Skip to content

ПОРОКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ

by Анатолий Ильяхов on Июнь 13th, 2011

IX. ПОРОКИ И ВОЗМЕЗДИЕ

АГЕСИЛАЙ

Если преступник в позорных для себя обстоятельствах, даже под пыткой, проявляет твердость и выносливость, он опасный злодей.

*

АНАХАРСИС

Рынок – это известное место для взаимного обмана и корыстолюбия, нарочно назначенное, чтобы обманывать и обкрадывать друг друга. Объясните мне, если законы запрещают ложь и обман, тогда почему обманывают и лгут в лавках открыто?

*

АНТИОХ

В чужих руках хлеба крохи большим ломтем кажутся.

*

АНТИСФЕН

Дурные люди от лести становятся еще хуже.

*

Зависть и невежество – беды, наиболее противоположные друг другу. Первая – заставляет стремиться к прекрасному, вторая – отвращает от него.

*

Из всех наук самая важная та, которая учит отучаться от зла.

*

Как ржавчина съедает железо, так завистников – их собственный нрав.

*

Кто боится других,  тот раб, хотя он этого и не замечает.

*

Лучше помешаться, чем порочно наслаждаться.

*

Подобно тому как продажные гетеры желают своим любовникам всяческих благ, кроме благоразумия и рассудка, так и льстецы хотят того же от тех, с кем они знаются.

*

Самая необходимая наука та, что учит отвыкать от пороков.

*

Сдержанность нужнее тем, кто слышит о себе дурное, нежели тем, в кого бросают камни.

*

Стервятники пожирают мертвых, а льстецы и завистники — живых.

*

АНТИФОНТ

В поступках, противоречащих природе, заключается причина того, что люди страдают больше, когда можно было бы меньше страдать, и испытывают меньше удовольствий, когда можно было бы больше наслаждаться, и чувствуют себя несчастными, когда можно не быть таковыми.

*         

АРИСТИПП

Все существующее действует ради какого-либо блага или зла и единственным  достойным внимания  предметом являются ценности – хорошее или плохое.

*

 

АРИСТОКСЕН

Есть три наиболее известных вида ошибочного и дурного желания: непристойность, неумеренность, неуместность.

*

Из желаний одни — благоприобретенные и искусственные, другие — врожденные. Желание как таковое есть некий порыв, стремление и влечение души к накоплению, или присутствию ощущения, или опустошению и отсутствию нечувствительности.

*

АРИСТОТЕЛЬ

Большинство желает получать благодеяния, а делать добро избегает, как невыгодного занятия.

*

Все обидчики страшатся возмездия, и более, от ими обиженных, потому что те всегда выжидают удобного случая отомстить.

*

Вожделенные и кажущиеся самыми большими блага, почет, богатство, добротность тела, счастье, могущество, хотя и являются благами природными, но они могут быть вредными для тех или других в связи с обладанием ими. Ведь ни неразумный, ни несправедливый, ни невоздержанный не сможет получать пользы от их употребления, так же как и больной – от употребления пищи, предназначенной для здорового, как и немощный и калека – от здорового режима, предназначенного для человека, ни в чем не поврежденного.

*

Гнев врачуется временем, ненависть же неизлечима.

*

Гнев есть зверообразная страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиной убийств, союзница несчастия, пособница вреда и бесчестия.

*

Дурные люди – те, которых порицают друзья и не порицают враги, а хорошие – те, которых  не порицают даже враги.

*

И забывчивость может вызывать гнев, например, забвение имен, хотя это вещь незначительная. Дело в том, что забывчивость кажется признаком пренебрежения.

*

Лгать людям тоже есть прок лгать: тот, что им не поверят, даже когда они скажут правду.

*

Люди завидуют тем, кто к ним близок по времени, по месту, по возрасту и по славе.

*

Люди малодушные завистливы, потому что им все представляется великим.

*

Между местью и наказанием есть разница: наказание производится ради самого же наказуемого, а мщение, – чтобы утолить гнев мстящего.

*

Ненависть более рассудочна, чем гнев: ведь гнев сопряжен с горестным чувством, так что нелегко быть рассудительным; напротив, вражда горечи в себе не содержит.

*

Не стоит гневаться на того, кого считаем недоступным нашей мести.

*

Относительно того, хорошо ли или нехорошо у кого-нибудь сказано или сделано, следует судить, обращая внимание не только на то, что сделано или сказано – хорошо ли оно, или худо, – но также и на действующее или говорящее лицо: кому, когда, каким образом, для чего: например, для большего добра, чтобы оно появилось, или для большего зла, чтобы но прекратилось.

*

Порок уничтожает сам себя, и если он достигает полноты, то становится невыносимым для самого его обладателя.

*

Разглашать тайны склонны лишь люди обиженные.

*

Страсть уступает не рассуждениям, а насилию.

*

Только тогда порочность не заслуживает снисхождения, когда ей противодействует рассудок, ибо он – сила.

*                    

Принять за исходную посылку ложь и принять за исходную посылку невозможное – не одно и то же. Из невозможной предпосылки следует невозможное заключение… Из ложных посылок можно вывести истинное заключение.

*

 

АРКЕСИЛАЙ

Воздержание от суждения в частных случаях – добро, а утверждение в частных случаях – зло.

*

БАБРИЙ

Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких.

*

БИАНТ

Доброта есть проявление душевного благородства.

*

БИОН

Добропорядочные люди никого не изгоняют бессмысленно и несправедливо. В противном случае они не были бы добропорядочными.

*

Если злобный и завистливый человек стоит с мрачным видом, у него, даже можно не спрашивать, то ли с ним какая-нибудь неприятность приключилась, то ли у другого – радость.

*

Люди совершают добрые поступки потому, что считаются добрыми, или потому, что они действительно таковы? – Потому что они действительно такие. Свойства, благодаря которым люди хорошо живут, более ценны, чем те, из-за которых они не в состоянии хорошо жить. Таким образом, пожалуй, лучше оказаться в действительности хорошим, чем только казаться; лучше также быть справедливым, чем казаться, ибо только тот действительно хорош, кто справедлив, а не только кажется справедливым.

*

Неумение переносить зло – само по себе большое зло.

*

Тревожнее живется тому, кто больше всего жаждет благоденствия.

*

ГЕРАКЛИТ

Есть в мире хорошее и дурное, добро и зло, жизнь и смерть, пробуждение и сон, молодость и старость — все одно и то же.

*

ГЕРОДОТ

Если бы все люди однажды вынесли на рынок все свои грехи и пороки, то каждый, разглядев пороки соседа, с радостью унес бы свои назад домой.

*

За великими преступлениями следуют и великие кары.

*

Клевета ужасна потому, что жертвой этой несправедливости является один, а творят ее многие: тот, кто распространяет клевету и те, кто ей верит.

*

Не исправляй беду бедою.

*

Нет ничего более позорного, чем лгать и делать долги. Последнее — по многим причинам, а особенно потому, что должник неизбежно должен лгать.

*

ГЕСИОД

Бойся считаться товарищем злых, ненавистником добрых.

*

Зла натворить сколько хочешь – весьма немудреное дело. Путь нетяжелый ко злу, обитает оно недалеко. Но добродетель от нас отделили бессмертные боги тягостным путом: крута, высока и длинна к ней дорога. И трудновата вначале. Но если достигнешь вершины, легкой и ровною станет дорога, тяжелая прежде.

*

Зло на себя замышляет, кто зло на другого замыслил.

*

Порочность можно приобресть легко и в изобилии – легкий ведет к тому путь, и к тому же, живет она близко отсюда.

*

ГИППИЙ

В отношении силы дело обстоит таким образом, что когда совершается что-то постыдное для тела, тот, кто крепче телом, совершает это добровольно, а тот, кто хил, — невольно.

*

Глупцы иногда пытаются врать, но глупо и бессмысленно.

*

Добровольно лгущие, лучше знают свое дело, науку или искусство, чем обманывающие невольно, заблуждающиеся, плохо разбирающиеся в этом. 

*

Достойному человеку свойственно чинить несправедливость добровольно, а недостойному — невольно, коль скоро достойный человек имеет достойную душу.

*

Зло совершаемое добровольно лучше, чем зло, совершаемое невольно. Однако чудно бы это было, если бы добровольные злодеи оказались лучшими  людьми, чем невольные.

*

Клевета есть ужасная вещь… клеветники воруют самое ценное наше достояние: расположение к нам ближних.

*

Кто добровольно погрешает и чинит постыдную несправедливость — если только такой человек существует, — будет не кем иным, как человеком достойным. Но это спорно!

*

Лжецы, несомненно, относятся к людям способным и мудрым: человек невежественный и неспособный лгать, не будет лжецом.

*

Люди становятся обманщиками не по тупости и неразумию, а благодаря изворотливости и разуму. Они умны, клянусь Зевсом, даже слишком.

*

Оскорбление, являясь дурным поступком, все же лучше, чем клевета, так как оно действует открыто.

*

Только человек может знать, что такое Добро и Зло, однако человеку свойственно ошибаться.

*

Часто невежда, желая солгать, невольно выскажет истину благодаря своему невежеству.

*

Я соглашаюсь с Сократом: правдивыми можно называть людей, способных лгать и понимающих возможную выгоду от обмана, но в силу тех или иных причин (возможно, моральных) не позволяющих себе этого.

*

Я считаю лжецов даже очень способными к действию, и весьма на многое, особенно же на обман людей. Обманщики, будучи умными, весьма даже ведают, что делают, потому и злоумышляют.

*

Я подтверждаю Гомера, который сказал: «Если уж простак, то, причем тут честь?»

*

ГОРГИЙ

Кто по-варварски поступил, тот за то пусть и наказан будет словом, правом и делом: слово ему – обвинение, право – бесчестие, дело – отмщение.

*

 

ДЕМЕТРИЙ ФАЛЕРСКИЙ

Кто не в меру важничает, советую убавить спесь, не убавляя разума.

*

ДЕМОКРИТ

Добро лишь с неохотой приходит к тому, кто его ищет, а зло приходит к тому, кто не ищет его.

*

Забвение собственных зол порождает дерзость.

*

Ищущим блага оно достается с трудом, зло же приходит само и без искания.

*

Наши чувства — лучшие советчики: прислушивайтесь к ним; те из чувств, которые доставляют наслаждение, должны служить критериям добра, а те, что вызывают страдания, — критерием зла.

*

От чего мы получаем добро, от того же самого можем получить зло, а также средство избежать зло. Так, например, глубокая вода полезна во многих отношениях, но, с другой стороны, она вредна, так как есть опасность утонуть в ней. Вместе с тем найдено средство – обучение плаванию.

*

Те вещи, от которых приходит к нам добро, могут служить для нас источником бед. Но мы должны уметь выпутываться из этих бед.

*

У людей зло вырастает из добра, если человек не сумеет управлять добром и вести его по правильному фарватеру. Такие вещи неправильно относить к числу зол, их надо, конечно, относить к числу благ. Тот, у кого есть добрая воля, может пользоваться этими благами и для борьбы со злом как защитой от него.

*

ДЕМОНАКТ

Отвратительно в других одобрять добродетель, а самим погрязать в пороке.

*

Учись на чужих ошибках, тогда ты будешь чужд злу.

*

ДИОГЕН

Борьба с наслаждением – страшная битва, состязание вовсе не легкое, но еще более трудное и опасное. Это не битва воина с воином: ведь не открыто использует наслаждение свою мощь, оно обманывает и чарует страшными зельями, как, по словам Гомера, опаивала Кирка спутников Одиссея и превращала кого — в свиней, кого — в волков, кого — в разных других животных. Вот таков нрав и у наслаждения — оно прибегает не к одной какой-нибудь коварной уловке, а к самым различным, оно пытается соблазнять нас и через зрение, и через слух, через обоняние, вкус, осязание, через пищу, питье и любовные приманки, во время бодрствования и во время сна. Против наслаждения нельзя выставить стражу, как против вражеского войска, и потом спокойно уснуть, нет — именно тогда оно сильней всего нападает на человека, то расслабляя и порабощая его посредством сна, то посылая ему преступные и дурные сновидения, напоминающие ему о наслаждении.

*

Виной изнеженности людей — их образ жизни. Они избегают по большей части быть на солнце, скрываются от холода, и дело вовсе не в том, что тело их ничем не покрыто. Лягушки и немало других животных еще более не защищены, чем человек, но некоторые из них не только легко переносят холодный воздух, но могут даже зимой жить в еще более прохладной воде. Из-за своей изнеженности люди ведут более жалкий образ жизни, чем звери. Питьем им служит вода, пищей — растения, большинство из них ходят голыми круглый год, никогда они не заглядывают в дома, не знают огня, живут так долго, как им предопределено природой, если только никто не лишит их преждевременно жизни. Они живут, сохраняя силу и здоровье, не нуждаясь во врачах и лекарствах.

*

Вкрадчивая речь есть медовая удавка.

*

Если двое ругаются между собой, обвиняя, что один что-то украл у другого, это значит, один из них действительно украл, а другой ничего не потерял!

*

Естественное не может быть постыдным.

*

Знатное происхождение, слава и прочее подобное – все это признаки порока.

*

Из диких зверей  опаснее всего кусаются доносчик, а из домашних – льстец.

*

Как слуги в рабстве у господ, так дурные люди в рабстве у своих желаний.

*

Кто боится недобрых снов, тот должен заботиться не о том, что им приходит в голову ночью, а беспокоиться о том, что они делают днем.

*

Лень и безделье больше всего другого губят людей неразумных.

*

Львы даже в клетке не становятся рабами тех, кто их кормит. Скорее, наоборот, те, кто кормит, рабы львов, потому что дикие звери внушают людям страх, а страх – удел рабов.

*

Люди часто сами не ведают своих пороков. Грамматики изучают бедствия Одиссея и не ведают собственных бед; музыканты ладят струны на лире и не могут сладить с собственным нравом; математики следят за солнцем и луной, а не видят того, что у них лежит под ногами; риторы учат правильно говорить и не учат правильно поступать; наконец, скряги ругают деньги и в голос восхваляют честных бессребреников, а сами любят деньги больше всего и втихомолку завидуют богачам.

*

На помойку солнце тоже заглядывает, но не оскверняется.

*

Нельзя же сказать, что Зевс ненавидит людей и завидует их благам, ведь он покарал Прометея за изобретение огня и передачу его людям, ибо это послужило началом и первопричиной изнеженности и распущенности людей!

*

Не смотри, что народу вокруг много, а смотри, сколько людей. Ищи человека, а не негодяя!

*

Несчастный! Ты не понимаешь, что очищение не исправляет жизненные грехи, как  грамматические ошибки.

*

Расточителей можно сравнивать со смоковницами, растущими на обрыве: и плоды на ней имеются зрелые, но они недоступны людям, а служат пищей лишь воронам.

*

Удивительно, что, покупая горшок или блюдо, мы пробуем, как они звенят, а приближая к себе человека, довольствуемся беглым взглядом.

*

У кого голова благовонная, возможно, жизнь зловонная.

*

Что же касается людей, столь привязанных к жизни, придумавших столько средств, чтобы отдалить час смерти, то многие из них даже не доживают до старости, страдая множеством болезней, которые и перечислить-то трудно. Им уже мало земли для производства лекарств, теперь они нуждаются в железе и огне. Ни советы Хирона, ни учеников Асклепия, как и предсказания гадателей или очистительные обряды жрецов, не приносят им пользы. Причина тут одна — распущенность и дурные нравы людей. Они собираются вместе в города, чтобы защитить себя от внешних врагов, но поступают так беззаконно по отношению друг к другу и совершают столько тяжких преступлений, что можно подумать, будто они собираются жить вечно.

*

ДИОН ХРИСОСТОМ

Дерзости, поощряемой попустительством, трудно поставить такой предел, которого она из страха не решилась бы нарушить, но, начинаясь с чего-то незначительного и дозволенного, она приобретает такую силу и мощь, что уже не останавливается ни перед чем.

*

Краски и благовония, изысканные прически женщин и мужчин, — в наше время почти одни и те же, — разукрашивание не только одежд, но даже волос и кожи с помощью румян, белил и других различных средств, дабы показаться моложе своих лет и создать о себе ложное представление, — далее, украшение крыш, стен и полов в домах то красками, то дорогими камнями, то золотом, то слоновой костью и, наконец, скульптурные изваяния на самих стенах — все это хорошо было бы совсем изгнать из городов.

*

Люди страстно жаждут, чтобы как можно больше было о них разговоров, а каких именно – это им все равно.

*

Относительно сводников и сводничества не следует выражаться сдержанно и двусмысленно, а надо как можно резче и суровее осудить их и настаивать на том, чтобы ни бедняк, ни богач не прибегали к этому осуждаемому всеми занятию, извлекая выгоду из чужой наглости и распущенности; ради наживы они устраивают любовные связи, в которых нет любви, и служат похоти, не вызванной страстью.

*

Позорный, открытый разврат, распространяющийся на наших глазах бесстыдно и беспрепятственно, открывает путь к скрытым и тайным покушениям на честь женщин и мальчиков из хороших семей; эти покушения совершаются все более дерзко и безнаказанно — ведь стыдливость пользуется всеобщим презрением, а это отнюдь не ведет, как думают некоторые, к воздержанию от подобных преступлений и искоренению их… Разврат происходит не на глазах у всех и не открыто, а в богатых домах, или в роскошных беседках, построенных в садах и пригородах, в разукрашенных гротах и очаровательных рощах; да и случается это уже не с бедными дочками из неимущих семей, нет, это — богатые дочери богатых родителей, воспитанные по-царски и имеющие в своем доме столько дорогих и великолепных вещей, сколько не найти в общественных зданиях.

*

Почти у всех людей душа так глубоко извращена жаждой славы, что им желанней слышать, как на всех углах кричат об их ужасных несчастьях, нежели остаться безвестными, но зато благополучным.

*

Разве распутники удержатся от совращения и развращения юношей и станут соблюдать ту границу, которую ясно поставила сама природа? Разве, испытав все возможные способы удовлетворения своей похоти с женщинами, они, пресыщенные наслаждениями, не станут искать иных форм разврата, более острых и беззаконных? Соблазнять женщин — даже свободнорожденных — и девушек оказалось делом легким и не требующим большого труда от охотника, который выходит на эту охоту, владея богатством; тот, кто поведет осаду даже против самых уважаемых женщин и против дочерей уважаемых отцов, используя уловки Зевса и неся в руках золото, никогда не потерпит неудачи.

*

Теперь человеколюбие проявляют с большим разбором: если хорошенько приглядеться, то всякие добрые услуги и любезности ничем не отличаются от лести и подкупа и по большей части оказываются с расчетом на немалую прибыль; да, пожалуй, теперь все это — клянусь Зевсом! — еще хуже прежнего, как и все остальное.

*

То, что делают сводники, гораздо постыднее и грязней занятия тех, кто случает лошадей или ослов; ведь они сводят друг с другом не животных, соединяющихся охотно и не испытывающих при этом стыда, нет, они людей, чувствующих стыд и отвращение, отдают в руки других людей, похотливых и необузданных, для бесцельного и бесплодного телесного общения, ведущего к гибели, а не к зарождению жизни.

*

У лгунов так обычно и бывает: одни события они расписывают и останавливаются на них подробно, а другие — те, что хотят сохранить в самой глубокой тайне, напоказ не выставляют, и не толкуют о них при внимательных слушателях, и на их настоящее место не помещают, но задвигают туда, где их можно получше спрятать; это делается и по той причине, что я назвал, и еще потому, что обман вызывает неловкость и заставляет помедлить перед тем, как приступить к нему, и особенно когда он касается самых важных событий. Вот почему лгуны понижают голос, когда переходят к этим вещам: одни запинаются и говорят невнятно, другие делают вид, будто говорят не то, что знают сами, а то, что услыхали от других. А всякий, кто говорит правду, делает это без колебаний и без уверток.

*

Человек, ненасытный в своих страстях, не встречая отпора и сопротивления на этом поприще, начинает презирать легкий успех и любовь женщин, слишком просто достающуюся ему и по-женски нежную, и переходит к погоне за юношами; ему хочется опозорить тех, из кого впоследствии выйдут судьи и военачальники, и он надеется испытать с ними какой-то новый вид наслаждения, более трудно достижимый; он уподобляется любителям вина и пьяницам, которые долго и непрерывно пили несмешанное вино, уже не хотят пить его и искусственно возбуждают жажду потогонными средствами, солеными и острыми кушаньями.

*

ЕВРИПИД

Дороже самой жизни совесть чистая.

*

Если то, что способно причинить зло, есть зло и оно избегаемо, а убеждение, что одно по природе благо, а другое – зло, причиняет смущение, то дурным и избегаемым является

предположение и убеждение, что что-нибудь по природе является дурным или хорошим.

*

Есть верные признаки отличить настоящее золото от поддельного, тогда как у человека нет на теле ни одной приметы, по которой можно было бы узнать мерзавца.          

*

Иные судят, что преобладает среди людей дурное над хорошим. Но я другого мненья: в человеке Добро преобладает, а не зло, Иначе бы не мог и свет стоять.

*

Негодяя, девиц отрады юных, время, словно зеркало, в надлежащий час изобличит.

*

Не может быть добрым рожденный от злого отца.

*

От дара подлых рук добра не жди.

*

Порочный только злым и может быть. А добрый – только добрым: несчастия не властны извратить природный дар.

*

Руки могут быть чисты, но помыслы запятнаны.

*

ЗЕНОН КИТТИЙСКИЙ

В грязном ручье ты не увидишь своего отражения!

*

Заблуждения вызывают извращение мысли, а отсюда происходят многие страсти, причина душевной неустойчивости.

*

Не в силе добро, а в добре сила!

*

У болтуна уши утекли на язык.

*

КЛЕОБУЛ

Будь к добродетели вхож, а порок обходи стороною, взращивай всходы добра, выжигай побеги бесчестия.

*

КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

Ведь то, что не есть добро, не является обязательно злом. Есть вещи, стоящие посреди добра и зла, и среди них некоторые следует предпочитать, а некоторые же отвергать.

*

Грех есть результат свободного выбора, соединенного с предрасположенностью к тому или другому образу действия

*

И чрезмерно легковерный или просто забывчивый сам виноват в том, что его обокрали. Лживыми словами или по давности  его лишают имущества, а он даже не осознает этого. Случается это и в минуты досады или опасения, спора или гнева.

*

Лихорадка, конечно, болезнь непроизвольная. Но если кто вызывает ее собственной неумеренностью, то мы справедливо виним его самого. В известном смысле и грех непроизволен, ибо никто не выбирает зло как зло. Напротив, прельщенный возможными благами, грешник принимает их за добро и думает, что совершает правильный выбор. Следовательно, мы властны освободиться от неведения и от всякого мнимо-удачного выбора, а значит от нас самих зависит, поддадимся ли бы этим обманчивым химерам, увлекающим нас ко злу.

*

Совращаться с верного пути – дело дурное, а говорить только истину и излагать вещи доподлинно существующие – дело доброе.

*

 

КРИТОН

Большинство способно причинить не какое-нибудь маленькое, а, пожалуй, что и величайшее зло тому, кто перед ним оклеветан.

*

ЛИСАНДР

Правда лучше лжи, но истинная ценность и достоинство того и другого может быть установлена только в каждом отдельном случае.

*

ЛИСИЙ

Известно, люди, совершающие незаконные деяния, никогда не признают того, что их противники говорят правду, а сами лживыми  уверениями  и  тому  подобными неблаговидными  средствами  стараются  возбудить  в  слушателях  негодование против лиц, на стороне которых находится право.

*

ЛУКИАН

Быстрая радость приятна, но пусть она замедлит с приходом.

*

Всякий худой человек продырявленной бочке подобен.

*

Где надежды значительнее, там всегда и зависть губительнее, и ненависть опаснее.

*

Не делай из мухи слона.

*

Обезьяна и в золотых регалиях остаётся обезьяной.

*

Осёл, слушая игру на лире, лишь хлопает ушами.

*

Праздность всегда порождает в душе непостоянство.

*

МЕНАНДР

А мы по доброй воле не колеблемся добавить к неизбежным мукам лишние: боимся чоха, а от слова грубого приходим в ярость; стоит нам увидеть сон – дрожим от страха; крика сов – пугаемся… Пустые страхи, ложный стыд, тщеславие! Не от природы это зло – от нас самих.

*

Время – врач неизбежных зол.

*

Все гибнущее гибнет из-за собственной порчи; все вредоносное таится внутри.

*

Выше высокомерия нет гнуснее порока.

*

Для человека нет ничего хуже печали.

*

Дурные знакомства портят добрые нравы.

*

Живем, как можется, а не как хочется.

*

Завистник – враг себе, ведь он терзается мученьем, добровольно им же выбранным.

*

Как нельзя обуздать ветер, так нельзя исправить распущенных людей, закосневших в пороке. Тебе остается презирать их.

*

Когда б единодушно и решительно горой на негодяев ополчились мы,  за ближних заступались и беды их так принимали к сердцу, как свою беду, – тогда-то уж мерзавцы не плодились бы день ото дня. Притихли бы, голубчики,  отпор встречая твердый! В скором времени они бы поредели и повывелись.

*

Кто клевете способен верить с легкостью, тот или сам дурной в своих наклонностях, иль разум у него совсем младенческий.

*

Кто на многое отваживается, тот неизбежно во многом и ошибается.

*

Кто, слушая дурное, не разгневался – надежно доказал свое злонравие.

*

Лучше встретить зло лицом к лицу, чем думать о нем.

*

Не исследуй темного, если ты пренебрег ясным.

*

Не речью убеждают, а характером.

*

Нет в мире ничего отважней глупости.

*

Нет ничего ужаснее гнева.

*

Никакого порока нет злей клеветы: чужой поступок обсуждая, клеветник на себя принимает позор.

*

Никакого порока нет злей клеветы: чужой поступок обсуждая, клеветник на себя принимает позор.

*

Никогда не помни прежних обид.

*

Побеждает всегда подстрекатель.

*

Совершать ошибки всем людям свойственно. Надо только их исправлять вовремя.

*

Совесть делает трусами даже храбрецов.

*

Умеющий гнев сдержать позорных дел никогда не совершит.

*

ПАРМЕНИД

Порви со слепой привычкой.

*

ПЕРИАНДР

Бессовестная прибыль открывает бессовестную душу.

*

Наслаждение бренно – честь бессмертна.

*

Не будь корыстен — мерзостная штука;

*

Ничего не делай за деньги: пусть нажива печётся о наживе.

*

Ничего не следует совершать из-за денег.

*

Сдерживай свой гнев — опасна опрометчивость.

*

Слово дал – держи, коль подлым слыть не хочешь.

*

ПИНДАР

Склонность к ссоре, поношению и зависти — спутник пустых людей.

*

 

ПИРРОН

Наслаждение способно создать зло, ибо к каждому наслаждению прикреплена боль, которая есть зло по природе. Наслаждается и пьяница, насыщаясь вином, и обжора, насыщаясь пищей, и сластолюбец, переходя меру в любовных утехах; но эти вещи способны создать также бедность и болезни, которые являются болью и злом.

*

ПИТТАК

Корысть ненасытна.

*

 

ПИФАГОР

Благоразумный путешественник, старайся не усмирять вражду меж тигром и змеей. Тогда для добрых существует здесь покой, когда само себя зло съест. Ты ж обучайся…

*

Будь осторожен с наслаждением. Оно в испытание тебе дано, тем и опасно.

*

Воздавать злом за зло, как этого требует большинство,  несправедливо.

*

Вредней всего Порок – одним присутствием своим несет уже он рок.

*

Всякий безумный – судьбы пораженье.

*

Гневливость – от избытка мысленной энергии, что ведет к расстройству в голове. А недостаток мысли ведет к гордыне и заносчивости.

*

Если ты в гневе, не смей говорить, действовать резко и злобу сорить!

*

Есть неуместность, непристойность и чрезмерность. От них все беды!

*

Коль на закате увидишь себя тенью великой, знай, тень та – ложь.

*

Кто хвалит в глаза и злословит во след, тот действует себе же во вред.

*

Лесть подобна оружию, нарисованному на картине: она доставляет

приятность, а пользы никакой.

*

Люди рождают наобум, и как попало, избегая всякого метода, да и после этого кормят и воспитывают с полным пренебрежением — ведь это самая главная и очевидная причина того, что множество людей дурны и порочны!

*

Никто не выберет большего зла, если есть возможность выбрать меньшее.

*

О, если бы большинство способно было делать величайшее зло, с тем чтобы быть способным и на величайшее добро! Хорошо бы это было! А то ведь оно не способно ни на то, ни на другое: оно не может сделать человека ни разумным, ни неразумным, а делает что попало.

*

У хвастунов так же как и в позлащенном оружии, внутреннее не соответствует наружному.

*

ПЛАТОН

Полнейшее невежество вовсе не так страшно и не является самым великим злом; а вот многоведение и многознание, плохо направленное, составляют гораздо большее, чем это, наказание.

*

ПЛУТАРХ

В слабых душах возможность причинить боль ведет к тем более жестокому приступу гнева, чем тягостнее сознание собственной слабости. Поэтому женщины гневливее мужчин, больные – здоровых, старые – молодых, бедствующие – благополучных.

*

Всякое заблуждение пагубно, но там, где к нему примешивается страсть, оно пагубно вдвойне.

*

Гневно нападая на гневливость, мы вызываем еще больший гнев.

*

Должен сказать себе всякий, кого гнев побуждает к возмездию: «Если он провинился сегодня, то останется провинившимся и завтра, и послезавтра». Опасаться надо не того, что он будет наказан с опозданием, а того, что, наказанный немедленно, он навсегда окажется наказанным незаслуженно, как это уже нередко случалось. Кто из нас так жесток, чтобы на пятый или десятый день подвергать раба побоям за то, что он пережарил блюдо, или опрокинул стол, или был медлителен, выполняя приказание?

*

Зависть радуется унижению выдающихся людей.

*

Злорадство – наслаждение чужим горем.

*

Злоречивый язык выдает безрассудного.

*

Злословие непременно сопутствует любопытству.

*

Как вороны налетают, чтобы выклевать очи мертвых, так и льстецы, обсев, богатство неразумных растаскивают.

*

Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос.

*

Лесть подобна тонкому щиту, краской расцвеченному: смотреть на него приятно, нужды же в нем нет никакой.

*

Мне кажется, и дерзость и робость имеют один источник – неосведомленность

*

Невинность, кичащуюся неведением зла, отнюдь не хвалят, но считают признаком незнания того, что обязан знать всякий человек, желающий жить достойно.

*

Не следует, наказывая, упиваться этим как местью, а наказав – раскаиваться; первое по-зверски, второе – по-женски.

*

Нет слов – позора нужно избегать и стыдиться, незачем, однако, боязливо прислушиваться к любому порицанию – это свойство человека совестливого и мягкого, но не обладающего подлинным величием.

*

Оставь же все внешнее и внутрь обрати свое любопытство; если любо тебе узнавать об изъянах и пороках, то довольно дела найдешь у себя дома.

*

Первыми предатели продают себя самих.

*

Перегоревшее страдание обычно обращается в гнев.

*

Почести меняют нравы, но редко в лучшую сторону.

*

Правда необорима, если ее высказывают умело.

*

Правдивое дело, раз оно правильно изложено, несокрушимо.

Те, кто жаден на похвалу, бедны заслугами.

*

Чтобы омрачить многие добродетели, достаточно совсем немного пороков.

*

ПРОДИК

Удвоенное желание есть страсть, удвоенная страсть становится безумием.

*

ПРОКЛ ДИАДОХ

Зло исходит из отвращения человека от высшего, умопостигаемого мира, из привязанности к чувственному, материйному. Отсюда задача человека — отвратившись от низшего мира, познать высшую силу своей души. Эта сила выше даже ума, и только она способна к восприятию Первоединого. Она есть цвет нашей сущности и тем единым в душе, что в ней лучше даже ума. Эту силу можно отождествить с мистическим энтузиазмом, со священным безумием, ведущим нас к слиянию с Божеством.

*

ПРОТАГОР

Вор не желает приобрести ничего дурного, плохого. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Но это вовсе не значит, что вор желает себе хорошего.

*

Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добро, тем лучше. Но это вовсе не значит, что лекарств нужно принимать как можно больше!

*

 

СИМОНИД КЕОССКИЙ

Всякий в доброй доле добр, в злой доле зол. И того я рад любить и хвалить,  кто не делал в жизни нарочного зла.

*

СОКРАТ

Если один человек говорит о другом дурно, это потому, что его не научили говорить хорошо.

*

Есть одно только благо – знание и одно только зло – невежество.

*

Зависть это известное неудовольствие, но не то неудовольствие, которое рождается при взгляде на несчастье друга и на счастье врага: завидуют только такие люди, которым неприятно благополучие их друзей.

*

К невольному злоумышленнику надо иметь снисхождение.

*

Лжецы – люди способные и мудрые во лжи.

*

Несправедливый поступок есть всегда зло: нельзя отвечать несправедливостью на несправедливость! Нельзя воздавать злом за зло! Ничего нельзя ставить выше справедливости, даже жизнь!

*

Преступление без наказания никогда не остается.

*

Сладострастные животные, например перепела и куропатки, под влиянием чувства и ожидая половой страсти, идут на голос самки и, забывая об опасности, попадаются в силки. Какой человек, будучи рабом удовольствий, не развратит своего тела и своей души? Человек должен желать, чтобы не иметь такого раба. Только в таком случае подобный человек может спастись.

*

Те, кто вредят людям, чинят несправедливость, лгут, обманывают и совершают проступки по своей воле, а не без умысла, – люди более достойные, чем те, кто все это совершает невольно.

*

Часто невежда, желая солгать, невольно выскажет истину благодаря своему невежеству.

*

СОЛОН

Дурно – злословить о том, чему сам ты свидетелем не был.

*

Кто ведет праздную жизнь, на того всякий желающий вправе за это подать в суд.

*

СОФОКЛ

Зловещий признак – молчание среди великих бед.

*

ТЕОФРАСТ

Равнодушие к плохим поступкам и словам есть первый признак нравственного уродства.

*

Случись кому найти на дороге кошелек, он скажет: «А вот клада-то я никогда еще не находил!»

*

 

ТИМОН

Я ненавижу злых и ненавижу прочих за то, что они не чувствуют отвращения к злым.

*

ФЕОГНИД

Граждане наши настолько к дурным порицаньям привыкли, что не хватает ума собственный город спасти.

*

Делая доброе злым, сам не дождешься добра, ибо душа ненасытна у них. Хоть разок их обидел —  прежнюю дружбу тотчас всю забывают они.

*

Добрые все принимают, как великое благо, добрые помнят дела и благодарны за них.

*

Если бы даже весь мир обыскать, то легко и свободно лишь на одном корабле все уместиться б могли люди, которых глаза и язык о стыде не забыли, кто бы, где выгода ждет, подлостей делать не стал.

*

Люди дурные не все на свет явились дурными. Нет, с дурными людьми многие в дружбу вступив, наглости, низким делам, проклятьям от них научились, веря, что те говорят сущую правду всегда.

*

Низкому сделав добро, благодарности ждать за услугу то же, что семя бросать в белые борозды волн. Если глубокое море засеешь, посева не снимешь.

*

От благородных и сам благородные вещи узнаешь, с злыми погубишь и тот разум, что есть у тебя.

*

Пресыщение рождает наглость, когда человеку дурному выпадает на долю счастье и когда человек этот не обладает здравым умом.

*

С добрыми знайся!

*

Совести в душах людей не ищи; лишь бесстыдство и наглость, правду победно поправ, всею владеют землей.

*

ФЕОКРИТ

И всегда-то у бездельников праздник!

*

ФЕОН

Добро и зло – из числового ряда: чета и нечета, движущегося и неподвижного.

*

ФЕРЕКИД

Осмеивать других по нраву лишь ленивым.

*

Трудно хвалить того, кто заслуживает похвалу.

*

Тупость, лень и тщеславие вечно идут рука об руку.

*

ФИЛОДЕМ

Всякий и вообще порок препятствует приятному собиранию и заботе о наличном имуществе, а противоположные порокам качества значительно содействуют этому.

*

ФУКИДИД

Большинство людей предпочитает слыть ловкими плутами, нежели честными глупцами.

*

Надежда по природе расточительна.

*

Страх отнимает память.

*

ХРИСИПП

Зло необходимо: ведь подобно тому, как в комедиях есть смехотворные выходки, которые сами по себе плохи, но сочинению в целом придают определенную прелесть, так можно осуждать зло само по себе, однако для его правого оно не бесполезно.

*

ЭЗОП

Все, что полезно хорошим людям, ненавистно бывает дурным.

*

В смутные времена иные люди, ничего не стоящие, набивают себе цену.

*

Главное не в том, чтобы делать быстро, а в том, чтобы сделать до конца.

*

Глуп тот, кто решил разжиться у скряги.

*

Действительность всегда изобличает лжецов.

*

Для человека, запятнанного преступлением, ни земля, ни воздух, ни вода не будут убежищем.

*

Дурные люди вредят даже тогда, когда кажется, будто помогают.

*

Дурные от природы люди, как не меняют обличье, нрава изменить не могут.

*

Дурным людям доверять нельзя, даже если они обещают стать хорошими.

*

За добро злом не платят.

*

Злодеям за их злодейство не писаны сроки божественного возмездия.

*

Злонравного никакое наказание не исправит.

*

Злословит даже не клеветник, а тот, кто пользуется его клеветой.

*

Злых людей видно издалека.

*

Если угождать злонравным людям, только хуже будет.

*

И враг отступает перед правдой.

*

И к страшному можно привыкнуть.

*

Иногда зрелище чужих несчастий служит ободрением в собственных неудачах.

*

Иные люди из ненависти к ближним не боятся сами пострадать, лишь бы увидеть, как и те страдают.

*

Иные люди из страха перед малыми опасностями бросаются в большие беды.

*

Клеветник боится отпора сильного.

*

Когда дурной человек замысливает свое злое дело, он все равно поступает по-своему, под любым благовидным предлогом.

*

Когда дурные люди насмехаются над лучшими, этим они, сами того не замечая, только наживают себе от них худшие неприятности.

*

Когда не делаешь маленькие уступки, нередко можно все потерять.

*

Кто из зависти пытается соперничать с сильнейшими, попадает в беду.

*

Кто раздражает сильнейших попусту, их сильно раздражает.

*

Лжецы бахвалятся тогда, когда изобличать их некому.

*

Лишь неразумные просят помощи у тех, кому от природы свойственнее приносить вред.

*

Ложная клятва всегда нечестива, как ее не покрывай.

*

Люди легче переносят свои несчастья, если видят, как бедствуют виновники их несчастий.

*

Люди по природе своей не столько почитают и любят справедливость, сколько гоняются за выгодой.

*

Люди с дурными привычками погибают раньше, чем приобретают хорошие.

*

Настолько непобедимо согласие, настолько бессилен раздор.

*

Непристойно все, что делается не ко времени.

*

Никакие благодеяния не могут укротить дурной нрав.

*

Обманщики сулят великое, а попадаются на малом.

*

Огонь, женщина и море – три бедствия.

*

С добрыми и злыми нельзя вести себя одинаково.

*         

Оскорбление от противника есть проявление его собственного бессилия, поэтому оно звучит как похвала.

*

Остерегайся тех, кто даже своих близких не колеблется обижать.

*

Острее жалит боль, кода ее причиняет кто-нибудь из близких.

*

Повсюду неравенство пагубно.

*

По мелкому можно узнать важное, по явному – скрытое.

*

После сильной вражды нелегко бывает примирение.

*

Предателя ненавидят и те, кого оно предал, и те, кому он их предает.

*

Ради своей выгоды многие готовы любые небылицы подтвердить ложной клятвой.

*

Сластолюбие для многих становится причиной великих несчастий.

*

Спасаясь от малой беды, можно попасть в большую.

*

Так часто, вопреки нашим ожиданиям, то, что казалось опасным, оказывается полезным, а то, что казалось спасительным, оборачивается коварным.

*

Тщеславный рядом с другими ничего не стоит.

*

Тщеславие приносит несчастье своему хозяину.

*

Часто свойства дурных людей видны по их наружности.

*

Часто случай нам дарует то, что не могло принести искусство

*

Часто убеждение бывает действеннее, чем сила.

*

ЭМПЕДОКЛ

Люди должны когда-нибудь смылить скверну, из-за которой они были когда-то изгнаны с неба.

*

Не вкушать от порока!

*

ЭПАМИНОНД

Когда я вижу людскую злобу, то стараюсь сделать её своим зеркалом, чтобы верно отражать настроение граждан. Это зеркало лучше, нежели зеркало приязни – оно либо предотвратит обличение, либо исправит недостатки.

*

ЭПИКТЕТ

Будь чужд страстей, но не тем, что будешь бесчувствен как глупое животное, или беспечен, как глупцы, нет, ищи утешения  в горе, как  человек, следующий правилам добродетели, – в своем разуме.

*

Волк имеет сходство с собакой, как льстец, любовник жены и нахлебник похожи друг  на друга. Берегись поэтому вместо стерегущих стада собак впустить в дом по ошибке хищных волков.

*

Вороны выклевывают глаза трупу, глаза, ни на что уже не годные, льстецы – оскорбляют живых, выклевывая глаза их души.

*

Глуп тот, кто не доволен тем, что происходит по законам природы.

*

Если погасший уголек подложить к горящему, это еще не значит, что погасший воспламенится: может случиться наоборот. Соприкасаясь с человеком, покрытым сажей, невозможно и самому не запачкаться.

*

Если хочешь быть добрым, прежде всего, считай себя злым.

*

Зло заключается в неправильной свободе воли.

*

Не  делай  различия  между  рассердившейся  обезьяной и  грозящим  тебе льстецом.

*

Нет ничего гнуснее и хуже двух пороков – нетерпеливости и невоздержности, когда мы не переносим, не остаемся равнодушны к обидам, которые нам следовало терпеть, или не воздерживаемся от вещей и страстей, от которых должно воздерживаться. Кто запечатлел в своем сердце два эти слова и будет помнить их, чтобы управлять и владеть собою, тот редко впадает в ошибку и проживет вполне счастливо. Эти два слова: терпение и воздержание.

*

Печаль другого – это чужое.

*

Правда побеждает сама собою, мнение – через других.

*

Самое приятное может сделаться самым неприятным, стоит только преступить меру.

*

Свобода  – благо, неволя – зло. Но выбор любой из них зависит от нас.

*

Смешны люди,  гордящиеся тем, что не в нашей власти. Один  говорит:  «Я лучше тебя: у меня много земли, а ты мрешь с голоду». Или: «Я бывший консул», – говорит другой. «Я  прокуратор», – слышишь  от  третьего. «У  меня курчавые волосы», – говорит четвертый. Лошадь между тем не скажет лошади: «Я лучше тебя, потому что у меня много корму, вдоволь овса; узда у меня с золотой насечкой, попона цветная», а только: «Я лучше тебя, потому  что быстрее». Всякое животное  лучше  или хуже исключительно по своим достоинствам или недостаткам. Неужели же только люди  не ценят  нравственных  качеств? Неужели   мы  должны   обращать   внимание  лишь   на   волосы,   платье   и происхождение?

*

Старайся  сам  смирять свои  страсти, но  не  позволяй себе  отдаваться страстям.

*

Страсть, словно приманка всего заслуживающего имени порока, прельщает сластолюбивую душу и легко увлекает ее на край гибели.

*

Только вполне пошляк и глупец может думать, будто другие станут презирать его, если он не будет всячески вредить своим заклятым врагам. Правда, мы относимся с презрением к человеку, который не в состоянии принести другим вреда, но несравненно справедливее заслуживает  этого  тот, кто не может принести посторонним пользы.

*

То, что случится, – не в твоей воле, а жить по добру или по злу — в твоей воле. Никто не мешает тебе, чтобы ни случилось с тобою, поступать всегда и во всем сообразно с правдой и добром. Поэтому все, что ни случится, ты обратишь себе в поучение и в пользу.

*

Умный борется со страстью, глупец становится ее рабом.

*

ЭПИКУР

Если бы  бог внимал всем молитвам людей, то скоро все люди погибли бы, постоянно желая зла друг другу.

*

Законы изданы ради мудрых – не для того, чтобы они не делали зла, а для того, чтобы им не делали зла.

*

Когда люди поймут, что не смогут безнаказанно причинить зло, они начнут творить добро.

*

Кто тайно делает что-нибудь, о чем у людей есть договор, чтобы не причинять и не терпеть вреда, тот не может быть уверен, что останется скрытым, хотя бы до сих пор это ему удавалось десять тысяч раз: ведь неизвестно, удастся ли ему остаться скрытым до самой смерти.

*

Не будем винить плоть, считая ее виновницей великих зол, и не будем наши неприятности сваливать на обстоятельства.

*

Несправедливость не есть зло сама по себе; это страх от подозрения, что человек не остается скрытым от тех, кто карает за такие его действия.

*

Никакое наслаждение само по себе не есть зло; но средства достижения иных наслаждений доставляют куда больше хлопот, чем наслаждений.

*

Никто, видя зло, не выбирает его, но попадается, прельщенный злом, как будто оно есть добро в сравнении с большим, чем оно, злом.

*

То же самое убеждение, которое внушило нам бодрость, что зло не вечно и не длительно, усмотрело и то, что в наших ограниченных обстоятельствах дружба надежнее всего.

*

ЭПИХАРМ

А рука-то руку моет: дай-ка, и получишь сам!

*

ЭСХИЛ

Благодушием можно погубить себя.

*

Если тебя никто не радует, ты – несчастный человек: лучше себя чувствует тот, кто не нравится никому.

*

Людская зависть больше откликается на твоё поведение, зато угасает от твоего молчания.

*

Незавидна участь того, кому никто не завидует.

*

По вине страсти умный человек часто превращает в глупца, но она же наделяет дураков умом. 

*

Того лишь не хулят, кто зависти не стоит.

*

Удачливый глупец – большое бедствие.

*

Хоть плохо мне, но это не причина, чтоб доставлять страдания другим.

*

 

Комментарии закрыты.