Skip to content

О ПОЛЬЗЕ ЗНАНИЙ

by Анатолий Ильяхов on Июнь 13th, 2011

 

                 VII. О ПОЛЬЗЕ ФИЛОСОФИИ И ЗНАНИЙ

 

АНАКСАРХ

Настоящий философ проявляет безразличие ко всему происходящему.

*

Убить у философа можно тело, но не его самого.

*

Философ ничего дельного может не открыть и не написать, но поносить – и богов, и людей, – он может.

*

АНАКСИМЕН

Знания ученика – это маленький круг, а знания мудреца – большой. Все, что находится за пределами этих кругов, – бесконечная неизвестность. У маленького круга меньше точек соприкосновения с этой неизвестностью, чем у большого, что означает: чем шире круг познаний, тем больше точек, соприкасающихся с неизвестностью. Таким образом, чем больше мы узнаем, тем больше не знаем.

*

АНТИГОН II

Щедрый подарок царя не может быть подходящим для философа-киника.

*

Когда философ наставляет царя, он будет наставником не для одного царя, а для его подданных, вместе взятых. Кто наставляет царя и ведет его по пути добродетели, тот заведомо и всех его подданных будет готовить к тому, чтобы стать хорошими людьми. Ибо, каков правитель, таковы обычно становятся должным образом и подданные.

 *

АНТИОХ

Для постижения высшего блага и конечной цели человеческой жизни, люди нуждаются в руководстве со стороны философии. Именно она призвана открыть им высшее благо.

*

АНТИСФЕН

Если кто захочет общаться с богами – пусть учится философии, если с людьми – искусству красноречия, риторике.

*

Начало образования состоит в исследовании слов.

*

Невежественные люди похожи на бодрствующих в состоянии сна.

*

Не к лицу истинному философу жить у тиранов и принимать участие в пирах. Он должен оставаться на родине и довольствоваться тем, что имеет.

*

Образованного и умного человека трудно переносить, так как неразумие – вещь легкая и необременительная, а разум непреклонен, непоколебим, тяжесть его неодолима.

*

Самая необходимая из всех наук – наука забывать ненужное.

*

Философия дает возможность беседовать с самим собой. А умение беседовать с самим собой – великий дар и великое искусство.

*

Чтобы заполучить знания, надо запастись либо умом, чтобы понимать, либо веревкой, чтобы повеситься.

*

Чтобы не потерять по случайности услышанное от учителя, нужно записывать не на дощечке, а в сердце своём.

*

АНТИФОНТ

Философия есть противопоставление действительно существующего и существующего во мнении людей.

*

Этика – искусство быть беспечальным.

*

АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ

Лучше пасть достойно смертью свободного философа, чем умереть как раб.

*

АРИСТИПП

Восприятия других людей, для нас тоже не доступны, мы можем  основываться только на их высказываниях.

*

Даже если ученик не извлечет никакой иной пользы из своей учебы, он все равно не будет сидеть в театре камнем на камне* (*в античных театрах скамьи для зрителей были из камня).

*

Как питание и гимнастика полезны лишь тогда, когда в этом соблюдается мера, так и знание полезно лишь в той степени, какой способствует цели деятельности – достижению приятных ощущений; умственная деятельность сама по себе значения не имеет.

*

Лучше быть нищим, чем невеждой: если первый лишен денег, то второй лишен образа человеческого.

*

Люди знающие превосходят неучей настолько, насколько выезженная лошадь превосходит невыезженную.

*

Оттого, что человек много ест, он не становится здоровее, чем тот, который довольствуется только необходимым: точно так же и ученый – это не тот, кто много читает, а тот, кто читает с пользою.

*

Польза от философии та, что она не уводит нас от удовольствий, но позволяет сделать наилучший выбор между ними и наилучшим образом их использовать.

*

Самым большим наследством, которое остается от меня, является то, что я учил вас не дорожить ничем, без чего вы способны обойтись.

*

Смешно поучать философа в то время, как он учит тебя говорить.

Философия дает мне возможность говорить с кем угодно и как угодно.

*

Философы отличаются от других людей тем, что когда в государстве вдруг уничтожатся законы, философы будут жить по-прежнему.

*

Человек подобен осажденному городу – он не знает, что происходит за его пределами, но прекрасно знает, что происходит внутри самого себя своими чувствами. Поэтому знаний будет достаточно настолько, насколько обладание ими позволяет наслаждаться.

*

Я советую всем родителям обеспечивать своих детей таким богатством, которое не утонет вместе с его обладателем после кораблекрушения, то есть, образованием ума.

*

АРИСТОН

Философ в обществе собутыльников, для которых его речи недоступны, перестроится и снисходительно примет их времяпрепровождение, насколько оно не выходит из пределов благопристойности, понимая, что риторствуют люди в речах, а философствовать могут и в молчании, и в игре, и даже в насмешках, как направленных в других, так и метящих в них самих.

*

АРИСТОТЕЛЬ

Без общего невозможно получить частного.

*

Богатство знаний предполагает возникновение многих новых вопросов.

*

Более мудр во всякой науке тот, кто более точен и более способен научить выявлению причин.

*

Владеющие искусством способны научить, а имеющие опыт не способны.

*

Высший досуг – это философия.

*

Детей следует обучать общеполезным предметам не только в интересах получаемой от этого пользы – таково, например, обучение грамоте, но и потому, что, благодаря этому обучению, возможно бывает сообщить им целый ряд других сведений. Так обстоит дело и с рисованием: и его изучают не ради того, чтобы не впасть в ошибку при своих собственных поступках или чтобы не подвергнуться обману при купле или продаже домашней утвари, но рисование изучают потому, что оно развивает глаз при определении физической красоты. Вообще, искать повсюду лишь одной пользы всего менее приличествует людям высоких душевных качеств и свободнорожденным.

*

Для обильного урожая мало хорошего зерна, надо ещё, чтобы оно пало на хорошо вспаханную землю; точно так же для таких «всходов», как добрые поступки, недостаточно одних знаний о добродетели, необходимо, чтобы эти знания нашли себе благодатную почву – стремление, внутреннюю потребность индивида стать добродетельным.

*

Догоняйте тех из вас, кто впереди, а не ждите тех, кто позади.

*

Знание о чем бы то ни было есть знание общего.

*

Имеющие опыт преуспевают больше, нежели те, кто обладает отвлеченным знанием.

*

Как зрение впитывает свет из окружающего воздуха, так и душа из бесед – науки.

*

Камень, который по природе падает вниз, не приучишь подниматься вверх, приучай его, подбрасывая вверх хоть тысячу раз.

*

Когда ты хочешь хвалить, посмотри, что бы ты мог посоветовать, а когда хочешь дать совет, посмотри, что бы ты мог похвалить.

*

Корни учения горьки, зато плоды его сладки.

*

Можно иметь знание, но не пользоваться им, как например, это случается со спящим, сумасшедшим и опьяненным; но в подобном же положении люди находятся в состоянии страсти, ибо гнев и похоть и некоторые другие страсти, очевидно, видоизменяют даже самое тело, а в некоторых вызывают даже сумасшествие. При этом ничто не мешает им говорить речи, соответствующие истинному знанию.

*

Молодые люди часто не бывают рассудительными. Причина этому в том, что рассудительность проявляется в частных случаях, с которыми знакомятся на опыте, а опытность дается за долгий срок.

*

Опыт есть знание единичного, а искусство – знание общего.

*

Признак знатока – способность научить.

*

Удивление побуждает людей философствовать.

*         

Язык должен отвечать предмету, а изложение отвечать самому духу философии.

*

БИОН

Философ погибнет, если его не узнают люди.

*

Философией увлекаются главным образом люди несостоятельные, а богачи именно по вине этого своего богатства постоянно пребывают в заботах и тревогах.

*

ГЕРАКЛИТ

Глупые люди, если отказываются от познания, ссылаясь на занятость и ничему не веря.

*

Многознание — еще не ум, и уму не научает, ибо единственная подлинная мудрость — знать идею, которая одна всегда правит всем.

*

Надо, чтобы глупые скрывали своё невежество, нежели обнаруживали его публично, да ещё при исполнении должности.

*

Не доверяться ничему, кроме собственного видения предмета, поскольку зрение гораздо вернее слуха, ибо глаза более точные свидетели, чем уши, ибо знания, доставляемые слухом, – источник, который может быть двояким: или историческое сочинение, или устные расспросы.

Неразумный человек способен увлечься любым учением, не всегда нужным и правильным.

*

Поверхностные знания оборачиваются многообразием мнений, а они, в свою очередь, являются источником раздоров и конфликтов.

*

ГЕРМОГЕН

Общеизвестное надо изложить по-новому, а новое – общим для всех языком.

*

ГЕРОДОТ

Издревле есть у людей мудрые и прекрасные изречения, от них нам следует поучаться.

*

Мой долг передавать все, что рассказывают, но верить всему я не обязан.

*

Не будь различных суждений, не пришлось бы выбирать и наилучшее из них, а лишь принимать одно-единственное. Если же есть много мнений, то и выбор возможен. Ведь даже само по себе чистое золото нельзя распознать, и только путем трения на пробирном камне вместе с другим золотом мы определяем лучшее.

*

 

ДЕМЕТРИЙ ФАЛЕРСКИЙ

У философов написано то, чего друзья не решаются говорить царям в лицо.

*

ДЕМОКРИТ

Глубокая вода полезна для многих целей, но она же приносит беду: есть опасность утонуть. Но и здесь найден выход: учиться плавать.

*

Занимайся только своими делами, познанием вещей, отказавшись от политической деятельности. Тогда обретешь покой и радость самого познания, приятней которой ничего нет  для человека.

*

Знания избавят человека от страха перед случайностями и чудесами, а душу – от мук незнания истинных причин и сущностей всего происходящего и зримого.

*

Летящую стрелу не остановить – ни заклинаниями, ни золотом всего мира, так же не остановить, не преградить дорогу Истине, ведущей человека к цели. Стрела движется силою, которую дала ей тетива, Истина — знанием. Стрела повергает к нашим ногам врагов, истинные знания — весь мир! Ради этих знаний не жаль ни серебра, ни золота.

*

Многие, не учившиеся ничему разумному, тем не менее, живут разумно.

*

Можно уйти с дротиком в стан врага, а вернуться с мечом! Но кто метнет дротик, останется безоружным перед врагом, а кто крепко держит в руке меч, тот непобедим! Так и знания, полученные в стане врага.

*

Не стремись знать все, чтобы не стать во всем невеждой.

*

Обучение вырабатывает доброе ценой трудов, а постыдное пожинается без трудов непроизвольно. Природная дряблость часто вынуждает быть таким и не желающего этого – столь велико её значение.

*

Политика – самое важное искусство для гражданина, и все же надо стремиться к занятиям, которые дают людям великое и светлое – к философии.

*

Разуму учит не время, а надлежащее воспитание и природа.

*

ДЕМОНАКТ

Если ты считаешь себя первым, знай, что ты не единственный, а если единственный, то не первый.

*

Когда спорят два человека, неосведомленные в своём предмете, кажется, что один из них доит козла, а другой решето подставляет.

*

Невежественные люди молчат, как рыбы, когда их вытаскивают из воды.

*

Я стал философом, когда в себе самом обнаружил недостатки.

*

ДЕМОСФЕН

Философы необыкновенно притворны в убеждениях. Они обычно говорят, будто их влечет к скромности, бедности и простоте жизни, без благ, удобств и удовольствий. На самом же деле их наглядное презрение к достатку и богатству, есть не что иное, как сокрытое желание отомстить прочим людям за удары собственной судьбы.

*

ДИОГЕН СИНОПСКИЙ

Венцом философии я считаю торжество над самим собой.

*

В обучении берите пример с учителей пения, которые нарочно берут тоном выше, чтобы ученики поняли, в каком тоне нужно петь им самим.

*

Записанные мысли не заменят живого урока

*

Исследовать нужно, что и дурного и доброго в доме случилось.

*

Когда цари философствуют, а философы царствуют — мир благоденствует.

*

Люди, которые знают, что надо делать и что говорить, должны жить. А кто не имеет понятия об этом, самое подходящее дело – умереть. Знающий должен говорить и делать, должен жить.

*

Люди подают милостыню нищим и не подают философам, потому что они знают: хромыми и слепыми они, быть может, и станут, а вот мудрецами никогда.

*

Невежды – самый тяжкий груз на земле.

*

Не звоном струн, не дуновеньем флейт – мужским умом стоят и дом и град.

*

Образование сдерживает юношей, утешает стариков, бедных обогащает, богатых украшает.

*

Философ живет среди плохих людей, подобно врачу, посещающему больных, а не здоровых, в надежде излечить их недуги.

*

Философия дала мне возможность иметь готовность ко всякому повороту судьбы.

*

ДИОН ХРИСОСТОМ

Всех людей учить трудно, а морочить легко. Знания люди усваивают через пень колоду, если вообще хоть малую толику из того немногого, что им известно, они знают благодаря учению; и в то же время их с величайшею легкостью обманывает множество невежд, и люди морочат не только друг друга, но еще и самих себя. Конечно, для неразумных истина горька и тягостна, а ложь сладка и вкрадчива. По-моему, люди напоминают скорбных глазами, которые при свете дня чувствуют резь, а в темноте нет, и поскольку темнота не причиняет им страданий, они ее любят. Как иначе могли бы вымыслы то и дело одерживать верх над истиной, не будь их победы завоеваны удовольствием?

*

Как жаждущим пить, не надобно вина, но довольно глотка воды, так жаждущим истины вполне достаточно услышать все без прикрас.

*

Мы не можем знать, что есть Бог, однако обладаем врожденным нам убеждением в его существовании и чувствуем, что философия без религии темна и безнадежна.

*

Учиться трудно, но еще трудней переучиваться, и особенно если ложь слушали многие годы и обманывались не только сами, но и отцы, и деды, и, почитай, все прежние поколенья. Увы, такое убеждение нелегко отнять у людей, сколько ни изобличай его ошибочность! Это, должно быть, похоже на то, как со временем трудно бывает раскрыть глаза на истину людям, воспитавшим подмененного младенца, но скажи им кто-то о подмене в самом начале, они не признали бы ребенка своим. И такова сила этой убежденности, что многие предпочитают дурных детей признавать своими и соглашаться, что именно таковы их собственные дети, коль скоро они уверовали в это прежде, нежели признать своими хороших детей, о которых, однако, им стало известно лишь со временем.

*

ДИОНИСИЙ ГАЛИКАРНАССКИЙ

История — это философия в примерах.

*

ЕВКЛИД

Нет царского пути в геометрии.

*

 

ЕВРИПИД

Блажен, кто познал науку, не обращая ее ни во вред согражданам, ни на несправедливые дела, но созерцает нестареющий порядок бессмертной природы, – как, где и откуда он возник.

Если бы всем одно и то же казалось вместе прекрасным и мудрым,

То не было бы среди людей враждующего спора.

Один совет, но мудрый – стоит многих рук.

*

ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ

Философия дарует человеку презрение к смерти.

*

Хорошая наука, как хорошая рыба, не разрезается на куски: бери  всю.

*

Часто  удивлялся  я  на  организаторов  всенародных  праздничных собраний  и  на  учредителей  гимнастических  состязаний,  на  то,  что  они выдающиеся физические качества таких больших  наград  удостаивали,  а  тем, которые  индивидуально  потрудились  для  общего  блага  и  все   стремления направили к тому, чтобы и всем другим быть в состоянии оказать пользу, этим людям никакого почета  не  воздавали; об  этих  последних  людях  им естественнее было бы больше проявить заботы; ведь что касается атлетов, то если бы даже они получили вдвое больше силы, ничего не прибавилось  бы  всем прочим, а от умно мыслящего даже одного человека все извлекли  бы  пользу желающие приобщиться его образу мыслей.

*

КАЛЛИКЛ

В занятии философией верх взяло мнение, что особой глубины и обстоятельности искать не надо – как бы незаметно себе не повредить чрезмерною мудростью.

*

Есть своя прелесть у философии, если заниматься ею умеренно в молодом возрасте; но стоит задержаться на ней дольше, чем следует, и она погибель для человека!

*

КЛЕАНФ

Всякая наука есть указательница пути и учредительница порядка.

*

Некоторые ученики похожи на лиры: звучат прекрасно, а сами себя слушать не умеют.

*

КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

Душа, воспитанная предварительными науками, вырывается из-под власти внешних чувств и проникается силой и энергией, делающими ее способной к пониманию истины… Подготовительные упражнения во многом способствуют усвоению того, что за ними следует. И цель этих упражнений должна, прежде всего, состоять в тренировке умозрения, которому доступно три рода вещей: числа, величины и определения.

*

Если философия учит сдерживать различные желания, такие как словоохотливость, чревоугодие и похоть, и желательна сама по себе, то тем более она более возвышенна и важна, если осуществляется ради славы и знания Бога.

*

Как свободные искусства ведут к их госпоже философии, как искусство под названием «любовь к мудрости», так и сама философия в конечном итоге приводит к мудрости. Ведь философия является средством изучения мудрости, сама же мудрость есть знание вещей божественных и человеческих и их причин. Следовательно, мудрость – госпожа философии, подобно тому, как философия – госпожа всех предварительных наук.

*

Когда множество людей волокут один корабль, мы не говорим, что усилие каждого из них по отдельности является причиной, заставляющей корабль двигаться. Напротив, движет корабль единая сила, являющаяся суммой многих элементов, и каждый отдельный человек вносит свой вклад, прилагая усилия в согласии с остальными. Точно так же и философия вносит свой отдельный вклад в дело достижения истины, хотя сама по себе она и не является единственным средством для постижения истины, но действенна только в согласии со всей совокупностью.

*

Наимудрейшие из эллинов в кратких изречениях-апофегмах сумели выразить вещи необыкновенно важные. Изречение «береги время» означает, несомненно, или то, по жизнь коротка и не стоит время ее тратить впустую, или же, напротив, указывает на то, что необходимо беречь свои силы, поскольку жизнь длинна и не стоит упускать того, что может быть обращено тебе на пользу.

*

Образованных труднее запутать и ввести в заблуждение тем, кто на пагубу слушателей изобретает различные уловки.

*

Принимать здравое учение и отвергать дурное может не слепая вера, а лишь та, что опирается на знание. Незнание есть результат невоспитанности и необразованности. Только вследствие образования постигаем мы науки божественные и человеческие.

*

Учение, сопровождаемое доказательствами, настолько убедительно, что душа того, кто в силах следить за ходом аргументации, не может не согласиться с конечными выводами. Такое доказательство надежно предохраняет от различных обманщиков, стремящихся сбить нас с толку.

*

КРАТЕТ

Спроси меня, какую пользу получил я от изучения философии, и я скажу: «Сумеешь легко развязать кошелек и, запустив туда руки, щедро давать другим, а не так, как теперь, терзаясь, медля и дрожа, будто у тебя руки отнимаются. Ты будешь так же поступать, когда у тебя кошелек полон, а если опустошится, не станешь горевать. Если решишься потратить деньги, легко сумеешь это сделать; ни имея гроша за душой, не будешь желать ничего большего, но станешь жить, довольствуясь тем, что есть, не стремясь к тому, чего нет, вполне удовлетворенный действительностью».

*

Философией нужно заниматься до тех пор, пока военачальников не станут считать простыми погонщиками ослов.

*

Философия дала мне то,

Что узнал и продумал, что мудрые Музы внушили,

Это богатство мое; все прочее дым и ничтожность.

Философия научила меня жевать бобы и не знавать забот.

*

Философия, не приносит материальных благ ее носителю, а лишь очищает испорченную обществом душу.

*

Философия состоит в презрении ко всем привычным человеческим ценностям. Занимаясь ею, человек достигает такой высоты духа, что ни во что не ставит ни воинские, ни какие-либо другие почести и награды.

*

КСЕНОКРАТ

Если ты не знаешь ни музыки, ни геометрии, ни астрономии, тебе не за что ухватить философию!

*

Философу даже насмешки над его неловкостью в обращении с людьми будут только для пользы.

*

Чистота, даже в тайных мечтаниях сердца, – наша величайшая обязанность и только философия и посвящения в мистерии помогают достижению этой цели.

*

ЛИБАНИЙ

Только высокой мыслью можно принять величие вещей.                

*

ЛУКИАН

Если бы приобретение книги делало ее владельца ученым, можно было бы покупать ученость на рынке.

*

Жизнь коротка, а наука долга.

*

Знающий целое может знать и его часть, но знающий часть еще не знает целого. Мог бы Фидий, увидавший львиный коготь, узнать, что он — львиный, если бы никогда не видал льва целиком?

*

Лучшая и самая разумная жизнь – это жизнь невежд. Оставь нелепые исследования небесных светил, и не ищи целей и причин, наплюй на сложные построения мудрецов, считая все это пустым вздором. 

*

Многие одержимы любовью не к философии, а лишь к известности, ею доставляемой.

*

Невежество делает людей смелыми, а размышление — нерешительными.

*

Философия есть попытка взобраться на возвышение, откуда можно будет взирать во все стороны. С такого возвышения жизнь представляется достойной осмеяния путаницей, хаотическим хором, в котором  каждый танцор пляшет и выкрикивает, что взбредет ему в голову, пока постановщик не отпустит их одного за другим со сцены.

*

 

МЕНАНДР

Блажен тот, кто научился учиться.

*

В споре часто побеждает дерзость и красноречие, а не истина.

*

Глубокий смысл в невысказанных словах.

*

Кто ничего не знает, тому и ошибиться не в чем.

*

Насколько лучше знать одно как следует,

Чем без толку хвататься хоть за все подряд.

*

Не исследуй темного, если ты пренебрег ясным.

*

Не может быть зазорным слово истины.

*

 

МЕНЕДЕМ

Философов надо слушать во всякий день.

*

МЕТРОКЛ

Философия спасает от жизни, а не от смерти.

*

МОНИМ

Лучше быть слепым, чем невежественным. Слепой может угодить в яму, невежда – в пропасть преступлений.

*

 

ПАРМЕНИД

Должно тебе все узнать: и недрожащее сердце хорошо закругленной истины, и мнения смертных, в которых не заключается подлинной достоверности.

*

Не глазей бессмысленно на мир.

*

Рвение к рассуждениям выглядит прекрасно и божественно. И пока ты еще молод, постарайся ещё поупражняться в том, что прочие называет пустословием; в противном случае истина будет от тебя ускользать.

*

ПИФАГОР

Даже в лишенье будь другом истины. Но без терпенья не защищай то, что ты считаешь истиной.

*

Без устали упражняйся в науках, гони ума спокойствие, ибо науки доставляют сладость удовольствия.

*

Вдумайся, прежде чем скажешь ответ.

*

Из всех уму доступных знаний наиважнейшая – наука нравственных исканий. Ее плодами ум наполни.

*

Коль к размышлению приучишь душу, то она скоро и крылья обретет для высоты полета.

*

Короткие слова все же требуют самого серьезного размышления.

*

Лучше молчи, ну, а коль ты заговорил, пусть это будет лучше, чем то, когда молчал.

*

Молчанье философа есть первый камень для храма мудрости и рай.

*

Научишься размышлять, разучишься болтать. С этого начинается философ.

*

Не пекись о снискании великого знания: из всех знаний нравственная наука, быть может, есть самая нужнейшая, но ей не обучаются.

*

Познав Истину, тайные знания не разглашай, не согрешай!

*

Полезнее наобум бросить камень, чем пустое слово.

Предавайся размышлению, но берегись, чтоб с ума бы не сойти. За ум держись.

*

Прежде старайся исследовать вещи, находящиеся вблизи тебя, затем те, которые удалены от твоего зрения.

*

Пусть разум твой держит и ум в узде, и в питье, и в еде. Мера нужна во всем!

*

Служите Истине и будете правы.

*

Сомневайся, но знай предел сомнению и к науке рвенью, не ограничивай к истине стремленья.

*

Сохраняй древнейшие знания, и ты сохранишь к мудрости призванье.

*

Тот день потерян для тебя, что прошел без созерцанья, не давшее познанья, как день без солнца жизни.

*

Философия – есть стремленье к мудрости. Философ – тот человек, кто созерцает суть вещей, и тем свершает то, что должно быть полезным для людей. В нем бескорыстный нрав, судьбы нелегкой трудность.

*

ПЛАТОН

Без смешного нельзя познать серьезного, и вообще противоположное познается с помощью противоположного, если человек хочет быть разумным.

*

Знание — это своего рода припоминание. Те, о ком мы говорим, что они познают, на самом деле только припоминают, и учиться в этом случае означало бы припоминать.

*

Когда одни думают так, а другие иначе, тогда уже не бывает общего мнения и непременно каждый презирает другого за его образ мыслей.

*

Кто сам не убедился, того не убедишь.

*

Можно ответить на любой вопрос, если он задан правильно.

*

Ни мудрецы, ни невежды философией не занимаются. Занимаются ею те, кто находится посередине между мудрецами и невеждами.

*

Но не самое ли позорное невежество – воображать, будто знаешь то, чего не знаешь?•           

*

Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним – умиранием и смертью.

*

Философам свойственно испытывать изумление, — и это изумление есть начало философии.

*

Философия прелестна, если ею заниматься умеренно и в молодом возрасте; но стоит задержаться на ней больше, чем следует, и она – погибель для человека. Если даже ты очень даровит, но посвящаешь философии более зрелые свои годы, ты неизбежно останешься без того опыта, какой нужен, чтобы стать человеком достойным и уважаемым. Ты останешься несведущ в законах своего города, в том и, как вести с людьми деловые беседы, в радостях и желаниях, одним словом, совершенно несведущ в человеческих нравах. И к чему бы ты не приступил, чем бы ни занялся – своим ли делом или государственным, – ты будешь смешон, так же, вероятно, как будет смешон государственный муж, если вмешивается в философские рассуждения и беседы.

*

Я рискую показаться вам не философом, а завзятым спорщиком, а это уже свойство полных невежд. Они, если возникнет разногласие, не заботятся о том, как обстоит дело в действительности; как бы внушить присутствующим свое мнение – вот что у них на уме.

*

ПЛУТАРХ

Борода еще не делает философа.

*

Вообще искать разумное объяснение для всего существующего – значит отрицать существование удивительного. Ведь именно там, где от нас ускользает понимание причины, возникает удивление, а в этом начало философии: так что отрицающие удивительное некоторым образом отвергают и философию.

*

Высшая мудрость – философствуя, не казаться философствующим и шуткой достигать серьезной цели.

*

Когда из мира уходит солнце, все омрачается, так же и беседа, лишенная дерзости, вся не на пользу.

*

Согласие проще всего найти там, где слабее всего способность сомневаться.

*

Уж коль скоро в человеческую душу заложено стремление познавать и созерцать, есть все основания упрекнуть тех, кто злоупотребляет этим ее свойством, направляя его на никчемные предметы, а вещами достойными и назидательными пренебрегает.

*

Философии, как учительнице жизни, подобает не чуждаться ни игры, ни какого-либо отрадного развлечения, но во всё вносить меру и своевременность.

*

ПОСИДОНИЙ

Один день образованного человека дольше самого долгого века невежды.

*

ПРОДИК

Вы считаете, что учитель должен кого-то чему-либо учить? Это неправда, ведь учитель не учит, учитель – это человек, который говорит в свое удовольствие, и говорит он не с какими-то учениками, у которых разума-то и нет, а сам с собой! Кто еще может быть лучшим критиком учителю и лучшим его учеником, нежели он сам!? Что могут ему подсказать глупые ученики, которые и отличить-то правду от лжи не способны!? Именно по этой причине от учеников требуется только одно – молчание.

*

Получать удовольствие свойственно познающему что-либо и участвующему в мышлении собственным разумом, а испытывать наслаждение свойственно вкушающему что-нибудь вкусное или испытывающему что-нибудь другое, что приятно действует на собственное тело.

*

Следует знать о значении слова «учиться». Это слово люди употребляют и для обозначения того, когда кто-нибудь, не имевший вначале никакого знания о каком-либо предмете, затем спустя некоторое время получает знание о нем; но тем же самым словом они называют и то, когда обладающий уже знанием при посредстве этого знания рассматривает этот самый предмет, делая его или рассуждая о нем. Последнее скорее обозначают словом изучать, чем учиться; впрочем, иногда говорят и учиться.

*

ПРОКЛ ДИАДОХ

Воображение, будучи средоточием познаний, хотя и возбуждается самим собой и производит познаваемое, однако же, не будучи вне тела, переводит познаваемое из неделимой жизни в делимое, протяжённое и имеющее фигуру, и тем самым всё, что оно ни помыслит, является отпечатком и формой мысли.

*

Познавательные способности наук в целом оказываются двоякими, причём одни устремляют нас к единству и свёртывают множество, а другие членят простое на разнообразное, более общее — на более частное, и начальные логосы — на вторичные и на много шагов удалённые от начал. И вот, начиная сверху, математика достигает воспринимаемого чувствами, соприкасается с природой и доказывает многое совместно с учением о природе; и так же, начиная снизу, она сближается с умственным знанием и касается созерцания первых начал.

*

 

ПРОТАГОР

Кто учит кого-нибудь, тот хочет, чтобы ученик его стал мудрым и перестал быть невеждою. Он, значит, хочет, чтобы ученик его стал тем, что он не есть, и перестал быть тем, что он есть теперь. Следовательно, он хочет его привести из бытия в небытие, то есть уничтожить.

*

Образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины.

*

Теория без практики и практика без теории есть ничто.

*

СИМОНИД КЕОССКИЙ

Если ты глуп, то поступаешь умно, когда молчишь, но если умен, то поступаешь глупо.

*

СЕКСТ ЭМПИРИК

Предварительно должно существовать согласие по четырем вопросам: о преподаваемом предмете, о преподающем, об учащемся и о способе обучения. Как мы докажем, не существует ни преподаваемого предмета, ни преподающего, ни учащегося, ни способа обучения. Следовательно, не существует и никакой науки.

*

Представьте себе, что в доме, в котором находится много драгоценностей, многие ищут золото ночью; каждый думал бы, что нашел золото, но не знал бы этого наверное, хотя бы и действительно нашел его. Точно так же философы вступают в этот мир, как в большой дом, чтобы искать истину; если бы даже они и нашли ее, то они все же не могли бы знать, достигли ли они ее.

*

СОКРАТ

В пустословии нет пользы.

*

Заговори, чтобы я тебя увидел.

*

Когда убиваете философа, то вы больше повредите себе, нежели ему. В самом деле, если вы его убьете, то вам нелегко будет найти еще такого человека, который, смешно сказать, приставлен, как овод к лошади, большой и благодарной, но обленившейся от тучности и нуждающейся в том, чтобы ее подгоняли.

*

Люди по своей природе не походят один на другого, но зато много усваивают путем прилежания. Из этого следует, что всякий человек, и даровитый и бездарный, должен учиться и упражняться в том, в чем хочет достигнуть совершенства.

*

Не стыдись учиться, выспрашивать и выведывать и питать великую благодарность к тому, кто тебе отвечает, и никто не должен твоей благодарностью обойден.

*

Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится.

*

Почаще слушай свой внутренний голос.      

*

Сам бог вразумил философа заниматься философией. Пока есть в философе дыхание и способность, он не перестает философствовать, уговаривать и убеждать всякого, кого только встретит, чтобы он стыдился своих забот о деньгах, славе и почестях, а  пекся о разумности, об истине и о душе своей, чтобы она была как можно лучше.         

*

У философа мало друзей, потому что он заставляет взбираться к добродетели, а это крутая и непривычная для большинства дорога.

*

Чему будешь научен, не делай вид, будто это свое собственное; прославляй своего учителя как мудреца и объявляй во всеуслышание, чему ты у него научился.

*

СОФОКЛ

Блаженна жизнь, пока живешь без дум.

*

Жизнь ни о чем не думающих людей самая приятная.

*

Как страшен может быть разум, если он не служит человеку.

*

Кого Бог хочет погубить, того он сначала лишает разума.

*

ТЕОФРАСТ

Нелегко подобрать по вкусу даже узкий круг слушателей, не только что широкий. Чтения требуют исправлений; а отложить их и пренебречь ими – этого юный возраст перенести не может.

*

Учителю не следует дотошно договаривать до конца все, но кое-что оставлять слушателю, чтобы он подумал и сам сделал вывод. Ведь тот, кто понял недосказанное вами, уже не просто слушатель, но ваш свидетель, и притом доброжелательный: ведь он сам себе кажется понятливым, потому что вы предоставили ему повод проявить свой ум. А если все втолковывать слушателю, как дураку, то будет, похоже, что вы плохого мнения о нем.

*                               

ФАЛЕС

Если здоровье – залог совершенства телесного, то знания необходимы тебе для совершенства ума.

*

Ищи что-нибудь одно мудрое, выбирай что-нибудь одно доброе, так ты уймёшь пустословие болтливых людей.

*

Люди должны пользоваться знаниями, чтобы корабли могли далеко плавать и доставлять грузы в порты.

*

Многословие вовсе не является показателем разумного мнения.

*

Невежество — тяжкое бремя!

*

Поучая, учись.

*

Прочих усердно учи, но и сам обучайся благому.

*

Разбогатеть философу – не трудное дело! Но разве это может быть интересным!

*

ФЕДОН

Укус мелких тварей нечувствителен, до того тонка и обманчива их вредящая сила; место укуса вспухает, но и в опухоли не видно ранки. То же самое – и общение с людьми мудрыми: ты и не заметишь, как и когда оно принесло тебе пользу, но пользу от него заметишь.

*

ФЕМИСТИЙ

От любви философа к мудрости и словесности рождаются словесные рассуждения, его самые любимые дети, – как Зевс Афину; тогда они ему особенно милы и он хочет, чтобы они были полезны всем людям.

*

Это самое философское чувство живет во многих, и живет потому, что природа в каждом человеке посеяла крупицу философии.

*

ФЕРЕКИД

Гениальная мысль звучит умно на всех языках

*

Гении стоят на плечах титанов.

*

Знания, не рожденные предыдущим опытом, ведут к ошибке и лишним страданиям.

*

Инстинкт и разум разрывают душу в разные стороны.

*

ФИЛОДЕМ

Ясно, что тот мудр, кто, разграничивая во многом полезное и вредное, предпочтет одно другому, а, не делая этого, он не сможет жить не то что  хорошо, а даже изрядно, и будет нуждаться еще во многом, без чего жизнь  будет полна беспокойств, и будет испытывать неудобства, лишаясь чего-нибудь.

*

ФИЛОСТРАТ ФЛАВИЙ (СТАРШИЙ)

К занятиям, потребовавшим затрат, мы более внимательны, чем к тому, что дается даром.

*

ХИЛОН

Береги себя сам.

*

Вначале познай самого себя!

*

Не позволяй твоему языку опережать твою мысль.

*

Покоем пользуйся.

*

Самому умному философу трудно отвечать на глупые вопросы.

*

Только то полезно, в чем нет излишка.

*

ХРИСИПП

Воспитание своего сына можешь смело поручить философу: ведь если бы я считал, что кто-то есть лучше философа, то я сам бы пошел к нему за философией.

*

Если бы я делал, как все, я не был бы философом.

*

Философию можно сравнивать лишь с плодоносным полем, где ограда вокруг соответствует логике, земля и деревья — физике, а урожай — этике.

*

ЭЗОП

Не стыдись учиться и в зрелом возрасте, —  лучше научиться поздно, чем никогда.

*

Неуч, напустив на себя важность, выдает свою природу разговорами.

*

Кто умеет предугадывать события, тот легко уберегается от опасностей.

*

Разумный человек может избежать опасности, догадываясь по приметам.

*

 

ЭПАМИНОНД

Есть философская заповедь – забывать плохое. Исполнить эту заповедь невероятно трудно, так как больше всего вспоминаешь такое, о чем следовало бы не помнить. Память коварна – когда всего нужней, она изменяет, а что нас огорчает, напоминает без устали.

*

Муж, вооруженный благоразумием, не станет жертвой наглого невежества.

*

Повсюду в жизни, как в море, посеяны мели и скалы бесчестья, потому надо всё время учиться уклоняться, как это делает опытный кормчий.

*

Я наказываю себя для того, чтобы быть самим собой.      

*

ЭПИКТЕТ

Больные недовольны врачом, когда он ничего не прописывает им, и думают, что он  считает их положение безнадежным. Отчего же  мы не  поступаем так по отношению к философу – не думаем, что он отчаялся в нашем исправлении, если не дает больше нам никаким советов?

*

Большинство философствующих – философы на словах, а не на деле.

*

Все прилежание употреби на исправление ума своего.

*

Глупцов вылечивает от горя время, умных – их ум.

*

Если какой-то хвастун говорит, что стал умным оттого, что беседовал со многими философами, не верь ему: «У философов тоже  есть много знакомых богачей, а все же они не богачи».

*

Если философ упадет под бременем, то он быстро и ловко встанет на ноги, как борец в палестре.

*

Если человек упорно отрицает совершенно явное, против него нелегко найти довод, которым можно было бы переубедить его. И это происходит не от его силы и не от бессилия доказывающего, но если человек окаменел в внушенном ему заблуждении, как ещё можно воздействовать на него доводом? А окаменение бывает двоякое: окаменение способности умственной и окаменение способности поддаваться воздействию, когда человек упрямо не желает ни признавать очевидное, ни отказываться от противоречий. Но если он ничего не воспринимает, он в плохом состоянии!

*

Если я вижу человека наглого, грубого, развратного, дерзкого, острого на язык, заботившегося обо всем, кроме своего нравственного совершенствования, и узнаю, что этот же человек занимается философией, изучает физику, берет уроки диалектики и вообще любит и интересуется многими подобного рода науками, я призываю в свидетели богов и людей и  громко укоряю его: «Глупец, куда кладешь ты это? Посмотри сначала, чиста ли твоя посуда: если ты кладешь философию в глупые мечтания, она пропадет и, когда сгниет, превратится в едкую мочу или во что-нибудь еще худшее!»

*

Есть люди, которые едва только послушают мудрых поучений, как уже сами начинают поучать других. Они делают то же самое, что и больной желудок, который тотчас извергает принятую пищу. Не подражай таким людям. Сначала хорошенько перевари в себе то, что услыхал, а не извергай прежде времени, иначе выйдет настоящая блевотина, которая не может служить никому пищей.

*

Задача философии — научить различать то, что в силах человека сделать что-либо полезное, и что человеку не по силам.

*

Занятие философией в том заключается, чтобы рассматривать и устанавливать мерки, а уже практически пользоваться познанными – это дело человека добродетельного.

*

Когда ты захочешь услышать философа, не говори ему: «Ты ничего мне не скажешь?», но только показывай свое умение слушать, и тогда увидишь, как побудишь его говорить.

*

Кто погружен в занятия философией, занимается познанием Бытия.

*

Лопата, которую следует копать, непременно ржавеет, если она лежит без всякого употребления. И все твои разумные мысли ни к чему не поведут, если ты не будешь поступать по ним.

*

Недостаточно просто знать, нужно поступать в соответствии со своим знанием.

*

Не следует человеку с философскими  взглядами на вещи говорить среди невежд, как трезвому – среди пьяных.

*

Один скажет: «Он правильно поступил, он смелый», а другой: «Да нет, он сумасшедший».

*

Разумное и неразумное у одного оказывается одним, у другого – иным, так же как и благо и зло, полезное и неполезное. Поэтому нам и нужны знания, чтобы мы научились применять общее понятие о разумном и неразумном к частным случаям в согласии с природой.

*

Сущность философии – не изучение атомов, а знание добра и зла.

*

Умственные представления – фантазмы – философов, которые  душа воспринимает тотчас же при первом взгляде на вещи, зависят не от нашей воли, не произвольны, – они как бы насильно врываются в человеческий ум. Но согласие разума с восприятием, вследствие чего мы познаем, получаем понятие об умственных представлениях, – в нашей воле, как вследствие свободной деятельности человеческого ума. Поэтому, когда раздается какой-нибудь страшный звук или с неба, или от падения чего-либо, или приходит неожиданное внезапное известие о какой-либо опасности, наконец, что-нибудь в подобном роде, – оно непременно заставляет  дрожать, пугаться, бояться немного и душу философа, не  потому, что она видит в этом явлении что-либо ужасное, но под влиянием быстрых, безотчетных душевных движений, опережающих суждение ума и рассудка. Но затем философ не воспринимает душою этих пугающих умственных представлений, напротив, не соглашается с ними, отрицает их, не видит в них  ничего страшного для себя.

*         

Философией заниматься нужно, но нужно ещё и мозги иметь!

*

Философия есть лекарство, необходимое для исцеления больной души; больна же всякая душа, которая сама не может разобраться, в чем добро и зло, что такое прекрасное и постыдное, в чем счастье, что следует делать.

*

Философия состоит не в чтении книг о мудрости, она означает неустанное упражнение в практической мудрости.

*

Философов, доказывающих, что сластолюбие противно человеческой природе, и,  напротив, доказывающих, что людской природе сродни чувства справедливости, умеренности и благородства, не любят. В самом деле, почему же тогда душа радуется хотя бы незначительным  удовольствиям, наслаждается покоем, и в то же время не чувствует радости от  своих  благ, которые так велики?

*

Школа философа – это та же лечебница, и должно, чтобы вы покидали ее не в веселом настроении, а с ощущением боли, но с надеждами.

*

ЭПИКУР

И только образованный и мудрый человек способен правильно наслаждаться… – и в этом сокрыто удовольствие для человека.

*

Люди обижают друг друга или из ненависти, или из зависти, или из презрения; но мудрец с помощью разума становится выше этого. Раз достигнув мудрости, он уже не может впасть в противоположное состояние, даже притворно. Он больше, чем другие, доступен страстям, но мудрости его они не препятствуют.

*

Мудрец не будет болтать вздора даже пьяный; не будет заниматься государственными делами; не станет тираном… Он будет выступать в суде; он оставит и сочинения, только не похвальные слова; он будет заботиться и о своем добре, и о будущем. Ему по нраву будет сельская жизнь. Он сумеет противостоять судьбе и никогда не покинет друга. О своем добром имени он будет заботиться ровно столько, сколько нужно, чтобы избежать презрения. Зрелища будут ему даже приятнее, чем остальным. Он и статуи будет ставить по обету; а если поставят статую ему самому, то отнесется к этому спокойно.

*

Мудрец не должен быть влюблен, … плотское общение никогда еще не приносило пользы; но хорошо и то, что оно не приносило и вреда. Ни жениться, ни заводить детей мудрец тоже не будет; правда, при некоторых житейских обстоятельствах он может и вступить в брак, но других будет отговаривать.

*

Мудрец один способен верно судить о поэзии и музыке, хотя сам и не будет писать стихов.

*

Мудрец полагает, что лучше с разумом быть несчастным, чем без разума быть счастливым: всегда ведь лучше, чтобы хорошо задуманное дело не было обязано успехом случаю.

*

Наставления философов не признаны уничтожать преступные замыслы людей, они лишь идут на постройку общественного здания нравов.

*

Невозмутимость мудрецов на лице – это всего лишь умение скрывать свои чувства в глубине сердца.

*

Обеднев, мудрец будет и деньги наживать, но только своею мудростью; будет помогать и правителю, когда придет случай; и будет благодарен всякому, кто его поправит. Он заведет и школу, но не так, чтобы водить за собою толпу; будет выступать с чтениями и перед народом, но только когда его попросят. Он будет держаться догм, а не сомнений; и даже во сне он останется сам собою. А при случае он даже умрет за друга.

*

Один мудрец другого не мудрее.

 *                                  

ЭПИХАРМ

Никто не жалуется на свой разум, обвиняя лишь свою память.

*

Самое лучшее – обладать природными дарованиями, а потом учиться.

*

Комментарии закрыты.