О ДЕЛЕ И БЕЗДЕЛЬЕ
VIII. ДЕЛО И ДОСУГ
АНТИОХ
Ясно, что природа предписывает нам активный образ жизни. Деятельность бывает самых различных видов, причем менее важная активность часто затеняет собой более важную. Однако наиболее важными родами деятельности являются, во-первых, созерцание небесных тел и тех секретов природы, которые могут быть открыты силою разума, во-вторых, практика и теория политики и, в-третьих, соблюдение принципов благоразумия, умеренности и смелости и справедливости, которые, вместе с остальными добродетелями, могут быть названы принципами морали. Именно к знанию и осуществлению этих принципов, по мере нашего возмужания, мы направляемся природой.
*
АРИСТОТЕЛЬ
Во всяком случае, не следует одновременно заставлять слишком напряженно работать и интеллектуальные и физические силы: напряжение тех и других естественно производит диаметрально противоположное действие, а именно: физическое напряжение препятствует развитию интеллектуальных сил, напряжение интеллектуальное – физических.
*
Досуг – это идеал человеческой жизни; но нужно уметь пользоваться досугом, а для уменья пользоваться, им нужно кое-чему научиться, кое в чем воспитаться.
*
Конечной целью войны служит мир, работы – досуг.
*
Люди, работающие с удовольствием, лучше судят о частностях и точнее их выполняют, например: геометрами становятся те, которые наслаждаются геометрическими задачами, и они лучше вникают в каждую частность; подобным же образом любящие музыку и любящие архитектуру и тому подобные занятия будут предаваться своему делу с удовольствием.
Лучше то, что труднее.
*
Мы лишаемся досуга, чтобы иметь досуг, и войну ведем, чтобы жить в мире.
*
Неизбежно приходится согласиться, что одни люди – повсюду рабы, другие – нигде таковыми не бывают. И это природное рабство вполне истинно и справедливо, и даже есть принцип дружелюбия между господином и рабом…. Поэтому между рабом и господином существует известная общность интересов и взаимное дружелюбие, раз отношения между ними покоятся на естественных началах; в том же случае, когда эти отношения регулируются не указанным образом, но основываются на законе и насилии, происходит явление обратное.
*
Некоторые люди умственно неполноценны, и поэтому рабство будет сохраняться до тех пор, пока всю низкую работу не возьмут на себя самодействующие механизмы… Без рабов никак нельзя, – это только у Гефеста могли треножники катиться сами собой, – но и дурно обращаться с рабами тоже нельзя.
*
Общение с рабами разлагает граждан, не говоря уже о том, что они лишают граждан работы. Вот ремесленник, он придет и починит кому-то крышу – значит, он для себя заработал и, значит, сыт. Сошьет кому-то обувь или обожжет и продаст горшок – опять-таки он заработал, и сыт! А если все это делают рабы, и притом бесплатно, – что же делать ремесленнику? Как ему быть? Вот и наполняется город нищетой, и тогда рабы съедят Афины!
*
Отдых существует ради деятельности.
*
Раб – одушевленное орудие, а орудие – неодушевленный раб.
*
Рабом по природе бывает тот, кто может принадлежать другому (он потому-то и принадлежит другому, что способен на это) и кто настолько одарен рассудком, что лишь воспринимает указания его по побуждению другого лица, сам же рассудком не обладает.
*
Рука есть орудие орудий.
*
То, ради чего совершено много трудов и сделано много издержек, уже поэтому представляется благом.
*
Чтобы уметь судить о деле, нужно самому уметь его делать.
*
АРИСТОФАН
Безвестность, как и труд, – благо.
*
АРКЕСИЛАЙ
Всегда выбирай сначала то дело, что сулит успех.
*
АРХИМЕД
Ремесленничество есть низменное и грубое занятие, несравнимое ни с какими другими, представляющими собою своего рода состязание между материей и доказательством.
*
(римскому воину, занесшему меч над Архимедом) Я не могу оставить мою работу неоконченной и несовершенной. Дай мне решить свою задачу!
*
БАБРИЙ
Не ожидай, что без труда придет прибыль; зато когда добудешь то, чего хочешь, тогда-то уж и смейся и шути вволю.
*
БИАНТ
Думай, затем действуй!
*
Когда многие берутся за дело, не быть делу.
*
Не спеши браться за дело, а взявшись, будь тверд, до конца его довести сподобься.
*
Славным делом о себе оставишь благую память.
*
ГЕСИОД
Боги и люди по праву на тех негодуют, кто праздно жизнь проживает, подобно безжалостному трутню, который сам не трудится, но питается работой хлопотливых пчел.
*
Дело кто любит откладывать – с бедами борется вечно
*
Кто дело любит откладывать, тот с бедами борется вечно. Дом себе строить начав, приведи к окончанью постройку.
*
Меру во всем соблюдай и дела свои вовремя делай
*
Труд никакой не позорен – позорна лишь праздность.
*
ГИППОКРАТ
Когда голод, не должно работать.
*
Привыкшие нести обычные труды, даже если они будут люди слабые или старые, переносят эти труды легче, чем люди крепкие и молодые, но непривычные.
*
Работа необходима для здоровья.
*
ДЕМОКРИТ
Больше людей становятся хорошими от упражнения, чем от природы.
*
Всякий труд приятнее бездеятельности, если люди получают или знают, что получат то, ради чего они трудятся. При неудаче же единственное средство – сознавать, что все в равной мере неприятно и тягостно.
*
Длительный труд в силу привычки становится более легким.
*
Добровольный труд готовит к тому, чтобы легче переносить и вынужденный.
*
Должно или быть хорошим, или подражать хорошему.
*
Если бы дети не принуждались к труду, то они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что наиболее укрепляет добродетель, – стыду.
*
Если постоянно откладывать дело, оно никогда не будет завершено.
*
Желающий быть в хорошем расположении духа не должен браться за много дел ни в своей частной жизни, ни в общественной. Что бы он ни делал, он не должен стремиться делать свыше своих сил и своей природы.
*
Люди добиваются того, чего хотят, лишь с помощью рук своих, ума и сообразительности — без помощи богов и героев. Нужда заставляет людей добиваться всего — вот подлинная учительница жизни. Слишком сильные стремления к чему-либо одному делают душу слепой ко всему остальному.
*
Не говори и не делай дурного, даже если ты наедине с собой. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других.
*
От животных мы путем подражания научились важнейшим делам: от паука – наука в ткацком и портняжном ремеслах; в построении жилищ мы ученики ласточки; в пении – ученики певчих птиц, лебедя и соловья.
*
Прекрасные вещи вырабатывает учение посредством трудов, скверные же вещи без трудов, сами собой производятся.
*
Слово – тень дела.
*
Судить о том, можно ли или нельзя положиться на человека, надо не только по тому, что он делает, но и по тому, что он хочет делать.
*
Чуда нет – только трудами, знаниями и находчивостью могуч народ. А люди, те, что темны, в ожидании чуда прозябают всю жизнь. Идол чуда, идол случайности выдуман людьми лишь для того, чтобы прикрыть свое невежество. Да и все сверхъестественное появилось из страха перед Непонятым. Страх рождается от Неведомого!
*
ДИОГЕН
Тяжкие труды необходимы людям, непреодолимые для обжор и безрассудных людей, которые весь день пируют, а ночью храпят; эти труды под силу одолеть только людям сухощавым, худым, с животами, подтянутыми, как у ос. Неужели ты думаешь, что от толстопузых много толку? Людям разумным следовало бы провести их по городу, подвергнуть очистительным обрядам и изгнать, а еще лучше — убить, разрубить на мясо и употребить в пищу, как делают с крупными рыбами, мясо которых вываривают и вытапливают из него жир; у нас в Понте так добывают свиное сало для умащения. Право, я думаю, у таких людей не больше души, чем у свиней.
*
ДИОН ХРИСОСТОМ
Бедняку следует заниматься ремеслом, где надо ловко владеть руками, но не следует слишком ловко владеть языком и законами. Мы не должны допускать, чтобы кто-нибудь из бедняков стал таким человеком; пусть предоставят это другим… Для людей, желающих работать своими руками, имеется множество способов достаточно заработать себе на жизнь, притом способов не унизительных и никому не приносящих вреда.
Все занятия, которые вредят телесному здоровью или наносят ущерб силам, приучая к безделью и сидячему образу жизни, все, которые воспитывают в душе подлость и низость, или по какой-либо иной причине оказываются бесполезными и ненужными, ибо берут свое начало в распущенности и расточительности городской жизни, все они не заслуживают, собственно говоря, даже названия «занятий» или «работ».
*
Если тот или иной труд сам по себе не является недостойным и не грязнит душу, если он не вредит здоровью, расслабляя тело и ведя за собой, помимо разных прочих болезней, вялость и изнеженность вследствие слишком спокойного образа жизни, и, наконец, если он дает достаточный заработок для прожития, то люди, тщательно и усердно занимающиеся таким трудом, не дадут богачам повода прилагать к ним ходячее название «неимущих»; скорее именно они-то и будут теми, кто создает «имущество» богачей, а сами они тоже будут иметь для себя все, что им необходимо и полезно.
*
ДИОНИСИЙ ГАЛИКАРНАССКИЙ
Во всяком деле перемена – приятная вещь.
*
ЕВРИПИД
Если в рабском рожден я состоянье, пусть меня рабом хотя считают благородным… Нет имени, – я душу сберегу… Все же лучше быть по имени рабом лишь, чем на плечи одни да оба зла: и рабский дух имей, и рабский жребий…
*
ИСОКРАТ
Упражняй себя добровольными трудами, чтобы при случае быть в состоянии переносить и вынужденные.
*
КСЕНОФОНТ
Занятие так называемыми ремеслами зазорно и, естественно, пользуется очень дурной славой в городах. Ведь ремесло вредит телу и рабочих, и надсмотрщиков, заставляя их вести сидячий образ жизни, без солнца, а при некоторых ремеслах приходится проводить целый день у огня. А когда тело изнеживается, то и душа становится гораздо слабее. К тому же ремесло оставляет очень мало времени для заботы еще о друзьях и родном городе.
*
ЛИБАНИЙ
Рабам живется не так уж плохо: у них меньше забот, чем у хозяев.
*
Эти два слова – свободный и раб – повсюду у всех на устах. И кажется, что одно слово – свободный – означает счастье, другое – раб – несчастье… Я считаю, что одно из этих слов, а именно свободный, должно быть возможно скорее уничтожено, так как предмета, обозначаемого им, не существует; речь моя старается доказать не то, что рабы свободны, а то, что свободные – рабы.
*
МЕНАНДР
Всю горечь рабства если раб изведает, скотом он станет. Дай ему повольничать – тогда, поверь, в нем совести прибавится.
*
МИСОН
Вилы и плуг к трудам летним – готовь заранее!
*
Надо исследовать не дела, по словам, а слова – по делам, ибо не дела совершаются ради слов, а слова – ради дел.
*
ПЕРИАНДР
В прилежании – залог твоих успехов.
*
Пусть землепользователи больше привлекают свободных граждан к честному труду, и чтобы у тех не оставалось времени на праздношатание и заговоры.
*
Упражнениями можно добиться всего.
*
ПЕРИКЛ
Мы любим благовонные мази, красивую мебель и пурпуровые одежды, но почему-то продавцов благовоний, столяров и красильщиков почитаем неблагородными и низкими ремесленниками. Мы признаём художника или скульптора великим, восхищаясь их изделиями божественной красоты, но не желаем уподобиться им, и детям своим того не желаем. Мы жаждем только обладания и наслаждения благами судьбы, забывая о тех, кто нам эти блага предоставляет. Разве это не должно у вас вызывать удивление?
*
ПИНДАР
Благое начало — благое знаменье.
*
ПИРРОН
Дело умных – предвидеть беду, пока она не пришла, дело храбрых – управляться с бедой, когда она пришла.
*
ПИТТАК
Задумав дело, не говори о нём: не удастся – засмеют.
ПИФАГОР
Делай великое, не обещая великого.
*
Делать старайся полезное людям; следуя мудрым советам, изучай то, что нужно, и жизнь твоя будет прекрасной.
*
Любые трудности, труды – зовутся благом, а наслаждения любые – злом.
*
Начал дело – считай, что уже сделал половину.
*
Не занимайся делом, в котором не образован,
*
Прежде, чем делать, – подумай, иначе получится глупо.
*
Пусть наши праздники не длятся целый день, ведь день, что в праздности прошел, рождает лень.
*
Пусть в праздности не будет ни народ, ни молодежь, а труд укрепит род.
*
Станешь ты свободным лишь тогда, как достигнешь радости труда.
*
Ты делай лишь то, о чем сокрушаться не будешь.
*
Утром на день постарайся взглянуть: – что должен сделать?
И вечером тоже: – все ли я сделал? Иначе негоже.
Все перечти перед тем, как уснуть.
*
ПЛАТОН
О любом деле можно сказать, что само по себе оно не бывает ни прекрасным, ни безобразным. Если дело делается прекрасно и правильно, оно становится прекрасным.
*
Самое тяжелое и горькое рабство – рабство у рабов.
*
Работа не хочет ждать, пока будет досуг работнику; напротив, необходимо, чтобы работник следовал за работой.
*
Частные дела совершаются лучше и легче, когда один, делая одно, делает сообразно с природою, с благоприятно время, оставив все другие занятия.
*
ПЛУТАРХ
Дела человеческие, подобно снадобьям, получают спасительную или губительную силу в зависимости от обстоятельств.
*
ПРОТАГОР
Боги не дают людям ничего доброго и прекрасного без труда и забот.
*
СОКРАТ
Взгляни, если хочешь, на живописцев, на строителей, на корабельных мастеров, на любого из прочих мастеров, кого ни выберешь: в каком порядке располагает каждый все части своей работы, подгоняя и прилаживая одну к другой, пока не возникнет целое – стройное и слаженное! Подобно остальным мастерам и те, что заботятся о человеческом теле, – учители гимнастики и врачи – как бы налаживают тело и приводят его в порядок.
*
Досуг есть драгоценнейшее достояние.
*
Досуг это время, проведенное людьми за каким-то занятием, но на самом деле все такие люди ничего не делают, поскольку могут обратиться к занятиям получше.
*
Если человек трудится для того, чтобы приобрести хороших друзей, или же, чтобы одолеть врагов, или сделаться сильным телом и душой и хорошо управлять своим домом, благоденствовать друзьям и приносить пользу отечеству, то как такому человеку не думать, что он с приятностью испытывает эти труды и живет в радости, когда он сам на себя смотрит с уважением, и другие относятся к нему с похвалами и удивлением!
*
Легкие занятия и минутные удовольствия не могут доставить телу здоровья и силы, и душе не сообщают ничего особенного; тогда как занятия, объединенные с настойчивостью, побуждают к достижению прекрасного.
*
Люди со слабым организмом, если только станут упражняться, оказываются в предметах своих упражнений сильнее и выносливы людей крепких, но с запущенными организмами.
*
Не очень-то легко найти работу, за которую не услышишь упреков; очень трудно сделать что-нибудь так, чтобы ни в чем не ошибиться.
*
Танцы есть упражнение полезное для крепости тела.
*
СОФОКЛ
Великие дела не делаются сразу.
*
Кто в деле смел, тот слов не устрашится.
*
На тех, кто делая, впал без умысла в ошибку, не гневаются сильно.
*
Небеса никогда не помогают тем людям, которые ничего не предпринимают.
*
Одно дело – говорить много, другое – говорить дело.
*
ФАЛЕС
Телом гордишься своим? – Знай: красота увядает. Лучше делами гордись, что обессмертят тебя.
*
ФЕОГНИД
Есть невозможные вещи, о них никогда и не думай. То, что сделать нельзя, ты и не старайся сделать.
*
ФЕРЕКИД
Доверие к своей интуиции – первое условие великих начинаний.
*
Собственный пример всегда воздействует сильнее, чем проповеди и материальная помощь.
*
Терпение и труд делают больше, чем сила и деньги.
*
ФИЛОДЕМ
Больше надо стыдиться упущения чего-нибудь полезного, чем заимствования у других.
*
Доходные дела следует распределять так, чтобы не все сразу подвергать риску.
*
Хозяева должны вставать раньше рабов, а ложиться – позже, и весь дом никогда не должен оставаться без надзора, как и город, ни днём, ни ночью; и иметь обыкновение подниматься ночью, потому что это полезно и для здоровья, и для хозяйства, и для философии.
*
ЭЗОП
Болтливый человек только языком и может работать.
*
Где нужда в делах, там словами не поможешь.
*
Если берешься за дело не вовремя, упустишь и то, что уже в руках.
*
Если можно доказать делом, слов не трать.
*
Есть такие люди, которые речи говорят хорошие, а дела творят дурные.
*
Кто берется за дело неосмотрительно, часто терпит неудачу и становится посмешищем.
*
Кто берется за опасные труды в надежде на большую прибыль, скорее губит себя, чем добивается желаемого.
*
Кто бросает свои дела и берется за чужие и несвойственные, поделом попадают в беду.
*
Любые трудные обстоятельства со временем сами собой делаются легче.
*
Малая помеха может остановить большое дело.
*
Многого можно достигнуть трудом!
*
Не берись за два разных дела сразу – потерпишь неудачу в обоих.
*
Не разобравшись в собственных делах, никому ничего не советуй.
*
Нечего ругать сыновей бездельниками, если сам их таким вырастил.
*
Одни люди трудятся, а другие притворяются измученными.
*
От ничтожного человека нет ни вреда, ни пользы.
*
По результатам суди о делах, а не по их началу.
*
Совершая дело, почувствуй любовь своей матери.
*
Среди людей неразумны те, кто пренебрегают делами необходимыми, а предпочитают дела приятные.
*
Труд – это клад для работника.
*
Умный человек не должен браться за дело, не подумав сперва, к чему оно приведет.
*
Хоть ты и хвастаешься чудесами, сам сделать не можешь, что может всякий.
*
Что не думаешь выполнить на деле, легко обещать на словах.
*
ЭПИКТЕТ
Разве виноградная лоза говорит виноградарю: «Заботься обо мне?» Нет, она, сама собой показывая, что позаботившемуся будет выгода от нее, манит к заботе о ней.
*
Сразу вдруг теленок быком не становится; так же как и человеком не становится благородным. Нет, нужно пройти суровую закалку, подготовиться, и не браться необдуманно за совершенно неподходящие дела. Но великое и исключительное всё же подходит, пожалуй, другим – Сократу и таким, как он. Разве кони все становятся быстроногими, разве собаки все – охотничьими? Что же, раз я не одаренный, значит, мне из-за этого отказаться от заботы о своем занятии? Ни в коем случае! Ты лучше Сократа не будешь. Но если будешь не хуже, этого тебе достаточно. Ты не будешь, возможно, и Милоном (известный силач, олимпионик), и всё же не оставляй заботами своё тело. Не будешь и Крезом (царь Лидии, богатейший человек), и все же не оставляй без забот свое имущество. Одним словом, мы не отказываемся от заботы о каком бы то ни было занятии из-за того, что не надеемся достичь вершин.
*
ЭПИКУР
Жизнь гибнет в откладывании, и каждый из нас умирает, не имея досуга.
*
ЭПИХАРМ
Боги продают все блага нам лишь только за труды.
*
Упражнение, друзья, дает больше, чем природное дарование.
*
Комментарии закрыты.