Skip to content

БОЛТУН. ДЕМАГОГ. КРАСНОРЕЧИВЫЙ

by Анатолий Ильяхов on Июнь 14th, 2011

XX.СИЛА КРАСНОРЕЧИЯ

АГЕСИЛАЙ

Говори самое лучшее и делай самое доблестное.

*

Говори короче, если можешь, а то я уже забыл начало речи, а остальное не понял!

*

Когда ты говоришь много о малом, то похож на сапожника, который обувает маленькую ногу в большой башмак.

*

АГИД

Если самое ценное в человеке речь, выходит, когда я молчу, то ничего не стою?

*

 

АНАХАРСИС

Язык мой – друг мне и враг.

*

АНТИСФЕН

Если мудрые люди искусны в речах, то они умеют одну и ту же мысль выразить разными способами. Поэтому те, кто умеет говорить об одном и том же по-разному, могут, пожалуй, быть названы «многохитростными», т.е. «ловкими». А мудрые люди, в то же время, и добродетельными.

*

Многообразие в речах и употребление различных средств речи порождают у различных слушателей единообразие в восприятии, ибо каждому свойственно свое, единственное. Поэтому своеобразие каждого собирает пестрое различие речей в одно, подходящее только для него. С другой стороны, единообразное несоответствие порождает в восприятии различных людей впечатление разнообразия речи, отвергаемого многими, так как они считают неприемлемой и саму речь.

*

Не оратор является мерой слушателя, а слушатель — мерой оратора.

*

Слово по сравнению с фактами не имеет никакой силы; из-за недостатка фактов говорятся долгие и многословные речи, а пользу принесет не тот, кто речист.

*

АРИСТОТЕЛЬ

Если позорно не уметь владеть своим телом, то не менее позорно не уметь владеть словом.

*

Ирония отличается более благородным характером, чем шутовство, потому что в первом случае человек прибегает к шутке ради самого себя, а шут делает это ради других.

*

Одна жрица не позволяла своему сыну говорить политические речи, сказав: «Если ты будешь говорить справедливое, тебя возненавидят люди, если несправедливое – боги». Но можно также сказать, что должно говорить такие речи, ибо, если ты будешь говорить справедливое, тебя полюбят боги, если несправедливое – люди.

*

Остроумие есть отшлифованное высокомерие.

*

Пользоваться изречениями прилично относительно того, в чем человек опытен, употребление же изречений по поводу того, в чем человек неопытен, есть признак неразумия и невоспитанности.

*

Прорицатели выражаются о деле общими фразами именно потому, что здесь менее всего возможна ошибка. Как в игре в «чет и нечет» скорее можно выиграть, говоря просто «чет» или «нечет», чем точно обозначая число.

*

Речь должна обладать ритмом, но не метром, так как в последнем случае получатся стихи.

*

Риторика имеет в виду то, что убедительно для всех. Ведь и сумасшедшим кое-что кажется убедительным.

*

Стиль основывается на умении говорить правильно, а это зависит от пяти условий: от употребления союзов, от того, размещены ли они так, как они по своей природе должны следовать друг за другом, сначала одни, потом другие, как этого требуют некоторые писатели. И следует ставить их один за другим, пока еще о требуемом  соотношении помнишь, не размещая их   на слишком большом расстоянии, и не употреблять один союз раньше другого необходимого, потому что подобное употребление союзов лишь в редких случаях бывает пригодно.

Итак, первое условие заключается в правильном употреблении союзов. Второе заключается в употреблении  именно  собственных  слов, а не описательных  выражений. В-третьих, не следует употреблять двусмысленных выражений – кроме тех случаев, когда  это делается умышленно, как, например, поступают люди, которым нечего сказать, но которые, тем не менее, делают вид, что говорят нечто.

В таком случае люди выражают это в поэтической форме, как, например, Эмпедокл. Такие иносказательные выражения своей пространностью  морочат слушателей, которые в этом случае испытывают то же, что испытывает народ перед прорицателями: когда они выражаются  двусмысленно,  народ  вполне соглашается с ними: «Крез, перейдя Алис, разрушит великое царство».

В-четвертых, следует правильно употреблять роды имен. В-пятых, следует соблюдать последовательность в числе, идет ли речь о многих или  о немногих или об одном.

 *    

Стиль речи письменной – самый точный, а речи полемической – самый актерский.

*

Умозаключение есть выстраиваемая речь, в которой из известных посылок вытекает нечто новое.

*

АРХИДАМ III

Каждая скотина имеет собственный голос, и только человек, прежде чем исполнить задуманное, говорит на разные, весьма отличающиеся друг от друга голоса.

*

Кто умеет говорить, знает и время для этого.

*

АФИНОДОР

В гневе ничего не говори и не делай, пока не скажешь про себя все буквы алфавита.

*

БИАНТ

Говори, не торопясь: спешка — удел безумных.

*

Не болтай: не сложится – пожалеешь.

*

Не болтай без умолку – больше слушай. Говори лишь то, что сказать уместно.

*
Сомневающегося не силой бери – убеждением.

*

Спешка  – знак безумия, даже при разговоре.

*

Убеждай словом.

*

Язык считается самой лучшей и одновременно худшей частью.

*

БИОН

С шуткой обращайся осторожно, а не то, будешь понят ложно.

*

ГЕРАКЛИТ

Собаки лают на тех, кого не знают.

*

ГЕРМОГЕН

Величавость заключается не во внешнем ходе изложения, а в первую очередь в мысли, в самом предмете размышления. Степень величавости, однако, может быть различной. Она имеет свои градации, первую, вторую, третью, четвертую, переходя от благоговейного размышления о богах к глубинам природы и, наконец, к человеку с его религиозно-этическими проблемами и событиями его жизни. Степень напряженности качеств или идей стиля, таким образом, все время меняется в зависимости от мыслей.

*

Вещи, приятные взгляду, или осязанию, или вкусу, или еще как-то доставляющие наслаждение, будучи названы в речи, доставляют удовольствие.

*

Во всякой речи меня интересует её ясность и чистота, вразумительность, достоинство, значительность и величавость; приподнятость, или блистательность, обстоятельность, отделка и красота; выразительность и характерность; простота и сладость; живость, острословие, свежесть и пленительность слога, скромность, правдивость речи, мастерство. Здесь же несколько отрицательных качеств, таких, как язвительность, грубость, или суровость, резкость и тяжеловесность.

*

Грубость, или суровость, слога заслуживает особого рассмотрения, не меньше, чем величавость. Грубость, как это ни удивительно, наряду с приподнятостью или, буквальнее, блистательностью слога суть не что иное, как действенные черты язвительности. Трудный, или суровый, слог полон горечи и чрезмерной укоризны. Приказания и вопросы обличительного свойства отличаются суровостью. Нельзя получить хотя какого-то удовольствия, какой-то видимости хорошо размеренной речи от столкновения гласных или стяжения стоп. Здесь все неритмично, неблагозвучно и раздражает слух. Но и это неблагозвучие, и часто даже отсутствие ритма, придает речи свою специфику, без которой немыслимо риторическое мастерство.

*

Значительность, весомость и достоинство придаются речи такими качествами, как величавость, обстоятельность, грубость, приподнятость, язвительность, а также резкость, которая мало отличается от грубости. Величавость и обстоятельность суть сами по себе, а все остальные качества переплетаются и не переплетаются какими-то признаками, в каких-то частях сходятся, а в каких-то расходятся. Величавым методам свойственно мистически и таинственно знаменовать нечто, изрекая величавые мысли.

*

Качество речи есть то, что видно, что зримо, что воспринимается чувствами. Качества речи действительно ощутимы и внешне и выразительны. Вот почему речь течет ясно, чисто, величаво, значительно, обстоятельно и приподнято. Она прекрасна по своей отделке, красоте и выразительности. Одна и та же речь может иметь характер простой, скромный и сладостный, сочетая в себе сладость слога с живостью и остротой, свежестью и пленительностью.

*

Красота речи, в конечном счете, есть соразмерность и своего рода хороший цвет либо членов и частей, из которых получается та или иная речь, либо целых видов слога, смешанных в одно, либо тех черт, что заполняют каждый вид слога. Мысли же сами по себе, а также те или иные методы к такого рода красоте не относятся.

Резкость тоже имеет в своей сути укоризненные и обличительные мысли. Эти мысли выражаются свойственными резкому слогу методами – неприкрыто, ясно, даже обнажено. Резкость свойственна не только мыслям и словам, но и отдельным оборотам, колонам и коммам, стяжениям, клаузулам и ритму, то есть совокупности, содержательной и формальной стороны речи.

*

Наряду с величавостью в речи особенно ценится приподнятость, или блистательность, исполненную достоинства, которая достигается некоей прелестью, тщательностью и красотой построения. Приподнятый по мысли слог получается тогда, когда говорящий твердо убежден в том, что он говорит, сочетая в речи свое знание предмета и радость, доставляемую слушателям. Приподнятость и блеск создаются не внешним путем, но объединяя сознательное владение предметом с чистым наслаждением, рождающимся от совершенства произнесения речи.

*

Язвительность в речи требует приподнятых оборотов речи, а ее обороты те же, что в приподнятом и резком слоге. Язвительный слог всегда имеет больше приподнятости и блеска. Язвительность и приподнятость сходятся, смешиваются, а не просто сопровождают друг друга, хотя язвительность имеет нечто от приподнятости, а эта последняя ничего не имеет от язвительности.

*

Я рассуждаю о тех качествах, которые придают речи значительность и достоинство, и здесь невозможно пройти мимо приподнятости, или блистательности. Как это ни странно, но блистательность – непременный спутник величавости, суровости и резкости. Но не эта блистательность, что состоит в естественной прелести и подобает сладостному и простому слогу, и не та, что достигается тщательностью и красотой построения. Я имею в виду блистательность, исполненную достоинства. Именно она придает речи приподнятость, и обороты приподнятой речи величавы, оставляют приятное ощущение. В приподнятом слоге всегда есть элемент оценки и превознесения, почему он и противоположен чистому слогу. В приподнятом слоге отсутствует момент объективности, и наиболее выразительно проявляются пристрастия говорящих.

*

Ясность тесно связана с содержательной стороной речи. Ясность не может быть без чистоты и вразумительности, а чистота сама основана на мысли и изложении слова. Вразумительность же более всего заключается в методе изложения мыслей, общих всем, всем доступных… понятых, не содержащих… скрытого умысла.

*

Оратора подстерегает немалая опасность от неразумных увлечений внешними красотами, от неумеренности, которая приводит к пошлости и безвкусице, так же как и от неумеренности употребления величавых переносов.

*

Оратор должен сделать речь красивой, нарядной, украшенной, отличающейся тщательностью и красотой отделки, яркостью. Эта яркость, в зависимости от типа речи, может быть свежей, вызывается сладостной простотой, или красотой искусного сочетания слов; но она может быть и внушительной в речи приподнятой или блистательной. Красивое сочетание равнозначно сладостному потому, что оно делает речь похожей на метрическую и вкладывает в нее приятность для чувств. Сладость в свою очередь – это украшение простоты, или некая красота простоты.

*

Простому слогу свойственны сладостные слова. Сладостная речь доставляет удовольствие даже своим стяжением. Этой речи присущи обороты, свойственные красивому и разукрашенному слогу. Речь может приобретать не только живость, но и яркость.

*

Речевой ритм создается также и благодаря мысли, поскольку мысль развивается в определенной последовательности речевых отрывков… Хотя никакие мысли сами по себе не делают речь выразительной. Выразительным бывает живой и острый слог, его обороты и слова, метрически оформленные.

*

Речь окончательно не может быть завершенной, если в ней отсутствует красота сама по себе. А красота состоит из мыслей, методов, слов. Она есть слаженность, соразмерность и некоторый особый характер, проявляющийся на протяжении всей речи и соответствующий ей как цвет, в том или ином теле. На первом месте здесь мысль, на втором – метод и только на третьем – слово.

*

ГИППИЙ

Прекрасно и ценно: уметь выступить с хорошей, красивой речью в суде, совете или перед иными властями, к которым ты ее держишь; убедить слушателей и удалиться с наградой, не ничтожнейшей, но величайшей – спасти самого себя, свои деньги, друзей. Вот чего следует держаться, распростившись со всеми этими словесными безделками.

*

ГОРГИЙ

А что сила убеждения, которая присуща слову, душа формирует, как хочет, это можно узнать из словесных состязаний в народных собраниях, в которых бывает что одна речь, искусно составленная, но не соответствующая истине, более всего нравится народной массе и убеждает её.

*

Должно нам мужчину и женщину, слово и дело, город и поступок, ежели похвальны они – хвалою почтить, ежели непохвальны – насмешкой сразить. И напротив, равно неумно и неверно достохвальное – порицать, осмеяния же достойное – восхвалять.

*

И сколько, и скольких, и в скольких делах убедили, и будут всегда убеждать, в неправде используя речи искусные!

*

Искусство убеждать людей много выше всех искусств, так как оно делает всех своими рабами по доброй воле, а не по принуждению.

*

Одинаковую мощь имеют и сила слова для состояния души, и состав лекарства относительно природы тела, её ощущений. Подобно тому, как одни лекарства изгоняют из тела соки и прекращают болезни, другие прекращают жизнь, – точно так же и речи: одни огорчают, другие восхищают, третьи устрашают, четвертые ободряют, иным же, кто слушает их, внушают храбрость. Но бывает, недобрым своим убеждением они отравляют и околдовывают душу, склоняя её к чему-нибудь дурному.

*

Серьезность противников следует убивать шуткой, шутку же  – серьезностью.

*

Слово – величайший владыка: видом малое и незаметное, а дела творит чудесные – может страх прекратить и печаль отвратить, вызвать радость и усилить жалость.

*

Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может, и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание победить. Я считаю и называю всю поэзию в целом речью, обладающей размером. Теми, кто слушает её, овладевает то трепет ужаса, то слезы сострадания, то печаль тоски, и по поводу счастья и несчастья чужих дел и тел душа через посредство речей испытывает некоторое собственное чувствование.

*

С помощью слова можно доказать кому угодно что угодно.

*

Убеждением можно завладеть телом и душой; убеждение, хотя не имеющее вид насилия, принуждения, но силу имеет такую же. Ведь речь, убедившая душу, ее убедив, заставляет подчиниться сказанному, сочувствовать сделанному. Убедивший так же виновен, как и принудивший; она же, убежденная, как принужденная, напрасно в речах  себе слышит поношение.

*

ДЕМЕТРИЙ СУНИЙСКИЙ

В растянутой речи непременно исчезают страстность и сила выражения. И как животные сжимают тело, вступая в драку, так речь как бы стягивается в кольцо для усиления выразительности.

*

Выспренность в стиле речи походит на хвастовство.

*

Гнев не нуждается в искусной отделке.

*

Значительная мысль, выраженная в сжатой форме, приобретает вид мудрости, подобно тому, как уже в семени прозревает большое дерево.

*

Краткость повелительна, тогда как пространность уместна в мольбах и просьбах.

*

Подразумеваемое действует сильнее, а «разжеванное» вызывает пренебрежение.

*

Самое сильное выражение следует приберегать к концу.

*

ДЕМЕТРИЙ ФАЛЕРСКИЙ

Сила слова в государстве сродни силе стали в битве.

*

 

ДЕМОНАКТ

Если ты дома готовишь речи, произнося их наедине с самим собой, и они плохи, сделай вывод, что у тебя глупый слушатель.

*

ДЕМОСФЕН

Высказать добрые пожелания легко; а вот сделать ответственный выбор –  это уже совсем не так просто.

*

Оратор должен быть красноречив, а красноречивый человек владеет оружием, острым языком, которого надо опасаться всерьез… Ибо верные слова не всегда изящны, а красивые зачастую не заслуживают доверия.

*

Политические ораторы должны всегда предлагать самое лучшее, а не самое легкое.

*

Что должно приковывать внимание слушателей: прежде всего – произношение, во-вторых – опять произношение и, в-третьих, – опять-таки произношение речи!

*

ДЕМОКРИТ

Хороший поступок нельзя запятнать речью, точно так же как дурное действие обелить хорошей речью.

*

ДИОГЕН

Самое хорошее в людях это свобода речи.

*

ДИОН ХРИСОСТОМ

Не воображайте, что оратор станет сражаться, защищая вас, разве что ругаться будет, как баба.

*

Поистине, род человеческий готов лишиться чего угодно, но не голоса и речи; в этом одном уже неизмеримое его богатство. В самом деле, из всего, что доступно восприятию, человек не оставил ничего невыраженным и необозначенным, но на все постигнутое он накладывает сейчас же ясную печать имени; часто он имеет даже много названий для одного и того же предмета, и когда кто-либо произнесет хотя бы одно из них, у него возникает представление, которое лишь немного бледнее действительности.

*

ДИОНИСИЙ ГАЛИКАРНАССКИЙ

В выразительной речи, собранной в лад и расцвеченной в тон, каждое слово не сидит на видном месте, не шагает широким шагом, но все в непрерывном движении, стремлении, течении, где все скрепы этой речи замечательны плавностью, мягкостью, легкостью и где господствуют соразмерность членов, закругленность периодов, ясность, выписанность и упорядоченность, достигаемые точной мерой.

*

Всякая речь, которой выражаем мы мысли, бывает либо стихотворной, либо прозаической. Как в той, так и в другой стихи и проза становятся красивыми тогда, когда достигается красивая стройность; слово же, брошенное наугад, как попало, губит вместе с собой и полезную мысль. Многие поэты и прозаики, как философы, так и ораторы, заботливо подбирают очень красивые и соответствующие содержанию выражения, но необдуманно и безвкусно соединяют их, и ничего хорошего от такого труда не получается; и наоборот, другие, взяв низменные, простые слова, но сложив их в приятные и искусные сочетания, облекают речь величайшей прелестью. Пожалуй, соединение слов так же относится к подбору, как слова относятся к мыслям. Как бесполезна хорошая мысль, если ты не украсишь ее прекрасным словесным выражением, так точно и здесь нет никакого проку в изыскании чистого, благозвучного выражения, если последнее не вправлено в соответствующее ему красивое построение.

*

Если от грязных ног, идущих по глине и кучам мусора, вред невелик, то от невежественного языка немалый урон бывает слушателям.

*

Есть два рода упражнений во всех речах: одни производятся над мыслями, другие — над словами. Первые из них принадлежат более к части предметной, вторые — к части словесной. Всякий, кто стремится хорошо говорить, должен проявлять одинаковое усердие в обеих этих науках о речи. Однако наука, ведущая нас к предметам и заключенным в них мыслям, медлительна и тяжела для молодых и не может пасть на долю нежного ребяческого возраста. Это удел разума зрелого: лишь поседелым летам свойственнее такое познание, умноженное обильными сведениями о словах и деяниях, равно как богатым опытом всего, что бывало с ним и другими людьми. Напротив, любовь к красоте и ценности слова не менее цветет и в юношеском возрасте. Действительно, все молодые души наслаждаются цветистостью выражения и стремятся к ней безумно, словно одержимые богом. Они-то и нуждаются с самого начала в основательном и разумном надзоре и руководстве, если только хотят не всякое выговаривать слово, что на язык попадет, и не наудачу соединять между собою первые попавшиеся слова, но пользоваться подбором слов чистых и подлинных и содействовать их красоте, соединяя их величаво и вместе с тем приятно.

*

Изящному стилю речи, буквально гладкому, полированному и выпуклому, присуща цветущая свежесть или цветистая пестрота, гладкость, мягкость, девичество, изнеженность, благозвучие. Он-то и создает поэтическую и мелическую прелесть. Гладкое соединение похоже на хорошо вытканные ткани или картины, где светлое оттенено темным. При гладком сочетании все слова благозвучны, гладки, мягки и нежны. Гладкое соединение любит употреблять особые слова, желает, чтобы они подчинялись и подтачивались, чтобы члены их сплетали общую ткань.

*

Каждый звук в нашей речи значим: Л – самый сладкий, А – самый благозвучный, Р – самый благородный, С – самый безобразный. Одни из звуков ласкают слух, другие раздражают, третьи звучат наподобие рога (М, Н), а иные близки к звериному голосу (С). Перевес гласных создает красоту, преобладание согласных – некрасивость.

*

Красивый склад речи основан не на разнообразии как переходе от лучшего к худшему или, наоборот, от худшего к лучшему, а на разнообразии однородного, ибо при неизменном повторении надоедает и всяческая красота.

*

Красота слова важна в том случае, если она оформляет хорошую мысль, которая в свою очередь бесполезна вне красоты построения и благозвучия. План содержания и план выражения, таким образом, представляет нечто единое, без той гипертрофии формальных моментов, которыми часто страдали александрийцы.

*

Мера есть один из лучших критериев удовольствия или неудовольствия, то есть объективного соответствия эстетического предмета субъективной настроенности человека. Своевременные перемены вносят приятность и разнообразие в строй речи, который обязательно должен покоиться на соответствии, или строй речи должен быть свойственным и соответствующим содержанию.

*

От правильного сочетания слов зависит убедительность речи.

*

Прекрасное и приятное в слове имеют определенную аналогию в других видах искусства – в скульптуре, живописи и резьбе, и этому учит художника сама действительность.

*

Прекрасное и приятное могут сочетаться, но нет ничего удивительного, если они исключают одно другое. Бывает, что речь сложена поистине красиво, но вовсе не приятно, или сложена в высшей степени приятно, но лишена красоты, где она нужна. А если соединение слов обладает обоими качествами, тогда речь приятна и красива.

*

Прекрасному обязательно сопутствует приятное. Приятность и красота являются двумя основными началами, к которым стремятся составители стихов и прозы.

*

Приятной и красивой становится речь благодаря следующим четырем решающим и важнейшим вещам: мелодии, ритму, разнообразию и, наконец, уместности, сопутствующей каждому из этих трех качеств. Под приятностью я понимаю свежесть, привлекательность, благозвучие, сладость, убедительность и тому подобное; а под красотой — великолепие, вескость, важность, достоинство, убедительность и тому подобное. Эти два качества кажутся мне главными, а все остальные — как бы их подразделениями. Именно к этим двум качествам, и вряд ли еще к каким-нибудь иным, стремятся все серьезные сочинители стихов, песен и так называемой прозы; и многие превосходные писатели достигли успеха и в приятности, и в красоте, и в том и другом вместе.

*

Приятность речи, и убедительность, и мощь гораздо более зависят именно от соединения, чем от выбора слов, хотя этот последний первенствует и естественно предшествует соединению. Дело в том, что соединение слов обладает мощною способностью всю работу подбора подчинять и над ней господствовать.

*

Речь становится приятной и красивой благодаря мелодии, ритму, разнообразию и уместности. Необходимость мелодии и ритма, создающих красоту и приятность, доказывается посредством чувства или ощущения.

*

Сочетание слов должно быть красивым по своей природе, а не благодаря технической изощренности, то есть прекрасное соединение должно соответствовать своему предназначению и быть вполне целесообразным, как это и необходимо для классической эстетики.

*

Сочетание слов невозможно понять без учета музыкальности речи. Именно музыкальность с ее мелодикой, эвритмией, сменой разнообразных моментов и согласованностью изображаемого с его образцом лежат в основе науки соединения слов.

*

Средний стиль, общедоступный и даже снисходительный, родной каждому эллину и простой. Он предназначен для общего блага. Средний стиль важен уже по одному тому, что середина есть добродетель и в жизни, и в действиях, и в искусстве.

*

Строгий стиль речи напоминает кладку стен, когда на основание из отборных камней кладут камни неправильной формы, неотесанные, даже и необработанные. В этом стиле видна не театральная лощеная красота, а древняя и строгая, и понять такой стиль может только тот человек, у которого есть хоть какое-то чувство слова. Расчет и искусство, а не случай лежат в основе строгого стиля и слога сильного, крепкого, полного достоинства, достигающего величайшей гармонии.

*

Строитель всегда заботится о том, чтобы соединить камень, бревна или кирпич с необходимым ему материалом, далее, как расположить каждое из соединений, и, если оно не укладывается, обломить его, обтесать и придать удобный для кладки вид. Знаток науки о соединении слов тоже выбирает то соединение, которое красиво и приятно по самой своей природе. Как плотник и искусный мастер, он прилаживает этот материал, чтобы стройность казалась наилучшей, и, если надо, он его урезает, добавляет и изменяет, то есть сознательно обрабатывает.

*

Слух испытывает наслаждение от мелодий, но тот же слух увлекается ритмом, приветствует разнообразие и ищет во всем уместности.

*

Чрезвычайно важно, чтобы хорошая мысль была украшена прекрасным словесным выражением, а чистое, благозвучное выражение, в свою очередь, тоже должно быть вправлено в соответствующее красивое построение, или, точнее, в упорядоченность гармонии.

*

ЕВРИПИД

Вот кому служить должны бы все, за плату дорогую учителей сводя, чтоб, тайну слова познавши, убеждая – побеждать!

*

Зачем, о, смертные, мы всем другим наукам стараемся учиться так усердно, а речь, единую царицу мира, мы забываем?

*

Людей язык доводит.

*

Невоздержанный язык — худшее из зол. Не лучше ль дерзкий придержать язык?

*

Пусть речь моя не блещет острой, и груб ее язык прямой. Но правда для мудрых и немудрых одна на свете.

*

ЗАЛЕВК

А если кому захочется предложить что-либо народному собранию, пусть явится с петлей на шее, чтобы в случае провала предложения его можно было повесить с минимальными затратами для города.

*

ЗЕНОН КИТТИЙСКИЙ

Природа дала нам только один язык, но два уха — затем, чтобы мы слушали вдвое больше, чем говорили.

*

Речи, отделанные и безошибочные, но без души, сравнимы с серебряными монетами, среди которых немало фальшивых или урезанных в весе: они хороши с виду и отчеканены, как настоящая монета, но цена их от этого не выше. Речи противоположного свойства – они сравнимы с аттическими тетрадрахмами, грубо рубленными – как с погрешностями в языке, они все же подчас более весомы, чем самые тонковыведенные.  

*

ИСОКРАТ

Ведь ранее происшедшие события являются общим для всех нас материалом, но в удобный момент им воспользоваться, соответствующим образом каждое событие продумать и в хорошей словесной форме выразить – это разумным людям  присуще. 

*

Ведь тогда следует прекращать речь, когда или  данные  события  не будут иметь места и больше не явится необходимость обсуждать  их,  или  если речь покажется такой совершенной, что не оставит возможности прочим ораторам что-нибудь прибавить.

*

В уме и красноречии Афины своих соперников опередили настолько, что стали подлинной школой всего человечества, и благодаря именно нашему городу, слово «эллин» теперь означает не столько место рождения, сколько образ мысли и указывает скорее на воспитание и образованность, чем на общее с нами происхождение.

*

Для становления оратора необходимы всего три составляющие: природное дарование, правильное обучение и постоянная практика.

*

Если нельзя не говорить о том, что раньше сказали другие, то следует попытаться сказать это лучше них.

*

Если у тебя нет ни достаточно сильного голоса, ни смелости, чтобы обращаться к толпе, не подвергайся оскорблениям и брани с торчащими на трибуне.

*

Исократ, величайший мастер разговорной речи, не умел произносить тосты; поэтому обычно говорил на пирушках: «В чем я силен, это сейчас не ко времени, а что сейчас ко времени, в том я не силен».

*

Истинный оратор должен обладать талантом, быть образованным человеком и упражняться, т.е. кропотливо работать над составлением речей.

*

Кроме того, если бы никоим образом иначе нельзя было бы  освещать  одни  и  те  же события, как только в одной форме, то могло бы прийти кому-нибудь в  голову, что излишне, говоря в той же форме, в какой говорили другие, снова надоедать слушателям; но так как природа речей такова, что  является  возможность об одних и тех же предметах трактовать на разные лады,  важные  вещи  делать маловажными,  незначительным   придавать   значение,   старое   представлять по-новому, а о недавно происшедшем сказать по-старому, в таком случае больше нельзя избегать говорить о том, о чем раньше сказали  другие,  но  лучше  их следует попытаться сказать.

*

Настоящему мастеру слова следует не с пустяками возиться и не то внушать слушателям, что им бесполезно, а то, что и их избавит от бедности, и другим принесет великие блага.

*

Об одном и том же предмете говорить на разные лады, подновлять старое, новому придавать печать старины, великое уничтожать, ничтожное превозносить — таково назначение речи.

*

Ораторская речь должна не бояться, а пытаться прославлять доблестных мужей ничуть не хуже, чем делают это те, кто восхваляют их в песнях и стихах.

*

Принимайся говорить в двух случаях: или когда предмет своей речи обдумал ты ясно, или когда сказать о чем-нибудь необходимо; потому что только в этих двух случаях речь лучше молчания, а в остальных случаях гораздо лучше молчать, чем говорить.

*

Стремящиеся восхвалять кого-либо, должны уметь обнаружить в нем больше положительных качеств, чем у него есть их на самом деле, обвиняющие же должны действовать как раз наоборот.

*

У многих язык опережает мысль.

*

Часто, задев кого-либо словами, люди расплачиваются за это делами.

*

Что постыдно делать, о том и говорить не считай приличным.

*

Я  полагаю,  в  том  случае огромный толчок для развития получают и все прочие искусства и мастерство в произнесении речей, если  кто  с  восторгом  будет  ценить  не  первых  дела начинающих, но лучше других каждое из них совершающих, и  не  старающихся  о тех делах говорить, о каких никто ранее не сказал, но так  умеющих  сказать, как никто другой не смог бы.

*

КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

Говорящий выявляет то, что открывает Слово, как бы подготавливая путь для тех, кто способен совершать добрые дела, и побуждая слушателей к добродетели. Слово столь же спасительно, как и дело, а праведность не может быть неразумной. Счастлив тот, чьи слова достигают ушей слушателей.

*

Злоупотребление словом ничем не отличается от злодеяния. Неприязнь разит как меч, а злоречие наносит раны. Все это в равной степени гибельно. Таковы последствия всяких злых речей. А пользующиеся словом разумно приближаются к людям добродетельным. И словом ведь душа может быть в себя приведена и обращена к правоте и благочестивому образу жизни.

*

Счастлив тот, кто одинаково хорошо владеет обеими руками, однако владеющий даром красноречия не имеет права порицать того, чей удел творить добро; а последнему, в свою очередь, не следует презирать первого. Каждому подобает действовать в соответствии со своими природными способностями.

*

ЛИБАНИЙ

Молва определяет нравы.

*

Речами побуждать к совершенствованию должного, препятствовать вредному, с одним соглашаться, другим возражать, помогать разумным правителям, бороться с теми, кто полезного не видит, противопоставлять голосу с престола голос разумного совета, своим красноречием повергать в страх, но самому не страшиться.

*

Я бы охотно спросил – лгу ли я в своих похвалах и порицаниях; если я лгу, пусть они докажут, что прежнее положение не было лучше для государства; а если я говорю правду, чего они сердятся? Почему они называют не истину суровой, а того, кто следует ей? Ведь не моя речь создала факты, а мои речи родились из тех фактов.

*

ЛУКИАН

Если случится сделать ошибку или обмолвиться словом, лечить только одним средством – бесстыдством: пусть будет у тебя всегда наготове имя какого-нибудь несуществующего и никогда не существовавшего поэта или историка, который-де узаконил такой оборот речи, сам, будучи мужем мудрым и в безукоризненности языка достигшим высшей ступени.

*

Когда же придется выступать тебе перед слушателями и присутствующие предложат составить речь такого-то содержания, на такой-то случай, пусть все трудное превращается у тебя в легкое, представляется пустяками, за которые мужу вообще не стоит браться; а взявшись, говори, ни о чем не заботясь, все, что взбредет в голову и придет на язык, нисколько не думая о том, чтобы первое так и сказать по времени первым, второе – следом за ним, а вслед за вторым третье: нет, что попадется первым т о первым и говори, и словом, если случится, то пусть поножи окажутся на лбу, а на ноге – вместо поножей шлем. Знай – погоняй, нанизывай одно на другое, толь ко не молчи.

*

Красноречивый оратор, чтобы произвести впечатление на толпу, возьми с собой прежде невежество, затем самоуверенности, да еще наглости и беззастенчивости. Стыд, приличия, скромность, способность краснеть оставь дома – это все бесполезно и даже вредит твоему делу. Умение кричать как можно громче и распевать без стыда… вот что единственно необходимо, а подчас и совершенно достаточно.  И пусть за тобой следует толпа народу… Затем – непонятные и старинные изречения и выражения, лишь изредка употреблявшиеся старинными писателями, собери в кучу, чтобы всегда быть готовым выстрелить ими в своих слушателей. Тогда толпа будет взирать на тебя с изумлением и думать, что ты далеко превосходишь ее образованием.

*

Лучше, когда мысли мчатся на коне, чтобы язык следовал за ними пешком, держась за седло и не отставая при беге. 

*

Не захотят слушатели хвалить тебя, начинай сердиться и бранить их, а если они подымутся с мест в смущении, уже готовые направиться к выходу,  – прикажи им сесть. Словом, дери себя со слушателями как тиран.  

*

Пуще богатства надо слова охранять.

*

Следует класть на язык свой печать, чтоб слова не молвить.

*

Слушай и молчи.

*

МЕНАНДР

Больше всего приучись сдерживать язык.

*

В споре часто побеждают дерзость и красноречие, а не истина.

*

Глубокий смысл в невысказанных словах.

*

Да, слово – врач страданий человеческих, кто в силах душу из недуга вызволить.

*

Дурной человек в речах познается.

*

Душе израненной доброе слово – лекарство.

*

И в бурьяне бывает красивый цветок, и у простых людей – мудрое слово.

*

Множимое языками причиной бывает бед.

*

Молчание может быть самым тяжким обвинением.

*

Мы все умны, когда дело идет о том, чтобы давать советы, но когда надо избегать промахов, мы не более как дети.

*

Мы за такого оратора, чья речь сильна не злобою, но неподдельной честностью пропитана.

*

Необдуманно вырывавшееся слово так же трудно удержать, как брошенный камень.

*

Не речью убеждают, а характером.

*

Нет ничего сильнее слова.

*

От гнева нет иных лекарств, как только друга слово осторожное.

*

Прежде всего, приучись сдерживать язык.

*

Презирай болтуна, который прерывает собеседника, желая обязательно вставить слово.

*

Тех избегай, кто откровенен в словах.

*

Язык, умудренный знаниями, не будет запинаться.

*

ПИФАГОР

Если погрешность свою покрываешь фразой, словами, то вновь согрешаешь.

*

Как ни коротки слова: все же они требуют самого серьезного размышления.

*

Одно и то же, что от полыни горечь отнять и что у слова дерзость отсечь.

*

Поскольку сила речи заключается в воздействии на душу, тому, кто собирается стать оратором, необходимо знать, сколько видов имеет душа: их столько-то, они такие-то, поэтому слушатели бывают такими-то и такими-то. Когда это должным образом разобрано, тогда устанавливается, что есть столько-то и столько-то видов речей и каждый из них такой-то. Таких слушателей по такой-то причине легко убедить в том-то и том-то какими-то речами, а такие-то потому-то и потому-то с трудом поддаются убеждению. Кто достаточно всё это продумал, тот затем наблюдает, как это всё осуществляется на деле… Когда же он будет способен определить, какими речами какой человек даст себя убедить, при встрече с таким человеком он сможет распознавать его и дать себе отчет, что вот как раз тот человек и тот характер, о котором прежде шла речь. Теперь он на самом деле предстал перед ним, и к нему надо вот так применить такие-то речи, чтобы убедить его в том-то. Сообразив всё это, он должен учесть время, когда ему уместнее говорить, а когда – воздержаться: все изученные им виды речей – сжатую речь, или жалостливую или же зажигательную – ему следует применять вовремя и кстати.

*

Прежде всего, надо познать истину относительно любой вещи, о которой говоришь или пишешь, суметь определить все соответственно с этой истиной, а дав определение, знать, как подразделить все это на виды…

*

Природу души надо рассматривать точно так же, отыскивая вид речи, соответствующий каждому характеру, и таким образом, строить и упорядочивать свою речь; к сложной душе надо обращаться со сложными, разнообразными речами, а красотой душе – с простыми.

*

Погрешности свои старайся не прикрывать словами, но врачевать обличениями.

*

ПЛАТОН

Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо: у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому.

*

Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах для него бесполезных и высказывается о том, про что его не спрашивают.

*

Искусство красноречия не есть ли вообще умение увлекать души словами?

*

Искусство убеждать людей много выше всех искусств, так как оно делает всех своими рабами по доброй воле, а не по принуждению.

*

Кто не знает истины, а гоняется за мнениями, у того искусство речи будет, видимо, смешными неискусным.

*

Кто не учитывает характеры своих будущих слушателей, … тот никогда не овладеет искусством красноречия настолько, насколько это возможно для человека.

*

Покажи мне свою немногословность, а многословие покажешь в другой раз.

*

ПЛОТИН

Пыл угасает, когда оратор чувствует, что его слушателям нечему научиться у него.

*

ПЛУТАРХ

Болтуны никого не слышат, ибо сами говорят беспрерывно.

*

Болтун хочет заставить себя любить и вызывает ненависть, хочет оказать услугу – и становится навязчивым, хочет вызвать удивление – и делается смешным; он оскорбляет своих друзей, служит своим врагам.

*

В речи гораздо более, чем в лице, как думают некоторые, открывается характер человека.

*

В Спарте полководец, достигший своей цели благодаря хитрости и убедительным речам, приносит в жертву быка, а победивший в открытом бою – петуха. Так даже столь воинственный народ, как спартанцы, полагал слово и разум более достойными и подобающими человеку средствами действия, нежели силу и отвагу.

*

Высшая мудрость – философствуя, не казаться философствующим и шуткой достигать серьезной цели.

*

Глупые речи превращают захмелевшего в пьяного.

*

Говори, или как можно короче, или как можно приятнее.

*

Говорить учимся мы у людей, молчать – у богов.

*

Два главнейших и величайших блага – слушать и быть выслушанным. Ни того ни другого не дано болтунам, и даже в самой страсти своей терпят они неудачу. Они жаждут слушателей, но не находят их, напротив: всякий от болтуна бежит без оглядки.

*

Дети любят в рассказываемом им некоторую загадочность, а из игр предпочитают такие, которые содержат в себе нечто сложное и трудное.

*

Есть три способа отвечать на вопросы: сказать необходимое, отвечать с приветливостью и наговорить лишнего.

*

Задающий мудреные вопросы неизбежно получит мудреные ответы.

*

Злословие непременно сопутствует любопытству.

*

Искусство красноречия – это умение в немногом выразить многое.

*

Катон никогда не скупился на похвалы самому себе и отнюдь не избегал прямого хвастовства, считая его спутником великих деяний.

*

Клеветы и злоречия надо остерегаться, как ядовитого червя на розе, – они скрыты тонкими и лощеными оборотами.

*

Когда ты бранишь других, смотри, чтобы ты сам был далек от того, за что другим выговариваешь.

*

Кто хочет соблюсти пристойность в насмешках, должен понимать различие между болезненным пристрастием и здравым увлечением… насмешки над первым оскорбляют, а над вторым воспринимаются благосклонно…

*

Мы часто задаем вопрос, не в ответе нуждаясь, а стремясь услышать голос и снискать расположение другого человека, желая втянуть его в беседу.

*

Нам приятно, когда нас спрашивают о том, о чем мы склонны рассказать и без чьей-либо просьбы.

*

Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо.

*

Непристойные речи политика позорят больше того, кем, чем того, про кого они говорятся.

*

Не только среди животных бывают такие, что прекрасно видят в потемках, но днем слепнут, – точно так же встречаются люди, красноречие и ум которых при сиянии солнца и зычных криках глашатая пропадают, но если дело вершится втихомолку и украдкой, способности их вновь обнаруживаются в полном блеске.

*

Ни одно произнесенное слово не принесло столько пользы, сколько множество несказанных.

*

Ничтожный поступок, слово или шутка лучше обнаруживают характер человека, чем битвы, в которых гибнут десятки тысяч, руководство огромными армиями и осады городов.

*

[Об афинянах:] Едва ли кому можно доставить так много удовольствия похвалами, но так мало огорчения насмешками. Начальников своих они заставляют трепетать, а врагам являют милость.

*

Опережать с ответами других, стараясь захватить чужой слух и занять чужие мысли, – все равно, что лезть целоваться к человеку, жаждущему поцелуя другого, или устремленный на другого взор стараться привлечь к себе.

*

Очень важно также следить за тем, чтобы насмешка пришлась кстати в обстановке общего разговора, в ответ на чей-либо вопрос или шутку, а не вторгалась в застолье как нечто чуждое и заранее подготовленное.

*

Подчас не без пользы бывает заткнуть обидчику рот остроумной отповедью; такая отповедь должна быть краткой и не обнаруживать ни раздражения, ни ярости, но пусть она умеет со спокойной улыбкой немного укусить, возвращая удар: как стрелы отлетают от твердого предмета обратно к тому, кто их послал, так и оскорбление словно бы летит от умного и владеющего собой оратора назад и попадет в оскорбителя.

*

Подшучивание иной раз сильнее задевает, чем брань. Кто попрекает человека, назвав его торговцем соленой рыбой, тот попросту выразит пренебрежение к его ремеслу; а кто скажет: «Знаем, что ты локтем нос утираешь», – добавит к этому издевку. Острота насмешки сообщает длительность ее действию, как зазубрина на стреле, и чем больше она забавляет окружающих, тем больше уязвляет того, против кого направлена: восхищаясь сказанным, слушатели как бы присоединяются к содержащемуся в нем поношению. Всякий насмешник как бы косвенно призывает окружающих сочувственно присоединиться к содержащемуся в его словах уязвлению.

*

Речь политического деятеля не должна быть ни юношески пылкой, ни театральной, как речи парадных ораторов, плетущих гирлянды из изящных и увесистых слов… Основу его речей должна составлять честная откровенность, истинное достоинство, патриотическая искренность, предусмотрительность, разумное внимание и забота… Правда, что политическое красноречие, гораздо больше, чем судебное, допускает сентенции, исторические параллели, выдумки и образные выражения, умеренное и уместное употребление которых в особенности хорошо действует на слушателей.

*

Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах.

*

Слово, доколе известно одному человеку, действительно остается тайным, а перейдя ко второму, становится достоянием молвы.

*

Спартанец Монт, сын Еврикрата, рассказывал о человеке, который долго говорил ему о важном деле; а он этому человеку сказал: «Говоришь-то ты, приятель, о деле, а время тратишь как бездельник».

*

Старикам, готовым говорить по всякому поводу, хотя бы и не к делу, доставит удовольствие любой вопрос, идущий навстречу этой их склонности.

*

Умные речи говорят умные, а дела делают дураки.

*

ПРОДИК

Одобрять свойственно душам беспристрастных слушателей, хвала же часто встречается в речи говорящих ложь против собственного убеждения.

*

Речи должны быть ни длинными, ни короткими, но соблюдающими надлежащую меру.

*

СОКРАТ

В искусстве врачевания те же самые приемы, что и в искусстве красноречия. И тут и там нужно разбираться в природе, в одном случае – тела, в другом – души, если ты намерен пользоваться не навыком и опытом, а искусством, применяя в первом случае лекарства и питание для восстановления здоровья и сил, а во втором – беседы и надлежащие занятия, чтобы привить желательное умение убеждать и добродетель.

*

Вот что должно стоять перед глазами у оратора, искусного и честного: какие бы речи он ни произносил, воздействуя на души, какие бы поступки ни совершал и что бы он ни дарил, что бы ни отнимал –  даря и отнимая, он постоянно будет озабочен тем, как поселить в душах сограждан справедливость и прогнать несправедливость, поселить воздержность, изгнать распущенность и вообще поселить все достоинства, а все пороки удалить.

*

В словах есть одна добродетель – ничего сверх меры.

*

Красноречие двойственно, ибо одна его часть должна быть самою угодливостью, постыдным заискиванием перед народом, а другая – прекрасным попечением о душах сограждан, – чтобы они стали, как можно лучше, – бесстрашной защитой самого лучшего, нравится это слушателям, или не нравится. Но ведь такого красноречия ты никогда и не видел! Если же, напротив, ты можешь назвать подобного человека среди ораторов, скорее говори, чтобы и мне знать, кто это такой.

*

Надо выступать с обвинением и против самого себя, и против сына, и против друга, если совершена несправедливость, и что в этом случае полезно обращаться за помощью к красноречию. Истиной оказывается и то, что чинить несправедливость хуже, чем терпеть, и насколько хуже, настолько же безобразнее, постыднее. И если кто решил овладеть красноречием по-настоящему, он должен быть человеком справедливым и сведущим в делах справедливости.

*

Поскольку сила речи заключается в воздействии на душу, тому, кто собирается стать оратором, необходимо знать, сколько видов имеет душа. Когда это должным образом разобрано, тогда устанавливается, столько-то нужно видов речей и таких-то слушателей. Когда же оратор будет способен определять, какими речами и какой человек даст себя убедить, тогда при встрече с таким человеком он сможет распознать его, чтобы убедить такой-то речью в том-то. Сообразив все это, он должен учесть время, когда ему удобнее говорить, а когда и воздержаться: все изученные им виды речей – сжатую речь, или жалостливую, или возбуждающую – ему следует применять вовремя и кстати: только тогда, и никак не ранее, его искусство будет разработано прекрасно и совершенно. Если же, произнося речь, сочиняя или обучая, он упустит хоть что-нибудь из этого, а между тем станет утверждать, что придерживается правил искусства, прав будет тот, кто ему не поверит.

*

Прежде всего, надо познать истину относительно любой вещи, о которой говоришь или пишешь; суметь определить все соответственно с этой истиной, а дав определение, знать, как дальше подразделить это на виды, вплоть до того, что не поддается делению. Природу души надо рассматривать точно так же, отыскивая вид речи, соответствующий каждому природному складу, и таким образом строить и упорядочивать свою речь; к сложной душе надо обращаться со сложными, разнообразными речами, а к простой душе – с простыми. Без этого невозможно искусно, насколько это позволяет природа, овладеть всем родом речей – ни теми, что предназначены учить, ни теми – что убеждать, как показало все наше предшествующее рассуждение. 

*

Речи достойного человека всегда направлены к высшему благу, он никогда не станет говорить наобум, но всегда держит в уме какой-то образец, как и все остальные мастера: стремясь выполнить свое дело, каждый из них выбирает нужные снасти не кое-как, но чтобы вещь, над которою они трудятся, приобрела определенный вид.

*

Софистика прекраснее красноречия в такой же точно мере, в какой искусство законодателя прекраснее правосудия и гимнастика – искусства врачевания. Одни только ораторы и софисты, на мой взгляд, не могут бранить своих воспитанников, обвиняя их в неблагодарности, ибо тем самым они обвиняют и самих себя – в том, что не принесли пользы, которую обещали принести.

*

Тому, кто собирается стать хорошим оратором, совершенно излишне иметь истинное представление о справедливых и хороших делах или о людях, справедливых и дорогих по природе либо по воспитанию. В судах решительно никому нет никакого дела до истины, важна только убедительность. А она состоит в правдоподобии, на чем и должен сосредоточить свое внимание тот, кто хочет произнести искусную речь. Иной раз в защитительной и обвинительной речи даже следует умолчать о том, что было в действительности, если это неправдоподобно, и говорить только о правдоподобном: оратор изо всех сил должен гнаться за правдоподобием, зачастую распрощавшись с истиной. Провести это через всю речь – вот в чем и будет состоять все искусство.

*

СОЛОН

Слово есть образ дела.

*

СОФОКЛ

Много говорить и много сказать – не есть одно и то же.

*

Слушай и молчи.

*

ТЕОФРАСТ

Для злоязычного его слово – это и свобода, и демократия, и независимость.

*

Надежней конь без узды, чем речь без связи.        

*

ФЕДР

Живая и одушевленная речи знающего человека есть справедливое отображение его письменной речи.

*

ФЕМИСТОКЛ

Человеческая речь соткана из слов, подобно разноцветному ковру, который, открываясь, показывает картины, на них изображенные. А будучи свернуты, ковры сокрывают картины и портят впечатление

*

 

ФИЛОДЕМ

Речь является даром природы, а прекрасная речь есть дар искусства. Но лучше всего – это философская речь, в которой пусть не будет никакой простоты или искусства и никакой корыстной погони за отдельными жизненными обстоятельствами, но зато будет правильная, научно обоснованная и достаточно всем понятная картина общественной жизни и вообще объективного бытия.

*

 

ФИЛОСТРАТ ФЛАВИЙ (СТАРШИЙ)

Никакое слово не приносит пользы, сказанное не с глазу на глаз.

*

ФОКИОН

Вам следует воевать с соседями не оружием, а словами, и в этом  вы можете оказаться сильнее соседей.

*

Вы можете заставить меня сделать то, чего я бы не желал исполнить, но вы никогда не услышите от меня таких слов, каких я не хочу произносить.

*

Как монета при меньшей тяжести и величине имеет меньше цены, так смысл речей состоит в том, чтобы под немногими словами много разуметь.  

*

Я размышляю над тем, как обойти то, что надо мне сказать против вас, афиняне!

*

Я сейчас думаю, нельзя ли чего ещё убавить от своей речи, которую намерен завтра сказать гражданам.

*

ФРАСИМАХ

Слово и умение владеть этим словом жизненно важны для обустройства государства.

*

ХИЛОН

Не злословь о ближнем, чтобы не услышать такого, чему сам не возрадуешься.

*

Не позволяй своему языку опережать твою мысль.

*

Плохо, коль язык твой ума быстрее.

*

ЭПИКТЕТ

Мера – общее условие для всех видов слова.

*

На того, с кем  ты разговариваешь, смотри  с трех точек зрения:  считай его или выше тебя по  умственному  развитию, или ниже, или равным тебе. Если он умнее тебя – слушай и слушайся его, глупее – сам дай ему совет; если он равен тебе  по уму  – согласись  с ним. Помня это, ты никогда не привыкнешь спорить.

*

Прежде чем взяться за что-нибудь или сказать, внимательно подумай сам с собою: того, что ты скажешь или сделаешь, не воротишь.

*

Речь смелая, но бессвязная – что тупой меч.

*

Совет  лучше  порицания:  первый  -  мягок, полон дружеского  участия, второе – жестоко  и оскорбительно; один исправляет виновного, другое только осыпает его упреками.

*

Советнику следует обращать внимание главным образом на то, есть ли стыд и  понятие  чести  у  тех,  кому  он  дает  советы: кто  потерял стыд,  того бесполезно исправлять.

*

Старайся  всегда заранее думать главным  образом о  том, чтобы тебе ничего  не потерять.  Молчать   безопаснее,  чем  говорить.  В  особенности  не  говори глупостей.

*

ЭПИХАРМ

Не говорить ты умеешь, но молчать ты не способен.

*

Что до меня говорили двое, с тем справляюсь я один.

*

ЭСХИЛ

Не повышайте голоса, рассказ ведя неторопливо, строгого спокойствия пусть будут ваши лица и глаза полны. Двойною плетью хлещут празднословного.

*

ЭСХИН

Нужно, чтобы оратор и закон говорили одно; если же закон гласит одно, а оратор – другое, то голос следует подавать за правду закона, а не за бесстыдство говорящего.

*

Речи благородного человека, даже если они составлены коряво и безыскусно, будут полезны для слушателей, тогда как речи мерзавца – не принесут слушателям никакой пользы.

*

Хорошо, когда рассудительность оратора помогает ему выбрать наилучшие решения, а его образованность и красноречие убеждают слушателей. Если оба эти качества не соединены в одном человеке, то благоразумие всегда следует предпочесть красноречию.

*

Комментарии закрыты.