Skip to content

Древние греки о человеческой Душе

by Анатолий Ильяхов on Август 21st, 2010

                                         ТЕЛО И ДУША

 

АЛКМЕОН

  • Бессмертной части Космоса – Солнцу, Луне и звездам соответствует бессмертная часть человека – его душа, находящаяся в вечном круговом движении.

 

  • Душа бессмертна, потому что сходна с бессмертными существами; а бессмертие ей присуще, поскольку она находится в постоянном движении. Ведь все божественное находится всегда в непрерывном движении: Луна, Солнце, звезды и все небо.

 

АНАХАРСИС

  • Тело есть орудие души, а душа  – орудие бога. И как тело производит многие движения своею силою (но больше всего и лучше всего – силою души), так и душа некоторые движения совершает сама по себе, а некоторые вверяет богу, – чтобы он обращал и направлял её по своей воле. Но изо всех орудий душа – самое послушное в руках бога.

АРИСТОКСЕН

  • Соотношение между душой и телом человека такое же, как между музыкальной гармонией и лирой.

 

  • Пифагорейцы лечат тело с помощью медицины, а душу с помощью музыки.

 

БИАНТ

  • Только больная душа может устремляться к невозможному и быть глуха к чужой беде.

 

БИОН

  • Душа человека покидает его тело, словно арендованную квартиру. Это происходит, когда хозяин, сдавший нам её, не получает своевременную плату и отнимает ключи от дверей, забирает посуду и не дает пользоваться колодцем; так же мы покидаем наше бренное тело, когда природа, сдавшая нам его в аренду, отнимает зрение, слух, руки, ноги.

 

ГЕРАКЛИТ

  • Душа человека — ипостась Огня-Логоса. Чем больше Огня и меньше Влаги в душе, тем она совершеннее и ближе к Логосу, являя собой сухой блеск: сияющая, сухая душа – мудрейшая и наилучшая.

 

  • Душе присущ самообогощающийся Логос.

 

  • Душе присуща самовозрастающая мера.

 

  • Идя к пределам души, ты не найдешь их, даже если пройдешь весь путь: таким глубоким она обладает Логосом.

 

  • Границ души тебе не отыскать, по какому бы пути ты не пошел: столь глубока ее мера.

 

  • Одно и то же живое и умершее, проснувшееся и спящее, молодое и старое, ибо первое исчезает во втором, а второе – в первом.

 

  • Желание сердца исполняется ценою души.

 

  • Души, павшие в бою, чище тех, что в болезнях.

 

  • Для людей с грубой душой их глаза и уши – плохие свидетели.

 

  • Трудно бороться со страстью! А ведь желание сердца исполняется ценою души.

 

  • У пьяных и больных душа слишком увлажнена.

 

  • Пьяный человек – ребенок: он шатается и не видит, куда идет, имея влажную душу.

 

ГИППОКРАТ

  • Душа человека развивается до самой смерти.

 

ДЕМОКРИТ

  • Кто предпочитает душевные блага, избирает божественную часть; кто предпочитает блага телесного сосуда, избирает человеческое тело.

 

  • Душа человека как совокупность атомов подвержена разрушению.

 

  • Тело не является темницей для души, оно служит ей оболочкой, хранилищем души. Но тело зависит от души, потому что несет на себе ее отблеск.

 

  • Если бы тело привлекло душу к суду за боль и муки, которые оно претерпело за всю жизнь, то душу следовало бы осудить: за то, что она, с одной стороны, погубила тело отсутствием заботы, ослабило его попойками, с другой – развратила и подорвала любовью к наслаждениям. Подобно  тому, как если бы обвинили владельца орудия или инструмента, который он привел в негодное состояние своим дурным обращением. Он не был бы оправдан!

 

  • Слишком сильные стремления к чему-либо одному делают душу слепой ко всему остальному.

 

  • Людям следует большее значение придавать надлежащему состоянию души, чем тела. Ибо совершенная душа выправляет дурные стороны тела, телесная же сила без разума ничем не может усовершенствовать душу.

 

  • Как счастье, так и несчастье, заложены в душе.

 

  • Счастье заключено не стадах и не в золоте; душа – местопребывание гения счастья.

 

  • Человек! Болезни тела и страдания твои претерпевают от твоей собственной  природы и, кроме того, полученных извне причин. Если бы ты открыл себя изнутри, нашел бы многообразное и многострадальное хранилище и склад несчастий; они не протекают извне, а имеют как бы местные и автохтоновые источники, вытекающие из злой силы, заключающиеся в обильных и разнообразных страстях.

 

  • Хорошая порода животных определяется их телесной силой, благородство людей – хорошим духовным складом.

 

ДЕМОНАКТ

  • Город нужно украшать зданиями, душу – знаниями.

 

  • Душа человека бессмертна, но не более чем всё остальное.

 

ДИОГЕН

  • Человек не меньше страдает от болезней души, чем от болезней тела; как будто для него хуже иметь разбухшую селезенку или гнилой зуб, чем душу безрассудную, невежественную, трусливую, необузданную, жаждущую наслаждений, несвободную, гневливую, недобрую, коварную, т. е. во всех отношениях дурную.

 

ПАНЭТИЙ РОДОССКИЙ

  • Нестойкую душу нельзя вверять ни вину, ни красоте, ни лести, ни другим соблазнительным приманкам.

 

ПИНДАР

  • Душа, не стремись к вечной жизни,
  • Но постарайся исчерпать то, что возможно.

 

ПИФАГОР

  • Тело есть темница, оковы для души.

 

  • Есть два рода нарушения зрения: либо когда переходят из света в темноту, либо из темноты – в свет. То же самое происходит и с душой.

 

  • Статуя формой своей хороша,

А человека украсит душа.

  • К благу стремится любая душа и ради него все совершает.

 

  • Идеи доступны лишь наиболее возвышенной части души.

 

  • Душа способна вспомнить то, что прежде ей было известно… Ведь искать и познавать – это как раз и значит припоминать.

 

  • Душа человека существовала в нём до бытия, и будет существовать после.

 

ПЛАТОН

  • Душа человека от природы имеет склонность к познанию и созерцанию.

 

  • Подлинная сущность души — разум, в силу чего занебесное бытие и  является ее подлинной отчизной. Душа обрекается на земное существование на срок от трех до десяти тысяч лет, и за это время должна трижды избрать образ жизни мудреца — без этого она не окрылится… То есть разум поможет душе обрести покой. Будучи увлечена неразумными развлечениями и похотью в бренном теле, душа может забыть о своем первоначальном предназначении. Потому добродетель, справедливость, тяга к истине, стремление все делать ради нее и иные положительные качества природы человеческой есть знание (отсюда — «Познай себя!»).

 

ПЛОТИН

  • В созерцании души, наивысшей и первой красоты, я вижу конечную цель всякого действия, приближающую человека к высшему миру. Несчастен не тот человек, кто лишен красивых красок и тел, или силы, власти и царства, но тот, кто лишен единственно этого созерцания. Ради этого надлежит отказаться от царства и от власти над всей землей и морем, и небом, если кто-либо, оставив и презрев все это и обратившись к божественной красоте, узрел бы её.

 

  • Есть души, для которых земная красота — это поводырь, ведущий их дорогой воспоминаний к истинной красоте горних сфер; такие души любят земную красоту как образ красоты небесной.

 

  • Душа человека есть отпечаток божественного Разума.

 

ПЛУТАРХ

  • В слабых душах возможность причинить боль ведет к тем более жестокому приступу гнева, чем тягостнее сознание собственной слабости. Поэтому женщины гневливее мужчин, больные – здоровых, старые – молодых, бедствующие – благополучных.

 

ПОСИДОНИЙ

  • В душе человека есть самостоятельная неразумная часть, которая разделяется на три составляющих: первая – стремящаяся к наслаждению, или вожделеющая часть, вторая – к господству, она же – пылкая, и третья – к нравственной красоте, или разумная.

 

ПРОДИК

  • Душу, которая порочна от рождения, уже не исправишь.

 

ПРОКЛ ДИАДОХ

  • Душа сама по себе бестелесна и, тем не менее, при ней всегда должно существовать её собственное тело, принципом одушевления которого она и является. А поскольку душа вечна, то вечным должно быть и это тело.

 

  • Остаётся, чтобы душа порождала математические виды и из себя, и от ума, и чтобы она сама была полнотой видов, хотя и основанных на умных образцах, но саморождённых по выпавшему им жребию. А потому душа не есть дощечка для письма, свободная от записей; но она исписана от века, пишет себя и пишется умом. Ведь душа — это и ум, ибо она разворачивает себя по уму и является образом ума и его внешним отпечатком.

 

СЕКСТ ЭМПИРИК

  • Если у кого нет души, то у него нет и чувственных восприятий ее моментов. Если нет этих последних, то нет и соответствующих им предметов. Душа же, ни в каком случае не существует, а, следовательно, не существует и звук как некий вид чувственно воспринимаемых предметов.

СОКРАТ

  • Душа в познании руководит тем, кто следует призыву познать самого себя.

 

  • Если душа бессмертна, она требует заботы не только на нынешнее время, которое мы называем своей жизнью, но на все времена, и, если кто не заботится о своей душе, впредь мы будем считать это грозной опасностью. Если бы смерть была концом всему, она была бы счастливой находкой для дурных людей: скончавшись, они разом избавлялись бы и от тела, и — вместе с душой — от собственной порочности. Но на самом-то деле, если душа бессмертна, для нее нет, видно, иного прибежища и спасения от бедствий, кроме единственного: стать как можно лучше и как можно разумнее. Ведь душа не уносит с собою в Аид ничего, кроме воспитания и образа жизни, и они-то, говорят, доставляют умершему либо неоценимую пользу, либо чинят непоправимый вред с самого начала его пути в загробный мир.

 

  • Наше тело – бочка, в которой живут желания, но бочка эта ненадежная, дырявая, потому что она не может удержать нашу разнузданность и ненасытную алчность. Поэтому обитатели Аида – самые несчастные, непосвященные, таскают в дырявую бочку воду другим дырявым сосудом – решетом. Под решетом надо понимать душу тех, кто не просвещен разумом, потому, что дырявая душа не способна ничего удержать по неверности своей и забывчивости.

 

  • Воздержанная душа – это хорошая; тогда та, что наделена противоположным свойством, будет дурной. Я говорю о душе неразумной и невоздержной. А воздержанный человек будет обходиться, как должно, и с богами, и с людьми: ведь поступая не так, как должно, он окажется уже невоздержанным. Но, конечно, обходиться, как должно, с людьми – значит соблюдать справедливость, а с богами – благочестие. А кто соблюдает справедливость и благочестие, тот непременно справедлив и благочестив. И непременно мужествен вдобавок. Воздержанный человек не станет ни гнаться за тем, что не должно, ни уклоняться от того, что должно, наоборот, и что-то преследуя, и от чего-то уклоняясь, он исполнит свой долг, коснется ли дело людей или вещей, удовольствий или огорчений, а если долг велит терпеть, будет стойко терпеть. Стало быть, воздержанный человек – справедливый, мужественный и благочестивый, как мы с тобою выяснили, – непременно будет безупречно хорошим, а хороший всегда поступает хорошо и достойно, и, поступая так, он блажен и счастлив, меж тем как дурной, поступая скверно, несчастлив. Он-то и составит противоположность воздержанному, – тот самый разнузданный, которого прочие восхваляют.

 

  • Мне кажется, что забота о душе, как и о теле, бывает двух родов. Одна – служанка, она может доставить телу пищу, если оно голодно, питье – если испытывает жажду, плащи, покрывала, обувь – если зябнет, и все остальное, какое бы желание ни возникло у нашего тела. А раз ты способен раздобыть эти вещи, раз ты трактирщик, или купец, или ремесленник – пекарь, повар, ткач, сапожник, кожевник, – ничего удивительного, если сам ты, занимаясь своими делами, и другие, глядя на тебя, полагаете, будто ты как раз и ухаживаешь за телом. Так полагает любой, кому невдомек, что помимо всех этих занятий существуют еще гимнастическое и врачебное искусства, которые и составляют истинный уход за телом и которым принадлежит главенство над теми занятиями и право распоряжаться их плодами, потому что они одни знают, какие из кушаний и напитков на пользу телу и какие во вред, а все остальные ничего в этом не смыслят. Вот почему прочие занятия мы считаем низменными, рабскими, недостойными свободного человека, а врачебное и гимнастическое искусства по справедливости признаем владыками над ними.

 

  • То же самое верно и для души. Когда душа освободится от тела и обнажится, делаются заметны все природные ее свойства и все следы, которые человек положил на душу каждым из своих занятий. И вот умершие приходят к судье, он видит, что своеволие, роскошь, высокомерие и невоздержность в поступках наполнили душу беспорядком и безобразием, и, убедившись в этом, с позором отсылает ее прямо в темницу, где ее ожидают муки, которых она заслуживает.

 

  • Нечего тревожиться за свою душу человеку, который в течение целой жизни пренебрегал всеми телесными удовольствиями, и в частности украшениями и нарядами, считал их чуждыми себе и приносящими скорее вред, нежели пользу, который гнался за иными радостями, радостями познания, и, украсив душу не чужими, но доподлинно ее украшениями — воздержностью, справедливостью, мужеством, свободою, истиной, ожидает странствия в Аид, готовый пуститься в путь, как только позовет судьба.

 

ФАЛЕС

  • Человеческая душа бессмертна, она есть нечто движущееся, ее природа такова, что она находится в вечном самодвижении и она разумна.

 

  • Душа присуща даже неодушевленным телам.

 

ФЕМИСТИЙ

  • Муками рождения мучается плоть человека, и по-своему мучается ими и душа. Обе муки измыслила природа, готовя род людской к бессмертию, но по-разному в обеих свершается ее воля. Если родить должна душа, то в достоинствах роженицы залог слабости и силы ее утробного плода. И у доброй души отпрыски добрых семян могучи и не подвержены никакой грозящей извне гибели, в полном расцвете сил родятся они после мук и такими остаются навсегда. У дурной же и слабой они бесплодны, хилы, и память о них не хранится, но тотчас из утробы их приемлет недра Леты.

 

  • К человеку с рождения прилепились удовольствие, скорбь и все прочие чувства; сильнее всех скорбь. Значит, не стоит и пытаться от них избавиться: затея эта напрасная. Хорошо, если удастся их укротить, усмирить, успокоить, наставить: об этом и надобно заботиться. Если ты так будешь управлять чувствами, то вместо бесполезных и вредных они окажутся полезными и необходимыми. Не для позора и унижения придал их бог человеку, но и их присоединил и присовокупил к душе ради сохранения и продолжения рода: ярость – чтобы мы отражали опасность, желание пищи и питься – для их естественного и необходимого стока.

 

  • Любое чувство имеет свое особое предназначение для тела. Каждое чувство должно блюсти свою меру, и эта мера есть добродетель каждого отдельного чувства. Для горячности это мужество, для вожделения -  благоразумие, для сребролюбия и любостяжания – щедрость и великолепие, что же до стремления к почестям, к власти, к получению первых мест, то мерой тут служит величие души.

 

  • Если чувства беспорядочны и не воспитаны разумом, то, подобно полезным садовым растениям, стоит земледельцу забыть о них, они грубеют, буйствуют и обрастают острыми шипами пороков, ядовитыми для всех, а особенно для хозяина. Некоторые, правда, сохнут и чахнут еще до поры цветения, и им нужно не слово запрета и укора, а слово живительное, влекущее и манящее к неослабному росту. Вот почему по ту и другую сторону от любой добродетели расположились два порока: один предпочитает недостаток чувства, другой любит избыток. Не должно, однако, судить о чувствах только по дурным и извращенным и все их отметать без разбора, а надобно исследовать, с каким намерением природа насадила и запечатлела каждое из них в душе.

 

ЭПИКТЕТ

  • Человек,  лишенный  вкуса,  старается  украсить  свой  дом  работой  из слепящего глаза гипса на удивление другим, но человек с тонким вкусом, и в то же  время  одаренный  любовью  к  людям,  украшает  свою  душу   лаской   и общительностью.

 

  • Человек – это душонка с телом, ходячим трупом.

 

  • На чью душу всего менее действует горе, кто борется с ним не жалея сил, тот  самый  мужественный,  как  из  государственных  людей,  так  и из частных граждан.

 

  • Если больной лихорадкой совсем не вылечился, то он легче вновь заболевает, чем человек, никогда не страдавший ею. Так бывает и с болезнями души: после них остаются раны, которые надо вылечить совсем. Иначе, если ударят опять по тому же месту, рана вновь откроется и еще пуще разболится.

 

 

Комментарии закрыты.