Skip to content

Древние греки о Природе

by Анатолий Ильяхов on Август 21st, 2010

ВЕЧНЫЙ ЗАКОН ПРИРОДЫ

АНАКСАГОР

  • Ничто не возникает из Небытия.

 

  • Ни одна вещь не возникает и не уничтожается, но каждая составляется из смешения существующих вещей или выделяется из них.
  • Всё возникает из всего если не прямо, то по порядку

 

  • Во всём есть часть всего.

 

  • У малого всегда есть наименьшее.

 

  • Мы только тогда познаем всю сложную вещь, когда узнаем ее компоненты.

 

АНТИФОНТ

  • Если кто-нибудь попытается насильственно нарушить что-нибудь из коренящихся в самой природе требований, идя против естественной возможности, то, если это и остается скрытым от всех людей, бедствие от этого для него самого будет ничуть не меньшим и нисколько не большим, чем в том случае, если это все увидят. Ибо в этом случае вред причиняется не вследствие мнения людей, но поистине.

    

АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ

  • Если в природе существует закон, а он существует, и если он установлен Богом, то праведный человек не будет пытаться изменять добрые события, ибо этакое желание эгоистично, и противостоять закону, но будет думать о том, что все происходящее – хорошо.

 

  • То, что есть, не исчезает, более того, существует, хотя бы потому, что должно появиться.

 

АРИСТИПП

  • Постигнуть Природу мы можем только нашими ощущениями и всякого рода различиями – «хорошего и плохого»; источник же их непознаваем, ибо нет таких наук вовсе! Поэтому изучение природы – дело невозможное и бесполезное.

 

АРИСТОТЕЛЬ

  • Разум как «машина для создания мира», отображается в устройстве природы, где даже мельчайшие ее детали как-то связаны с Первопричиной.

 

ГЕРАКЛИТ

  • Подобно тому, как золото обменивается на товар, а товары – на золото, всё обменивается на Огонь, и Огонь – на всё.

 

  • Огонь живет смертью Земли, Воздух живет смертью Огня, Вода живет смертью Воздуха, а Земля – смертью Воды.

 

  • Холодное нагревается, Горячее охлаждается, Влажное сохнет, Сухое увлажняется.

 

  • Не будь Солнца, мы не знали бы, что такое ночь.

 

ГЕСИОД

  • Время ниспровергает все, что оно же и воздвигает.

 

ЗЕНОН КИТТИЙСКИЙ

  • Жить согласно с природой — вот всё, что требуется от человека.

 

  • Конечная цель – жить согласно с природой.

 

  • Бытие и тело одно и то же.

 

  • Мы способны чувствами и разумом воспринимать и познавать мир.

КАРНЕАД

  • Природа создала – природа и разрушит!

КСЕНОКРАТ

  • Освободиться от подчиненности чувственному существованию, победить титанические элементы в нашей земной природе с помощью божественной природы – вот наша задача.

 

КСЕНОФАН

  • Из земли всё возникло и в землю всё обратится, в конце концов…

 

  • Из ничего и выходит ничто.

 

  • Всё возникающее подвержено гибели, а душа есть дыхание.

 

ПИРРОН

  • Природа одинакова для всех существ.

 

ПИФАГОР

  • Порядок да будет твоим божеством!

Непрестанно воздавай ему сердечное суждение:

порядок есть союз всех вещей.

Сама природа через него существует.

  • Пусть дует ветер – шум цени.

Природный ритм – чудесный Разум.

Взаимодействуй с ним и ты…

  • Не разрушайте, что Природой вам дано.

Душа и тело – храм божественный – одно.

  • Взаимосвязь всего, что есть – венок судьбы.

Так не ощипывай его, а береги.

  • Единство все – в Природе. Равного ей нет.

И Божество богов, и мать, и дочь всех лет.

И ты рассматривай Природу, остальное -

Оставь несведущим. Занятие благое.

  • В книге Природы читай письмена,

Ясные только, загадкой она.

  • Ум развивай, предпочтенье – Природе.

Ты существо очень древнего рода.

  • Возлюби Порядок сердцем, в нем божественный закон

И союз всего в природе, так как правит в жизни он.

ПЛАТОН

  • Мир конкретных и реальных вещей представляет собой отражение, копию мира идей, — а идея — это нечто вечное, то есть не знающее ни рождения, ни гибели, ни роста, ни оскудения.

 

  • Идея – вечный образец всего, что производит природа.

 

ПЛУТАРХ

  • Согласие с природой – это упорядоченность и определенность, ибо сама природа есть порядок или упорядоченность. Неупорядоченность же, подобна песку, превзошла исчисление, и тем самым отступления от природы не имеют ни предела, ни числа.

 

ФАЛЕС

  • Пища всех существ — влажная и семена имеют влажную природу, а то, из чего рождается всякая вещь, и есть первоначало.

 

  • Что есть всё? Начало всего есть вода.

 

  • Вода разумна, ибо всё из неё появляется и всё в неё же возвращается.

 

ФИЛОДЕМ

  • Сама природа может судить о том, что служит целям природы и что наоборот. Здесь не поможет никакое разумное рассуждение человека, так как все его промышления происходят из внешних чувств.

ЭМПЕДОКЛ

  • В мире ничто не возникает и ничто не исчезает.

 

  • Сколько и откуда одно сущее ни выталкивай, всякий раз на его месте окажется другое сущее.

 

ЭПИКТЕТ

  • Закон  природы  был,  есть  и  будет  один:  явления  в  ней  не  могут происходить иначе, чем  происходят теперь.

 

  • Переменам,  переходам  из одного состояния  в  другое  подвергаются  не  только  люди  и все  остальные живые существа на  земле, но  и боги. В переменах, переходах из одного состояния в другое принимают участие даже четыре стихии: земля превращается в воду, вода -  в  воздух,   последний  в  свою  очередь  делается  эфиром.  Превращение совершается в одном порядке: нижнее  становится верхним, – как указывал на это Гераклит.

 

  • Кто  старается  прийти  к  убеждению,  что  необходимо подчиняться законам природы, тот проживет свой век в мире и тишине.

 

  • Все  служит  миру  и  повинуется ему  -  и  суша, и море, и Солнце,  и остальные звезды, и растения, и животные. Ему же служит и наше тело; от него зависят наши болезни и здоровье, наша молодость, старость и все случающиеся с нами перемены. Нужно поэтому, чтобы и то, что в нашей власти, – наш разум, – не вел  с ним одинокой борьбы: душа мира выше,  совершеннее нашей. Управляя вместе с остальным и  нами, она  заботится о нас лучше нас самих. К тому же безумная борьба с нею не будет успешна  и не принесет нам ничего, кроме слез и страданий.

 

  • В природе  нет ничего  на самом деле приятного или  неприятного -  все дело привычки.

 

  • Если бы нас не смущали подозрения, не имеют ли к нам какого отношения небесные явления или смерть, и если бы не смущало неведение пределов страданий и желаний, то нам незачем было бы даже изучать природу.

 

ЭПИКУР

  • Продолжительность ночи и дня меняется оттого, что движение Солнца над Землей совершается то быстрее, то снова медленнее – потому ли, что меняется длина его пути, потому ли, что иные места оно проходит быстрее или медленнее, как то и у нас можно наблюдать, чтобы по такому сходству судить и о небесных явлениях.

 

  • Облака могут образовываться и собираться как от сгущения воздуха под давлением ветра, так и от переплетения пригодных к этому атомов, цепляющихся друг за друга, и от скопления истечений земли и вод; а могут такие составы образовываться и многими иными способами. Когда они или сжимаются, или преобразуются, то могут возникать дожди; возникают они также от истечений, возносящихся сквозь воздух из подобающих мест, причем более сильный ливень образуется из таких скоплений, которые пригодны для подобных излияний.

 

  • Гром может происходить от вздувания ветра в полостях туч, как бывает и у нас в сосудах; или от рева огня в них, раздуваемого ветром; или от разрыва и раздвигания туч; или оттого, что тучи, затвердев, как лед, трутся друг о друга и ломаются. И здесь, как и всюду, видимые явления велят нам утверждать многообразие объяснений.

 

  • Молния также может происходить различными способами: оттого, что при столкновении и трении туч выскальзывает сочетание атомов, производящее огонь, и рождает молнию; оттого, что ветры выталкивают из туч такие тела, которые производят этот блеск, или же их выжимает давление на тучи – или тучами же, или ветрами; или оттого, что по тучам рассеивается свет небесных светил, а потом от движения туч и ветров сгоняется в одно место и вырывается из туч; или оттого, что через тучи промачивается свет самого тонкого состава, потому и облака возгораются от огня, и происходит гром, и движение его производит молнию; или оттого, что от напряженного движения и от сильного вращения воспламеняется ветер; или оттого, что ветры разрывают облака, и из них выпадают атомы, производящие огонь и видимые как молния.

 

  • Молнии предшествуют грому при таком строении туч, – или оттого, что сочетание атомов, производящее молнию, рушится из туч одновременно с порывом ветра, а вращение ветра производит шум уже потом. Или оттого, что рушатся они одновременно, но молния несется к нам с большей скоростью, а гром запаздывает, как это иногда бывает при ударах, наблюдаемых с большого расстояния.

 

  • Вихри могут происходить оттого, что туча, толкаемая скопившимся ветром и подгоняемая сильным ветром, спускается столбом вниз и еще получает боковой толчок от стороннего ветра. Или оттого, что ветер приходит в круговое движение под напором воздуха, или оттого, что возникший поток ветра не может разлететься в стороны из-за сгущения окружающего воздуха. Когда вихри опускаются на сушу, то образуются сухие смерчи, в зависимости от того, как произведет их движение ветра, а когда опускаются на море, то образуются водяные смерчи.

 

  • Землетрясения могут происходить оттого, что ветер, заключенный в земле, перемежается там с небольшими глыбами земли и приводит их в непрерывное движение, отчего земля и колеблется. Этот ветер или попадает в землю извне, или возникает внутри оттого, что в пещеристых местах обрушивается земля и превращает в ветер заключенный в них воздух. Или же землетрясения могут происходить вследствие самого распространения движения от падения земных глыб и обратно, когда эти глыбы сталкиваются с более плотными местами земли. А могут эти колебания земли происходить и многими другими способами.

 

  • Град образуется как при сильном замерзании ветристых частиц, когда они собираются отовсюду, а потом разделяются, так и при умеренном замерзании водянистых частиц с одновременным их разрывом; оттого, что и сближение и разрыв происходят сразу, замерзают они как по частям, так и в совокупности. А округлость града, быть может, происходит оттого, что острые оконечности его подтаивают, или же оттого, что при образовании града водянистые и ветристые частицы собираются, как сказано, равномерно со всех сторон.

 

  • Снег может происходить оттого, что тонкая влага изливается из туч по соразмерным порам под давлением непрерывного сильного ветра на эти тучи, а потом эта влага в падении своем замерзает, потому, что окружающее пространство ниже туч оказывается гораздо холоднее. А еще такое замерзание может совершаться в равномерно разреженных водянистых тучах, лежащих рядом и давящих друг на друга, и, выпадая, снежинки при столкновении образуют град, особенно весной. Кроме того, скопления снега могут стряхиваться при трении замерзших туч; да есть и другие способы образования снега.

 

  • Роса образуется, во-первых, когда в воздухе собираются такие частицы, которые могут произвести такого рода сырость. А во-вторых, когда эти частицы из водных и влажных мест (где и бывает больше всего росы) воспаряют вверх, сливаются воедино, производя сырость, и затем ниспадают в низины, подобно тому, как это часто можно видеть и у нас. Точно так же, как роса, образуется и иней, когда подобные частицы замерзают, попав в холодный воздух.

 

  • Лед образуется, когда из воды вытесняются кругло-видные частицы, а треугольные и остроугольные частицы остаются в ней и спираются теснее, а также когда вода принимает подобные частицы извне, и они-то, соединяясь, заставляют воду замерзать, вытесняя из нее круглые частицы.

 

  • Радуга образуется, когда солнце бросает свет на влажный воздух или же вследствие особенного смешения света и воздуха, которое и производит особенности ее цветов, как всех вместе, так и по отдельности. А обратное отражение сообщает каждый цвет окружающему воздуху, который мы и видим так, как освещена каждая его часть. Кругообразною же радуга кажется или оттого, что отдаленность всякого ее места воспринимается взглядом как равная, или оттого, что именно такую кругообразную форму принимает смешение атомов, которые находятся в воздухе или отлетели от этого воздуха в тучи.

Комментарии закрыты.