Skip to content

Древние греки о Вселенной и своих богах

by Анатолий Ильяхов on Август 22nd, 2010

АНАКСАГОР

  • Если бы птицы создали себе бога, он имел бы крылья; а бог лошадей, быков и коз был бы четвероногим.

 

АНТИСФЕН

  • Бога нельзя увидеть глазами – Он ни на что не похож!

 

  • Божеству нет надобности ни в статуях, ни в кумирах; их придумал род человеческий, слабый и далекий от Божества, как Небо от Земли.

 

  • Народных богов много, а природный один.

 

АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ

  • Бог находится по ту сторону чувственного мира. Но есть путь к нему, единственный — лучшее внутри нас, чистый разум, а не слово, исходящее из уст человека.

 

  • Боги не всё выполняют, что просят у них люди: боги – служители справедливости, строго воздающие нам по заслугам.

 

  • Так как боги знают обо всем и обо всех, тот, кто входит в храм с чистой совестью, должен молиться так: «О боги, воздайте мне по заслугам!» и «О боги, пусть я буду обладать малым и ничего не желать!» И тогда за добрые мысли его ждут добрые заслуги.

 

АФИНОДОР

  • Моли богов лишь о том, о чем можно молить во всеуслышание.

 

ГЕРАКЛИТ

  • Божество – это образ мыслей человека!

 

ГЕРОДОТ

  • Божество всегда мечет свои молнии в самые большие здания и в самые высокие деревья: божеству приятно поражать все выдающееся… Оно поражает молниями животных, выдающихся над другими, не дозволяя им возноситься. Напротив, животные мелкие не раздражают его… Божество не терпит, чтобы кто-нибудь, кроме него самого,  мнил высоко о себе.

 

ГОРГИЙ

  • Божьему промыслу людские помыслы не помеха – от природы не слабому сильное препона, а сильное слабому власть и вождь: сильный ведет, а слабый следом идет.

 

ДЕМОКРИТ

  • Люди сотворили себе кумир из случая как прикрытие для присущего им недомыслия.

 

  • Только те из людей любезны богам, кому ненавистна несправедливость.

 

ДИОГЕН

  • Люди молят богов не об истинном благе, а о том, что им кажется благом.

 

  • Богам дано не нуждаться ни в чем, а мужам, кто хочет достичь сходства с богами, нужно довольствоваться немногим.

 

ЕВРИПИД

  • Кто б ни был бог, исторгший нашу жизнь

Из смутного существованья зверя,

Хвала ему: он поселил в нас разум,

Через язык дал мысли понимать.

  • Что, говорят, над нами в небе боги?

Их нет, их нет. Пусть ни один глупец

Вас не обманет старой сказкой лживой.

  • Клеймить людей за их пороки, не ошибка ль,

Коли богов пример перед людьми.

Кто ж виноват? Учителя, пожалуй.

  • Мудрыми слывут боги, а между тем они ничуть не правдивее легко забываемых снов.

 

  • От подношений и боги становятся сговорчивыми.

 

  • Боги также мало дают отчета в своих поступках, как и люди.

 

ЗЕНОН КИТТИЙСКИЙ

  • Начало деятельное – Бог. 

 

  • Если нельзя обойтись без Бога, то наилучшим было бы определить его как особый род состояния материи.

 

КСЕНОФАН

  • Единый Бог, величайший между богами и людьми, не подобный смертным ни внешним видом, ни мыслью… Всем своим существом он видит, мыслит и слышит… И без усилия силой ума он всё потрясает… Всегда он пребывает на одном и том же месте, никуда не двигаясь, переходить с места на место ему не подобает.

 

  • Все боги – плод людской фантазии, они измыслили богов по своему образу, приписав им все свои физические черты и нравственные недостатки. Эфиопы говорят, что их боги курносы и черны; фракияне же представляют своих богов голубоглазыми и рыжеватыми. Но если бы быки, лошади и львы имели руки и могли бы ими рисовать и создавать произведения искусства подобно людям, то лошади изображали бы своих богов похожими на лошадей, быки же – похожими на быков и придавали бы им тела такого рода, каков телесный образ у них самих, каждые по-своему. Истины точной никто не узрел и никто не узнает из людей о богах.

 

  • Боги не открыли смертным всего изначально,

Но постепенно, ища, люди находят лучшее.

  • Всё, что есть у людей бесчестного и позорного, приписали богам Гомер и Гесиод: воровство, прелюбодеяние и взаимный обман.

 

ЛИБАНИЙ

  • Есть такие, которые с величайшим удовольствием почтили бы богов подношениями, но они знают, что если бы они туда понесли, то это будет присвоено другими, поскольку обширные земли каждого бога обрабатывают другие, и жертвенники совсем не получают никакой доли в доходах.

МЕТРОДОР

  • Боги есть естественные субстанции и упорядочение элементов.

 

ПИРРОН

  • Одни просят у богов для себя добра, другие говорят, что божество не заботится о них.

 

ПИФАГОР

  • Только одно божество может обладать всеобъемлющей мудростью, а человеку свойственно лишь стремиться к ней.

 

  • Узнать о Боге и прислушаться к Нему -

Вот цель ума, и я лишь этому учу.

ПЛОТИН

  • Пусть боги ко мне приходят, а я к ним в храмы не пойду!

 

ПЛУТАРХ

  • Бог – это общий отец всех людей, но он особо приближает к себе лучших из них.

 

  • Безбожие – это нечувствительность к божеству и незнание блага, а суеверие – чрезмерная чувствительность, которая в благе видит только зло.

 

  • Безбожник всего лишь полагает, что богов нет, а суеверный страстно желает, чтобы их не было, и верит он в них против воли, потому что боится не верить. Суеверный по своим наклонностям – тот же безбожник, только ему не хватает смелости думать о богах то, что он хочет. Иные, спасаясь от суеверия, впадают в упорное, неизлечимое безбожие, проскочив мимо лежащего посередине благочестия.

 

ПОЛИБИЙ

  • Отвергая понятия о богах, нынешнее поколение действует слепо и безрассудно.

 

  • Привычка воздерживаться от обмана перед богами учит нас правдивости и в отношении друг к другу.

 

  • Не следует привлекать божество к объяснению таких случаев, когда есть возможность разыскать, отчего или благодаря чему произошло случившееся.

 

ПРОТАГОР

  • О богах я не могу ничего знать: ни того, что они существуют, ни того, что они не существуют, ибо многое мешает познанию этого; мешает этому как темнота предмета, так и краткость человеческой жизни.

 

СЕКСТ ЭМПИРИК

  • То, что Бог существует, не является вполне очевидным.

 

  • Божьи жернова мелют медленно, но муку дают превосходную.

 

СИМОНИД КЕОССКИЙ

  • Что такое бог, и каков он, – нужно размышлять. Но чем дольше я размышляю над твоим вопросом, тем более этот вопрос кажется мне темным.

 

  • Иначе как от богов никому не дается доблесть, —

Ни человеку, ни граду.

СОКРАТ

  • Единственно лишь Бог всемогущ.

 

  • Боги ни в чем не нуждаются; так вот, чем меньше человеку надо, тем больше он похож на бога.

 

  • О богах мы не знаем ничего, потому наилучшее – признать наше невежество в этих материях и повиноваться Дельфийскому оракулу, который на вопрос, как должно почитать богов: «По законам отечества!».

 

  • Бог говорит, что всего мудрее тот, кто подобно Сократу знает, что «ничего по правде не стоит его мудрость» – то есть, абсолютное и истинное знание, которое существует. Но доступно оно, это знание, лишь богу, а люди раскрывают способность своей души в стремлении к этому знанию.

 

СОФОКЛ

  • Как богов мне хвалить, коли злобными их нахожу.

 

ФАЛЕС

  • Что есть бог? Кто не имеет, ни начала, ни конца!

 

  • Бог древнее всего, ибо он не сотворен.

 

  • Всё полно богов.

 

  • Бог всего старше, ибо он изначален.

 

  • Помни: прекрасней всего этот мир – творение бога.

 

ФИЛОСТРАТ ФЛАВИЙ (СТАРШИЙ)

  • Раз уж богам все известно, явившийся в храм должен по совести возносить одну-единственную молитву: «Боги, воздайте мне по заслугам».

 

ФРАСИМАХ

  • Благополучие негодяев ставит под сомнение существование богов.

 

ХРИСИПП

  • Если есть нечто такое во Вселенной, чего ум человека, человеческий рассудок, сила или могущество сделать не могут, то определенно тот, кто это сделал, лучше человека… Поэтому было бы безумным высокомерием со стороны человека считать, что лучше его во всем мире нет. Значит, есть нечто лучшее, значит, Бог есть!

 

  • Если дом красив, то мы понимаем, что он был выстроен для хозяев, а не для мышей; по этой причине мы должны считать, что мир вокруг нас – это дом богов.

 

  • И сам мир – это Бог и вездесущее разлитие его духа.

 

  • Бог – это фатальная сила и необходимость будущих событий.

 

ЭЗОП

  • Бог дал тебе мозги — пораскинь ими, и никогда не теряй надежду.

 

  • Не досаждай Богу лишними просьбами — за старание тебе воздастся!

 

  • Не призывай богов в помощь по пустяшным просьбам.

 

  • Богу молись, да сам шевелись!

 

  • Богам молись, но о себе позаботиться самому не помешает!

 

  • Благодетелей своих не обижай – бог накажет.

 

  • Всё обещай богам в храме – не беспокойся, они не потребуют тобой обещанного.

 

  • Не вини богов в том, что попал в беду по собственному разумению.

 

ЭМПЕДОКЛ

  • Нет, божество недоступно ни зрению нашего ока,

Ни осязанию рук. А ведь в них пролегает главнейший

Путь для внедрения веры в сердца недоверчивых смертных.

ЭПИКТЕТ

  • Все люди — дети единого Бога, и вся жизнь человека должна находиться в связи с Богом, что дает человеку силы мужественно переносить все превратности жизни.

 

  • Яви себя чистым даже помыслами перед богом.

 

  • Да если бы мы были умны, что иного следовало бы нам делать и всенародно и лично, как не воспевать божество и славословить и перечислять его милости? Что же, раз многие из вас слепы…

 

  • Каждое движение человеческой души Бог чувствует как собственное.

 

  • Если нас пригласят к обеду, мы едим то, чем нас потчуют. Когда кто-либо попросит у хозяина подать вдруг ему рыбного или сладкого, он прослывет невежей. А в жизни между тем  мы требуем от богов, чего они  не  могут нам дать, притом требуем, уже получив от них очень многое.

 

  • Каждый день думай раньше о Боге, а потом уже о пище. О Боге думай чаще, чем дышишь.

 

  • Если  ты всегда будешь  помнить, что все,  что ты ни делаешь тайно  или явно, видит Бог, – твои  молитвы будут услышаны, и ты не погрешишь: Бог будет твоим помощником.

 

  • По  воле Бога некоторые  вещи в нашей власти, другие – нет. Он дал  нам  лучшее,  прекраснейшее,  благодаря чему Он сам блажен, как чувственное познание. Если тем познанием пользоваться разумно, оно принесет нам свободу, счастье, радость, твердость духа; оно же соединяет в себе понятие о  справедливости, законе и умеренности, вообще о всякой добродетели. Надо всем остальным Бог не дал нам власти. Мы  поэтому  должны  слушаться  Бога и,  зная, что  кому принадлежит, всеми силами стремиться к тому, что в нашей  власти, то же, что не зависит  от нас,  предоставлять на волю Провидения и, если от нас отнимут наших детей, лишат родины или жизни, – переносить все с веселым сердцем.

 

ЭПИКУР

  • Добрые боги находятся от людей очень далеко и заняты они своими делами; и потому они не могут и не желают помогать людям; а злые боги — выдумки кошмарных наших снов…

 

  • Глупо просить у богов то, что человек способен сам себе доставить.

 

  • Бог есть существо бессмертное и блаженное, ибо таково всеобщее начертание понятия о боге; и поэтому не приписывай ему ничего, что чуждо бессмертию и несвойственно блаженству, а представляй о нем лишь то, чем поддерживается его бессмертие и его блаженство.

 

ЭПИХАРМ

  • Разум направляет людей по правильному пути, и всегда он их сохраняет. У человека есть свой рассудок, существует также и божественный разум. Человеческий же разум произошел от божественного, и он доставляет каждому средства к жизни и питание. Божественный же разум сопутствует всем искусствам, ибо только он научает людей делать все то, что должно им быть полезным. Дело в том, что ни одного искусства не открыл человек, но все они открыты богом.

Комментарии закрыты.