Skip to content

Древние греки о Космосе и Разуме

by Анатолий Ильяхов on Август 21st, 2010

                                                                                                     КОСМОС И РАЗУМ

АНАКСАГОР

  • Начало Вселенной – Ум и Материя; Ум – начало производящее; Материя – начало страдательное.

 

  • Всё было смешано, кроме Ума, и лишь он один не смешан и чист.

 

  • Ум всё привел в порядок.

 

АНТИСФЕН

  • Разум есть незыблемая твердыня.

 

АРИСТОТЕЛЬ

  • Божество — это необъятный Разум, который так же мало знает о копошащемся где-то маленьком мире, как Солнце — о цветке, тянущемся ему навстречу.

 

  • Божественное Начало вращает космическое колесо, сообщая движение, не механически, а действуя как предмет желания, как предмет мысли. Мир созидается силой духовного притяжения.

 

  • Провидение Бога простирается на небесные тела, сам же он неподвижен; а все наземное выстраивается небесными телами по взаимострастию.

 

АРХИТ                                        

  • Как материя сама по себе не может принять форму, то нужно начало, которое сообщило бы ей движение… Такое начало есть Бог – художник и движитель.

 

  • Поместившись на краю Вселенной, то есть на неподвижном Небе, был бы я в состоянии протянуть руку или палку дальше за пределы его или нет? Допущение, что этого нельзя сделать, нелепо. И поскольку этот процесс, протягивание руки, можно продолжать бесконечное число раз, то Вселенная должна быть бесконечной.

 

  • Если бы кто, взойдя один на Небо, охватил взором изобилие Вселенной и красоту тел небесных, то созерцание это не принесло бы ему никакой радости, и оно же исполнило бы его восторга, если бы кому было рассказать обо всем увиденном.

 

ГЕРАКЛИТ

  • Космос не создавал никто – ни Бог, ни тем более человек; он всегда был, есть и будет вечно живым Огнем, мерами разгорающимся и мерами угасающим.

 

  • Космос подобен беспорядочно рассыпанному сору – и  он прекрасен!

 

  • Вечный круговращающийся Огонь есть Бог, судьба же – Логос (Разум), созидающий сущее из противоположных стремлений.

 

  • Подобно тому, как в мире человека золото обменивается на товар, а товары – на золото, в Космосе всё обменивается на Огонь, и Огонь – на всё.

 

  • Когда глаза наши открыты, у нас один мир на всех; когда глаза закрыты – каждый вступает в свой собственный мир.

 

  • Огонь живет смертью Земли, Воздух живет смертью Огня, Вода живет смертью Воздуха, а Земля – смертью Воды.

 

ДЕМОКРИТ

  • Во Вселенной без всякого руководства могут совершаться замечательные вещи.

 

  • Нет ничего истинного и научно постигаемого, кроме атомов и пустоты. Ибо только они одни существуют по природе; все же прочие вещи образуются от них и отличаются друг от друга положением, порядком и фигурой составляющих их атомов.

 

ЗЕНОН КИТТИЙСКИЙ

Мир есть разум.

ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ 

  • Космос один и пустоты нет.
  • Вселенная возникла из Теплого и Холодного, из Сухого и Влажного в результате их взаимопревращения.

КСЕНОФАН

  • Миры бесчисленны, но неизменны.

 

  • Вселенная бесконечна, она есть Разум, и она есть Бог.

 

МЕТРОДОР

  • Число миров беспредельно по своему множеству, это явствует из того, что беспредельно число первопричин,… а первопричинами являются атомы или элементы.

 

ПАРМЕНИД

  • Космос состоит из двух начал: Света и Ночи, а мир сферичен, все в нем ритмично возникает, растет и гибнет, повинуясь Эросу; Эрос порожден богиней, которая управляет всем миром из космического центра.

 

  • Небытие – немыслимо, невыразимо, следовательно, оно не может существовать.

 

  • Познаваемо только Бытие, так и критерии самого Бытия, каким оно должно быть для того, чтобы мы могли его познавать в его истинном смысле.

 

  • Само по себе Сущее и есть истинное Бытие, открытое только истинному познанию.

 

  • Бытие есть огромный сплошной шар, неподвижно покоящийся в центре мира.

 

ПИФАГОР

  • Наш мир – Вселенная, украшенное чудо.

А Космос – мысли яство, храмовое блюдо.

  • Земля – что значит, вам понятно?  Звезда, имеющая пятна.

 

ПЛАТОН

Космос – живое существо, наделенное душой и умом.

ПЛОТИН

  • Всякая вещь как таковая, прежде всего, отлична от всего иного, как некое уникальное «ОДНО». Поэтому Единое, нераздельно присущее всему Сущему, есть и все Сущее, взятое в нераздельном множестве, и все Сущее, взятое в абсолютной единичности.

 

  • Единое, выступая как Первосущность, не является ни Разумом, ни потенциальным предметом разумного познания. Иерархия бытия распространяется от Единого, по ступеням Его нисхождения до материи — низшей границы.

 

  • Как источник наполняет реки, сам ничего не теряя, как Солнце освещает темную атмосферу, нисколько не потемняясь само, как цветок испускает свой аромат, не становясь от этого без запаха — так Единое изливает себя, не теряя своей полноты, неизменно пребывая в себе.

 

  • Ум (Нус) рождается как следствие этой эманации Единого. Порожденные Умом мысли, идеи, образы, как и сам Ум, продолжают быть в общении и единении с абсолютным Благом.

 

  • Мировая Душа (псюхе) — следствие нисхождения Ума. Душа уже не мыслит себя как принадлежность Единому, но лишь стремится к Нему. Душа порождает материю — начало физического и чувственного мира.

 

  • Материя — только «восприемница» вечных идей (эйдосов); она лишена качества, количества, массы и т.п.; в чистом виде представляет собой не более чем субстрат изменений, бесконечную неопределенность, несущее.

 

  • Материя – глубина всякой вещи, поэтому всякая материя – темна.

 

  • Единое – не ведает ни в чем недостатка, довлеет самому себе, ни в чем не нуждается.

 

ПОСИДОНИЙ

  • Космос есть живое разумное существо: оно шарообразно и включает в себя небо, землю и все, что в них находится. Бог как разумная сущность пронизывает весь Космос целиком и полностью; в конце мирового цикла Космос обновится в Мировом Пожаре. Разумные души после смерти сохраняются очень долгое время, но они не бессмертны, поскольку будут уничтожены Мировым Пожаром. Космос проникнут мировой симпатией, и все его части связаны между собой узами пневмы, благодаря которой они чувствуют все действия, происходящие в мировом целом. 

 

ПРОКЛ ДИАДОХ

  • Космическое пространство, в которое погружены все тела Вселенной, само по себе отдельно от тел, которые в нём пребывают, и походит на тело света.

 

  • Небесные тела способны к движению в свободном пространстве сами, по своей природе.

 

СОКРАТ 

  • Случаев восхитительной приспособленности и очевидной целесообразности слишком много, чтобы мы могли приписывать сотворение мира случайности или неразумной причине.

 

СОФОКЛ

  • На свете все когда-то было в первый раз.

 

ФАЛЕС

  • Пространство больше всего, ибо мироздание объемлет все остальное, а оно объемлет и само мироздание.

 

  • Мироздание прекрасней всего, ибо все, что стройно, входит в него, как часть.

 

  • Больше всего – пространство, ибо оно объемлет всё.

 

  • Нет никого, кто бы смог Ум догнать: Он витает повсюду.

 

  • Ночь возникла одним днем раньше Дня.

 

ФЕОН

  • Земля по сравнению с Космосом – точка.

 

ЭМПЕДОКЛ

  • Нет во Вселенной нигде пустоты: да, и откуда ей взяться?

 

  • Так, под плотным покровом Гармонии, там утвердился Сферос,

Шару подобный, гордясь, что единствен и замкнут.

Нет ни рук у него, что как ветви из плеч вырастают,

Нет ни быстрых колен, ни ступней, ни частей детородных,

Сферос, шару подобный, был равен себе отовсюду.

ЭПИКУР

  • Ничто не возникает из несуществующего, иначе все возникало бы из всего, не нуждаясь ни в каких семенах. И если бы исчезающее разрушалось в несуществующее, все давно бы уже погибло, ибо то, что получается от разрушения, не существовало бы. Какова Вселенная теперь, такова она вечно была и вечно будет, потому что изменяться ей не во что, – ибо, кроме Вселенной, нет ничего, что могло бы войти в нее, внеся изменение.

 

  • Вселенная беспредельна. В самом деле, что имеет предел, то имеет край; а край – это то, на что можно смотреть со стороны; стало быть, края Вселенная не имеет, а значит, и предела не имеет. А что не имеет предела, то беспредельно и неограниченно.

 

  • Вселенная беспредельна как по множеству тел, так и по обширности пустоты. В самом деле, если бы пустота была беспредельна, а множество тел предельно, то они бы не держались в одном месте, а носились бы рассеянными по беспредельной пустоте, не имея ни сдержки, ни отпора; а если бы пустота была предельна, в ней негде было бы существовать беспредельному множеству тел.

 

  • Движутся атомы непрерывно и вечно и с равной скоростью, – ибо в пустоте одинаково легок ход и для легкого и для тяжелого: одни – поодаль друг от друга, а другие – колеблясь на месте, если они случайно сцепятся или будут охвачены сцепленными атомами. Такое колебание происходит потому, что природа пустоты, разделяющей атомы, неспособна оказать им сопротивление; а твердость, присущая атомам, заставляет их при столкновении отскакивать настолько, насколько сцепление атомов вокруг столкновения дает им простору. Начала этому не было, ибо и атомы и пустота существуют вечно.

 

  • Миры бесчисленны, и некоторые схожи с нашим, а некоторые несхожи. В самом деле, так как атомы бесчисленны (как только что показано), они разносятся очень и очень далеко, ибо такие атомы, из которых мир возникает или от которых творится, не расходуются полностью ни на один мир, ни на ограниченное число их, схожих ли с нашим или несхожих. Стало быть, ничто не препятствует бесчисленности миров.

 

  • Земля опирается на воздух.

 

  • Мир есть область неба, заключающая в себе светила, землю и все небесные явления; если он разрушится, все придет в смешение. Он отделен от бесконечности и заканчивается границей, которая может быть как плотной, так и редкой, как вращающейся, так и неподвижной, как круглой, так и треугольной или каких угодно очертаний; все это одинаково приемлемо, потому что одинаково не противоречит ничему в этом мире, граница которого для нас недоступна. Нетрудно понять, что таких миров может быть бесконечное количество, и что такой мир может возникнуть как внутри другого мира, так и в междумирии (так мы называем промежуток между мирами), в месте, где пустоты много, но не в большом пространстве, совершенно пустом, как утверждают некоторые.

 

  • Солнце, Луна и остальные светила не возникли сами по себе и не вошли в состав мира лишь впоследствии, – нет, они стали образовываться и разрастаться одновременно с ним, посредством приращений и вихрей более легких пород, схожих с ветром, с огнем или и с тем и другим; именно это подсказывается нашими ощущениями. Величина Солнца и других светил для нас такова, какова кажется… еще более того уменьшалась бы и яркость, потому что и то и другое как нельзя более соответственно соразмеряется с расстоянием. Ведь именно так наблюдаются нашими чувствами на земле огни, видимые из отдаления.

 

  • Восход и закат Солнца, Луны и прочих светил может происходить их появления над землей и сокрытия за нею: этому тоже никакие видимые явления не противоречат. Движения их могут совершаться вследствие круговращения всего Неба, а могут и вследствие того, что Небо неподвижно, а они круговращаются по изначальной неизбежности, явившейся при восходе их вместе с возникновением мира. 

 

  • Ущерб Луны и новый ее прирост может происходить от вращения этого тела, равным образом может и от того, какую форму примет воздух, а может и от заслонения.

 

  • Свет Луны может быть ее собственным, а может быть заимствованным от Солнца; ведь и у нас можно наблюдать многое, имеющее собственный свет, и многое, имеющее заимствованный. И никакое небесное явление не ускользнет от объяснения, если помнить, что таких объяснений много, и если рассматривать только те предположения и причины, которые вяжутся с этими явлениями, а которые не вяжутся – те оставлять без внимания, не придавать им мнимой важности и не сползать там и тут к попыткам единообразного объяснения. Так и очертание лица на Луне может иметь причиной и перемещение ее частей, и заслонение, и сколько угодно других объяснений, лишь бы они согласовывались с видимыми явлениями.

 

  • Кометы возникают, или оттого, что в некоторых местах неба время от времени при благоприятных обстоятельствах сосредоточивается огонь, или оттого, что небо над нами время от времени получает особенное движение и открывает эти светила, или оттого, что сами эти светила время от времени по каким-либо обстоятельствам приходят в движение, спускаются к нашим местам и делаются видными; а исчезают они по причинам, противоположным этим.

 

  • Некоторые звезды вращаются на одном и том же месте. Некоторые звезды блуждают (если их движения действительно таковы), а некоторые движутся иначе; это может быть потому, что в своем изначальном круговом движении одни с необходимостью следуют вращению равномерному, а другие – смущаемому неравномерностями; а может быть, и потому, что по пути их следования в иных местах имеются правильные напряжения воздуха, подталкивающие их все время вперед и равномерно воспламеняющие, в иных же местах – неправильные, от которых и происходят наблюдаемые отклонения.

 

  • Некоторые звезды, как можно наблюдать, в своем движении отстают от других; это происходит или потому, что они медленнее обходят тот же круг, или потому, что они движутся в противоположном направлении и лишь оттягиваются назад общим круговращением, или же потому, что в общем круговращении одни движутся по большему кругу, другие – по меньшему.

 

  • Так называемые падающие звезды могут в некоторых случаях означать, что звезды трутся между собой, и обломки их падают, сдуваемые ветром, как это бывает и при молнии. Или что атомы, способные к порождению огня, собираются вместе и по однородности своей порождают его, а потом движутся туда, куда они получили толчок при собирании. Или что ветер собирается в туманные сгущения, воспламеняется там при вращении, а потом прорывается из окружения и несется, куда получил толчок.

 

  • Кольцо вокруг луны образуется, или оттого, что воздух со всех сторон стремится к луне, или оттого, что он сдерживает равномерным образом все истечения, исходящие от луны. Так что они располагаются вокруг нее облачным кольцом без малейших промежутков, или же оттого, что это воздух, окружающий луну, встречая сопротивление, равномерно располагается вокруг нее плотным кольцом. А частичное кольцо образуется или оттого, что вмешивается воздействие какого-нибудь течения извне, или оттого, что теплота перехватывает нужные поры, чтобы это произвести.

 

        

 

Комментарии закрыты.