Skip to content

МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА. БРАЧНЫЕ УЗЫ

by Анатолий Ильяхов on Июнь 13th, 2011

X. О МУЖЧИНАХ, ЖЕНЩИНАХ И СУПРУЖЕСКИХ УЗАХ

АГЕСИЛАЙ

Пока не станешь сам отцом, никого не осуждай за большую любовь к своим детям.

*

АНТИСФЕН

Бездетные супруги скорее разводятся: дети – это общее обоим благо, а общее благо объединяет.

*

Брак – лекарство от любви!

*

Добродетель и для мужчины, и для женщины одна.

*

Если бы мне попалась сама Афродита, я пронзил бы ее стрелой, потому что она погубила много наших прекрасных и достойнейших женщин.

*

Если у тебя уже есть доспехи и конь, то можешь позволить жене своей наряжаться. Если же нет, ты должен снять с нее дорогой наряд и заняться приобретением оружия для себя.

*

Жениться следует для воспроизведения рода, сходясь для этого с самыми прекрасными женщинами.

*

Кого следует брать в жены? Если ту, что имеет всеобщий у мужчин успех, будет она женой для всех! А та, что осталась без мужского внимания, будет тебе сплошное наказание! Красивая жена — всегда общее достояние, а некрасивая — наказание для мужа.

*

Сходиться надо с теми женщинами, которые сами этого желают и будут за это  благодарны.

*

У кого есть талант узнавать, какие люди полезны друг другу, и кто может возбуждать в них взаимную страсть, тот мог бы, мне кажется, и город склонить к дружбе, и браки устраивать подходящие: он был бы дорогим приобретением и для города, и для друзей, и для союзников.

*

АРИСТИПП

Если женщина, с которой ты когда-то общался, и она знает других мужчин, говорит тебе, что скоро ждет ребенка от тебя, скажи ей: «Дорогая, об этом деле ты знаешь не больше, чем, если бы ты прошла через заросли и потом точно указала, какая из тех колючек тебя уколола!

*

Мужчина платит продажной женщине, чтобы иметь свое собственное счастье обладать ею, и при этом он не должен требовать от нее того, чтобы другие, кого она любит, лишались такого же счастья. Остальное пусть будет ему безразлично!

*

Ты вспомни, с чего началась Троянская война? Из-за того, что Парис поступил опрометчиво: предпочел одну из трех прекрасных богинь. Если ты не хочешь новой Троянской войны, предпочти сразу трех богинь!

*

Ты женишься на гетере? И не все ли равно тебе плыть на корабле по морю, где плавали до тебя многие, или где еще никто до тебя не плавал?… А не все ли равно тебе занять дом, в котором жили многие до тебя? Или ты думаешь, что лучше занять дом, в котором еще никто до тебя не жил?

 

АРИСТОТЕЛЬ

Все больше дорожат доставшимся с трудом; не случайно матери любят детей сильнее, чем отцы, ведь рождение ребенка требует от них больших усилий, и они лучше отцов знают, что это их собственное создание. Почему отец любит сына сильнее, чем сын отца? Потому что сын – его создание. Все бывают благосклонны к тому, что они сами создали.

*

Женитьба – помеха для философа! Невозможно в равной мере служить книгам и жене.

*

Необходимость побуждает, прежде всего, сочетаться попарно тех, кто не может существовать друг без друга – мужчину и женщину, в целях продолжения потомства; и это сочетание обусловливается не случайными причинами, но стоит в зависимости от естественного стремления, свойственного и остальным живым существам и растениям, – оставить после себя другое, подобное себе существо. Точно так же, в целях взаимного самосохранения, необходимо объединиться попарно существу, в силу своей природы властвующему, и существу, в силу своей природы подвластному. Первое, благодаря своим интеллектуальным свойствам, способно к предвидению, и потому оно, уже по природе своей, существо властвующее и господствующее; второе, так как оно способно лишь своими физическими силами исполнять полученные указания, по природе своей существо подвластное и рабствующее. В этом отношении и господином и рабом в их взаимном объединении руководит общность интересов.

*

От природы человек склонен образовывать, скорее, пары, а не государства – настолько же, насколько семья первичнее и необходимее государства.

*

Семейный быт – это трата времени. Самая дорогая трата!

*         

 

АРКЕСИЛАЙ

Из мужчины можно стать евнухом, а из евнуха мужчиной нельзя.

*

БИОН

Женись, но помни: уродливая жена будет тебе наказанием, а красивая – общим достоянием.

*

 

ГЕСИОД

Девушку в жёны бери – ей легче внушить благонравье.

*

Женись ты не раньше тридцати лет; детей иметь не больше одного, иначе придется делить имущество на всех.

*

Женщин губительный род происходит от Пандоры: нам на великое горе, они меж мужчин обитают. В бедности горькой они не спутницы нам, – спутницы только в богатстве… Лучше бы вовсе отказаться от женщин!

*

Ничего не бывает ужасней жены нехорошей, жадной сластены, такая – и самого сильного мужа

высушит пуще огня и до времени в старость загонит.

*

ГИППАРХИЯ

Беременность – естественный природный процесс, потому женщине не нужно прерывать свои гимнастические упражнения.

*

Детей нужно купать в холодной воде.

*

Если в чем-то нет дурного, когда это делает мужчина, то в этом нет дурного и когда это делает женщина.

*

Когда женщина колотит мужчину, в этом нет ничего дурного.

*

Совсем не плохо, если женщина тратит время не на станок и челнок, а вместо этого – на своё воспитание.

*

ГИППОКРАТ

Брак — это лихорадка навыворот: он начинается жаром и кончается холодом.

*

Девушки, если они страдают психозом во время задержек первых менструаций, пусть выходят замуж как можно быстрее, так как если они беременеют, они выздоравливают.

*

Сколько звезд на небе, столько обманов таит женское сердце.

*

ДЕМОКРИТ

А есть ли смысл тебе, вернувшись после дружеского ужина домой в веселом настроении, умащенный и увенчанный, улечься спать, отвернувшись к стене и закутавшись в одеяло, а посреди дня искать встречи с женой, отрывая ее от хозяйственных занятий? Ведь вечер должен быть прекращением трудов, а рассвет их началом. Утро, когда удары молотов, визги пил, крики откупщиков, возгласы глашатаев — не время для наслаждений. Итак, благочиние требует, посвятив промежуток времени ночи и сну и сделав этим достаточный перерыв, как бы начиная все сначала, встать снова чистым, с новыми помыслами на новый день.

*

Если у человека есть желание иметь ребенка, лучше всего взять его у кого-либо из своих друзей. Поскольку он сможет выбрать по своему желанию, ребенок будет таким, какого он хочет. Тот, кто покажется подходящим, подойдет всего лучше и по природным качествам. Усыновление ребенка имеет то преимущество, что при этом можно выбрать себе по сердцу из многих такого, какой нужен. Если же родить своего ребенка, то это связано с большими опасностями. Ведь в этом случае придется довольствоваться таким, какой родится.

*

Кому попался хороший зять, тот приобрел сына, а кому дурной, тот потерял и дочь.

*

Не следует растить детей, так как с этим сопряжены многие и большие опасности. Воспитание детей – ненадежное дело: ибо удача достигается ценой борьбы и забот, в случае же неудачи страдание ни с чем несравнимо огорчения, благ же – мало, да и те слабы и незначительны.

*

Самцы и самки рождаются в зависимости от мужской или женской частицы – чья победит.

*

ДЕМОСФЕН

Дети не ответственны за проступки отцов: для каждого случая предел ответственности за все проступки – смерть.

*

Мы держим куртизанок ради наслаждения, наложниц ради повседневных потребностей нашего тела, а жен, чтобы они рождали нам законных детей и были верными стражами нашего дома.

*

ДИОГЕН

Жены должны быть общими; кто какую склонит, тот с тою и сожительствует; поэтому же и сыновья должны быть общими.

*

Когда две женщины о чём-то судачат, возможно, одна гадюка у другой берет яд взаймы.

*

Прими во внимание еще вот что: если ты женат, то жена не будет считать нужным заботиться о тебе, раз у тебя есть в доме раб; к тому же она, конечно, будет ссориться с ним, то бездельничать и приставать к тебе с жалобами; а теперь ей будет не на кого жаловаться и она сама станет больше заботиться о тебе. Где есть раб, там и дети портятся, становятся ленивыми и надменными, раз есть кто-то, кто их обслуживает и на кого они могут смотреть свысока; если же их предоставить самим себе, то они будут мужественней и сильней и с самого детства научатся заботиться о родителях.

*

Надо, чтобы дети дома сами о себе заботились, чтобы ели простую пищу и пили воду, коротко стриглись, не надевали украшений, не носили ни хитонов, ни сандалий, а по улицам ходили молча и потупив взгляд.

*

Образованный сын не должен смотреть на своего необразованного отца свысока, на того, кто дал ему возможность стать так высоко.

*

Отцы и дети не должны дожидаться просьбы друг от друга, а должны предупредительно давать потребное друг другу, причем первенство принадлежит отцу.

*

ДИОН ХРИСОСТОМ

Добрые чувства и почтительность к родителям и без обучения даются людям от природы и ради благодеяний, оказанных родителями; в самом деле, дитя в меру своих сил с самого рожденья платит ответной любовью и лаской тому, кто его породил, кто питает его и любит.

*

Мужчин уже не влечет то, что можно купить задешево, и они гоняются как раз за тем, что запрещено, что связано с опасностью и с большими расходами.

*

ЕВРИПИД

В бедах дети — это сила, дети в счастье — улыбка, на войне они отчизне и опора и спасенье.

*

Глядите, насколько женщины распутным нравом выше мужчин!

*

Есть муза, которой мудрость отрадна наша; жены не все ее видят улыбку – меж тысяч одну найдешь ты. И все же, для науки женский ум нельзя назвать закрытым.

*

Жизнь бездетных пусть будет тебе ненавистна: этой жизни не желай даже при самом скромном достоянии, ибо в детях счастье для тебя.

*

Люблю я тонкие сети науки, люблю я выше умом воспарять, недоступный женам обычай.

*

Не верь женщине, даже если она говорит правду.

*

Не давай ты мне богатства, царских зал раззолоченных! Дай мне вырастить детей своих на славу, дай взлелеять мной рожденных!

*

От укуса змеиного лекарства имеются, и пламени яда загладятся следы, – лишь женщина неисцелимо жалит.

*

Тот, по-моему, мужчина счастлив, который до жен не касался и детей не рождал.

*

ЗАЛЕВК

Кто в первом браке сумел быть счастлив, тот пусть не портит себе счастья в дальнейших браках, и не женится. А кто не сумел быть счастлив, тот пусть и не повторит своего несчастья.

*

Кто не имел детей и развелся, тому дозволяется взять новую жену.

*

ИСОКРАТ

К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе.

*

КЛЕОБУЛ

Будь справедливым отцом, если старости хочешь спокойной.

*

Жениться следует на девице — ей легче внушить благонравье.

*

Жену бери ровню. А возьмешь выше себя — родня ее будет тобой помыкать.

*

Лучший дом тот, в котором больше тех, кто любит хозяина, чем тех, кто боится его.

*

Ничего не бывает ужасней жены нехорошей, жадной и сластены — такая и самого сильного мужа высушит пуще огня и до времени в старость загонит.

*

Постараться надо поискать жену из тех, кто живет по соседству — все обгляди хорошо, чтоб не на смех соседям жениться.

*

При посторонних с женой не бранись, не любезничай, ибо: первое – глупости знак, а второе – безумия признак.

*

С детства отца почитай, ибо долг неизбывен сыновний.

*

Только на ровне женись; если будет знатней и богаче, знай: в этот миг приобрел ты не родню, а господ.

*

Юноша, не торопись с женитьбой.

*

КЛЕОМЕН III

Если мужчинами правят женщины, значит, мужчины бегут от  свободы.

 *                                     

КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

Большинство находит гармонию брачного союза лишь в чувственных усладах, однако истинные любители мудрости приходят к согласию, основанному на разуме. И именно разум предписывает жене «украшать» не только лицо, но и свой характер, а мужчинам же предписывает не пользоваться своими женами лишь как любовницами, не искать в браке только чувственных удовольствий, но стремиться обрести в жене помощницу на протяжении всей жизни, никогда не утрачивая контроля над собой.

*

Брак, который влечет за собой разврат и прелюбодеяния, трагичен, ибо его следствием являются изгнание и убийства, а браки тех, кто вступает в связь с гетерами, дают сюжет для комедий, так как распутство и пьянство приводят лишь к безумию.

*

Вне всяких подозрений лишь та женщина, которая не украшает и не умащает себя больше, чем следует, но усердно предается благим делам и молитвам, которая свой дом оставляет лишь изредка и держится, насколько это возможно, вдали от людей, на которых ей глядеть не следует, и жизнь домашнюю предпочитает праздной болтовне.

*

Не подобает жениться когда угодно, зачем угодно и как угодно, но в должное время, будучи в подобающем состоянии и на женщине брачного возраста с целью иметь законных детей, при условии полного на то согласия женщины и отсутствия всяческого принуждения по отношению к мужчине, который любит ее, или какой-либо необходимости.

*

Пшеница и ячмень, засеваемые в подходящее для того время, являются меньшей, как мне представляется, ценностью, нежели семя, из которого происходит человек. Ведь для его блага растет все остальное. Крестьяне соблюдают трезвость во время посевной. Значит, и соединятся с женщиной надлежит чистым от всякой скверны и непристойностей, чтобы избежать упрека в том, что даже животные сходятся между собой с большей воздержностью и в большем согласии с природой, нежели люди. Действительно, многие животные только в определенное время спариваются с самками, оставляя прочее на волю Провидения.

*

Семейное дерево познается скорее по его плодам, нежели по цветам или листьям.

*

Супружество идет на пользу и тем, кто достигает преклонных лет, обеспечивая женский уход и оставляя детей, чтобы они, в свою очередь, заботились о престарелых родителях

*

ЛИКОН

Тяжкое бремя родителю – девица-бесприданница, минующая цвет своего возраста!

*

ЛИКУРГ

Должен быть установлен предельный возраст для вступления в брак, как для мужчин, так и для женщин — чтобы от цветущих родителей происходили здоровые дети.

*

Пожилые мужчины и старики, если у них никогда не было семьи, должны лишаться уважения со стороны остальных граждан, также забот со стороны родственников и молодёжи, которыми обычно окружают людей немощных.

*

ЛУКИАН

Брак обеспечивает необходимую преемственность рода человеческого.

*

МЕНАНДР

Большое благо юноше – такой отец, что с молодыми молодым становится.

*

Взаимная любовь скрепляется детьми.

*

Гляди на женские нравы, но не подражай им.

*

Добрая жена в доме как муравей, а злая жена как дырявая бочка; такая – навсегда печаль.

*

Если собираешься жениться, то прежде разузнай, каков язык той женщины, которую ты себе выбрал в жены. Языкастая жена – это сущий яд.

*

Если счастлив муж достойный – это счастье общее.

*

Если сын твой вышел из отроческого возраста дерзким и бесстыжим, склонным к воровству и лжи, сделай его гладиатором. Дай ему в руки меч или нож и молись Богу, чтобы он скорее был растерзан зверьми или убит. Ибо если он останется в живых, то из-за его пороков ты погибнешь. Не жди от него ничего хорошего. Плохой сын пусть лучше умрет.

*

Если хочешь прожить без печали, не женись.

*

Женитьба, если рассудить по совести, конечно – зло, но зло необходимое.

*

Жениться, развести детей – мытарства в этом вижу непомерные.

*

Женские ссоры выжигают весь дом.

*

Когда ссорятся братья, не иди к ним и не пытайся их рассудить. Стой в стороне и не вмешивайся в их дела. Родные братья снова помирятся, а тебя возненавидят в сердце своем.

*

Кто может быть несчастнее родителя? – Родитель многочадный! Лишь один ответ.

*

Мгла солнцу наносит вред, а распутная жена имуществу мужа своего.

*

Не красота всякой жены – золото, но ум и молчание.

*

Не только наказанием воспитывай дитя, но умным словом убеждения.

*

Никогда не обвиняй ложно жены своей.

*

Опаснее старую супругу раздразнить, чем пса.

*

Плохой муж – горше смерти.

*

Приятно, если умный сын в дому растет, но с дочерью отцу не в меру хлопоты.

*

Решив жениться, расспроси соседа, уже женатого.

*

Родителей своих всегда почитай наравне с Богом.

*

Тот является отцом, кто воспитывает, а не тот, кто родит.

*

Хорошую жену нелегко сыскать.

*

ПИТТАК

Если жениться на красавице – она не станет тебе наказанием; если на безобразной – она не будет тебе изменять. И то, и другое – хорошо!

*

 

*

ПИФАГОР

Благоразумная супруга! Если желаешь, чтобы муж твой свободное время проводил подле тебя, то постарайся, чтоб он ни в каком ином месте, кроме дома своего, не находил столько приятности, удовольствия, скромности и нежности.

*

Девицы юные!  Скрывайте любви зародыш в недрах своего сердца; оберегайте порывы чувств при сильных ветрах.

*

Если супруга желает, чтоб милый супруг подле нее отдыхал, она скромной и нежною быть с ним должна, лучшей из лучших, веселой и счастливой.

*

Кем жена и дети помыкают, тому нельзя доверять власть.

*

Коль взял себе жену, береги и зря не преследуй, советом помогай.

*

Коль пережить себя ты хочешь для потомства, оставь семейство добродетельное. Это хорошей книге равноценно.

*

Люди рождают детей наобум, и как попало, избегая всякого метода, да и после этого кормят и воспитывают с полным пренебрежением. А ведь это самая главная и очевидная причина того, что множество людей дурны и порочны!

*

Мудрая мать семейства! Дочерям своим  не давай ты времени на мечты и грим.

*

Муж, помни: жена сегодняшняя не есть жена вчерашняя.

*

Не полагайся на клятвы умнейших, как и на все обещания женщин.

*

Не рассуждай с детьми, с женщинами и с народом.

*

Не укоряй при детях друга и жену. Будь с ними сдержанным, хвали лишь по уму.

*

Обзавестись потомством следует тебе – вот свет в твоей судьбе.

*

При подготовке к деторождению надо супругам вести разумный и здоровый образ жизни, отказавшись от несвоевременного и обильного употребления пищи, а также такой пищи, от которой ухудшаются телесные свойства. И лучше вовсе не пить вина, ибо от плохого, нестройного и беспорядочного смешения возникают порочные семена. Легкомысленно и неосмотрительно поступает тот, кто собирается породить живое существо, но не заботится с величайшей тщательностью о том, чтобы это появление и вступление в жизнь и бытие были самым радостным событием.

*

Полагайся на верность жены лишь до первого раза вины.

*

Представьте женам вашим разные занятья, где не нужны мужские качества.

*

При детях жену не кори, грозя  наказаньем, и не ври.

*

Сначала чти богов, потом героев уж после них, отца и мать своих люби. И сердцем искренним их слушай и цени, иначе в бедах будешь ты среди изгоев.

*

Не заставляй детей своих ронять слезы слишком часто, иначе им будет нечего уронить над твоей могилой.

*

Юная супруга! Будь цветком благоуханным, благородным и нежным.

*

Юноша! Если ты желаешь себе жизни долгоденственной, то воздержи себя от пресыщения и всякого излишества.

*

Юные девицы! Памятуйте, что лицо лишь тогда бывает прекрасным, когда оно изображает изящную душу.

*

Юные супруги! В ваших наслажденьях пусть благоразумье будет и терпенье. Непорочность нравов пусть живет в любви, берегите чувства в суете яви.

*

ПЛАТОН

Каждый из нас – это половинка человека, рассеченного на две камбалоподобные части, и поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину.

*

Не расхваливай свою жену, говоря об ее женских прелестях или чертах характер, плохих или замечательных — никому такое не может быть интересным.

*

Соитие мужчины и женщины есть дело божественное, ибо зачатие и рождение суть проявления бессмертного начала в существе смертном.

*

ПЛУТАРХ

В браке большее благо любить, чем быть любимым.

*

В дом свой супругу вводи, как в возраст придешь подходящий. До тридцати лет не спеши, но и за тридцать — долго не медли: лет тридцати ожениться — вот самое лучшее время; года четыре пусть зреет невеста, женитесь не летом.

*

Всякое дело у разумных супругов решается с обоюдного согласия, но так, чтобы главенство мужа было очевидным и последнее слово оставалось за ним.

*

Если в семье царит согласие, то у разумных супругов всякое дело решается, но так, чтобы главенство мужа было очевидным и последнее слово оставалось бы за ним.

*

Если промежуток между супружескими сношениями и работой не будет достаточным, то возникающие душевные заботы и необходимое в дневных трудах напряжение, нахлынув внезапно на человека, находящегося в приподнятом и взволнованном настроении, могут вызвать у него раздражение. Когда организм еще не преодолел эротического расположения, то обращаться к труду, и некрасиво, и пользы не принесет.

*

Если человек умирает — тогда зачем ему жениться, обзаводиться семьей, детьми? Живи в свое удовольствие без всего этого! Это же обуза да лишние затраты — можно все потерять разом! Однако безрассуден и малодушен человек, который не решается приобретать нужное из боязни потерять его. Ведь в таком случае никто не стал бы любить ни богатства, ни славы, ни знания, если бы они ему достались, из страха их лишиться… Нет, не следует мириться с бедностью из-за того, что можешь все потерять, с безнадежностью — из-за того, что дети могут умереть, а надо вооружаться рассудком, чтобы быть готовым ко всему!

*

Если порок не проникнет в сердце жены, она обеспечит мужу своему долгую и спокойную жизнь.

*

Жена невыносимая, которая хмурится, когда муж не прочь с ней поиграть и полюбезничать; а когда он занят серьезным делом, резвится и хохочет: первое означает, что муж ей противен, второе — что она к нему равнодушна.

*

Жениться следует не глазами и не пальцами, как это делают некоторые, подсчитывая, сколько за невестой приданого, вместо того чтобы выяснить, какова она будет в совместной жизни.

*

Жены, которые предпочитают помыкать глупым мужем, нежели слушаться умного, напоминают таких, кто в пути идет за слепцом, отказываясь идти за человеком зрячим и знающим дорогу.

*

Заводить собственных друзей жена не должна; хватит с нее и друзей мужа.

*

Злобе и вспыльчивости не место в супружеской жизни. Замужней женщине к лицу строгость, но пусть эта резкость будет полезной и сладкой, как у вина, а не горькой, как у алоэ, и неприятной, словно лекарство.

*

Избегать столкновений мужу с женой и жене с мужем следует везде и всегда, но больше всего на супружеском ложе… Ссорам, перебранкам и взаимному оскорблению, если они начались на ложе, нелегко положить конец в другое время и в другом месте.

*

Как путы, переплетаясь между собой, становятся прочнее, так и супруги крепче привязываются друг к другу. На проявление заботы одного супруга к другому каждый должен отвечать тем же: и тогда сама природа, телесно соединяя их, берет долю от каждого и смешивает воедино, так что порождаемое на свет получается общим для обоих, и никто уже не в состоянии отделить и различить в этом общем собственные черты от черт другого.

*

Как ушибы левой стороны отдаются иногда болью справа, так и жене следует болеть за дела мужа, а мужу — за дело дела жены.

*

Кто держится с женой слишком сурово, не удостаивая шуток и смеха, тот принуждает ее искать удовольствий на стороне.

*                      

Ловля с помощью отравы позволяет легко и быстро добыть рыбу, но портит ее, делая несъедобной; так и жены, которые ворожбою и приворотными зельями стараются удержать при себе мужей, чувственными наслаждениями пленяют их, но живут потом с умалишенными и безумными.

*         

Мужчин можно легко победить разумными разговорами и лаской — тогда они легко соглашаются и становятся даже расточительными.

*

Мужчины должны быть невероятно привередливы при выборе будущей супруги, матери его будущих детей. Поэтому знай, что одной красоты в этом случае явно недостаточно – нужна еще добродетель. Тогда она будет заботиться о доме, проворно работать иглой, исправно исполнять супружеские обязанности, вскармливать и растить детей, и станется для них хорошей матерью, а мужу – хорошей женой.

*

Наслаждения, связанные с браком, прежде всего, нуждаются в здравом размышлении, дабы, поскольку всего, что желают супруги, они должны добиваться друг от друга не ссорами и перебранками, но убеждением.

*

Начало дня пусть супруги оставляют для новых трудовых забот по дому — значит, утро не время супругам предаваться наслаждениям. Дневная невоздержанность достойна не мужа, а сумасбродствующего прелюбодея! Благочиние требует, посвятив промежуток времени ночи и сну и сделав этим достаточный перерыв, как бы начиная все сначала, встать снова чистым с новыми помыслами на новый день.

*

Некий римлянин, разводясь с женой и слыша порицания друзей, которые твердили ему: «Разве она не целомудренна? Или не хороша собой? Или бесплодна?» – в ответ выставил вперед ногу, обутую в новый башмак, и сказал: «Разве он нехорош? Или стоптан? Но кто из вас знает, где он жмет мне ногу?».

*

Не на приданое, не на знатность, не на красоту свою следует полагаться жене, а на то, чем по-настоящему можно привязать к себе мужа: на любезность, добронравие и уступчивость, и качества эти проявлять каждодневно не через силу, как бы нехотя, но с готовностью, радостно и охотно.

*

Не прав был Геродот, сказав, что вместе с одеждой женщина совлекает с собой стыд; напротив, женщина целомудренная, снимая одежду, облекается в стыд, и чем больше стыдливости между супругами, тем большую любовь это означает.

*

Особо украшает супругов общность имущества, сливших и переплавивших в одно общее достояние имущество каждого из них — чтобы не различать свое и чужое.

*

От богатой жены проку никакого, если она своим поведением и настроением не проявляет с мужем единодушия и сходства. Как от зеркала, которое, даже украшенное золотом и драгоценными каменьями, совершенно бесполезно, если не дает похожего изображения; такое зеркало, в котором лицо веселое выглядит хмурым, а мрачное и хмурое смотрится радостным и сияющим — испорчено и негодно.

*

Подобно огню, который в тростнике, соломе или заячьем волосе легко вспыхивает, но быстро угасает, если не найдет себе другой пищи, любовь ярко воспламеняется цветущей молодостью и телесной привлекательностью, но скоро угаснет, если ее не будут питать духовные достоинства и добрый нрав юных супругов.

*

Порядочная женщина даже разговоры не должна выставлять напоказ, и подавать голос при посторонних должно быть ей так же стыдно, как раздеваться при них, ибо голос выдает и нрав говорящей, и свойства ее души, и настроение.

*

Приданое жены, приносимое в дом мужа, всегда являлось предметом живого интереса каждого мужчины, но каким бы оно ни было большим и ценным, главенство мужа в семье явно никогда не оспаривалось. Или наоборот, иной муж, женившись на богатой или знатной невесте, вместо того, чтобы облагораживаться самому, унижает ее, чтобы легче было помыкать ею, покорной и робкой. Он напоминает человека, который из-за слабости или болезни не может взобраться на коня, и тогда он обучает его самого приседать, подгибая колени. А следовало бы мужу в отношении такой жены, как и с конем, поберечь ее честь и достоинство, прибегая лишь к узде.

*

При погашенной лампе все женщины красивы.

*

Пусть молодожены остерегаются разногласий, ссор и стычек, их отношения как склеенный горшок, который боится малейшего толчка и рассыпается. Но со временем, когда места скреплений становятся прочными, их не берет ни огонь, ни железо.

*

Разговаривать жена должна только с мужем, а с другими людьми – через мужа, и пусть этим не огорчается.

*

Семейные отношения сравнимы с музыкальным инструментом, кифарой, который подобает постоянно настраивать на согласие и созвучие.

*

Сибариты, говорят, рассылали своим женщинам приглашения за год, чтобы им достало времени принарядиться для пира.

*

Сластолюбивый муж делает жену распутной и похотливой; супруга порядочного и добродетельного человека становится скромной и целомудренной.

*

Солон показал себя мудрым законодателем в вопросах брака, предписав сближаться с женами не реже чем трижды в месяц, – не ради наслаждения, а с тем, чтобы, обновляя брак, освободить его от набирающихся при всей взаимной благожелательности в повседневной жизни разногласий – наподобие того, как государства время от времени возобновляют свои дружественные договоры.

*

Справедливый муж повелевает женою не как хозяин собственностью, но как душа телом; считаясь с ее чувствами, и неизменно благожелательно.

*

Супружеские отношения сравнимы с плохой погодой: когда порывистый ветер пытается силой сорвать с человека плащ, человек плотнее запахивается, не давая себя раздеть; когда же солнце вслед за ветром припекает, человеку тепло, а потом жарко, он не только плащ — хитон снимает! Так же поступает большинство мужей: если жены их постоянно надоедают им, требуя расходов на роскошь, мужья негодуют и яростно сопротивляются, пытаясь силой ограничить в аппетитах своих жен.

*

Супружеский союз, если он основан на взаимной любви, образует единое сросшееся целое; если он заключен ради приданого или продолжения рода, то состоит из сопряженных частей; если же – только затем, чтобы вместе спать, то состоит из частей обособленных, и такой брак правильно считать не совместной жизнью, а проживанием под одной крышей.

*

Суровость делает отталкивающим целомудрие жены, равно как и неопрятность – ее простоту.

*

Украшает женщину то, что делает ее более красивой, но делает ее таковою не золото, изумруды и пурпур, а скромность, благопристойность и стыдливость.

*

Целомудренная супруга должна показываться на людях не иначе как с мужем, а когда он в отъезде, оставаться невидимой, сидя дома.

*

Эллинам, служившим в войске у Кира, военачальники приказывали встречать врага молча, если он нападет с криком, и, наоборот, бросаться на него с криками, если враг молчит. Умная жена, пока разгневанный муж кричит и бранится, хранит молчание, и лишь когда он умолкает, заводит с ним разговор, чтобы смягчить его и успокоить

*

ПОЛИБИЙ

Когда люди впали в такую изнеженность, корыстолюбие и праздность, что не желали жениться или, женившись, растить родившихся у них детей либо – в лучшем случае – соглашались воспитывать только одного-двух, чтобы спасти их от бедности и вырастить наследниками своего состояния; от этого-то зло росло неощутимо, но стремительно. Ведь когда единственного ребенка или одного из двоих детей уносит война, а второго болезнь, очевидно, что дом останется пуст… и мало-помалу города становились беспомощными и слабели.

*

СОКРАТ

Брак — это зло, но зло необходимое. Так что лучше тебе жениться: если достанется фурия, ты можешь стать философом, а если хорошая жена, будешь счастлив. Выходит, в обоих случаях ты останешься в выигрыше.

*

Женись, но знай: женишься ты или не женишься — все равно раскаешься.

*

Неженатый человек обретает свободу, остро и необычно для окружающих воспринимая собственное счастье в постоянном стремлении к наслаждению знаниями, руководствуясь лишь умеренностью, справедливостью, силой, свободой и истиной.

*

Пусть муж переносит несносный характер жены, пусть не раздражает её гусиный гогот, к ругани её относится как к вечному скрипу колеса – ведь она рожает мужу детей!

*

Сварливая жена для мужа, как норовистый конь для наездника: как он, одолев норовистых, легко управляются с остальными, так и муж, учась дома, управляется обхождением с другими людьми.

*

СОЛОН

Богам – почет, родителям – честь.                                               

*

Жёны нужны мужчинам для рождения детей, а для развлечения мужчин есть гетеры, чтобы оградить девственниц в семьях от непристойных и преступных посягательств.

*

Кротостью близким воздай, не вступай в пререканья с родными.

*

Кто не кормит своих родителей или растрачивает отцовское имущество, наказывается бесчестием.

*

Муж должен строго за следить за нарядами своей жены, не допуская излишеств, потому что жена – бремя, нести которое мужу нелегко.

*

Подарки между мужем и женой еще не есть знаки супружеской привязанности, а есть проявление супружеского угодничества. А надо, чтобы муж и жена могли любить друг друга свободно, бескорыстно, не руководствуясь ничем, кроме  своей любви.

*

Пусть новобрачная перед входом в спальню мужа съест айву, чтобы первые ласки мужа не показались ей отталкивающими и неприятными.

*

Сожительство мужа с женой должно иметь целью рождение детей, радость и любовь; иначе брак выглядит доходным предприятием или, ещё хуже, куплей-продажей.

*

Сын может отказать престарелому родителю содержание, если тот своевременно не обучил его мастерству.

*

Только неумный с отцом или матерью попусту спорит.

*

ТЕОФРАСТ

Женитьба – помеха для философа: невозможно в равной степени служить и книгам и жене.

*

 

ФАЛЕС

Льстить не стесняйся отцу или матери: их обижает неблагодарность твоя, а не сыновняя лесть.

*

Сколько смогли уделить мы вниманья родителям нашим, – столько же и от детей в старости мы обретем.

*

Чем поддержал ты своих родителей, такой поддержки жди и от детей своих.

 *

ФЕАНО

Встав от своего мужа, жена должна немедленно совершить жертвоприношение.

*

Добродетель супруги состоит не в том, чтобы нравиться ему и угождать его желаниям, а сие исполнит она тогда, когда глупости его с терпением переносить будет.   

*

Стыд – это то, что дает мне право зваться женщиной.

*

ФЕДР

Влюбленные сами соглашаются с тем, что они скорее больны, чем находятся в здравом рассудке, и знают, что плохо соображают, но не в силах с собой совладать.

*

Вот ведь что являет любовь: кто в ней несчастлив, тех она заставляет считать мучением даже то, что вовсе не причиняет огорчений другим, а кто счастлив, тех она вынуждает хвалить то, что не заслуживает даже считаться удовольствием. Поэтому следует скорее жалеть тех, в кого влюбляются, чем завидовать им.

*

Многих влюбленных привлекает тело еще до того, как они узнали характер и проверили остальные свойства, поэтому им неясно, захотят ли они оставаться друзьями и тогда, когда прекратится их влечение.

*

ФЕМИСТИЙ

Если бы мы не любили так сильно потомков и не привязаны были к ним, но покидали бы новорожденных совершенно одних, нагих, беспомощных, не умеющих беречь свою жизнь, разве не исчез бы давно человеческий род? Однако врожденное от природы и развившееся влечение побуждает нас искать повитух, звать кормилиц и нянек, воспитателей и учителей гимнастики, прибегать к помощи риторов и учителей грамматики, иногда расточать имущество, а иногда копить его и ради этого сеять, сажать, воевать, пускаться в плавание и с необычной готовностью браться за любой труд, лишь бы по смерти нашей потомки ни в чем не имели нужды. Да, мы, родители, под обаянием детовоспитания несем тяжелую и скорбную заботу. И вот верный знак этой тяготы: когда у ребенка, если он захворал, болит или голова, или глаз, или рука, у отца болит не только все тело, но и вся душа.

*

Из числа женихов своей дочери отдай предпочтение хорошему человеку перед богатым, потому что хорошему человеку нужны деньги, а не деньгам – человек.

*

Что же до детей, кого вскармливают и лелеют Музы, то они – и это самое главное – никогда не огорчают своих отцов и к тому же делают их способными стойко переносить беды, причиняемые собратьями.

*

ФЕОГНИД

Душу узнаешь — мужчины ли, женщины ль — только тогда ты как испытаешь ее, словно вола под ярмом. Это не то, что в амбар свой зайти и запасы измерить.

*

Мне ненавистны жена непоседа, и муж ненасытный, любящий плугом своим ненасытным пашню чужую пахать.

*

Не дивись же тому, что порода сограждан все ухудшается: кровь перемешалась в ней. Знает и сам, что из рода плохого она, и, однако, льстясь на богатство ее, в дом ее вводит к себе, низкую – знатный. К тому принуждаются люди могучей необходимостью: дух всем усмиряет она.

*

Не сообразно жене молодой принадлежать мужу старому, ибо подобно челноку, привязанному к кораблю, она не может сообразоваться с движениями кормы и не имеет под собою якоря, но, оторвав веревки, часто по ночам находит другую пристань.

*

Очень нередко людей видимость вводит в обман. Выбираем себе лошадей мы, ослов и баранов доброй породы, следим, чтобы давали приплод лучшие пары. А замуж ничуть не колеблется лучший низкую женщину брать, — только б с деньгами была! Женщина также охотно выходит за низкого мужа, — был бы богат! Для нее это важнее всего. Деньги в почете всеобщем. Богатство смешало породы. Знатные, низкие — все женятся между собой.

*

Что мне в любви на словах, если в сердце и в мыслях иное!

*

ФИЛОДЕМ

Сократ считает, что жена, если она хорошая участница в хозяйстве, имеет совершенно одинаковое значение с мужем для блага; и что средства  входят в дом обыкновенно благодаря деятельности мужа, а расходуется большая часть их по распоряжению жен. И если все делается хорошо, состояние умножается, а если плохо – уменьшается. А я считаю это утверждение глупостью! И я спрашиваю, кого можно обучать названным качествам, если не того, кто уже знает это? Это может быть только мужчина-управляющий хозяйством.

*

Счастливая  жизнь  возможна и  без  жены.

*

ФОКИОН

Если мои дети, когда вырастут, будут похожи на меня, для них довольно того, что отец оставит им; их вскормит та же землица, которая подняла меня среди людей. А если они не будут похожи на меня, то для них всё будет мало, и я тогда тем более не стану в ущерб себе питать и раздувать в них страсть к роскоши.

*

ФУКИДИД

Та женщина заслуживает величайшего уважения, о которой меньше всего говорят среди мужчин, в порицание или в похвалу.

*

ХАРИЛЛ

Кто-то спросил Харилла, почему спартанцы выводят на люди женщин в накидках, а девушек без них. «Девушкам, – сказал Харилл, – надо искать мужей, а женщинам держаться тех, которых имеют».

*

ХИЛОН

Брак справляй без пышности. Дорогую свадьбу строишь, – скажут: пыль в глаза пускает, дразня сограждан.

*

Дому следует более всего походить на город, управляемым царем.

*

Защищай семью от любых нападок.

*

Не брани родню, а не то услышишь в себе такое, что станет горько.

*

Хорошо начальствовать учись на своем доме.

*

ЭЗОП

В супружеской жизни жена – твой противник, который всегда при оружии и все время измышляет, как бы тебя подчинить.

*

Несхожи бывают дети, которых растит мать и которых растит мачеха.

*

С женой будь хорош, чтобы не захотелось ей испытать другого мужчину, потому что легкомыслен женский род, и лестью можно его удержать от ошибок.

*

ЭПАМИНОНД

Подурневшая красавица вовремя разбивает зеркало, не дожидаясь, когда оно разгневает ее горькой правдой.

*

Часто мужчины добиваются женщин не потому, что они предприимчивы и сильны своей страстью, а потому, что эти женщины попросту слабы.

*

ЭПИКТЕТ

В  зяте можно  найти  сына; но  у кого дурной зять, тот потерял и  свою дочь.

*

Дочь не принадлежит отцу.

*

Лучше завещать детям незапятнанное имя, нежели богатство.

*

Не для того, во всяком случае, люди женятся и рождают детей, чтобы быть несчастливыми, а скорее для того, чтобы быть счастливыми.

*

Старайся оставить после себя детей лучше образованных, нежели  богатых: надежды образованных завиднее богатых невежд.

*

Строгость отца – прекрасное  лекарство: в  нем больше сладкого, нежели горького.

*

ЭПИКУР

Вступать в общение с женой после пира можно, но лишь когда тело обретет покой и освободит пути распространения пищи по телу, до возникновения потребности в новом принятии. А в состоянии опьянения при встрече с женой будет происходить телесная встряска, смятение и волнение, так как вино является возбудителем бурных движений. Оно возмущает нетрезвое тело, лишая его устойчивости, вместо успокоения и сна получит новые потрясения, которые как рычагами колеблют и расшатывают скрепляющие его связи и сплавы, и тогда возникнет опасность, что все это здание придет в расстройство, как дом с ущербным фундаментом. Так и семя вследствие перегруженности сосудов не находит освобожденного истечения, будет выделяться с затруднением и в смешанном состоянии.

*

ЭСХИЛ

Страшен брак по принуждению.

*

Комментарии закрыты.