ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСТВУ И ОТВАГА
XVI. ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСТВУ, ДОБЛЕСТЬ И ОТВАГА
АГЕСИЛАЙ
Если же я ничего хорошего для народа своего не сделал — не помогут все статуи мира, эти ничего не стоящие изделия жалких ремесленников. А если я сделал что-либо хорошее, всё равно не воздвигайте мне памятников из камня или бронзы, ни лепных, ни писаных, ни иных изображений – моя жизнь пусть будет мне памятником!
*
Нечестно, конечно, заключив договор, нарушать его, но обмануть врагов не только справедливо и достойно, но вдобавок приятно и выгодно.
*
Решить можно любую самую большую проблему мира, но начинать это надо делать, когда она ещё не выросла до большой проблемы.
*
Спрашивая у меня о моих поступках, спрашивай о том, насколько это полезно оказалось моей родине. А я отвечу, что справедлив любой поступок, полезный родине.
*
АГИД II
Возвысившись духом ради свободы и переменив образ жизни и даже мысли, посвяти себя доблести, наполнись божественным восторгом к добру.
*
АНАХАРСИС
Если твоё отечество для тебя – позор, тогда ты – позор своему отечеству.
*
Тот для Отчизны есть позор, кто кичливо отводит взор от собрата, твердя, что он на бесславной земле рожден.
*
АНТИГОН II
На войне важнее удобный момент, чем сила оружия.
*
АНТИСФЕН
Лучше сражаться среди немногих хороших людей против множества дурных, чем среди множества дурных против немногих хороших.
*
Ты спрашивай у меня лишь о том, насколько это полезно родине. А я отвечу, что справедлив любой поступок, полезный родине.
*
АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ
Вся земля – моя, если мне позволено путешествовать по ней.
*
Не ставь свои личные несчастья выше твоих общественных забот – наоборот, ставь общественные заботы выше личного горя.
*
АРИСТОТЕЛЬ
Во время морского путешествия смело смотрят на предстоящие опасности люди, незнакомые с бурями, и люди, по своей опытности знающие средства к спасению.
*
Для того чтобы испытывать страх, человек должен испытывать некоторую надежду на спасение того, за что он тревожится; доказательством этому служит то, что страх заставляет людей размышлять, между тем как о безнадежном никто не размышляет.
*
Общий страх объединяет и злейших врагов.
*
Одно мужество свойственно начальнику, другое – слуге.
*
Смелость есть надежда, причем спасение представляется близким, а все страшное – далеким.
*
Целью любой войны является мир; поэтому во время мира нужно думать о войне, а во время войны – стремиться к миру.
*
АРХИДАМ III
Если победоносный царь или тиран измерит свою тень, он обнаружит, что она не стала больше, чем была до победы. А в полдень он её вообще не обнаружит.
*
Не о том следует спорить военачальникам, встречать ли врага подальше от дома или ожидать за крепкими городскими стенами, а о том, чтобы там, где придется сражаться, быть сильнее этого врага.
*
БАБРИЙ
Когда приходит спесь к государствам и народам, тогда по пятам за нею идёт война.
*
Не так страшны со стороны врагов козни, как та беда, которую несёт ближний.
*
Следует соразмерять своё поведение со своими силами, а с теми, кто сильней, не дружить и не враждовать.
*
БИАНТ
Нельзя удержать на железном крючке мягкий сыр.
*
«Что лучше – быть разумным или казаться таковым? Обладать душевным спокойствием или казаться спокойным? Быть по-настоящему отважным, бесстрашным, мужественным или только казаться? Быть или казаться справедливым?», – «Но я скорее предпочел бы казаться храбрым, чем быть им».
*
БИОН
Даже если дом, в котором ты родился и вскормлен, прогнил, протекает и обветшал, и, тем не менее, я продолжаю твердить: великое дело – жить там, где родился и вырос, хоть большинство городов почти полностью уничтожены, а жители – нечестивцы.
*
Мне кажется чем-то прекрасным жить там, где родился и вырос.
*
Прекрасна и мила родина уже сама по себе.
*
ГЕРАКЛИТ
Лучшие люди одно предпочитают всему: вечную славу – бренным вещам, а большинство обжирается, как скоты.
*
Один для меня равен десяти тысячам, если он наилучший.
*
ГЕРОДОТ
В мирное время сыновья погребают отцов, а на войне отцы — сыновей.
*
Если дать возможность народам выбирать, лучшие из всех свои обычаи и нравы, то каждый народ, внимательно рассмотрев их, выбрал бы свои собственные.
*
ГЕСИОД
Если дети – с отцами, а с детьми – их отцы сговориться не смогут, чуждыми станут товарищ товарищу, гостю – хозяин, больше не будет меж братьев любви, как бывало когда-то. Старых родителей скоро совсем почитать перестанут… Правду заменит кулак. Города подпадут разграбленью. И не возбудит ни в ком уваженья ни клятвохранитель, ни справедливый, ни добрый. Скорей наглецу и злодею станет почет воздаваться. Где сила, там будет и право. Стыд пропадет.
*
ГИПЕРИД
Грех называть погибшими людей, потерявших жизнь ради своего отечества.
*
Заслугой военачальника, стратега, является принятие разумных решений, а побеждают в сражении те, которые добровольно рискуют своей жизнью.
*
ДЕМЕТРИЙ ФАЛЕРСКИЙ
Как при постройке дома необходимо со всею тщательностью класть кирпич за кирпичом и один ряд за другим, так точно и в войске старательное обучение отдельных воинов и отдельных отрядов дает силу целому войску.
*
ДЕМОКРИТ
Враг не тот, кто наносит обиду, но тот, кто делает это преднамеренно.
*
Гражданская война как для победителей, так и для побежденных одинаково гибельна.
*
Жизнь в чужих краях учит довольствоваться тем, что имеешь: ячменная лепешка и соломенная подстилка – сладчайшие средства против голода и усталости.
*
Когда большой мир побеждает меньший, происходит гибель всего мира.
*
Мужество уменьшает бедствия.
*
Смелость – начало дела, но случай – хозяин конца.
*
ДЕМОСФЕН
Горестно – стать сиротами детям, лишившись отцов. Но прекрасно – унаследовать отцовскую славу.
*
Каждый видел, как купцы носят на блюде горсть пшеницы и по этому малому образцу продают весь товар; точно так же и вы, граждане, предавая нас врагу, незаметно предаете себя самих.
*
Кто приписывает все успехи Александра Македонского его удачливости, пусть примет во внимание, что он был удачливым не сидя на месте.
*
Тому, кто хочет правильно вести войну, необходимо не следовать за событиями, а надо самому предупреждать их.
*
ДИОНИСИЙ ГАЛИКАРНАССКИЙ
Добиться многого невозможно без смелости и риска, и неудачи при этом неизбежны.
*
ЕВРИПИД
Доблесть не умирает с героем, а переживает его.
*
Существует ли более сильное и более мучительное страдание, чем бегство из родной страны?
*
ИСОКРАТ
Напрасно теперь мы заключаем соглашения о мире: мы не прекращаем войн, а лишь откладываем их и дожидаемся удобного момента, когда сможем нанести друг другу непоправимый вред. Надо отбросить эти коварные помыслы и приступить к тем делам, которые предоставят нам возможность безопасно жить в своих городах и с большим доверием относиться друг к другу.
*
Невозможно сохранить прочный мир, пока мы не начнем общими силами войну с варварами, и не будет согласия среди эллинов, пока они не научатся извлекать выгоду из одного и того же источника и рисковать своей жизнью в борьбе с одним и тем же врагом. Такая война лучше мира… Она полезна и для тех, кто стремится к мирной жизни, и кто мечтает о войне. Одни могли бы спокойно извлекать пользу из своего добра, другие — приобрести большие богатства за чужой счет.
*
Предки наши постоянно воевали с варварами за эллинов, а мы сняли с места людей, добывающих себе средства к жизни в Азии, и повели их против эллинов. Наши предки, освобождая эллинские города и оказывая им помощь, удостоились гегемонии; мы же, порабощая эллинов и делая обратное тому, что делали наши предки, возмущаемся, если нас не удостаивают таких же почестей, какие имели те.
*
Я полагаю, что мы будем жить в лучшем государстве и сами станем лучшими и преуспеем во всех делах, если перестанем стремиться к владычеству над всеми народами. Это владычество привело нас к нынешним неполадкам, уничтожило тот демократический строй, при котором наши предки были счастливейшими из эллинов, оно — причина всех бед, которые мы претерпеваем сами и доставляем другим эллинам.
*
ИФИКРАТ
Нет хуже, чем когда полководец говорит: «Этого я не ожидал!»
*
Руки войска — легковооруженные, туловище — латники, ноги — конница, а голова — полководец.
*
Полководец отличается от солдат лишь тем, что умеет ими всеми распоряжаться.
*
КЛЕАРХ
Солдат должен бояться своего начальника больше, чем врагов.
*
КЛЕОМЕН III
Нельзя оставлять надежду на лучшее будущее нашего отечества; если же надежда оставит нас – вот тогда мы умрем, и умрем без труда, стоит нам только пожелать.
*
КЛИНИЙ
Все находятся в войне со всеми как в общественной, так и в частной жизни и каждый – сам с собой. И здесь победа над самим собой есть первая и лучшая из побед. Быть же побежденным самим собой всего постыднее и хуже.
*
То, что большинство людей называет миром, есть только имя, на деле же от природы существует вечная непримиримая война между всеми государствами. Так как никакое достояние, никакое занятие, вообще ничто не принесет никому пользы, если не будет победы на войне: ибо все блага побежденных достаются победителю.
*
КРАТЕТ
Отечество мое – не только дом родимый, но всей земли селенья и хижина любая, готовые принять меня в свои объятия.
*
КСЕНОФОНТ
Без командира, строгого к себе и солдатам и ответственного за приказ, не может получиться ничего хорошего и полезного: известно, что хороший порядок здесь спасителен, а беспорядок уже многих погубил.
*
Военачальник в трудную минуту пусть думает не только о том, что сейчас угрожает его войску, но и о том, что надо сделать, чтобы вернуться с победой домой. И тогда его воины будут чувствовать себя гораздо бодрее.
*
Воину, побеждающему врагов, подобает прекраснейший плащ, а умирающему на поле боя приличествует лежать в прекрасном вооружении, ибо для отважного это лучший погребальный убор.
*
Воины, предавшиеся грабежу, сами становятся добычей.
*
Гораздо легче подниматься в гору, которая покажется врагам неприступной, без боя, чем по равнинным местам, где поджидают враги.
*
Если люди трусят, то чем больше их, тем более ужасному и паническому страху они поддаются.
*
Если направляться в сторону истоков любой бурной реки, можно её перейти, даже не замочим ног выше колен, если не идти напролом.
*
Когда поднимается буря на море и бушуют волны, никто из гребцов не посмеет гневаться на своего начальника за то, что он строг с ними в это время, требуя исполнения команд. И на кормчего никто не обижается, если он приказывает команде слушаться его. Ведь в такой обстановке малейшая погрешность их действий может погубить корабль и всех, кто есть на нем. Вот и я так действую по отношению к вам!
*
Кто хочет жить, тот пусть стремится победить, так как победители отнимают жизнь у других, а побежденные сами умирают.
*
Не многочисленность и не сила дают на войне победу, а уверенность в ней. Враги не выдерживают натиска тех, кто устремляется на них с мужеством в сердце и уповая на помощь богов. Те люди, которые всеми способами стремятся выжить на войне, по большей части кончают свою жизнь плохо и постыдно. А те, кто презирает смерть, полагая её общим и неизбежным уделом человека, эти люди обычно достигают старости и при жизни пребывают в более счастливых обстоятельствах. Нельзя просить у богов победы в кавалерийском сражении тем, кто не умеет ездить верхом.
*
Оружие уравнивает слабых с сильными.
*
Свое оружие мы не должны выпускать из рук, как и воинскую доблесть из сердец своих; только оружие дальше поможет проявить нашу доблесть. Оружие – единственное оставшееся у нас благо, а кто захочет отказываться от своего блага?
*
Тот, кто намерен добиться победы на войне, должен стать коварным, скрытным, хитрым, лукавым, вором и грабителем.
*
Трудно прокормить одного бездеятельного человека, еще труднее прокормить целое семейство, но труднее всего содержать войско, проводящее время в праздности.
*
Убеждение, что ими пренебрегают, делает хороших воинов малодушными, а дурных — более наглыми.
*
Хороший порядок спасителен, а беспорядок уже многих погубил.
*
Царь Персии Кир считал совершенно нелепым, если полководец, желая дать какое-нибудь распоряжение, будет приказывать так, как это делают у себя дома некоторые из господ: «Пусть кто-нибудь сходит за водой» или «Пусть кто-нибудь нарубит дров». При таких приказаниях все только смотрят друг на друга, но никто не берется выполнять распоряжение, – все виновны, но никто не стыдится. Вот по этим-то причинам он и называл по имени всех, кому отдавал какое-либо приказание.
*
Чтобы руки освободить для меча, потребуется отказаться от многого. Помните – победитель отбирает у побежденных всё, потому остается только победить, и тогда враги наши будут нашими носильщиками, рабами!
*
ЛАМАХ
На войне дважды нельзя ошибаться.
*
ЛЕОНИД
Если враг совсем рядом с нами, стало быть, и мы рядом с ним, и нам не придется его долго искать.
*
Если вражеские стрелы множеством затемнят на небе солнце, значит, нам не будет очень жарко – будем сражаться в тени.
*
Уходя на войну, пожелай своей жене доброго мужа и добрых детей.
*
ЛИКУРГ
Вступая с неприятелем в битву, мы должны помнить, что сражаемся с людьми, имеющими с нами одинаковую плоть и кровь и ту же общую природу. Значит, не боятся их!
*
Когда наши старики будут говорить: «Мы были молоды и храбры», молодые должны продолжить: «Теперь храбры и сильны мы!», а дети за ними подхватят: «А мы со временем будем храбрее вас всех!». Тем и сильна будет Спарта!
*
Не надо преследовать бегущих от нас врагов, принуждать становиться от отчаяния очень храбрыми. И бегущих от вас врагов не убивайте, чтобы они считали, что бежать выгоднее, чем сражаться с вами.
*
Не ходите воевать против одних и тех же врагов дважды, иначе они научатся достойно противодействовать вам.
*
Оставайтесь мужественными, но бедными, не будьте ни в чем богаче соседей, чтобы не возбудить у них зависти.
*
Прежде чем возмущаться, когда наши воины не могут одолеть врагов, надо попытаться понять причины, отнимающие у нас наши победы.
*
ЛИСАНДР
Когда Лисандру говорили, что потомкам Геракла не подобает добиваться побед при помощи хитрости, он отвечал на эти упреки презрительным смехом. «Где львиная шкура коротка, там надо подшить лисью».
*
Можно обманывать взрослых людей клятвами, как детей игральными костями.
*
ЛУКИАН
В гражданской войне всякая победа есть поражение.
*
И часто можно наблюдать, как те, кто живя на чужой земле, прославился, всей душой стремятся на родину, словно не находя в чужих краях свидетелей, достойных оценить их успех. И чем больше славы достиг человек в другой стране, тем сильнее он рвется на родину.
*
Каждый человек стремится на родину: даже если он островитянин и если чужая сторона сулит ему вечное блаженство, он не примет предлагаемого бессмертия, предпочитая ему погребение в родной земле. И дым отечества покажется ему светлее огня на чужбине.
*
Если же человеку в удел досталась родина, из которой ему приходится уехать в чужие края для приобретения более основательных познаний, то пусть он будет благодарен отчизне и за скромную науку: ведь он не знал бы даже слова «город», если бы на родине не постиг что существуют города.
*
Прекрасный и благородный юноша не предпочтет родному отцу чужого человека… Нет слова ближе и дороже слов: «отчизна», как нет для нас ничего дороже отца. Если юноша полон должного почтения к отцу, разве он тем самым не почитает родину? Ведь и отец – частица родины, и отец отца, и все предки, пращуры и отчие боги.
*
Старая это истина, что нет ничего сладостнее отчизны. В самом деле, разве существует что-либо не только более приятное, но и более священное, более возвышенное, чем родина. Ведь всему, что люди считают священным и исполненным высокого смысла, научила их родина, ибо она дает им жизнь, вскармливает и воспитывает их. Пусть многих восхищает великолепие и могущество чужих городов, пышность строений, зато все любят отечество. Многие наслаждаются – и даже слишком – созерцанием бесчисленных чудес в чужих краях, но никто не был настолько обольщен их обилием, чтобы забыть родину.
*
Я думаю, что все навыки, все знания люди накапливают для того, чтобы принести больше пользы родине, и богатства они умножают из честолюбивого стремления истратить их на благо отчизны.
*
МЕНАНДР
Коль не солдат солдатами командует, не в бой, а на убой выходит воинство.
*
ПАВСАНИЙ
Предание бесчестию трупа воина не дает славы победителю. Такое поведение приличествует варварам, но никак не эллину.
*
МИЛЬТИАД
Действуй, когда готов, а не готовься, действуя.
*
ПЕРИАНДР
Умереть за отечество почетно.
*
ПЕРИКЛ
Испытания, ниспосланные богами, следует переносить покорно, как неизбежное, а тяготы войны – мужественно.
*
Мы будем предметом удивления и для современников и для потомков. Я покупаю у врагов не мир, а время, чтобы впоследствии с лучшим успехом вести с ними войну.
*
Перикл, избираемый стратегом, всякий раз, надевая военный плащ, говорил себе: «Осторожней, Перикл: ты начальствуешь над свободными людьми, и к тому же над эллинами, и к тому же над афинянами».
*
Юношество, погибшее на войне, – как изъятая из года весна.
*
ПИНДАР
Одного радуют почести и венки, украшающие ветроногих коней, других – жизнь в многозлатных хоромах, а тот счастлив, направляясь в быстром корабле через морскую пучину.
*
ПИРРОН
В зависимости от смелости и боязни одно и то же дело кажется опасным и страшным. В зависимости от радости и печали одни и те же вещи кажутся неприятными или приятными.
*
Обычай, или привычка, ибо между ними нет разницы, – это общепринятость какой-нибудь вещи среди многих людей; нарушающий ее не обязательно наказывается. Обычай противопоставляется обычаям других народов.
*
ПИТТАК
Победы должны быть бескровными.
*
ПИФАГОР
Если у тебя нет своего родного дома, то нет для тебя и отечества!
*
Истинная родина, где благие нравы.
*
Когда сражаешься, стой всегда к врагу лицом, а рана в спину – прослывешь ты подлецом.
*
Место, где родился, родина по праву.
*
Прежде, чем отечество наименовать, надо сам источник древний отыскать.
*
ПЛАТОН
Бесстрашное существо и существо мужественное – это не одно и то же. Мужеству и разумной предусмотрительности причастны весьма немногие, дерзкая же отвага и бесстрашие, сопряженные с непредусмотрительностью, свойственны очень многим – и мужчинам, и женщинам, и детям, и животным.
*
В реальной жизни все находятся в войне со всеми, как в общественной, так и в частной жизни, и каждый с самим собой.
*
Если приходится поминать павших воинов в присутствии их родителей, надо не причитать вместе с ними, ибо не надо ничего добавлять к их печали, а, наоборот, следует ее исцелять и смягчать, напоминая им, что молили они богов не о том, чтобы дети их стали бессмертными, но о том, чтобы они были доблестными и славными.
*
ПЛУТАРХ
В блестящих подвигах героя проявляются его не всегда хорошие качества.
*
Великие натуры могут таить в себе и великие доблести, и великие пороки.
*
Война – зло; ее ведут с помощью больших несправедливостей и насилия, но для честных людей и на войне существуют некоторые законы. Нельзя гнаться за победой, если выгоды, какие дает она, будут приобретены путем низости и преступления. Великий полководец должен вести войну, надеясь нас вое мужество, а не на измену долгу со стороны других.
*
Всем людям свойственно, потерпев крушение, вспоминать о требованиях долга и чести.
*
В Спарте полководец, достигший победы над врагом благодаря хитрости и убедительным речам, приносит в жертву быка, а победивший силой в сражении – петуха. Так, даже столь воинственный народ, как спартанцы, полагал слово и разум более достойными и подобающими человеку средствами действия, нежели силу и отвагу.
*
Для славного дела есть соответствующий возраст и подходящее время, да и вообще славное отличается о позорного более всего надлежащей мерой.
*
Если твоя одна нога закована в колодку, то не надо просовывать в колодку и голову.
*
Как много значат в борьбе со скорбью природные качества, хорошее происхождение и воспитание: они не знают и не видят, что, пока доблесть старается оградить себя от бедствий, судьба нередко одерживает над нею верх, но отнять у доблести силу разумно переносить свое поражение она не может.
*
Клятву, данную врагу, нарушают из страха перед ним, а данную богу – из пренебрежения к нему.
*
Кони, запряженные в колесницу, бегут быстрее, нежели поодиночке, – не потому, что общими усилиями они легче рассекают воздух, но потому, что их разжигает соревнование и соперничество друг с другом.
*
Лучше жить ничтожнейшим гражданином в своем отечестве, чем, покинув родину, быть провозглашенным владыкой всего остального мира.
*
Мужество и стойкость потребны людям не только против оружия врагов, но и равным образом против всяких ударов.
*
Начало победы – смелость.
*
Настоящий полководец должен умереть от старости или, по крайней мере, под старость.
*
Ничтожный поступок, слово или шутка лучше обнаруживают характер человека, чем битвы, в которых гибнут десятки тысяч, руководство огромными армиями и осады городов.
*
Нет ничего постыдного в том, чтобы бежать от гибели, если только не стараешься спасти жизнь бесчестными средствами, равно как нет и ничего хорошего в том, чтобы спокойно встретить смерть, если это сочетается с презрением к жизни. Вот почему Гомер самых неустрашимых и воинственных мужей выводит в бой хорошо и надежно вооруженными, а греческие законодатели карают того, кто бросит свой щит, а не меч или копье, желая этим указать, что каждому (а главе государства или войска – в особенности) надлежит раньше подумать о том, как избежать гибели самому, нежели о том, как погубить врага.
*
Первыми предатели продают себя самих.
*
Победившие спят слаще побежденных.
*
Пожалуй, тот человек любит войну, кто ставит властолюбие выше собственной безопасности, но великий воин – тот, кто войной приобретает себе безопасность.
*
Поистине подобает полководцу иметь чистые руки.
*
Полководец должен чаще смотреть назад, чем, вперед.
*
Самое приятное в мореплавании – близость берега, а в сухопутном хождении – близость моря.
*
Славное отличается от позорного более всего надлежащей мерой.
*
Смелость – начало победы.
*
Телесные качества и образ жизни атлета и солдата во всем различны: атлеты долгим сном, постоянной сытостью, установленными движениями и покоем стараются развивать крепость тела и сохранять ее, так как она подвержена переменам при малейшем нарушении равновесия и отступлении от обычного образа жизни; тело солдата, напротив, должно быть приучено к любым переменам и превратностям, прежде всего – способно легко переносить недостаток еды и сна.
*
Тот, кто ввергает самого себя в безвестность, кто закутывается в темноту и хоронит себя заживо, похоже, досадует на то, что родился, и отрекается от бытия.
*
Успех возвышает даже мелкие от природы характеры.
*
Я живу в маленьком городке и, чтобы он не сделался еще меньше, охотно в нем остаюсь.
*
ПОЛИБИЙ
Где найти человека столь легкомысленного или нерадивого, который не пожелал бы уразуметь, каким образом и при каких учреждениях почти весь известный мир подпал под единую власть римлян в течение неполных пятидесяти трех лет.
*
Конечно, трудно принимать личное участие во всем, но необходимо собственным опытом ознакомиться, по крайней мере, с важнейшими и обыденнейшими областями жизни.
*
На войне для неудачи в замыслах достаточно первой случайной мелочи, тогда как для успеха едва достаточно всей совокупности благоприятных условий.
*
Началом всякого предприятия я называю первые шаги, ведущие к выполнению принятого уже решения, тогда как причины предшествуют решениям и планам: под ними я разумею помыслы, настроения и в связи с ними расчеты, наконец, все то, что приводит нас к определенному решению или замыслу.
*
СИМОНИД КЕОССКИЙ
Некое слово гласит: доблесть высоко на скалах живет неприступных и зорко блюдет свой предел заповедный, очам не всякого смертного зрима. Но только тому, кто со многим по́том и муками взыдет туда, мужества высей достигнув.
*
СОЛОН
Человеку, который намерен быть начальником над солдатами, следует упражняться, чтобы легко переносить неудобства, холод и жару.
*
ТЕОФРАСТ
Полководец должен умирать смертью полководца, а не рядового.
*
ФЕМИСТОКЛ
Даже слабые воины с отчаяния совершают такое, чего не дали им в другое время мужество и храбрость.
*
Не беда, если я не умею играть на лире и кифаре, зато если мне поручат город неславный и малый, то я его сделаю великим и славным!
*
Пора гражданам понять, что внутренний раздор ввиду единодушного врага настолько же хуже, насколько самая война хуже мира.
*
Союзникам предлагают лишь два могущественных блага: одно – убеждение, другое – насилие. Им выбирать!
*
ФОКИОН
Во время войны полководец – начальник для народа, а во время мира народ – начальник для полководца.
*
Войну с сильным врагом можно начинать, когда увидите, что молодые люди окажутся готовыми нести военную службу, богатые – платить налоги, а политики на государственных постах откажутся от краж общественных денег.
*
Вспомните, что и предки наши, то брали верх в войнах, то покорствовали победителю; зато, ведя себя хорошо и в одном и в другом случае, спасли наш город, и всю Грецию.
*
Народ всегда становится робким и смирным в трудных обстоятельствах во время войны. А по заключении мира сразу делается дерзким.
*
Не на то должно смотреть, в каком случае война будет далеко от нас; если же мы будем побеждены, то все бедствия будут от нас близки.
*
Пусть мои солдаты убегают от врагов – значит, это плохие солдаты, они были бы бесполезными и вредными для сражающихся.
*
Я советую вам либо побеждать оружием, либо быть друзьями победителя.
*
ФУКИДИД
Благородно мстить лишь равному себе и в равном положении.
*
Война – учитель насилия.
*
Гробница доблестных – вся земля.
*
Дальше всех уйдет тот, кто не уступает равному себе, сохраняет достоинство в отношениях с сильнейшим и умеет сдерживать себя по отношению к беззащитным.
*
Люди с большим воодушевлением принимают решение воевать, чем на деле ведут войну, и меняют свое настроение с переменой военного счастья. В рассуждениях мы тверды, а в действиях часто уступаем страху.
*
Начиная войну, люди сразу же приступают к действиям, с которыми следовало бы повременить, и уж после неудач обращаются к рассуждениям.
*
Невежественная ограниченность порождает дерзкую отвагу, а трезвый расчет – нерешительность.
*
Не должно гордиться случайными неудачами противника. Уверенность в себе следует питать тогда только, когда превзойдены планы его.
*
Не следует строить расчеты на ожидаемых ошибках противника.
*
Никто не бывает равно предусмотрительным, задумывая план и приводя его в исполнение.
*
Очень редко войну ведут по заранее определенному плану, но чаще война сама выбирает пути и средства в зависимости от обстоятельств.
*
Рассудительность и полная казна важнее всего для военного успеха.
*
Следует на насилие отвечать насилием.
*
Стрелы ценились бы гораздо дороже, если бы умели отличать людей доблестных.
*
Считайте за счастье свободу, а за свободу – мужество.
*
Только взаимный страх делает союз надежным.
*
Успех в войне зависит не от оружия, а от денежных средств, при которых оружие только и приносит пользу.
*
ЭЗОП
Будь разумным – испытав чье-нибудь коварство, не давай больше ввести себя в обман.
*
Выжидай – удача приходит к долготерпеливому!
*
Для того Барану даны рога, чтобы с волками не любезничал!
*
Если воины лишены благоразумия, их количество врага не пугает.
*
И от бессильных при случае помощь бывает.
*
Когда нету сил, не вини обстоятельства.
*
К опасности готовься загодя.
*
Кто был страшен врагам, станет для них легкой добычей, если необдуманно и сам себя лишит всего, чем был для него страшен.
*
Кто дает отпор первым обидчикам, того боятся и остальные.
*
Кто покинет родину, того на чужбине сторонятся, а на родине забывают.
*
Кто пострадал, тот избегает даже места, где испытал страдание.
*
Кто умеет примениться к обстоятельствам, часто избегает больших опасностей.
*
Люди, добиваясь того, что противно их природе, не достигают цели, и к тому же терпят великие бедствия.
*
Не довольствуйся малым, если думаешь о большом!
*
Не обольщайся успехами, словно они твои на век: даже после самой ясной погоды приходит ненастье.
*
Не принимай даров от ползучих гадов!
*
Не служи собственным врагам даже из страха.
*
Не строй козни – сам в них попадешь.
*
Никого не должно презирать, ибо никто не бессилен настолько, чтобы не отомстить за оскорбление.
*
Оговаривай себе союзников, которые в опасности могут тебе помочь.
*
Разумно, если раз избежав опасности, остерегаться ее потом всю жизнь.
*
Смекалка никогда не подведет!
*
Ты победишь, если будешь упорным!
*
ЭМПЕДОКЛ
Где же убийствам ужасным предел? Неужели беспечный ум ваш не видит того, что друг другу вы служите пищей!?
*
ЭПАМИНОНД
В переговорах с врагом становись перед зеркалом своего разума, надевай доспехи решимости, как перед битвой; и тогда тебе удастся отражать наскоки коварства и глупости. Это называется обычным благоразумием.
*
Готовь себя служению Отечеству с молодости.
*
Граждане Фив! Перед вами враг, и вы сомневаетесь в своей победе! Если вы храбры – ваш жребий «Да». Если трусливы – «Нет»! Здесь мы сразимся, не отступим и победим! Если отступим один раз, придется отступить второй раз, и еще, и так – до последнего. Если не хватит у вас силы тела, помогите себе силой духа! Сила духа превосходит силу тела, а немощь духа вреднее немощи телесной.
*
Если действовать против врага не по правилам, у него можно отнять победу, особенно, когда он на неё очень рассчитывает.
*
Если мой солдат решил разбогатеть на войне через обиды и страдания людей, даже врагов, он не захочет больше подвергать свою жизнь опасностям на войне. Выходит, он не сможет быть хорошим солдатом! И он уже не может для своих товарищей называться солдатом, а грабителем, и ему уже не место среди нас!
*
Если я простой воин, твой совет, жена, уберечься, мне пригодился бы. А дело полководца – беречь не себя, а своих воинов.
*
Зачем солдату деньги, если он на мече спит и щитом укрывается?
*
Искусная уловка всегда помогает.
*
Когда тело змеи лишается головы, оно бесполезно. Таким же образом мы разобьем голову врага – разобьем спартанцев, и союзники им уже не понадобятся!
*
Почести, коими награждают своего полководца после его побед, и золотые венки на голову ещё не означают уважение сограждан. Но лесть куда опасней, чем ненависть.
*
Сильный духом человек имеет мужество не только для сражения с сильным врагом, но и может загодя уйти, если видит, что люди оказались неблагодарными. Только в таком случае он не будет страдать от их дерзостей. Не следует ожидать, пока люди повернутся к тебе спиной или, чего может быть хуже, похоронят заживо.
*
Сограждане всегда радуются успехам своего удачливого полководца, закономерно считая себя причастными к его победам; когда же случаются неудачи, неизбежные для любого военачальника, они единодушно винят только его.
*
У мирной пчелы, что дает сладкий мед, и то есть колючее жало!
*
Я не стану отрицать, что, как военачальник, заслуживаю наказания, предписанного законом. Но в оправдание свое прошу сопоставить лишь мои победы.
*
ЭПИКТЕТ
Лучше казнь сегодня, чем изгнание из отечества завтра.
*
Ты можешь быть непобедимым, даже если ни разу не вступишь в бой, какой не надеешься выиграть.
*
ЭПИКУР
Кто смог достичь полной безопасности от соседей, те, полагаясь на нее с уверенностью, живут друг с другом в наибольшем удовольствии и, насладившись самой полной близостью, не оплакивают, словно жалея, того, кто умирает раньше других.
*
Комментарии закрыты.