ИСКУССТВО И ЛИТЕРАТУРА
XXI. О ПОЛЕЗНОСТИ ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ
АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ
Воображение – это один из самых могущественных даров, так как оно позволяет нам стать ближе к реальности.
*
АРИСТОКСЕН
Если опьянение приводит в расстройство и тело, и разум, то музыка, благодаря свойственному ей порядку и симметрии, производит обратное вину воздействие и умиротворяет человека.
*
Музыка способна оказывать свое нравственное воздействие благодаря тому, что она сама проникнута этой красотой и этим порядком.
*
Театры окончательно одичали, музыка совершенно уничтожена и опошлена – мы, ничтожная горсточка, оставшись наедине с собой, будем вспоминать, чем была музыка прежде.
*
АРИСТОТЕЛЬ
*
Влияя на состояние души, музыка необходимым образом относится к области любви или ненависти, к добродетели, к тому, чтобы уметь правильно судить о благородных характерах и прекрасных поступках и достойно радоваться тем и другим.
*
В поэзии предпочтительнее невозможное, но убедительное, возможному, но неубедительному.
*
Все благотворное действие музыки на подрастающего человека возможно только тогда, когда мы научим его не просто пассивно слушать чужое исполнение, но когда он научится играть сам. Это и будет настоящим музыкальным воспитанием, не сводимым уже на развитие приятных эмоций просто и на культуру этических чувств вообще. Но тут-то и необходимо быть весьма осторожным, чтобы сразу же не искалечить души и тела молодых людей.
*
Еще вопрос, служит ли музыка к облагораживанию нравов.
*
Задача поэта – говорить не о том, что было, а о том, что могло бы быть, будучи возможно в силу вероятности или необходимости. Ибо историк и поэт различаются не тем, что один пишет стихами, а другой прозою (ведь и Геродота можно переложить в стихи, но сочинение его все равно останется историей, в стихах ли, в прозе ли), – нет, различаются они тем, что один говорит о том, что было, а другой – о том, что могло бы быть. Поэтому поэзия философичнее и серьезнее истории, ибо поэзия больше говорит об общем, история – о единичном».
*
Искусство и добродетель всегда рождаются там, где труднее. Искусство помогает человеку осмыслить действительность, и в этом смысле сродни науке, когда наука занимается общими проблемами, а искусство – их выражением в конкретных образах.
*
Искусство может иметь совершенство, в искусстве тот предпочтительнее, кто намеренно произвольно ошибается. Искусство актера дается природой и менее зависит от техники; что же касается стиля, то он приобретается техникой. Поэтому-то лавры достаются тем, кто владеет словом, точно так же, как в области драматического искусства они приходятся на долю декламаторов. И сила речи написанной заключается более в стиле, чем в мыслях. Искусство есть не что иное, как творческая способность, руководимая подлинным разумом. Оно не относится ни к числу вещей, существующих или возникающих по необходимости, ни к числу существующих по природе: они имеют начало в самих себе.
*
Как для детей существует погремушка, так для взрослых мальчиков необходима музыка; и надо, чтобы они сами также умели пользоваться этой погремушкой. Но тут обязательны некоторые правила, без выполнения которых музыкальное воспитание – неизбежно уродливо.
Не эти цели должно преследовать музыкальное образование молодежи; оно должно быть направлено к тому, чтобы дать возможность молодым людям наслаждаться красотой мелодии и ритма, а не удовольствоваться лишь тем наслаждением, какое дается музыкой вообще и какие способны испытывать даже некоторые из животных, а также вся масса рабов и малых детей.
*
Мудрость в искусстве мы признаем за теми, которые наиболее точны в своем искусстве, например, Фидия мы признаем мудрым скульптором и Поликлета мудрым ваятелем, выражая этим то, что мудрость есть не что иное, как совершенство в искусстве.
*
Музыка облагораживает нравы.
*
Музыка есть забава, ведущая к удовольствиям. Но необходимо наблюдать, чтобы то и другое было осмысленно, чтобы наслаждение это вызывалось подлинными жизненными потребностями и вело бы к удовлетворению их.
*
Музыкой можно заниматься ради развлечения и связанного с ним отдыха, подобно тому как человек предается сну или участвует в попойках. Многие спят, пьют вино, занимаются музыкой, танцуют – исключительно ради удовольствия, это во-первых. Во-вторых, некоторые думают, что музыка стоит в известном отношении к моральной добродетели, что она оказывает в данном случае такое же действие, что и гимнастика: подобно тому как гимнастика способствует до известной степени развитию физических качеств, так точно и музыка способна оказать некоторое воздействие на этическую природу человека, развивая в нем способность правильно радоваться. Третьи, наконец, полагают, что музыка заключает в себе нечто такое, что служит для надлежащего пользования досугом и для развития] интеллекта.
*
Написанное должно быть удобочитаемо и удобопонимаемо, а это – одно и то же.
*
Обучение музыке подходит к самой природе молодого возраста; в этом возрасте люди не склонны по доброй воле налегать на что-либо им неприятное, а музыка как раз по своей природе принадлежит к числу таких предметов, которые доставляют приятное. Да и у гармонии и ритмики существует, по-видимому, какое-то сродство и с душою, почему одни из философов и утверждают, что сама душа есть гармония, а другие говорят, что душа носит гармонию в себе.
*
Под профессиональным музыкальным обучением мы понимаем такое обучение, которое имеет в виду подготовить музыкантов для состязаний: изучающий музыку с такой профессиональной точки зрения занимается ею не ради своего усовершенствования в добродетели, но ради того, чтобы доставить удовольствие своим слушателям. А такая цель занятия музыкой – цель грубая; поэтому-то мы и полагаем, что такие занятия – дело не свободнорожденных людей, но наемников, и что эти занятия обращают людей в ремесленников, потому что та цель, которую они имеют в виду при этом – негодная цель. Грубость слушающей музыку публики ведет обыкновенно к тому, что самый характер музыки изменяется, так что и исполнители начинают подлаживаться ко вкусам публики как своим исполнением, так и сопутствующими ему телодвижениями.
*
Поэзия философичнее и серьезнее истории, ибо поэзия больше говорит об общем, история – о единичном.
*
Поэзия – удел человека или одаренного, или одержимого.
*
Смешное есть некоторая ошибка и уродство, но безболезненное и безвредное; так, смешная маска есть нечто безобразное и искаженное, но без боли.
*
Так как человеку редко удается достигнуть высшей цели своего существования, так как он, напротив, нуждается в частом отдохновении и прибегает к забавам не ради какой-либо высшей цели, но и просто ради развлечения, то было бы вполне целесообразным, если бы он находил полное отдохновение в удовольствии, доставляемом музыкой. Забава эта имеет своим назначением дать отдых, а отдых, конечно, приятен, так как он служит своего рода лекарством от грусти, навеваемой на нас тяжелой работой. В этом смысле она имеет также и интеллектуальное значение, а интеллектуальное развлечение, по общему признанию, должно заключать в себе не только прекрасное, но также и доставлять удовольствие, потому что счастье состоит именно в соединении прекрасного с доставляемым им удовольствием.
*
Увлекательнее всего те поэты, которые переживают чувства того же характера. Волнует тот, кто сам волнуется, и вызывает гнев тот, кто действительно сердится. Вследствие этого поэзия составляет удел или богато одаренного природой или склонно к помешательству человека. Первые способны перевоплощаться, вторые – приходить в экстаз.
*
Чудесное приятно; это видно из того, что все рассказчики, чтобы понравиться, привирают.
*
БИОН
«Разве хорошие актеры искусно играют потому, что кажутся хорошими актерами, а не потому, что в самое деле такие?» – «Благодаря тому, что они действительно такие». «А кифареды хорошо играют на кифаре потому, что так только кажется, или потому, что так оно и есть?» – «Благодаря тому, что они в самом деле хорошие музыканты».
*
ГЕРМОГЕН
Поэт по природе своей заботится о значительности и приятности речи, тем самым возвышая то, что по природе своей, скорее, красиво и приятно.
*
ГЕРОДОТ
Написание книг по истории нужно для того, чтобы от времени не изгладились из нашей памяти деяния людей, а также, чтобы не были бесславно забыты огромные, удивления достойные подвиги, исполненные частью эллинами, частью варварами, главным же образом для того, чтобы не было забыто, по чьей вине возникла между ним война.
*
ГОРГИЙ
Боговдохновенные заклинания напевом слов сильны и радость принести, и печаль отвести; сливаясь с души представленьем, мощь слов заклинаний своим волшебством ее чарует, убеждает, перерождает.
*
Поэзия – это речь, имеющая мерность; от неё исходит к слушателям и страх, полный трепета, и жалость, льющая слезы, и страсть, обильная печалью; на чужих делах и телах, на счастье их и несчастье собственным страданием страждет душа – по воле слов.
*
Поэт, создавший трагедию для сцены, свой обман, лучше выполнил свою задачу, чем тот, кому это не удается. И обманутый этой иллюзией зритель мудрее того, который не поддается ей. А именно, обманувший поэт дельнее, потому что он выполнил то, что обещал; обманутый же зритель мудрее, потому что быть восприимчивым к наслаждению речами, это значит не быть бесчувственным.
*
ДЕМЕТРИЙ ГАЛИКАРНАССКИЙ
Наслаждение слуху доставляется, во-первых, мелодией, во-вторых, ритмом, в-третьих, разнообразием и во всех трех случаях уместностью. Что я говорю правду, тому в свидетельство я сошлюсь на показание опыта, опорочить который нельзя, так как он согласуется с присущими всем ощущениями. Действительно, разве не бывает, что одна мелодия увлекает и чарует человека, а другая оставляет равнодушным? И разве не нравятся ему одни ритмы, тогда как другие ему противны? Даже в многолюдных театрах, полных разнородной и невежественной толпы, я убедился, насколько естественно во всех нас удовольствие от хорошей мелодии и ритма. Я видел, как толпа освистала хорошего кифариста с громкой славой за то, что он, не в такт прикоснувшись к одной струне, испортил мелодию; то же самое случилось и с одним флейтистом, который прекрасно владел своим инструментом, но, дунув не в такт или плохо сжавши губы, дал фальшивую ноту и выбился из мелодии. А если предложить простому человеку взять инструмент и самому сделать то, чего он требует от артистов, он этого не сможет. Почему? Потому что для исполнения потребна наука, которой не все обладают, а для суждения — только чувство, которое всем нам дала природа. То же происходит и в ритме: я видел, как все зрители сразу сердились и возмущались, когда кто-нибудь, сбиваясь с ритма, не вовремя притопывал, двигался или восклицал.
*
Хорошая мелодия и хороший ритм полны приятности и всех очаровывают; разнообразие же и уместность не имеют такой свежести и прелести, и не все их выслушивают одинаково. Но и они, если соблюдаются, то очаровывают всякого, а если нарушаются, то раздражают. Кто с этим не согласится? Я сошлюсь на то, что и привлекательность инструментальной музыки и пения, и прелесть пляски, даже если всем они хороши, но не соблюдается, где нужно, разнообразие и допускаются отклонения от уместности, то однообразие кажется тягостным, а несоответствие содержанию — неприятным.
*
ДЕМЕТРИЙ СУНИЙСКИЙ
Во всяком сочинении словесного искусства можно разглядеть характер пишущего.
*
Каждый, кто пишет письмо, дает почти, что изображение своей души.
*
Письмо пишется и посылается как своего рода подарок.
*
Письмо – это выражение дружбы, сжато говорящее о простом деле простыми словами.
*
Слишком длинные и напыщенные письма по-настоящему должны бы называться не письмами, а статьями, к которым только приписано «здравствуй!».
*
ДЕМОКРИТ
Подобно тому, как натирание хорошо не тем, что приятно и обильно, а тем, что полезно, так и пища хороша не тем, что приятна и обильна, а тем, что полезна.
*
При умеренной пище ночь никогда не будет слишком длинной.
*
ДИОГЕН
Лучше гражданам состязаться в искусстве быть прекрасным и добрым, чем друг с другом, кто кого столкнет пинком в канаву.
*
Плохой музыкант тоже заслуживает похвалы, хотя бы потому что занимается музыкой, а не разбоем.
*
Умеренность и голод в подходящее время полезны. В подходящее время полезны и траты.
*
ДИОН ХРИСОСТОМ
Величайшей мощью и силой обладает человек в изображении всех явлений с помощью слова. Поэтому искусство поэтов совершенно самобытно и несокрушимо.
*
Мы доказываем, что занятия актерством недостойны уважающих себя свободных людей, ибо от них проистекает множество зол, в том числе величайшее зло — бесстыдство, а также высокомерие черни, которое вернее было бы назвать наглостью. И хотя люди в большинстве своем уверяют, что время во всем лучший судия, тем не менее все новое, что слышат они спустя годы, считают все-таки недостоверным как раз из-за того, что минуло долгое время.
*
Поэзия же соблазняет слушать вымыслы, так же как вино склоняет пить и без жажды.
*
ДИОНИСИЙ ГАЛИКАРНАССКИЙ
Бывает, что безыскусственность автора крайне искусственна.
*
Медлительность действия в речи достигается односложными и двусложными словами, разделенными большими промежутками. Сопротивление, тяжесть и трудность достигаются долгими слогами, твердо упирающимися и прочно сидящими, непрерывность напряжения передается через шероховатые сочетания букв, а вздутые мышцы и сопротивление камня – через толщу ритма. И все это создалось не случайной игрой природы, а старанием искусства воспроизвести события. Совершенство произведения, таким образом, зависит от искусства уместного сочетания слов.
*
Слово, брошенное наугад, как попало, губит вместе с собой и полезную мысль. Стихи и проза только тогда становятся красивыми, когда достигается красивая стройность. Даже низменные простые слова, сложенные в приятные и искусные сочетания, облекают речь величайшей прелестью.
*
Сочетание слов является причиной создания речи поэтической и прозаической, так как все дело не только в выборе словесной материи, но в определенном чередовании и распределении компонентов.
*
Стиль — это человек.
*
Удовольствие, доставляемое слухом с помощью соединения мелодичных, ритмичных, звучных слов, услаждают чувства, ласкают их. Слова можно сплетать и сшивать одни с другими. Те, что очаровывают, соединяются со словами иной природы, чтобы скрадывать неприятность последних. Писатель поступает здесь как разумный военачальник, прикрывающий слабые части сильными и тем самым используя все свои возможности. Удовольствие и неудовольствие в чистом виде не должно иметь места.
*
У лучших прозаиков и поэтов достоинства речи бывают одни и те же.
*
ЕВРИПИД
Не может родившийся слепым, поскольку он слеп, получить восприятие цветов, а также родившийся глухим – звука; точно таким же образом и неискушенный не может воспринять воззрений искусства, в котором он неискушен.
*
ИСОКРАТ
Люди плачут над вымыслами поэтов, а на подлинные страдания взирают спокойно и равнодушно.
*
КАРНЕАД
Чувства вводят нас в заблуждение. В лучшем случае мы можем открыть основания ошибок чувств, но не доказать истинность их свидетельства. Если нам говорят, что на помощь чувствам приходит искусство, то необходимость упражнения органов чувств лишь свидетельствует об их слабости и недостаточности для познания.
*
КЛЕОБУЛ
В пляске каждое движение преисполнено мудрости, и нет ни одного бессмысленного движения.
*
Для изложения истории единственной и первой задачей является: ясно выразить и как можно нагляднее представить дело, не пользуясь ни непонятными и неупотребительными словами, ни обыденными и простонародными, но такими, чтобы все понимали их, а особенно такими, которые не носят на себе отпечатки искусственности, а в такой степени, чтобы они не надоедали; благодаря им язык делается похож на хорошо приготовленное блюдо.
*
Мысли историка пусть не будут чужды поэзии, но соприкасаются с нею, поскольку благородна и возвышенна сама история, в особенности когда он имеет дело с военным строем, с битвами и морскими сражениями, – историк нуждается тогда как бы в дуновении поэтического ветра, попутного для его корабля, который будет гордо нести его по гребням волн.
*
Надо пользоваться не красотой книг и не их количеством, но их речью и всем, что в них написано.
*
Настоящий писатель истории пусть пишет свой труд, будто он не имеет родины.
*
Не пиши, считаясь только с настоящим, чтобы современники тебя хвалили и почитали, но работай, имея в виду всё будущее время, пиши лучше для последующих поколений и от них добивайся награды за свой труд, чтобы и о тебе говорили: «Это, действительно, был свободомыслящий человек и пропитанный искренностью; в нем не было ничего льстивого и рабского, и во всем, что он говорил, заключается правда». Это разумный человек поставит выше всех предметов стремлений, которые так недолговечны.
*
Язык держи в благоречии.
*
Язык историка всё-таки пусть не возносится над землёй; красота и величие предмета должны его возвышать и как можно более уподоблять себе, но он не должен искать необычных выражений и некстати вдохновляться – иначе ему грозит большая опасность выйти из колеи и быть унесенным в безумной поэтической пляске. Таким образом, надо повиноваться узде и быть сдержанным, помня: «высоко парить» и в речи представляет большую опасность.
*
Я хотел бы, чтобы все, кто пожелали бы порицать меня, помнили, что они порицают не ученого, если вообще существует истинный ученый, но человека из большой толпы, который изощрялся в искусстве слова и приобрел на этом пути некоторую известность, но который никогда не упражнял себя для достижения вершин славы предводителя философов.
*
ПИФАГОР
Благополучие в чем ваше состоит? В том, чтоб в согласии с собою быть, поэт. Лютня настроенная звуки издает лишь гармоничные, и так душа поет.
*
Из всех искусств – учитель Музыка, она воспринимается сердцами все века. Она Богов желанья может подсказать, а человеку важно, то воспринимать.
*
И врачевание основано на ритмах, пусть и неслышимых, неявственных молитвах. Ведь образ жизни человека – это песня, что создает судьбу.
*
Лишь приближаясь к гармоничному звучанью, мы постигаем тайны, скрытые в молчанье.
*
Не давай полной воли своему писательскому воображению. Оно произведет чудовищ.
*
Роль звука – содержание для формы. Бокал с вином звучит не как пустой… И звук не возникает сам собой, он – плод взаимодействия, суть нормы.
*
Хочешь оставить себя для народа, ясно пиши, вразумительно, кратко. Не о божественных духах Природы, жизнь и без слов представляет загадку.
*
ПЛАТОН
Для человека, хоть сколько-нибудь образованного, очень важно знать толк в поэзии: это значит – понимать сказанное поэтами, судит, что правильно в их творениях, а с что нет, и уметь разобрать это и дать объяснение, если кто их спросит.
*
Кто без неистовства, посланного Музами, подходит к порогу творчества в уверенности, что он благодаря одному лишь искусству станет изрядным поэтом, тот еще далек от совершенства: творения здравомыслящих затмятся творениями неистовых.
*
Мусическое (музыкальное) искусство всего более проникает вглубь души и всего сильнее ее затрагивает.
*
Не бывает потрясения в стилях музыки без потрясения важнейших политических законов.
*
Поэт – если только он хочет быть настоящим поэтом – должен творить мифы, а не рассуждения.
*
Поэт – существо легкое, крылатое и священное; и он может творить лишь тогда, когда сделается вдохновенным и исступленным и не будет в нем более рассудка. Ради того бог и отнимает у них рассудок и делает своими слугами, божественными вещателями и пророками, чтобы мы, слушая их, знали, что не они, лишенные рассудка, говорят столь драгоценные слова, а говорит сам бог и через них подает свой голос.
*
ПЛОТИН
Искусство не должно стремиться изображать тело, но искать душу.
*
ПЛУТАРХ
Глядя в историю, словно в зеркало, я стараюсь изменить к лучшему собственную жизнь.
*
Иные люди охотно отыскивают в исторических книгах и устных преданиях примеры случайного сходства, которые могут показаться порождением разумной воли и провидения… А эти совпадения и схожести происходят, поскольку поток времени бесконечен, а судьба изменчива, оттого не приходится удивляться тому, что часто происходят сходные между собой события.
*
Подобно тому, как пчела по присущему ей стремлению к сладким сокам неотступно обследует каждый цветок, в котором может найти медвяную каплю, так и человек по врожденной любви к искусству и красоте любовно приветствует каждое свершение, причастное к разуму и смыслу.
*
Поэзии нет дела до правды.
*
Признак недоброжелательного характера историка – стремление из двух или многих версий рассказа всегда отдавать предпочтение той, которая изображает исторического деятеля в более мрачном свете.
*
Просто невозможно историку показать человеческую жизнь безупречно чистою, поскольку приходится держаться истины во всей её полноте.
*
Смотреть в историю надо, словно в зеркало, стараясь изменить к лучшему собственную жизнь и устроить её по примеру тех, о чьих доблестях узнаёшь.
*
Трагедия – это обман, где обманщик справедливее честного, а обманутый мудрее необманутого.
*
Уж коль скоро в человеческую душу заложено стремление познавать и созерцать, есть все основания упрекнуть тех, кто злоупотребляет этим ее свойством, направляя его на никчемные предметы, а вещами достойными и назидательными пренебрегают.
*
Успех возвышает даже мелкие от природы характеры.
*
Хорошее искусство – то, которое современникам кажется старинным, а потомкам – новым.
*
ПОЛИБИЙ
Деяния прошлого, проверяемого самим ходом событий, указывают подлинные чувства и мысли каждого народа и учат нас, откуда мы можем ожидать благодарности, услуг, помощи, откуда – противоположного этому отношения.
*
Если изъять из истории объяснения того, почему, каким образом, ради чего совершено что-либо, достигнута ли была предполагаемая цель, то от нее останется одна лишь забава, лишенная поучительности. Такая история доставит скоропреходящее удовольствие, но для будущего окажется совершенно бесполезной.
*
История, которая занимается судьбами государств, наиболее полезна, ибо человек любознательный имеет возможность как бы подчинить всё, что от времени до времени случается, определенным правилам.
*
История обращается в пустое разглагольствование, если она лишена истины.
*
История тогда будет хороша, когда за составление исторических сочинений будут браться государственные деятели и будут работать не мимоходом, как теперь, но с твердым убеждением в величайшей настоятельности и важности своего сочинения, когда они будут отдаваться ему всей душой до конца дней, или же когда люди, принимающиеся за составление истории, считают обязательным подготовить себя жизненным опытом.
*
Люди, надеющиеся приобрести из отдельных историй понятие о целом, похожи на тех, кто при виде разрозненных членов живого некогда и прекрасного тела вообразили себе, что созерцают с надлежащей ясностью жизненную силу и красоту живого существа. Правда, по какой-либо части можно получить представление о целом, но невозможно точно познать целое и постигнуть его.
*
Лучшей школою правильной жизни служит нам опыт, извлекаемый из правдивой истории событий. Ибо только она без ущерба для нас делает людей безошибочными судьями того, что лучше во всякое время и во всяком положении.
*
Невозможно описать правильно военные события, если не имеешь никакого понятия о военном деле, равно как не может писать о государственном устройстве человек, сам не участвовавший в государственной жизни и государственных отношениях… Так как буквоеды не могут ни о чем писать умело и живо, то сочинения их бесполезны для читателя… То же самое получится, сели кто-либо, не имея нужных сведений, начнет описывать города и достопримечательности, он обойдет много важного и слишком многословен будет в неважном.
*
Одного знания прошлого недостаточно для хорошего описания последующего. Это все равно, как если кто-либо, осмотрев картины старых живописцев, вообразит себя искусным живописцем и знатоком дела… Умудренные занятия историческими сочинениями составляют лишь третью часть задачи историка и занимают третьестепенное место.
*
Повесть об испытаниях других людей есть вразумительнейшая или единственная наставница,
научающая нас мужественно переносить превратности судьбы.
*
Познание прошлого скорее иных знаний может послужить на пользу людям.
*
Сближая положения, сходные с теми, какие мы сами переживаем, мы получаем опору для предвосхищения и предвидения будущего.
*
ПОЛИКЛЕТ
Ваятель должен рассчитать, чтобы в целом в статуе складывался отпечаток скорее силы, нежели изящества.
*
Красота заключается в пропорции частей.
*
Красота заключается не в симметрии физических элементов, но в симметрии частей, т.е. в симметрии пальца с пальцем, всех пальцев – с пястью и кистью, а этих последних – с локтем и локтя – с рукой и всех вообще частей – со всеми.
*
Получить без труда навык узнавать центр в каждом роде живых существ и во всем существующем не является делом кого попало, но – такого человека, который крайне трудолюбив и который может находить этот центр при помощи длительного опыта и многократного познавания всех частностей.
*
Самая трудная работа ваятеля – это последняя отделка изваяния ногтем.
*
Совершенство зависит от малого во множестве деталей.
*
Успех художественного произведения получается от многих числовых отношений, причем любая мелочь может его нарушить.
*
ПРОТАГОР
Несколько лет тому назад из Македонии в Александрию явился некий Зоил, который называл себя «Гомеромастик», что значит «Бич на Гомера», и прочитал царю свое произведение, критикующее «Илиаду» и «Одиссею». Но Птолемей, видя, что Зоил позорно нападает на отца поэзии и всей литературы, чьим творчеством восхищаются все народы, был очень раздосадован и ничего не ответил Зоилу. Впоследствии Зоил впал в нужду и обратился к царю, смиренно прося о помощи. Но царь сказал ему в ответ: «Гомер, умерший тысячу лет назад, веками кормит много тысяч людей. А значит, тот, кто твердит о себе, что он величественнее Гомера, в состоянии прокормить не только себя, но и еще больше людей, чем Гомер».
*
Нет ни искусства без упражнения, ни упражнения без искусства.
*
СЕКСТ ЭМПИРИК
Как люди бывают суровыми, тяжелыми, склонными к любви, пьянству, слезам, крикам и т.п., так и один звукоряд вызывает в душе движения возвышенные и культурные, а другой – низменные и неблагородные. «Нравом» звукоряд потому и называется, что он способен действовать на нравственность. Так, гармонический звукоряд создает строгий нрав и важность, хроматический является жалобным и плачевным, а диатонический – шероховатым и грубоватым.
*
Мир не управляется гармонией и не устроен соответственно ей, но если бы это было и так, то музыка все равно не могла бы вести к блаженству, как не ведет к нему гармония, создаваемая при помощи инструмента.
*
Музыка не только не ведет к добродетели, но, наоборот, склоняет к распутству и похоти…
*
Подобно тому, как литературный речевой обиход подвергается осмеянию у обывателей, так же и обывательский – у литературно образованных людей.
*
Полезного для жизни больше открывают прозаические писатели, чем поэты. Ведь первые стремятся к истине, в то время как вторые изо всех сил стремятся привлечь души, а души привлекает больше ложь, чем истина.
*
Тот человек близок к сумасшествию, кто не желает придерживаться речи, принятой подобно монете, но предпочитает создавать свою собственную.
*
СИМОНИД КЕОССКИЙ
Живопись – молчащая поэзия, а поэзия – звучащая живопись.
*
СОКРАТ
Ходил я к поэтам и спрашивал у них, что именно они хотели сказать, чтобы, кстати, и научиться у них кое-чему. Стыдно сказать вам правду, а сказать все-таки следует. Чуть ли не все там присутствовавшие лучше могли бы объяснить то, что сделано этими поэтами, чем они сами. Не мудростью могут они творить то, что они творят, а какою-то прирожденною способностью и в исступлении, подобно гадателям и прорицателям; ведь и эти тоже говорят много хорошего, но совсем не знают того, о чем говорят.
*
В письменности есть дурная особенность, поистине сходная с живописью: ее порождения стоят, как живые, а спроси их – они величаво и гордо молчат. То же самое и с сочинениями: думаешь, будто они говорят как разумные существа, но если кто спросит о чем-нибудь из того, что они говорят, желая это усвоить, они всегда отвечают одно и то же. Всякое сочинение, однажды записанное, находится в обращении везде – и у людей понимающих, и равным образом у тех, кому вовсе не подобает его читать, и оно не знает, с кем оно должно говорить, а с кем нет. Если им пренебрегают или несправедливо его ругают, оно нуждается в помощи своего отца, само же не способно ни защититься, ни помочь себе.
*
Писатель как крестьянин на своей пашне: не ради забавы засеет сады письмен и станет писать; ведь когда он пишет, он накапливает запас воспоминаний для себя самого на то время, когда наступит старость – возраст забвенья, да и для всякого, кто пойдет по его следам; и он порадуется при виде нежных всходов… Но еще лучше станут такие занятия, если пользоваться искусством диалектики: взяв подходящую душу, такой человек со знанием дела насаждает и сеет в ней речи, способные помочь и самим себе и сеятелю, ибо они не бесплодны, в них есть семя, которое родит новые речи в душах других людей, способные сделать это семя на веки бессмертным, а его обладателя счастливым настоль ко, насколько может быть человек.
*
СОЛОН
Во всяком искусстве и умении человеческом и божеском главное – не то, что из чего творится, а то, что творится, зачем творится и как.
*
СОФОКЛ
Поэт сочиняет людей такими, как они должны быть, а не как они есть.
*
ТЕОФРАСТ
У музыки три начала – горе, радость, божественное вдохновение: каждое из этих переживаний уводит человека от обыденности и сообщает голосу особый уклон.
*
ФЕОН
Величайшее деяние божье состоит в том, чтобы силой музыки врачевания творить из враждебного дружественное.
*
ФИЛОДЕМ
В музыке отсутствует всякое благородство и этическое содержание, а есть чисто внешние, чувственные её восприятия. Все, что есть в музыке интересного и содержательного, создается другими способами: в самом же слухе нет ровно никаких художественных различий. Различия тут существуют не по иррациональному «чистому» ощущению, но по мыслительному содержанию.
*
Задача поэта заключается в выработке языка и слова, что главное не в предмете изображения, а в способе его подачи – так говорить, как не выразился бы никто другой, и создавать чистое настроение от выразительности, ритмы для муз, звуки и гармонии в них.
*
Искусство есть путь, осуществляющий для жизни пользу.
*
Музыка дает не больше, чем пища и благовоние, она действует не больше запахов и вкусовых веществ. Музыка бессильна как-нибудь действовать на душу. Мелос ничего не имеет в себе двигательного и побудительного к действиям; и если он как-нибудь действует, то вовсе не в том смысле, как жжется огонь, то есть вовсе не по своей природе, а по причинам сторонним.
*
Одни считают музыку важной, благородной, простой и чистой или же, наоборот, немужественной, неприятной, несвободной. Другие считают ее суровой и деспотической или кроткой и убедительной. Но все эти мнения есть только стороннее привнесение, и в самой природе нет ровно ничего похожего.
*
Польза от поэтических произведений сомнительна, так как надо знать еще, каков вид этой пользы. Кроме того, неправомерно соединять совершенство произведения с пользой, которую оно приносит. Тогда можно считать лучшим то медицинское сочинение, которое написано в поэтическом отношении лучше всего. Нельзя также считать полезным то произведение, которое умеет изобразить действительность. Ведь действительность бывает разная, и совсем не всегда полезно ее изображать. Краткость и ясность тоже не обязательны и не характерны для поэзии, так как всякую ложь и выдумку, не имеющую отношения к поэтическому произведению, можно выразить кратко и ясно.
*
Поэтический язык должен обладать такими качествами, как достоинство выражения: полезность, значительность, краткость, ясность и приличие. Он должен подражать обычному языку, возникшему ввиду естественных потребностей для целей общественной жизни. Поэтому в художественной технике нет необходимости, ее не надо воспитывать и не надо гнаться за ее культурой. Она дана как непосредственный природный дар.
*
Прежде всего, критика поэзии должна исходить исключительно из слухового опыта, из асоё; сам по себе слух имеет значение при восприятии звука, ударений, ритма. Но через него воспринимается и идейное содержание произведения. Слухом же определяется и ценность произведений. О хорошем и плохом звучании судит исключительно слух.
*
Стихи если и приносят пользу, то не как стихи.
*
Хорошо подражать Гомеру и ему подобным, ещё не означает, быть хорошим поэтом. Ведь они-то не подражали сами себе!
*
ФИЛОСТРАТ ФЛАВИЙ (СТАРШИЙ)
Речь в письме должна казаться более изысканной, чем обычная речь, и более обычной, чем изысканная. Пусть украшением ей служит отсутствие прикрас.
*
ФУКИДИД
Дело в том, что люди перенимают друг от друга предания о прошлом, хотя бы оно относилось к их родине, одинаково без всякой критики… Большинство людей мало озабочены отысканием истины и охотнее принимает готовые мнения, и все же не ошибется тот, кто рассмотренные мною события признает, скорее всего, в том виде, в каком я сообщил их на основании упомянутых свидетельств, кто в своем доверии не отдаст предпочтения ни поэтам, воспевшим эти события с преувеличениями и прикрасами, ни логографам, сложившим свои рассказы в заботе не столько об истине. Сколько, о приятном впечатлении для слуха: ими рассказываются события, ничем не подтвержденные и за давностью времени, когда они были, превратившиеся, большей частью в невероятное и сказочное. Пусть знают, что события мною восстановлены с помощью наиболее достоверных свидетельств настолько полно, насколько полно позволяет их древность.
*
Все исторические явления будут повторяться всегда, пока природа людей будет оставаться той же.
*
История как наука призвана служить уроком для человечества, поскольку все изложенное в книгах может произойти вновь.
*
История – это философия в примерах. История пойдет на пользу как поучение для государственных деятелей на случай возникновения подобных обстоятельств.
*
Мой собственный труд чужд басен, не столь приятен для слуха и создан не для того, чтобы звучать в скоротечном состязании… Если мою «Историю» сочтут полезной те, что ищут точного знания о прошлом ради постижения будущего, которое в ходе человеческих дел походит на прошлое, пусть и не являясь точным его отображением, – я буду доволен. В конце концов, я написал свой труд не затем, чтобы удостовериться сиюминутной похвалы, но чтобы он стал достоянием веков.
*
Мы любим красоту, которой сопутствует умеренность.
*
То, что предшествовало этой (Пелопоннесской) войне и что происходило в еще более ранние времена, невозможно было за давностью времени исследовать с точностью. Все же на основании свидетельств, при помощи которых мне удается проникнуть с достоверностью в очень далекое прошлое, я заключаю, что тогда не случилось ничего более важного ни в области военных событий, ни в каком-либо ином отношении.
*
ЭПИКТЕТ
Книгу всякому, пожалуй, читать приятнее и легче, когда она написана более отчетливыми буквами. Неправда ли, и речи всякому, пожалуй, легче, слушать, когда они выражены ясным и вместе с тем изящным языком.
*
Комментарии закрыты.