себе, после неудачи – стыд!
*
ПРОДИК
Радость есть разумное повышение настроения, веселие — неразумное повышение, наслаждение – удовольствие, получаемое через посредство слуха, хорошее расположение духа – удовольствие, получаемое от речей.
*
Удовольствия делятся на радость, наслаждение и хорошее расположение духа. Ведь все это — названия одного и того же, а именно счастья.
*
СИМОНИД КЕОССКИЙ
Без наслаждения не желанна смертным ни жизнь, ни власть, ни божественный удел не завиден.
*
Будем искать удовольствия, ибо все вещи нисходят к Харибде, – что добродетели, что богатство.
*
По нужде и жесткое сладко.
*
СЕКСТ ЭМПИРИК
Чтобы быть счастливым, надо уметь воздерживаться от суждений, а в повседневной жизни руководствоваться личным восприятием, естественными порывами, традициями и существующими законами.
*
СИМОНИД КЕОССКИЙ
Счастливца ли зришь, — ты не гадай, счастье надолго ли. Быстрее, чем мухи крылатой полет, в нашей жизни все меняется. Ведь ты человек, — не говори ж, что нам на завтра готовится.
*
СОКРАТ
Боги не дали возможности жить людям счастливо без понимания своих обязанностей и старания исполнить их.
*
Камни и мертвецы не испытывают нужды, но неправильно их называть счастливыми.
*
Кто желает быть счастливым, пусть приучает себя к воздержанности, пусть стремится к ней, а от разнузданности каждому из нас надо бежать со всех ног, и больше всего надо стараться, чтобы вообще не было надобности терпеть наказания. Если же все-таки надобно – нам ли самим или кому из наших близких, будь то частное лицо или целый город, – следует принять возмездие и кару: иначе виновному не бывать счастливым.
*
Кто претерпевает несправедливость, счастливее того, кто ее совершает.
*
Не справедливостью и не воздержанностью счастлив счастливый и не своей испорченностью несчастлив несчастный.
*
Переноси спокойно и позор, и побои: с тобою ничего не случится дурного, если ты поистине достойный человек и предан добродетели. Поверь мне и следуй за мною к цели, достигнув которой ты будешь счастлив и при жизни, и после смерти. И пусть другие презирают тебя, считая глупцом, пусть оскорбляют, если вздумается, пусть даже бьют, клянусь Зевсом!
*
Раз человек служит одному удовольствию, совсем не различая меж лучшим и худшим, такие занятия я зову угодничеством перед телом или перед душою или перед чем-то еще.
*
Такою мне представляется цель, которую надо видеть перед собой в течение всей жизни, и ради нее не щадить сил – ни своих, ни своего города, – чтобы справедливость и воздержанность стали спутницами каждого, кто ищет счастья; да, так надо поступать, а не давать волю необузданным желаниям, не торопиться их утолять, потому что это нескончаемое зло, это значит вести жизнь разбойника. Подобный человек не может быть мил ни другим людям, ни богу, потому что он не способен к общению, а если нет общения, нет и дружбы.
*
Удовольствие и благо – не одно и то же! Удовольствие – это то, что, появляясь, дает нам радость, а благо – то, что своим присутствием делает нас хорошими. Но хорошими становимся и мы, и все прочее, что бывает хорошим, через появление некоего достоинства. Но достоинство каждой вещи, будь то утварь, тело, душа или любое живое существо, возникает во всей своей красе не случайно, но через слаженность, через правила того искусства, которое ей присуще.
*
Человек, не уверенный в том, что он хорошо делает, остается недоволен, тогда как человек уверенный в счастливом исходе, остается доволен, потому что чувствует себя благополучно.
*
СОЛОН
Многим божество даровало на миг блаженство, а затем погубило окончательно. Лишь тот, кто постоянно обладает наибольшим количеством благ и затем счастливо окончит жизнь, тот вправе называться счастливым.
*
Пока человек жив, воздержись называть его счастливым, лучше скажи о нем, что он удачлив.
*
Счастье не только у тех, кто владеет запасами злата, множеством тучных земель и плодородьем полей, мулами и лошадьми… Но счастливы и те, кто имеет крепкие бедра и грудь, силу и радость в ногах.
*
СОФОКЛ
Не помогает счастье нерадивым.
*
Мудрость – родная мать счастья.
*
Счастье сопутствует не малодушным.
*
Счастлив тот, кто ни о чем не думает.
*
Ум, несомненно, первое условие для счастья.
*
ФАЛЕС
Легче всего переносить несчастье, если видишь, что врагам приходится еще хуже.
*
Счастлив тот, кто здоров телом, одарен спокойствием духа и развивает свои дарования.
*
Счастлив тот, кто телом здоров, природой богат, душой воспитан.
*
ХРИСИПП
Во всем я счастлив, кроме одного: мне не везет, я знаю, на друзей.
*
Наслаждение не может быть благом и предельной целью.
*
ЭЗОП
В несчастье и еде не вкусна.
*
Всякий человек любит жизнь, как бы он ни был несчастен.
*
Для многих людей собственные хитрости становятся причиной несчастий.
*
Не ищи счастье за пределами отчего дома — оно может быть совсем рядом!
*
Не следует горевать в несчастьях и бедах: ведь того, чем природа не наделила тебя при рождении, никогда нельзя удержать. Голыми мы пришли, голыми и уйдем.
*
Несчастья ближних должны послужить наукой.
*
После несчастья раскаяние никому не нужно.
*
ЭМПЕДОКЛ
Счастлив, кто мыслей божественных ценным владеет богатством. Жалок, кто о богах лишь понятием смутным доволен.
*
ЭПИКТЕТ
Величие человеческого духа проявляется в возможности быть счастливым в скорбях этой жизни, живя свободно в этом мире по разуму, совести и вере.
*
В несчастии познается друг и изобличается враг.
*
Глупец, испытавший, что значит счастье, делается, словно от вина, еще глупее.
*
Для благополучного плавания нужен хороший кормчий и попутный ветер; чтобы быть счастливым – ум и уменье.
*
Если человек несчастен, он сам в этом виноват, потому что Бог создал всех людей для счастья, а не для того, чтобы они были несчастны.
*
Зависть – враг счастливых.
*
Знай и помни, что если человек несчастен, то он сам виноват в том. Потому, что Бог создал всех людей для их счастья, а не для того, чтобы они были несчастны.
*
Не внешний мир, а только наши представления о нем делают нас счастливыми или несчастными; при этом наши мысли, а, следовательно, и наше счастье нам подвластны.
*
Не требуй, чтобы совершающееся совершалось по твоей воле, но желай, чтобы совершающееся совершалось так, как оно совершается, – и проживешь счастливо.
*
Приятно спасшемуся с тонущего корабля смотреть с берега на бурное море, вспоминать о пережитых им опасностях.
*
Спроси себя, чего ты хочешь – богатства или счастья? Если богатства – знай, что оно ни благо, ни в твоих руках; если счастья – будь уверен, что оно и благо, и находится в твоей власти: первым судьба ссужает нас только на время, тогда как быть счастливым зависит от нас самих.
*
Существует только один путь к счастью – перестать беспокоиться о вещах, которые не подвластны нашей воле.
*
Счастье, как осенние плоды, следует срывать вовремя.
*
ЭПИКУР
Благополучие и счастье не в обилии денег, не в высоте положения, не в должностях каких-либо или силе, но в свободе от печали, умеренности чувств и расположении души, полагающей всему пределы, назначенные природой.
*
Большие страдания быстро выводят из жизни, а длительные не велики.
*
Все желания, неудовлетворение которых не ведет к боли, не являются необходимыми: побуждение к ним легко рассеять, представив предмет желания трудно достижимым или вредоносным. Всем желаниям следует задавать такой вопрос: что со мною будет, если это исполнится, и если это не исполнится?
*
Все наши помышления возникают из ощущений в силу их совпадения, соразмерности, подобия или сопоставления, а разум лишь способствует этому.
*
Все, что мы делаем, мы делаем затем, чтобы не иметь ни боли, ни тревоги; и когда это, наконец, достигнуто, то всякая буря души рассеивается, так как живому существу уже не надо к чему-то идти, словно к недостающему, и чего-то искать, словно для полноты душевных и телесных благ.
*
Всякое наслаждение, будучи от природы родственно нам, есть благо, но не всякое заслуживает предпочтения; равным образом и всякая боль есть зло, но не всякой боли следует избегать; а надо обо всем судить, рассматривая и соразмеряя полезное и неполезное – ведь порой мы и на благо смотрим как на зло и, напротив, на зло – как на благо.
*
Всякое ощущение внеразумно и независимо от памяти: ни само по себе, ни от стороннего толчка оно не может себе ничего ни прибавить, ни убавить.
*
Высшее счастье доступно в общении с друзьями.
*
Имей всегда в своей библиотеке новую книгу, в погребе — полную бутылку, в саду — свежий цветок — и ты счастлив!
*
Для плоти пределы наслаждения бесконечны, и время для такого наслаждения нужно бесконечное. А мысль, постигнув пределы и конечную цель плоти и рассеяв страхи перед вечностью, этим самым уже приводит к совершенной жизни и в бесконечном времени не нуждается. При этом мысль ни наслаждений не чуждается, ни при исходе из жизни не ведет себя так, будто ей чего-то еще не хватило для счастья.
*
Душевная боль хуже телесной, потому что тело мучится лишь бурями настоящего, а душа – и прошлого, и настоящего, и будущего. Точно так же и наслаждения душевные больше, чем телесные.
*
Если бы то, что услаждает распутников, рассеивало страхи ума относительно небесных явлений, смерти, страданий, а также научало бы пределу желаний, то распутники не заслуживали бы никакого порицания, потому что к ним отовсюду стекались бы наслаждения, и ниоткуда – боль и страдание, в которых заключается зло. Если при таком рассмотрении не допускать ошибок, то всякое предпочтение и всякое избегание приведет к телесному здоровью и душевной безмятежности, а это – конечная цель блаженной жизни.
*
Когда мы говорим, что наслаждение есть конечная цель, то мы разумеем отнюдь не наслаждения распутства или чувственности, как полагают те, кто не знают, не разделяют или плохо понимают наше учение, – нет, мы разумеем свободу от страданий тела и от смятений души. Ибо не бесконечные попойки и праздники, не наслаждение женщинами, или рыбным столом и прочими радостями роскошного пира, делают нашу жизнь сладкою, а только трезвое рассуждение, исследующее причины всякого нашего предпочтения и избегания и изгоняющее мнения, поселяющие великую тревогу в душе.
*
Кто не помнит о прежнем счастье, тот – сегодня уже старик.
*
Мы имеем надобность в удовольствиях тогда, когда страдаем от отсутствия удовольствия; а когда не страдаем, то уже не нуждаемся в удовольствии.
*
Мы чувствуем нужду в наслаждении только тогда, когда страдаем от его отсутствия: а когда не страдаем, то и нужды не чувствуем. Потому мы и говорим, что наслаждение есть и начало и конец блаженной жизни; его мы познали как первое благо, сродное нам, с него начинаем всякое предпочтение и избегание и к нему возвращаемся, пользуясь претерпеванием как мерилом всякого блага.
*
Наслаждение плоти не увеличивается, а только разнообразится, если устранить боль от недостатка. Наслаждение же мысли достигает предела в размышлении о тех и таких вещах, которые прежде доставляли мыслям наибольший страх.
*
Непрерывная боль для плоти недолговременна. В наивысшей степени она длится кратчайшее время; в степени, лишь превышающей телесное наслаждение, – немногие дни; а затяжные немощи доставляют плоти больше наслаждения, чем боли.
*
Не следует насиловать природу, следует повиноваться ей; а мы будем повиноваться ей, необходимые желания исполняя, а также естественные, если они не вредят, а вредные сурово подавляя.
*
Не юношу надо считать счастливым, а старца, прожившего жизнь хорошо.
*
Низкая душа от удач возгоржается, а от несчастий смиряется.
*
Никакое наслаждение само по себе не есть зло; но средства достижения иных наслаждений доставляют куда больше хлопот, чем наслаждений.
*
Полезно воздерживаться от некоторых удовольствий, чтобы не терпеть более тяжких страданий.
*
Предел величины наслаждений есть устранение всякой боли. Где есть наслаждение и пока оно есть, там нет ни боли, ни страдания, ни того и другого вместе.
*
Природа учит считать ничтожным то, что дается случаем, и, находясь в счастье, признавать себя несчастными. А находясь в несчастье, не придавать большого значения счастью и принимать спокойно блага, которые даются случаем, и быть готовыми к бою с кажущимся злом, которое дается им: ведь бренно всё, что толпа считает благом и злом, а мудрость не имеет ничего общего со случаем.
*
Самодовление мы считаем великим благом, но не с тем, чтобы всегда пользоваться немногим, а затем, чтобы довольствоваться немногим, когда не будет многого, искренне полагая, что роскошь слаще всего тем, кто нуждается в ней меньше всего, и что все, чего требует природа, легко достижимо, а все излишнее – труднодостижимо.
*
Среди желаний наших следует одни считать естественными, другие – праздными; а среди естественных одни – необходимыми, другие – только естественными; а среди необходимых одни – необходимыми для счастья, другие – для спокойствия тела, третьи – просто для жизни.
*
Страдание заключается не в том, чтобы не иметь недостатка в этом, а скорее в том, чтобы переносить бесполезное страдание от вздорных мыслей.
*
Существует два типа «претерпеваний» – наслаждение и боль; возникают они во всяком живом существе, и первое, из них близко нам, а второе чуждо; этим и определяется, какое мы предпочитаем и какого избегаем.
*
Счастье бывает двух родов: высочайшее, как у богов, настолько, что его уже нельзя умножить, и такое, какое допускает и прибавление, и убавление наслаждений.
*
Счастье состоит в удовольствии, в удовлетворении желаний, но удовольствие находить не в наслаждениях, а в отсутствии страданий.
*
Так как наслаждение есть первое и сродное нам благо, то поэтому мы отдаем предпочтение не всякому наслаждению, но подчас многие из них обходим, если за ними следуют более значительные неприятности; и наоборот, часто боль мы предпочитаем наслаждениям, если, перетерпев долгую боль, мы ждем следом за нею большего наслаждения.
*
Человек несчастлив, или вследствие страха, или вследствие безграничной, вздорной страсти; обуздывая их, он может приобрести себе способность счастливо мыслить.
*
Что составляет наше счастье: ведь когда оно у нас есть, то все у нас есть, а когда его у нас нет, то мы на все идем, чтобы его заполучить.
*
ЭСХИЛ
Кто счастлив, тому легко поучать несчастного.
Комментарии закрыты.