Skip to content

О БОГАТСТВЕ И БЕДНОСТИ

by Анатолий Ильяхов on Июнь 13th, 2011

XVII. БОГАТЫМ БЫТЬ ИЛЬ МУДРЕЦОМ?

АНАКСАГОР

Деньги что еж – несложно изловить, удержать – непросто.

*

 

АНАХАРСИС

У кого богатый дом со слугами, поварами, музыкантами, у того много врагов, завидующих ему, желающих завладеть его добром. Вот почему у скифов мало находится желающих обладать тем, что имеет богатый – только конь, лук и стрелы. Вот поэтому богатый – раб, а скиф – свободен! Но если богатый захочет, отбросив серебро, обрести внутреннюю свободу, скакать на лошади, носить лук и колчан и жить, как скиф, то и у него будет то же самое.

*

АНТИГОН II

Богатство и философу – вещь не безразличная!

*

АНТИСФЕН

Безрассудны те люди, которые, имея все необходимое в избытке, не осмеливаются им свободно пользоваться.

*

Богатство не относится к числу необходимых вещей, а если бы оно и было необходимым, то, добытое неблаговидным путем, оно не является благом.

*

Жизнь в роскоши я бы советовал детям врагов наших!

*

Иногда сквозь дырки плаща просвечивает тщеславие его носящего.

*

Как пир без беседы, так богатство без добродетели не приносит радости.

*

Кто сказал, что война уничтожает бедняков? Напротив, она их рождает во множестве!

*

Мне ничего не принадлежит, кроме моих представлений; они никому не подвластны, зависят только от меня, и никто не может им помешать, никто не заставит пользоваться ими иначе, чем я захочу. Богатства не мои, родственники, близкие, друзья, слава, привычные ценности, общение с людьми – все это чуждое.

*

Ни в чем не нуждаться, обходиться минимумом благ, и достигать таким образом самодостаточности, которой божество обладает благодаря переизбытку блага.

*

Откажись от привычных для удобства жизни вещей, – и ты тем самым упростишь свою жизнь до предела – и приблизишься к Богу.

*

Презрев богатство, отказавшись от плотских удовольствий, легче всего найти себя и, следовательно, свое счастье.

*

У людей богатство и бедность должны быть не в хозяйстве, а в душе.

*

Чем больше человеку хватает того, что у него есть, тем меньше он зарится на чужое.

*

Я не владею ничем, чтобы мной никто не владел.

*

АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ

Если мы видим, как человек делится своим имуществом с другими, мы называем это расточительством, сумасбродством, а принимающих подарки – паразитами. Что же тогда нам остается, как не запереться в доме и, словно откармливаемой на убой птице, не набивать желудки по ночам, пока не лопнем от съеденного?

*

Не подсчитывай накопившееся богатство, – чем оно лучше кучи песка?

*

АРИСТИПП

Люди оставляют своим детям средства, не оставляя при этом наставления, как пользоваться оставленным.

*

АРИСТОТЕЛЬ  

Бедность – источник возмущений и преступлений.

*

Богатые отличаются от бедных тем, что считают себя достойными властвовать над бедными, потому что, по их мнению, они обладают тем, что делает людей достойными властвовать. И вообще характер, сообщаемый богатством, есть характер человека неразумного и счастливого. Характер у людей недавно разбогатевших и у людей давно богатых различен именно тем, что люди недавно разбогатевшие обладают всеми пороками в большей и худшей степени, потому что быть вновь разбогатевшим значит как бы быть невоспитанным богачом. И несправедливые поступки, которые они совершают, порождаются не злобой, но высокомерием и невоздержанностью, как, например, побои и прелюбодеяние.

*

Всякого рода богатство должно иметь свой предел.

*

Если его богатство и власть своим проявлением наносят кому-нибудь вред, и если он оказывается таким, что он уклоняется от какого-нибудь добра, чтобы его не было, то он не может считаться прекрасным и хорошим.

*

Известно изречение Симонида о мудрых и богатых, обращенное к жене Гиерона, спросившей, каким лучше быть – богатым или мудрым? Богатым, сказал он, потому что приходится видеть, как мудрецы постоянно торчат у дверей богатых.

*

Когда видишь нищего, имеющего дурной нрав, всё равно подай ему милостыню, потому что ты подаешь не нраву, а человеку, и делаешь это даже не для человека, а ради человечности.

*

К тому, что составляет предмет владения очень большого числа людей, прилагается наименьшая забота.

*

Одни люди всё время копят богатство, словно должны жить вечно, а другие всё тратят, словно тотчас умрут.

*

При общности имущества для благородной щедрости не будет места, и никто не будет в состоянии проявить ее на деле, так как щедрость сказывается именно при возможности распоряжаться своим добром.

*

Скупость неизлечима; она теснее срослась с природой человека, чем мотовство. Большинство ведь, скорее, стяжатели, чем раздаватели.

*

Средний достаток всего лучше. Трудно следовать доводам разума человеку сверхсильному, сверхзнатному, сверхбогатому или наоборот, человеку сверхбедному, сверхслабому, сверхуниженному.

*

Сущность богатства заключается более в пользовании, чем в обладании.

*

Что касается характера, который связан с богатством, то его легко видеть всем: обладающие им люди высокомерны и надменны, находясь в некоторой зависимости от богатства. Они так настроены, как будто обладают всеми благами; богатство есть как бы мерка для оценки всех остальных благ, поэтому кажется, что все они могут быть куплены с помощью богатства. Они склонны к роскоши и хвастовству – к роскоши ради самой роскоши и ради выказывания своего внешнего благосостояния; они хвастливы и дурно воспитаны, потому что все люди обыкновенно постоянно говорят о том, что они сами любят и чему удивляются, и потому что они (то  есть богатые) думают, что другие заботятся о том же, о чем они. Вместе с тем они вправе так думать, потому что есть много нуждающихся в тех, кто имеет состояние.

*

БАБРИЙ

Люди по природе своей не столько почитают и любят справедливость, сколько гоняются за выгодой.

*

Не к лицу гордыня тому, кто разбогател дурными средствами, да ещё вдобавок сам дурного нрава и дурного вида.

*

Не следует завидовать тем, кто богат и кто стоит у власти; а надо, вспомнив о недоброжелательстве и опасностях, которым они подвергаются, возлюбить бедность – матерь спокойствия.

*

БИАНТ

Надежда разбогатеть – сладкая вещь.

*

Недостойного богатого не хвали.

*

Не кори богатого, если у тебя долг перед ним, но кори его, если долг непомерен.

*

Подлеца не славь за его богатство.

*

Сила человеку дается от природы, умение говорить на благо отечеству – от души и разумения, а богатство и средства – у многих от простого случая.

*

БИОН

Бедность, пожалуй, ответит на упреки, адресованные ей: «Что ты против меня имеешь? Разве из-за меня ты лишился чего-нибудь хорошего? Благоразумия, справедливости, мужества? Может быть, ты нуждаешься в чем-нибудь необходимом? Разве, куда ни пойдешь, не полным-полно всякой зелени или в источниках иссякла вода? Разве в моем обществе нельзя испытывать радости? Разве ты не наблюдал, как мурлычет старушка, грызя свою корочку? Когда ты испытываешь голод, не я ли даю тебе дешевую и простую пищу? Разве голодный человек не получает наслаждения от еды и не менее всего нуждается в приправах? А тот, кто испытывает жажду, не пьет в сладость и лишь томится в ожидании редких напитков? Может быть, голоден тот, кто хочет съесть пирожное, или жажда томит того, кто выпил бы дорогого хиосского вина? Разве ко всему этому стремятся люди не из-за распущенности? Разве я, Бедность, не представляю тебе бесплатное жилье: зимой – бани, летом – храмы? Где еще найдешь такую полную воздухом и великолепную летнюю резиденцию, как я здесь, в Парфеноне?» 

*

Богатство – движущая сила поступков.

*

Богатство ты добудешь, честность – никогда. Когда же богатство не увеличивается, люди недовольны, им всё время не хватает того, что у них есть, они хотят еще и того, и другого, и такого, и этакого, поэтому при таких запросах они всегда будут испытывать нужду и недостаток. Это плохие люди, а плохие люди всегда ненасытны.

*

Если только не стремиться к роскоши, то всего будет у тебя достаточно, как для удобств, так и для здоровья.

*

Когда обстоятельства не позволяют, нечего стремиться к роскоши, но надобно, по примеру моряков, следить за направлением ветров и обстановкой. Благоприятствуют – пользуйся. Не благоприятствуют – жди. И подобно тому, как на войне, тот, у кого есть конь, сражается как всадник, а другой – в полном вооружении, как гоплит, а третий, у которого ничего нет, как легковооруженный, и когда враг наступает и стреляет, он держится поближе к тяжеловооруженному, так следует поступать и в жизни. Приходится тебе переживать войну, нужду, болезнь – питайся раз в день, обслуживай сам себя, надевай плащ философа, в крайнем же случае ступай в царство Аида.

*

Людей больше погубило не голод, а богатство и пресыщение.

*

Мы скорее склонны считать виновными всех и вся – старость, бедность, первого встречного, день, час, место, но только не собственное упрямство и глупость. Поэтому, Диоген говорил, что он слышал, как Порок обращался сам к себе с упреком: «В этом никто не виновен, – лишь я во всем виноватый».

*

Нелегко пользоваться богатством и в то же время оставаться свободным и независимым. Перед каждым стоит одна и та же задача: кто умеет разумно пользоваться многим, то нужно продолжать жить, если же нет, то лучше уйти из жизни, как уходят с праздника.

*

Не только большое богатство нас кормит и не только им можно благоразумно пользоваться. Малый и скромный достаток тоже, если использовать его целесообразно и непритязательно.

*

Но все же, сдается мне, в бедности есть нечто тяжкое и обременительное, и скорее, пожалуй, нужно больше уважать того, кто спокойно переносит бедную старость, чем старость в богатстве. Но что плохого и обременительного в бедности? Разве Кратет и Диоген не были бедняками? Разве бедность была им тяжкой, когда они избавились от тщеславия и научились питаться дешевой пищей и просить подаяния? Тебя постигла беда, и ты кругом в долгах. «Бобы собирай и моллюсков» – советует Кратет. Поступай так и легко одержишь победу над бедностью.

*

Обладание богатством, как мне кажется, избавляет людей от недостатка и нужды. Но некоторые люди, владеющие, как кажется, немалым богатством, не пользуются им из-за грязной жадности. Есть такие люди, которые, несмотря на то, что у них много всякого добра, по скупости ни к чему не прикасаются, а мыши и муравьи у них больше изгрызают, чем они потребляют сами.

*

Об одном богатом скряге сказал: «Не он господин своего богатства, а богатство – его господин».

*

Одному человеку, промотавшему свое имение, Бион сказал: «Амфиарая поглотила земля, а ты – землю».

*

Почему, скажи мне, нужно больше ценить того, кто спокойно проводит старость в бедности, чем богатого старика? Ведь не так легко узнать, что собственно такое богатство и бедность. Много стариков достаточно богаты, а все недовольны.

*

По-моему, древние удачно высказывались: то, что не освобождает человека от ненасытности, скупости и чванства, то не может освободить его от нужды и недостатка, которые сами по себе не освобождают от ненасытности, скупости и чванства, ибо не могут изменить характер человека. Во всяком случае, характер благоразумных людей не меняется под влиянием бедности, когда из богатых они становятся бедными. Скорее, как мне кажется, можно сказать, что приобретение богатства изменяет цвет кожи, рост или взгляд, чем характер. До тех пор пока человек будет ненасытен, жаден, кичлив и труслив, до той поры он будет испытывать нужду и недостаток. Ведь все равно будет нуждаться в пище и тот, кто имеет подобную еду, и тот, кто не имеет ее вовсе. Тогда что за толк в таком обладании? У одних есть средства, а у других – имущество, ибо одни ими пользуются, а другие только имеют, но и сами к ним не прикасаются, и с другими не делятся.

*

Разве ты не замечал, что нужда помогает беднякам укреплять свой дух и тело, а богатство ведет к противоположному результату? Мне думается, когда человеку легко достается все, чего бы он ни пожелал, он больше не чувствует необходимости трудиться и стремиться к чему-нибудь. Имея помощником своих недостатков богатство, он уже не может отказаться ни от каких удовольствий. Не видишь ли ты также, что богатым из-за их постоянной занятости своими делами некогда заняться ничем иным, а бедные, не имея подобных дел, обращаются к философии?

*

Скупость и безнадежность у некоторых людей вырывает и вино, и хлеб, и фрукты, и забрасывает, правда, не «к облакам потемневшим», а часть – на рынок, часть – в лавки; люди же, хоть и испытывают сильную жажду и голод, ни к чему не прикасаются. Но, если такого скрягу кто-нибудь пригласит, тут-то он угостится на славу; из своих богатств другому он ничего не уделит, да и сам, как бы ни томился, мучит себя воздержанием. Человека, который попытался бы лишить его имущества, он сочтет своим злейшим врагом. Себя же самого не считает своим врагом, хотя и лишает себя всего.

*

Скупцы беспокоятся о состоянии как о своей собственности, но совершенно не пользуются им, будто оно чужое.

*

Сребролюбие – рассадник всех зол.

*

Хотя ты беден, не старайся жить, как богач, а поступай так, как кормчий на корабле при изменении погоды: попутный ветер – поднимай паруса, враждебный – опускай. Так же действуй в соответствии с обстоятельствами: богат – распускай «паруса»; беден – сворачивай. Но, к сожалению, мы не умеем довольствоваться тем, что имеем, пока для нас так много значат жизненные удобства; работу же мы считаем позором, а смерть – худшим из зол. Если же достичь того, чтобы и удовольствия презирать, и к трудам не относиться с предубеждением, быть равнодушным к славе и бесславию и смерти не бояться, тогда можно поступать как угодно и не причинить себе боли.

*

ГЕРАКЛИТ

Коровы и ослы не нуждаются в золоте, а предпочитают солому.

*

ГЕРОД

Увидишь нищего, какой бы он ни был, дай ему несколько монет – не потому, что он нищий, а потому, что мы – люди.

*

ГЕСИОД

Стыд – удел бедняка, а взоры богатого смелы.

*

ГИПЕРИД

Если было бы опасно приобретать имущество и делать сбережения, кто захотел бы рисковать?

*

ГИППОКРАТ

Так лучше нуждаться и быть веселым, чем жить в роскоши и не знать, что такое чувство радости.

*

ГИППИЙ

Самое лучшее для всякого человека во все времена и во всех странах — пользоваться богатством, здоровьем и уважением среди греков, дожить так до старости и, отдав с честью своим родителям последний долг, быть похороненным своими потомками с тем же великолепием.

*

ДЕМЕТРИЙ ФАЛЕРСКИЙ

Богатство слепо, но и Удача, которая при нем поводырем.

*

ДЕМОКРИТ

Бедность в демократии настолько же предпочтительнее так называемого благополучия граждан при царях, насколько свобода лучше рабства.

*

Благоразумен тот, кто не печалится о том, чего не имеет, но радуется тому, что имеет.

*

Богат тот, кто беден желаниями.

*

Богатство, соответствующее природе, состоит из хлеба, воды и одежды для тела. Излишнее же богатство связано со свойственной душе безмерностью желаний.

*

Богатый стол доставляется судьбой, а умеренный – благоразумием.

*

Воздержанность увеличивает удовольствие и делает радость еще большей.

*

Должен каждый знать, что жизнь человеческая ничтожна, кратковременна, и что она сопряжена с многочисленными бедствиями и затруднениями, и поэтому нужно заботиться только об умеренном приобретении материальных средств и чрезмерные усилия направлять на действительно необходимое.

*

Если превысить меру, то самое приятное станет самым неприятным.

*

Желать чрезмерного подобает ребенку, но не мужу.

*

Животное, испытывая желание, знает, чего оно хочет; человек, желая, не знает.

*

Кто в чем-либо нуждается, тот не богат, а кто ни в чем не нуждается, тот не беден.

*

Кто хочет спокойно жить, тот пусть не делает многого ни для себя лично, ни для общества.

*

Неразумные наслаждения порождают огорчения.

*

Несвоевременные удовольствия порождают неудовольствия.

*

Прекрасна надлежащая мера во всем. Излишек и недостаток мне не нравятся.

*

Стремиться к необходимому, избегать всего излишнего.

*

Счастлив тот, кто богат, а богат тот, кто не нуждается в богатстве.

*

 

ДЕМОНАКТ

Есть люди, которые не живут сегодняшним днем, а с таким усердием делают запасы, будто собираются прожить вторую жизнь, а не ту одну, которая им дана.

*

ДИОГЕН

Алчность – матерь всех бед.

*

Бедность сама пролагает путь к философии. То, в чем философия пытается убедить на словах, бедность вынуждает осуществлять на деле.

*

Благородный человек – презирающий богатство, славу, удовольствия, жизнь, но почитающий все противоположное – бедность, безвестность, труд, смерть.

*

Богачи в своих постоянных желаниях одеваться похожи на новорожденных, которые всегда нуждаются в пеленках. Вот о каких вещах больше всего заботятся люди, вот на что тратят больше всего денег, вот из-за чего разоряются многие города и многие народы погибают самым ужасным образом. Посмотри-ка, сколько хлопот у богачей; одним приходится заботиться о своих заболевших слугах; им нужны врачи и сиделки — ведь рабы обычно не очень-то следят за собой и не берегутся, если захворают, отчасти по неразумию, отчасти потому, что они думают — если что-нибудь с ними случится, то от этого больше вреда будет их господину, чем им самим; другим богачам приходится каждый день сечь своих рабов, заковывать их в цепи, третьим — гоняться за беглыми рабами. Не могут они ни уйти из дома, когда им вздумается, ни дома они покоя не видят; а смешнее всего то, что иногда они обслужены хуже, чем бедняки, у которых вовсе нет рабов.

*

Деньги далеко не всегда приносят пользу тем, кто их приобрел; от денег люди претерпели гораздо больше бед и больше зол, чем от бедности, особенно если у них нет разума. Ты, очевидно, не постараешься приобрести то, что может научить тебя из всего извлекать пользу и правильно устраивать все свои дела? Ты будешь добиваться не ума, а денег и владения землей, конями, кораблями и домами? Ты сам станешь их рабом, они принесут тебе много огорчений, заставят тебя много и напрасно трудиться, и ты проведешь всю жизнь, хлопоча то о том, то о другом, а пользы ни от чего не увидишь. Разве ты не замечаешь, насколько беспечальнее, чем люди, живут звери и птицы? Жизнь для них слаще, они здоровее и сильнее людей, и каждый из них живет столько времени, сколько ему положено, хотя у них нет ни рук, пи человеческого разума. Но вместо этого и многого иного, чего им недостает, у них есть одно величайшее благо — они не имеют собственности.

*

Дни свои люди проводят в хлопотах, злоумышляют все против всех, беспрестанно находятся среди тысячи бед, не зная передышки хоть на миг, даже в праздники, в пору общегреческих игр и священного перемирия. Они готовы все свершить и все претерпеть ради единственной цели — лишь бы выжить, но более всего они страшатся, что у них не хватит того, что они относят к самым необходимым жизненным благам; они думают и постоянно пекутся еще о том, чтобы оставить своим детям побольше богатств.

*

Если собственность овладевает человеком, то человек уже не владеет своей собственностью.        

*

Как бы рыба ни лежала на прилавке, она найдет своего покупателя.

*

Кто богат, может кушать, когда захочет, а кто беден – когда может.

*         

Люди! Вы совсем не разбираетесь в ценностях вещей:  например, за медную статую платите по три тысячи драхм, а за меру ячменя – всего два медных обола.

*

Самое горестное в жизни – старость в нищете.

*

У золота нездоровый цвет, потому что на него делается столько покушений.

*

ДИОН ХРИСОСТОМ

Бедность не является непреодолимым препятствием к тому, чтобы вести жизнь, достойную свободного человека, желающего работать своими руками; напротив, она побуждает его к труду и к деятельности, гораздо более честной и полезной, более соответствующей природе, чем те дела, на которые обычно богатство толкает большинство людей.

*

Бедность поистине священна и неприкосновенна, и что никому нет охоты грабить бедняка, не то что иных людей, носящих пышные знаки отличия.

*

Бедняки в своих словах и делах и в своих взаимных отношениях, а также во всем своем образе жизни, благопристойном и соответствующем природе, во всем этом превосходят богатых людей. Они гораздо охотнее раздувают огонь на своем очаге, чем богачи, они никогда не откажутся вывести путника на верную дорогу — совесть не позволила бы им поступить иначе; часто они охотно делятся тем, что у них есть. Между тем ни один богач не даст пострадавшему от кораблекрушения не только пурпурного покрывала своей жены или дочери, но даже какой-нибудь плохонькой одежки; будь у него хоть тысячи плащей и хитонов, он не даст и накидки одного из своих рабов.

*

Богатство не делает тех, кто им владеет, ни гостеприимнее, ни вообще добрее; напротив, в большинстве случаев они жаднее и скареднее бедняков. И даже если найдется какой-нибудь богач, один из многих тысяч щедрый и великодушный, это вовсе не доказывает, что большинство их обладает этими качествами в большей степени, чем малоимущие.

*         

Да едва ли бедняку и придется принимать у себя когда-либо подобных посетителей, сатрапов и царей, разве что эти последние будут столь разумны и благородны, что ни один дар не покажется им презренным, если он дан с дружеским чувством; посетителей необузданных и властолюбивых бедняки, конечно, не могли бы принять подобающим образом, да, пожалуй, и не очень желали бы оказывать им гостеприимство.

*

Деньги не стоит закапывать в землю, прятать – ведь они же не растут!

*

Людям, не имеющим никакого иного имущества, кроме собственного тела, действительно трудно выдержать такого рода жизнь, тем более что мы не предлагаем им никакого подходящего занятия и не указываем им, откуда они могли бы извлечь средства к жизни. Итак, мы, пожалуй, вынуждены прийти к выводу, что следует изгонять из города этих добропорядочных неимущих, чтобы города, как говорит Гомер, стали «благоустроенными» и были населены только состоятельными людьми; внутрь городских стен мы, как видно, ни одного свободного работника впускать не будем. Но что же нам, однако, с ними делать? Расселить их по стране? Хотя не было бы никакой беды, если все они в конце концов стали бы деревенскими жителями.

*

Поскольку мы не признаем бедность столь страшным злом и несчастьем и, более того, полагаем, что для многих людей она является более благоприятным условием жизни, чем богатство, то и насмешки над перечисленными занятиями следует пропускать мимо ушей так же, как и насмешки над самой бедностью. Если бы насмешникам пришлось, — не указав сперва, что именно они порицают, — обличать проявления порицаемого ими свойства, они убедились бы в том, что большинство подлинно дурных качеств порождается богатством.

*

Почему ты, друг, так боишься бедности и так высоко ценишь богатство, и что ты надеешься выиграть от того, что, например, вдруг разбогатеешь или станешь купцом, а может быть, даже царем?

*

Путь к счастью идет через бедность или через богатство; его можно достигнуть только добродетелью, вернее — разумным, воздержным образом жизни.

*

Разве не бессмысленно восторгаться богатством и стремиться обладать им? Величайшим благом, получаемым от богатства, является возможность делать подарки гостям, и если к тебе в дом пожалуют люди, привыкшие к роскоши, принять их и поднести им такие дары, какие им более всего будут по сердцу.

*

Человеку бедному, если он добропорядочен, хватает того, что он имеет, и для восстановления собственного здоровья при болезнях, не слишком тяжелых (например, при той болезни, которая случается с непривыкшими к безделью людьми, когда они объедятся), и для подарков гостям — подарков, которые даются охотно и не вызывают недоверия у получающих.

*

ЕВРИКРАТ АНАКСАНДР

Когда кто-то спросил Еврикрата, почему спартанцы не держат деньги в общественной сокровищнице, тот ответил: «Чтобы не совращать тех, кто будет ее охранять».

*

ЕВРИПИД

От дара подлых рук добра не жди.

*

ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ

Если у тебя много денег, это ещё не значит, что ты должен их промотать: не поступай так, как мог бы повар – пересолить лишь потому что в солонке у него много соли.

*

ИСОКРАТ

В древнейшее время между гражданами царило согласие, потому что неимущие в то время никогда не завидовали более состоятельным. Они заботились о знатных семьях, как о своих собственных, считая, что от богатых зависит и их собственное благополучие. А люди состоятельные не только не относились свысока к находящимся в стесненном положении, но считали самую бедность среди граждан позором для себя и помогали нуждающимся.

*

Когда я был ребенком, богатство считалось вещью столь надежной и замечательной, что едва ли не каждый делал вид, будто владеет большим состоянием, чем было на самом деле… Теперь же человек должен быть готов защищаться от обвинения в богатстве, словно это худшее из преступлений.

*         

КАЛЛИКЛ

Не с тех бери пример, кто копается в мелочах, опровергая друг друга, но с тех, кто владеет богатством, славою и многими иными благами.

*

КЛЕОБУЛ

Люди или копят крохи и живут в обрез, или решают, что нет им жизни, коли не в их руках все добро всех царей и всего простонародья.

*

Не унижайся в нужде, но и не кичись, пребывая в достатке; помни, что прибыль твоя изначально чревата утратой.

*

КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

Бедность лишает душу самого необходимого, то есть, отклоняет ее от созерцания и мешает хранить безупречную чистоту и безгрешность, заставляя того, кто еще не посвятил всего себя Богу из любви к нему, трудиться ради пропитания тела. Напротив, доброе здоровье и обладание всеми вещами, которые необходимы для поддержания телесной жизни, развивают в душе свободу и независимость, если только она разумно пользуется земными благами.

*

Жить добродетельно могут как бедные, так и богатые, однако согласимся с тем, что человек образованный легче и скорее заявит о себе какой-нибудь добродетелью, если он получит начальное образование. Достигнуть ее можно и без этих средств, но даже здесь получившие образование и «навыком приучившие чувства»  имеют преимущество.

*

Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

*

Не само богатство является причиной гибели души, а привязанность к нему; употребляемое во благо, оно может служить только спасению.

*

КРАТЕТ

Быть не хочу муравьем – только себе и себе.

*

Деньги же грех собирать, копить скарабею богатство.

*

Только бедность — идеал добродетели, к которой стремится нормальный человек, поэтому жить в роскоши дальше не имеет смысла.

*

Хочется праведным стать и такое добыть мне богатство, чтобы к добру привело, делая лучше людей. 

*

КСЕНОФОНТ

Если я покажу тебе двух братьев, наследовавших равное состояние, но одного живущего в нищете, а другого – в довольстве, не ясно ли станет, что здесь виной вовсе не деньги, а нечто совсем другое? Поэтому, если я покажу тебе двух стариков, двух бедняков, двух изгнанников, но один из них живет в полном спокойствии и благополучии, а другой – в постоянной тревоге, не ясно ли, что тут виной не старость, не бедность, не изгнание, а нечто совсем иное?                                                       

*

ЛУКИАН

Единственное настоящее богатство — душевное богатство, в остальном больше горя, нежели радости.

*

Количеством нужд дети превосходят взрослых, женщины – мужчин, больные – здоровых. Короче говоря, всегда и везде низшее нуждается в большем, чем высшее. Вот почему боги ни в чем не нуждаются, а те, кто всего ближе стоит к богам, имеют наименьшие потребности.

*

Кто сохнет над счетами и без устали увеличивает свой капитал, тот работает точно пчела над сотами, — мёд его соберут другие.

*

Пользуйся своей собственностью — как человек, который должен умереть, свое же богатство береги — как человек, который должен долго жить. Умён тот, кто, помня это, умеет держаться середины между скупостью и расточительством.

*

Только раз в жизни римляне бывают искренне – в своих завещаниях.

*

Человеком с большим состоянием и богатым следует назвать того, кто умеет пользоваться своею собственностью.

*

МЕНАНДР

Богатство – благо, если ум в придачу дан: ведь только ум нацелит, для чего оно.

*

Всем помогай и чаще по возможности твори благодеянья. Вот где кроется бессмертное богатство, вот где черпают уверенность и силы, коль беда придет.

*

Горожане! Пока в вашем граде есть богатые и бедняки, не свободны  вы, это кандалы!

*

Не будь сварливым и неуживчивым, такие люди никогда не выходят из нищенского состояния.

*

Не следует ежедневно бывать в гостях у того, кто богаче тебя. Когда ты бываешь у него за столом, он специально для тебя ничего не тратит, но если он придет к тебе, ты потратишь сразу все, что накопил за месяц.

*

Никто не хочет быть в родстве с нищим.

*

Скитальца и нищего встретив, не обходи.

*

МЕТРОДОР

Тот более всего наслаждается богатством, кто меньше всех в богатствах нуждается.

*

МЕТРОКЛ

Богатство пагубно, если им не пользоваться достойным образом.

*

МОНИМ

Богатство – это блевотина судьбы.

*

ПЕРИАНДР

Богачам надо помочь умерить свои корыстолюбивые аппетиты, а бедным запретить бездельничать.

*

Лучше скрягой умереть, чем жить, нуждаясь.

*

ПИТТАК

Если малый убыток ты потерпел от ближних, – легче с этим смириться, чем затевать раздоры.

*

Извечную страсть к наживе насытить нельзя.

*

Лучший дом тот, где нет ни потребности в излишнем, ни нехватки в необходимом.

*

ПИФАГОР

Будь в согласии с самим собой – и к тебе придёт благополучие; не допускай непомерных расходов, как низкий душою, но и не слишком скупись. Основа всего – это мера. Меру во всем соблюдай и дела свои  во время делай.

*

Вы чтите память мудрого Ликурга, что запретил изделия из серебра и злата – причину  зла и разврата.

*

Старайся стать разумным, а не богатым: богатства можно лишиться, разумность всегда с тобой.

*

Тяжбы избегай, если ты богат. Если беден ты, избегай стократ.

*

ПЛАТОН

А кто виновник войн, мятежей и битв, как не тело и его страсти? Ведь все войны происходят ради стяжания богатств, а стяжать их нас заставляет тело, которому мы по-рабски служим.

*

Как поэты любят свои творения, а отцы – своих детей, так и разбогатевшие люди заботливо относятся к деньгам – не только в меру потребности, как другие люди, а так, словно это их произведение. Общаться с такими людьми трудно: ничто не вызывает их одобрения, кроме богатства.

*

Не золото надо завещать детям, а наибольшую совестливость.

*

Одновременно быть и очень хорошим, и очень богатым невозможно.

*

Чем выше гражданин ставит деньги, тем ниже его добродетель.

*

ПЛУТАРХ

Владея богатством, благородный человек должен подчинить свою жизнь не влечениям, а разуму.

*

Кто хочет пребывать в благополучии, тот должен научиться жить в нужде.

*

Невозможность похвастаться богатством люди полагают равной его потере, а хвастаются всегда вещами излишними, а не необходимыми.

*

Таково приносимое богатством благополучие: без зрителей и свидетелей оно превращается в ничто.

*

Человек, не принимающий богатого подарка, богаче того, кто его делает.

*         

ПОЛИБИЙ

Свое доброе имя и мужские доблести цени выше приобретенного богатства.

*

СИМОНИД КЕОССКИЙ

Лучше быть богатым, потому что приходится видеть, как мудрецы постоянно торчат у дверей богатых.

*

СОКРАТ

Богатство и знатность не приносят никакого достоинства – напротив, приносят лишь дурное.

*

Владей теми страстями, которые возбуждаются в организме, но ещё и теми, которые возбуждаются деньгами: человек, обладающий большими деньгами, создает над собой господина и отдается в такое рабство, не менее унизительное, чем всякое другое.

*

Не от денег  рождается добродетель, а от добродетелей бывают у людей деньги и все прочие блага, как в частной жизни, так и в общественной.

*

Ни в чем не нуждаться свойственно богам, нуждаться же как можно в меньшем есть качество наиболее близкое к первому; и первое есть самое высокое, а последнее есть наиболее близкое к самому высокому.       

*

Сколько же есть вещей, без которых можно жить!

*

Человеку, получающему от кого-либо деньги, необходимо отработать то, за что он получил их.

*         

СОЛОН

Быть богатым я хочу, но нечестно владеть не желаю этим богатством: поздний час для расплаты придет.

*

Кто не может указать, на какие средства он живёт, должен лишиться гражданских прав

*

Лучший дом тот, где добро приобретается без несправедливости, сохраняется без недоверчивости и тратится без раскаяния

*

Нельзя менять доблесть на мешок денег.

*

От богатства рождается пресыщение, а от пресыщения – спесь и наглость.

*

Причиной недовольства народа служат действия богачей.

*

Ты владеешь великими богатствами и повелеваешь множеством людей, но на вопрос о твоем счастье я не смогу ответить, пока не узнаю, что жизнь твоя окончилась благополучно. Ведь обладатель сокровищ не счастливее имеющего лишь пропитание на один день, если только счастье не сопутствует ему, и он не сохранит своего богатства до конца жизни.

*

СОФОКЛ

В болезни нет большей болячки, чем дума о куске хлеба.

*

Ведь нет у смертных ничего на свете, что хуже денег. Города они крушат, из дома выгоняют граждан и учат благородные сердца бесстыдные поступки совершать.

*

Дары врагов пагубны.

*

Деньги – зло великое! Из-за денег гибнут города, изгнанники покидают отчий кров; деньги развращают невинные сердца, деяниям постыдным учат деньги, и помыслам коварным, и нечестию.

*

ФАЛЕС

Не богатей дурными средствами!

*

Лучше в нужде прозябать, чем бессчетной наживой кичиться.

*

Лучше всего то правление и крепче то народовластие, в котором нет ни бедных граждан, ни безмерно богатых.

*

Праздности не потакай, даже если ты нажил достаток.

*

ФЕДР

Теряет свое, кто жаждет чужого.

*

ФЕМИСТОКЛ

Продавая поместье, вели объявить, что у тебя и сосед хороший.

*

ФЕОГНИД

Бедность, даже чужую, всегда без труда распознаешь. Всем она ненавистна, везде на нее нападают, вечно ворчат на нее, где бы она ни была.

*

Если человек справедливо и чисто нажил достаток, тогда прочно богатство его. Если ж, стяжательный духом, неправедно он и случайно или же ложно клянясь, средства свои приобрел, сразу как будто и выгода есть, но в конце торжествует разум богов и бедой делает счастье его.

*

Деньги для нас, для людей, — это потеря ума.

*

Нет в богатстве предела, который бы видели люди. Тот, кто имеет уже множество всяческих благ, столько же хочет еще. И всех невозможно насытить.

*

После того, как детей воспитал ты, все нужное дал им и накопил, сколько мог, много понесши трудов, —  дети отца ненавидят и смерти отцовской желают, смотрят с враждой на него, словно к ним нищий вошел.

*

Множество низких богато, и в бедности много достойных. Все же у подлых людей мы бы не стали менять качества наши на деньги. Надежна всегда добродетель, деньги же нынче один, завтра другой загребет.

*

ФЕРЕКИД

Если бедность – мать преступлений, то лень – их бабушка.

*

ФЕНИКС КОЛОФОНСКИЙ (ФОЙНИК)

А ныне многие из окружающих нас честных и достойных людей вынуждены подыхать с голоду; а те, кто, как говорится, гроша ломаного не стоит, купаются в богатстве. Но на что нужно тратить свои богатства, а это самое главное, они не знают.

*

Богатые готовы купить дома из драгоценных смарагдов, если бы только это было выполнимо, с портиками и четырехколонными залами. Тем же, что необходимо для воспитания духа, они пренебрегают, всему предпочитая самое ничтожное в жизни – презренную выгоду и богатство.

*

Многим из смертных богатства не приносят пользы; им следует лишь таким имуществом владеть, которым они могут разумно распорядиться. Они не прислушиваются к разумным речам, которые сделали бы их души мудрее и научили распознавать добро и справедливость.

И если хорошенько вдуматься, то очень справедливо сказать: в голове у них одни только деревяшки да камни.

*

ФЕОГНИД

Будь полон благих мыслей, достоинств, а почета себе и богатства не добивайся кривым или позорным путем.

*

Если же бог негодяю довольство пошлет и богатство, этот, лишившись ума, явит негодность свою.

*

Льву и тому не всегда угощаться случается мясом: как ни силен, и его может постигнуть нужда.

*

Поздравь себя, если ты хоть чем-нибудь богат. Тогда кругом тебя друзья.

*

ФИЛОДЕМ

Богатство, когда оно есть, бремя довольно малое; однако мерилом его считать только тяготы – нет оснований: ведь и у добывающего себе необходимое на каждый день есть тяготы, и живущий в изобилии испытывает порой какие-нибудь неудобства. Его следует рассматривать  как нечто преимущественно способствующее самому совершенному  образу жизни. 

*

И если люди, имеющие пять медных монет, богаты, из-за того что им не нужно денег больше, а имеющие во сто крат больше – бедны, из-за того что им всё мало, как же можно, если для одних будет достаточно, а для других – нет, называть на обычном языке одного из них нищим, а другого – богатым?

*

Мудрый человек, конечно, никогда не будет так связан богатством, чтобы из-за сохранения  его терпеть большие тяготы, которых не нужно в обмен  ни на какое угодно обилие. Это нужно для того, чтобы в пользовании им не  было неприятностей и чтобы удовольствие от пользования не было  омрачено.

*

Наилучшим  образом, вероятно, определит пользу во владении и хранении  имуществом тот, для кого от имущества тягот будет не больше, чем   удовольствий.

*

Нелепо распределять расходы на каждый месяц и сводить на каждый год с постоянной равномерностью – поскольку иногда по необходимости   приходится делать расходов намного больше. Так и в случае большого  денежного недостатка исправлять положение путем немелочной  экономности, причем экономности скорее, по отношению к себе, чем к друзьям, и уделять какое-то время на рассмотрение и внимательное  отношение к некоторым делам и на составление расчетов, не стыдясь этого и не считая, что оно отнимается от философии. Чрезмерность, конечно,  зазорна, однако в той мере, в какой это полезно и достойно, и, напротив, зазорно, когда не делается  ничего.  

*

Не удручаться из-за того,  что  богатство  убывает, и не подвергать  самого себя  каким-то пыткам из-за неумеренного стремления, будь то к большему или к меньшему – это и есть правильное распоряжение богатством.

*

Однако нельзя, конечно, назвать мудреца специалистом и вместе с тем  производителем большого и быстро собираемого состояния; разумеется,  существует некий опыт и умение и для погони за наживой, которые  мудрый человек отвергнет, и он не будет выжидать удобных случаев, с  помощью которых и такое умение обратилось бы на пользу, потому что все  это корыстолюбие.

*

Очевидно, что бесполезная обременительность богатством проистекает не от самого богатства, а от негодности пользующихся им. Вся та забота и бдительность, которая требуется правильно распоряжающемуся   богатством, хотя и причиняет иногда некоторые неудобства, но не больше, чем добывание необходимого ежедневно; если же и больше, то не больше всей той обременительности, от которой оно избавляет. Противное едва ли можно доказать! 

*

Разумный человек, с одной стороны, и не сокрушается и без страха относится к будущему благодаря невзыскательному и простому образу жизни, и зная, что естественные потребности удовлетворяются и таким образом жизни, он, тем не менее, предпочитает жизнь с большим достатком, а с другой стороны, он не беспомощен в нахождении того, что для него достаточно, так как жизнь его умеренна и проста, а рассудок здрав и истинен, хотя это и не легко привлекает всякого.  Так  чего  же  ради,  имея такую возможность хорошо жить в полном спокойствии, он станет, даже  если лишится богатства, мучиться сверх меры из-за сохранения   состояния? Даже напротив, имуществу его не  угрожает  опасность, так   как  он  обладает такими  качествами.

*

Считается, что несправедливость лишает чаще всего не только нажитого,  но и прежнего имущества, поэтому если и справедливость соблюдать, то,  во всяком случае, насколько это связано с ней, можно будет без опасения и добывать и хранить. 

*

Тот, кто намерен собрать что-нибудь и хранить собранное, должен стать на время алчным не только в расходах, но и в представляющейся выгоде; в этом забота о будущем. Но не только это нужно делать,  но часто и отдавать что-нибудь из своего, как крестьянин, засеивающий землю, в результате  чего плодов (мы, конечно, говорим о людях) получается во много раз   больше; а для тех,  кто скупится пренебречь немногим – не получается.

*

Тратить нужно в соответствии со своим состоянием, не соразмеряясь с  тем, больших ли денег или небольших стоит покупка: то, что для одного   дорого, для другого – дешево, и за покупку чего одного следует порицать   из-за того, что состояние будет расточено быстро, если он будет   продолжать так, другого – не следует порицать.  

*

Тяготы, связанные с приобретением, бывают и тогда, когда напрягаются  через силу, и тогда, когда беспокоятся об убылях, которые будто бы тотчас же приведут к беде, немедленной или скорой. А если отказаться от стремления накапливать и увеличивать как можно больше состояние и  если не подготавливать для себя того изобилия, которое предоставляется богатством, то образ жизни и готовность к приобретению, пожалуй, нисколько не изменятся от личного участия в этом. К тому же, если не  быть настроенным так, что при израсходовании имеющегося другое уже не   найдется, то получается какое-то большое облегчение  в деле управления   хозяйством.

*

У мудрых в приобретении богатства нет угнетающей заботы о том, как  сохранить его даже при самых шатких обстоятельствах.

*

ФУКИДИД

Вещи существуют для людей, а не люди для них.

*

Признание в бедности – не позор, но позорно не стремиться избавиться от нее трудом.

*

Процветание города в целом принесет больше пользы отдельным гражданам, чем благополучие немногих лиц при всеобщем упадке.

*

ХИЛОН

Лучше потеря, чем дурная прибыль: от одного горе на раз, от другого — навсегда.

*

Не пытайся мстить, понеся убытки, но умей пресечь клевету людскую.

*

Потратив деньги на ненужное, ты мало будешь иметь их на необходимое.

*

ЭЗОП

Бесполезны вещи – без использования, ни к чему.

*

Богат деньгами – дурной нравом.

*

Выгодные обстоятельства придают иным дерзости даже против сильнейших.

*

Довольствуйся тем, что имеешь: алчность ничего не приносит, только отнимает.

*

Довольствуйся тем, что у тебя сейчас есть, а не то — потеряешь все!

*

Дурные люди из корысти сами себя разоблачают.

*

Если у тебя много денег, не радуйся, если мало — не горюй!

*

Живи тем, что у тебя есть, а сегодняшний излишек сохраняй на завтра: лучше добро оставить врагам, чем самому побираться по друзьям.

*

Заработав одну монету, прежде подумай — пустить ее в оборот или потратить?

*

Зачем богатство богачу, если он не смеет им пользоваться и наслаждаться.

*

Корыстолюбивые, льстясь на большее, теряют и то, что имеют.

*

Кто недоволен умеренными доходами, может потерять все, чем владеет.

*

Кто разбогател неожиданно, боится всё потерять.

*

Лучше выгода малая, но в настоящем, чем большая, но в будущем.

*

Лучше быть свободным, хотя и впроголодь, чем сытым в неволе.

*

Лучше жить хорошо скромно у себя на родине, чем на чужбине богатым.

*

Многие ради своей выгоды готовы любые небылицы подтвердить ложной клятвою.

*

На чужом горе наживаются только корыстолюбивые.

*

Не завидуй выгодам, когда они сопряжены с опасностями и несчастьями.

*

Не заглядывайся на чужое добро – потеряешь свое собственное нажитое.

*

Нет глупее тех людей, которые в надежде на большее бросают то, что имеют.

*

Плохо придется людям, когда каждый потребует своего.

*

Разумно поступишь, если ради спасения жизни ни во что поставишь богатство.

*

Старайся стать разумным, а не богатым: богатства можно лишиться, разумность всегда с тобой.

*

Стремясь из жадности к большему, можно потерять все, что имеешь.

*

ЭПИКТЕТ

Богатство нельзя назвать добром, роскошь -  прямое зло, как бережливость  – хорошее качество. Бережливость ведет к умеренности и к приобретению истинных благ, богатство – к роскоши и невоздержности. Трудно поэтому богачу быть умеренным, как человеку воздержному – разбогатеть.

*

Большое богатство нажить не трудно, а вот маленькие деньги – с большим трудом.

*

Делись своим добром со странником и неимущим: если ты не поможешь неимущему, не помогут и тебе в нужде.

*

Если твоя мать забеременела или родила тебя на корабле, ты не стал бы стараться ради этого сделаться его кормчим. Так и на земле тебе не следует желать себе богатства. В первом случае у тебя нет ничего общего с кораблем, в последнем – с богатством. Общее у тебя в обоих случаях с разумом. Если же разум дала тебе природа, если у тебя есть родство с ним, считай его своим, заботься о нем.

*

Если ты увидишь ехидну, ядовитую змею или скорпиона в ящике с украшениями из слоновой кости или золота, ты все равно не полюбишь и не захочешь иметь их, хотя они и посажены в дорогое помещение, напротив, станешь глядеть на них со страхом и отвращением, как на ядовитых животных. Так, когда ты встретишь людей богатых, щедро наделенных всем судьбою, но порочных, не изумляйся их блестящей внешности, а презирай их за их пороки.

*

Когда бы ты родился в Персии, ты не захотел бы жить в Греции; нет, ты желал бы жить счастливо в своем отечестве. Зачем же, родившись в бедности, ты стараешься разбогатеть и не хочешь жить счастливо, оставаясь тем, кем был раньше?

*

Между понятиями «жизнь счастливая» и «жизнь роскошная» есть разница. Первая основана на воздержании, самосовершенстве, порядке,  пристойности и простоте, последняя – на неумеренности, роскоши и  отсутствии всякого порядка и пристойности, вследствие чего первая заслуживает справедливой похвалы, тогда как вторая – порицания. Итак, если ты хочешь жить счастливо, не ищи похвал за роскошную жизнь.

*

Не бедность наводит нас на грустные думы, но наши желания, и не богатство  рассеивает в нас чувство страха, а рассудок. Раз у тебя есть рассудок, ты не станешь ни желать себе богатства, ни роптать на свою бедность.

*

Не украшай своего дома картинами или живописью – пусть украшением ему служит царящая в нем умеренность. Первое чуждо душе и лишь на время ласкает взоры, тогда как последняя сжилась с ней, нетленна, вечное украшение дому.

*

Ни богатство не зависит от нас, ни здоровье, ни слава, одним словом, ничто другое, кроме правильного пользования представлениями… Следовательно, причина или во мне, или в вас, или, что вернее, и во мне и в вас. Так что, хотите, начнем?

*

Представьте, как бывает с детьми, когда они запускают руку в узкогорлый кувшин и пытаются вытащить из него фиги с орехами: если они наполнят руку, то не могут вытащить, и тогда начинают плакать. Убавь немного, и вытащишь! И ты убавь свое стремление: не жажди многого, и получишь даже всё, по частям.

*

Ты не хотел бы ехать на большом, красивом, украшенном позолотой корабле, и утонуть  на нем. Так не желай же жить в большом, роскошном доме, где бы ты был подавлен горем.

Умен тот, кто не печалится о том, чего нет, а доволен настоящим.

*

Человек, довольный собой, богат.

*

ЭПИКУР

Безопасность от людей до некоторой степени достигается с помощью богатства и силы, на которую можно опереться, вполне же – только с помощью покоя и удаления от толпы.

*

Богатство, требуемое природой, ограниченно и легко достижимо; а богатство, требуемое праздными мнениями, простирается до бесконечности.

*

Все, чего требует природа, легко достижимо, а все излишнее – труднодостижимо.

*

Довольство своим – величайшее из всех богатств.

*

Если в жизни ты сообразуешься с природой, то никогда не будешь беден, а если с людским мнением, то никогда не будешь богат.

*

Если хочешь сделаться богатым, убавляй свои желанья.

*

Как больные лихорадкой вследствие дурного свойства этой болезни постоянно чувствуют жажду и желают самых вредных вещей, так и люди, у которых душа в дурном состоянии, постоянно бывают бедны во всем и по своей алчности впадают в многообразные страсти.           

*

Кому малого недостаточно, тому ничего недостаточно.

*

Многие, накопив богатство, нашли не конец бедам, а другие беды.

*

Многие, получив богатство, находят в нем не избавление от зол, но перемену на большие.

*

Не показывай того, что может вызвать зависть у другого, ибо зависть волнует его сердце.                                                                                                                                                                  

*

От зверских занятий количество имущества накапливается кучей, но жизнь образуется несчастная.

*

Только безумец не довольствуется тем, что имеет, а скорее горюет о том, чего не имеет.

*

Тот более всего наслаждается богатством, кто меньше всех в богатстве нуждается.

*

Комментарии закрыты.