Skip to content

ТОЛПА И ЧЕЛОВЕК

by Анатолий Ильяхов on Июнь 13th, 2011

 

III. ЧЕЛОВЕК: В ОДИНОЧКУ И В ТОЛПЕ

АГЕСИЛАЙ

Не место придает почет человеку, а человек — своему месту!

*

АНАКСАГОР

Ничего человеку нельзя вполне узнать, ничему нельзя вполне научиться, ни в чем нельзя вполне удостовериться: чувства ограничены, разум слаб, жизнь коротка.

*

Человек есть самое разумное существо, потому что имеет руки.

*

АНАХАРСИС

Человек враждебен самому себе.

*

АНТИСФЕН

Если же снять с понятия «человек» всяческие наслоения, то прояснится его истинное призвание.

*

Если человек настолько отдалился от Бога, что Бог его уже порой не слышит, то ему Он не

может помочь.

*

Есть человек – человечности не вижу.

*

Раб и свободный в человеческом обществе различаться могут только по внутреннему, духовному  состоянию.

*

Справедливого человека цени больше родного.

*

Хороший человек достоин любви.

*

АНТИФОНТ

Тех, которые происходят от знатных родителей, мы уважаем и чтим, тех же, которые не из знатного дома, мы не уважаем и не почитаем. В этом мы поступаем по отношению друг к другу как варвары, потому что по природе мы все во всех отношениях равны, притом одинаково и варвары, и эллины.

*

У всех людей их нужды от природы одинаковы. Мы все одинаково дышим воздухом – через рот и нос и едим мы все одинаково – про помощи рук.

*

АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ

Между несовершенством земного бытия и высшим божественным эталоном находятся определенные ступени совершенства – ангел внутри человека, его воображение.

*

АРИСТОТЕЛЬ

Годные люди отличаются от каждого индивида, взятого из массы, тем же, чем, как говорят, красивые отличаются от некрасивых, причем картины, написанные художником, рознятся от картин природы: в первом случае объединено то, что во втором оказывается рассеянным по различным местам; и когда объединенное воедино будет разделено на его составные части, то, может оказаться, у одного человека глаз, у другого какая-либо иная часть тела будет выглядеть прекраснее глаза и т.п., написанного на картине.

*

Из всех животных только человек способен смеяться.

*

Люди необразованные в глазах толпы кажутся более убедительными, чем образованные.

*

Охлократия, власть толпы, есть худшая форма государственного устройства.

*

Разница между человеком образованным и необразованным, как между живым и мертвым.

*

Толпа о многих вещах судит лучше, нежели один человек, кто бы он ни был.

*

Человек есть существо общественное в большей степени, нежели пчелы и всякого рода стадные животные.

*

Человек по природе своей есть существо политическое.

*

Человек свободнорожденный будет вести себя так, словно он сам себе закон.

*

БИАНТ

Большинство людей поступает дурно.

*

Худших людей – всегда большинство.

*

БИОН БОРИСФЕНСКИЙ

Народ – толпа!

*

ГЕРАКЛИТ

Взрослый муж слывет глупым у бога, как ребенок – у взрослого мужа.

*

Дурных рядом – много, и лишь немногие хороши, — и только один стоит десяти тысяч, если он — наилучший.

*

Нрав человека – его демон.

*

Прекраснейшая из обезьян безобразна по сравнению с человеческим обликом.

*

У бодрствующих один, общий мир, а спящие отворачиваются каждый в свой собственный.

*

Человек – свет в ночи: вспыхивает утром, угаснув вечером. Он вспыхивает к жизни, умерев, словно как вспыхивает к бодрствованию, уснув.

*

ГЕРОДОТ

Уши людей недоверчивее, чем глаза.

*

Человеческая природа, что натянутый лук, на котором, если нет нужды, следует спускать тетиву – чтобы лук не лопнул. Так и человек, если бы вздумал всегда предаваться серьезным делам, не позволяя себе никаких развлечении и шуток, непременно впал бы в безумие, либо его сразу разбил паралич.

*

ГЕСИОД

Истинно велик человек, который сумел овладеть своим временем.

*

ДЕМОКРИТ

Для меня один человек – что целый народ, а народ – что один человек.

*

Человек! Болезни тела и страдания твои претерпевают от твоей собственной  природы и, кроме того, полученных извне причин. Если бы ты открыл себя изнутри, нашел бы многообразное и многострадальное хранилище и склад несчастий; они не протекают извне, а имеют как бы местные и автохтоновые источники, вытекающие из злой силы, заключающиеся в обильных и разнообразных страстях.

*

ДИОГЕН СИНОПСКИЙ

Когда я вижу правителей, врачей или философов, то мне кажется, будто человек — самое разумное из живых существ, но когда я встречаю снотолкователей, прорицателей или людей, которые им верят, то мне кажется, будто ничего не может быть глупее человека.

*

Люди соревнуются, кто кого столкнет пинком в канаву.

*

ДИОН ХРИСОСТОМ

Большинство людей ничего не знает в точности, а только повторяет, что твердит молва, даже если они современники событий; что же до следующего и третьего поколений, то уж они и вовсе ни о чем не имеют понятия и, что им ни скажут, все охотно принимают на веру.

*

ЕВРИПИД

Глуп человек: он рушит города, он храмы жжет, священные гробницы, и вот – опустошитель – гибнет сам.

*

Зло великое – невежд толпа.

*

О род людской, как низко ты способен пасть! Предела нет бесстыдству, никаких границ не знает наглость! Если так и впредь пойдет, то каждое поколение будет все испорченней, все хуже будут люди. Тогда боги будут вынуждены сотворить новую землю, в придачу к старой, чтобы для всех злодеев и преступников хватило места!

*

КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

Не следует заигрывать с толпой.

*

КРАТЕТ

Когда говоришь сам с собой, помни и будь осторожен: ведь твой собеседник, возможно, дурной человек!

*

Невозможно найти человека, который никогда не совершал бы ошибок, подобно тому, как в гранате среди зерен всегда найдется хоть одно, да гнилое.

*

Те, кто живет среди льстецов, так же беспомощны, как телята в стаде волков; ни тем, ни этим нельзя помочь – кругом одни враги.

*

ЛИБАНИЙ

Куда стремитесь вы, люди? Вам не стыдно признавать мрак более ясным, чем свет, и не замечать, что болеете недугом нечестивых гигантов?

*

Все люди в известной степени рабы – рабы судьбы, страстей к деньгам, к женщинам.

*

Много ужаснее спать на серебряной постели, приобретенной нечестно, чем спать вместе с собаками в конуре.

*

Человек существо ненасытное и неблагодарное.

*

ЛУКИАН

Часто бывает, когда то, что величает толпа, оказывается вздором.

*

МЕНАНДР

В человеке нет ничего большего, чем размышление.

*

Для человека нет ничего хуже печали.

*

Как великолепен человек, если этот человек настоящий.

*

Ни один человек для меня не чужак, поскольку от природы все люди равны.

*

Человек ведь ты: чтоб слезы лить, уже причина веская.

*

Я погрешил. Не диво – человек ведь я.

*

Я человек, и считаю, что ничто человеческое мне не чуждо.

*

МИСОН

Человеческие взаимоотношения – это песок в руке: держите ладонь открытой – и песок остается на ней; но стоит вам сжать ладонь крепко – и в тот момент песок начнет высыпаться сквозь ваши пальцы, и вы удержите совсем немного песка… Относитесь к другому человеку и его свободе бережно и с уважением, оставаясь близкими – и вы получите хорошие взаимоотношения. Но если сожмете его свободу слишком сильно, с претензией на обладание этим человеком – взаимоотношения ваши испортятся и рассыплются. Вот идеал и подлинная мера взаимоотношений!

*

ПАВСАНИЙ

Лучше быть великолепным человеком, чем носить великолепные одежды

*

ПИФАГОР

Все люди родственники, помните об этом, и строго следуйте божественным заветам.

Все благородные друг другу братья в жизни, хоть не знакомы, единятся по мысли.

*

Не считай себя великим человеком по величине твоей тени при заходе солнца.

*

Статую красит вид, а человека – деяния его.

*

ПЛАТОН

Нельзя ценить человека больше, чем истину.

*

Человек – существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями; единственное из существ, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях.

*

Человек – это какая-то выдуманная игрушка бога. Этому-то и надо следовать: надо жить играя.

*

ПРОДИК

Если вы не нуждаетесь в знаниях, единственный ваш учитель – это улица. Туда и идите! Там вы и набирайтесь тех знаний, которые вам помогут стать еще тщеславнее, еще глупее, еще корыстнее и хитрее!

*

Один человек, как бы плох он ни был, не сможет научить худому другого, ведь на это способны только вы сами и то, что вас окружает. Лучшего помощника, нежели улица, трудно найти.

*

ПЛУТАРХ

Больше всего толпа почитает тех, перед кем испытывает страх.

*

Говорят, что погубил народ тот, кто первым его подкупил; толпа теряет свою силу, когда ставит себя в зависимость от подачек. Но подкупающим стоит поразмыслить над тем, что себя они тоже губят, когда тщатся ценой великих затрат приобрести продажную славу и этим делают толпу уверенной и дерзкой, ибо ей кажется, что в ее власти что угодно дать и что угодно взять.

*

Как обыкновенно бывает при большой опасности, в трудных обстоятельствах, толпа ожидает спасения больше от чего-то противоречащего рассудку, чем от согласного с ним.

*

Кто причастен к политической деятельности, тому, пожалуй, небесполезно иногда прибегнуть к узде суеверия. Чтобы направить на нужный путь суетную толпу или отвратить ее от чего-либо.

*

Человек здравомыслящий должен остерегаться вражды и озлобления.

*

ПОЛИБИЙ

Будь возможность образовать государство из мудрецов, не было бы нужды богобоязнь делать его основой. Но так как всякая толпа легкомысленна и переполнена нечестивых вожделений, неразумных стремлений, духа насилия, то только и остается обуздывать ее боязнью перед богами, таинственными ужасами и грозными зрелищами.

*

Всякую толпу легко совратить и увлечь на что угодно, потому что со всякой толпой бывает то же, что и с морем. По природе своей безобидное для моряков и спокойное, море всякий раз, как забушуют ветры, само получает свойства ветров, на нем свирепствующих. Так и толпа всегда проявляет те самые свойства, какими отличаются вожаки ее и советчики.

*

Едва лишь завладеет толпою страстный порыв любви или ненависти, достаточно бывает малейшего повода, чтобы толпа устремилась к своей цели.

*

Поскольку толпа, состоящая отнюдь не из мудрецов, легкомысленна и преисполнена нечестивых вожделений, неразумных стремлений, духа насилия… и легко внушаема, она во внушении понятия о богах, о преисподней…

*

После того как вожди партий привьют населению охоту и жадность до взяток, достоинство демократии уничтожается, и она превращается в правление насилия и сильной руки. Ведь стоит толпе, привыкшей кормиться за чужой счет и надевшейся поживиться имуществом соседей, найти достаточно честолюбивого и дерзновенного вожака, как воцаряется насилие. Затем наступает время буйных сходок убийств, изгнаний, переделов земли.

*

Разъяснение дела зависит столько же от вопрошающего, сколько и от рассказчика. Человек несведущий не в состоянии ни расспросить свидетелей-очевидцев, ни уяснить себе совершающееся у него на глазах.

*

ПРОКЛ ДИАДОХ

Человека нужно рассматривать точно так же, как весь космос, потому что и человек представляет собою маленький космос. А именно, он обладает умом, логосом, божественным и смертным телом, подобно Вселенной.

*

ПРОТАГОР

Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют. Мера есть критерий, вещи же – дела, то, что делаются.

*

Мера всех вещей – человек: какими вещи являются ко мне, таковы они для меня, а какими они являются тебе, таковы они для тебя.

*

Человек является критерием существующего, ибо всё, что представляется людям, то и существует.

*

Люди в различное время воспринимают себя и всё, что вокруг, по-разному, в зависимости от различий своих состояний. А именно тот, кто живет по природе, воспринимает то из заключающегося в материи, что может явиться живущим по природе; живущий же противоестественно – то, что может являться живущим противоестественно.

*

У каждого человека своя истина.

*

СЕКСТ ЭМПИРИК

Человек ни к чему не привязан, ничего не любит, ко всему безразличен и которого ничто не волнует.

*

СОКРАТ

Нет подарка дороже человека.

*

СОЛОН

С людьми будь осторожен — не таят ли злобу в сердце своем за светлым лицом и из черной души, не двойной ли язык лукавит?

*

СОФОКЛ

Много в мире сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего.

*

ФУКИДИД

В человеческих взаимоотношениях право имеет смысл только тогда, когда при равенстве сил обе стороны признают общую для той и другой стороны необходимость. В противном случае более сильный требует возможного, а слабый вынужден подчиниться.

*

ЭЗОП

Многие из вас, горожане, похожи на вязанки хвороста, которые носятся  волнами по морю: если смотреть на них издали, можно подумать, что это что-либо стоящее – лодка или даже корабль. А рассмотреть поближе, увидишь, что это только гнилой хворост, за который и медной монетки не дашь!

*

ЭПИКТЕТ

Гусь  не пугает других  своим криком, овца – блеяньем; так  и  тебе не следует бояться криков глухой толпы.

*

Если хочешь жить спокойно и весело, старайся вести знакомство  только с хорошими людьми. Хорошими же будут  они  для тебя тогда, когда ты  займешься перевоспитанием тех из них, кто станет охотно  слушать тебя, и разойдешься с чуждающимся тебя,- вместе с теми,  кто отойдет от тебя, отойдут и пороки, и рабство, как с  теми, кто  останется, останутся  нравственные  достоинства и свобода.

*

Как должен ты быть глух к глупым требованиям со стороны толпы чего-либо из твоей собственности, так следует тебе отвечать отказом на требование от тебя толпою чего-либо противного чести.

*

Как нам научиться ценить полезность человека обществу людей? Всему определяют свою ценность! Есть ведь и от осла определенная польза, но не такая, как от быка; есть и от собаки, но не такая, как от раба; есть и от раба, но не такая, как от граждан; есть и от граждан, но не такая, как от высших должностных лицо. Однако из-за того, что одно лучше, нельзя не ценить и ту пользу, которую приносит другое.

*

Как хорошие участники трагедийного хора не могут петь одни, но могут вместе со многими, так некоторые не могут гулять одни. Человек, если ты кто-то, и один гуляй, и с самим собой беседуй, и не прячься в хоре. Пусть насмеются над тобой когда-нибудь, пусть оглядят тебя, пусть встряхнут тебя, для того чтобы ты узнал, кто ты.

*

Намерен ты украсить  приношениями родной свой  город – принеси, прежде всего, в дар ему самого себя – свою  кротость, любовь  к справедливости  и доброе сердце, драгоценнейшие из даров. Если ты выстроишь своему  родному городу не высокие здания, а сделаешь выше его  граждан – ты  будешь его  величайшим благодетелем.

*

Не обманывайтесь, – всякое живое существо ни к чему так не привязано, как к своей собственной пользе. Поэтому все, что представляется ему препятствием к этому, будь то брат или отец, или дитя, или любимый, или любящий, оно ненавидит, обвиняет, проклинает. Всё от природы!… Поэтому, если для человека польза совпадает со святостью, с добродетелью, с отечеством, с родителями, с друзьями, то все это сохраняется; но если для него польза на одной стороне, а друзья, отечество, родственники и сама справедливость – на другой, то все это, перевешиваемое пользой, отступает прочь.

*

Ни баран, ни волк свое потомство не оставляет. А человек?

*

Одиночество – это некое состояние лишенное помощи. Ведь если кто-то – один, это не значит, что тем самым он и одинок, так же как если кто-то -  в толпе, это не значит, что он не одинок. Ведь «одинокий» по своему понятию означает, что кто-то лишен помощи и предоставлен желающим причинять ему вред.

*

Свободным человеком бывает только тот, с которым случается все так, как он того хочет. Но значит ли это, что с ним непременно случится все то, что ему вздумается? Нисколько!

*

Скинь тогу с широкой пурпурной полосой, – и вот ты в тоге с узкой пурпурной полосой. Скинь и её, – и вот ты в скромном плаще. Скинь плащ, – и вот ты уже нагой. Кто ты теперь? Ты – человек с бренным телом.

*

У всех людей один принцип: в согласии – убежденность в том, что это так, а не иначе, а в отрицании – убежденность в том, что это не так; в воздержании от суждения – убежденность в том, что это неясно; так и во влечении к чему-то – убежденность в том, что это мне полезно, а невозможно считать полезным одно, но стремиться к другому, считать должным одно, но влечься к другому.

*

Удивительна наша природа и жизнелюбива. Нет ничего противнее, гаже нашего тела, и все же мы любим его и хвалим; если нужно было бы походить только пять дней на наших ближних, мы не согласились бы на это. Представь себе, как приятно вставать рано поутру и чистить другому зубы или, когда справит свои естественные надобности, мыть ему седалище. Надо только удивляться, как это мы любим то, что ежедневно требует столько ухода, сопряженного с неприятностями.

*

Человек, чего ты хочешь? Я лично доволен, если стремлюсь и избегаю в соответствии с природой, если во влечении и отталкивании следую своей природе, и так же – в намерении, в замысле, в согласии.

*

Человек – это душонка, обремененная трупом.

*

Человек – это просто тело и кружка кровишки, и больше ничего. А если бы он был чем-то больше, то он бы осознал, что человек не может быть несчастным из-за другого человека.

*

Человеку не подвластно всё, находящееся вне его.

*

Что я такое? Человек! Если я смотрю на себя как на предмет отдельный и независимый от прочих предметов, то следует, чтобы я жил долго, чтобы я был богат, счастлив и здоров. Но если я смотрю на себя, как на часть целого, то может иногда случиться, что по отношению к этому целому я должен подчиниться болезни, нужде или даже погибнуть преждевременной смертью. Какое же право имею я жаловаться в таком случае? Разве мне неизвестно, что, жалуясь, я перестаю быть человеком, как нога перестает быть органом тела, когда она отказывается ходить?

*

ЭПИКУР

Нечестив не тот, кто отвергает богов толпы, а тот, кто принимает мнения толпы о богах, – ибо высказывания толпы о богах – это не предвосхищения, а домыслы, и притом ложные. Именно в них утверждается, будто боги посылают дурным людям великий вред, а хорошим – пользу: ведь люди привыкли к собственным достоинствам и к подобным себе относятся хорошо, а все, что не таково, считают чуждым.

*

ЭПИМЕНИД

Человек — безмерность всех вещей.

*

«Что самое страшное?» — Ты сам.

*

«Что самое ужасное для человека?» — Стать как все.

*

Человек! Будь бдителен!

Рубрика → Скрытое

Комментарии закрыты.