Skip to content

= эссе Правда и вымысел о Гермесе Трисмегисте

by Анатолий Ильяхов on Август 21st, 2010

Я предлагаю свою статью о Гермесе с тем, чтобы получить отклики и тем самым приблизиться к разрешению вопроса:     «Так был ли на самом деле Гермес, и кто он для нас, смертных, если был?»

И СКАЗАЛ ГЕРМЕС: «Познавший себя самого устремляется к Богу»

В религии древних египтян существовал Тот – бог Луны, воплощение Универсального Ума и Правитель Трех Миров, Писец Богов и Хранитель Книг Жизни, он же Мастер всех наук, искусств и знаток ремесел. Изображался Бог в образе человека, но с головою, увенчанной серпом луны, священной птицы ибис. Поскольку в Египте издревле высший жреческий сан, верховная власть и суд находились в одних руках – у фараона-царя, эллины, перенявшие отсюда многие обычаи, увидели в этом вечную надежность. Они взяли Тота в свой пантеон. А поскольку учение Бога было занесено в особую «Книгу» и сокрыто в герметическом ковчеге – от непосвященных, – эллины назвали божество Гермесом, да ещё «Трисмегистом», т.е. «Трижды Великим и Величайшим», как своего теперь уже царя, законодателя и верховного жреца. Так бог Тот стал Гермесом, а его последователи – герметиками.
И Гермес открыл людям первую истину:

Человек существо божественное, и сопоставим человек не с другими существами, обитающими на земле, но с теми, которые располагаются высоко на небе и зовутся богами…

Где Тот-Гермес – вымышленное божестве, а где – реальное историческое лицо, отделить невозможно, хотя жрецы утверждали, что явился он к людям «по велению Неба». Ему приписывают сочинение тридцати шести тысяч «заветов» – труд колоссальный даже для одного «богочеловека», но известно о существовании сорока двух «книг» оккультного содержания. По крайней мере, о них имеется упоминание летописи за 391 год (н.э.). Когда христианская вера обрела государственный статус, а её воинствующие последователи повсеместно искореняли язычество, сгорел древний храм Сераписа* (*Серапис – один из богово эллинистического мира; его культ был введен основателем царской династии Птолемеев в Египте, Птолемеем I Сотером (его правление 305-283 гг. до н.э.) при содействии египетского жреца Манефона и афинянина жреческого рода Тимофея. Новое божество предназначалось для сближения египетского и греческого народов на религиозной почве; однако у египтян оно прижилось, поскольку у них уже были боги, влияющие на плодородие – Осирис и Апис: первоначально новый бог назывался Осарапис) в Александрии, где, по сведениям, в золотом ящике находилась «Книга Тота».
По преданию, «Книгу» всё же спасли: «посвященные» унесли ее в другие земли, а там надежно спрятали. Человеку отыскать «Книгу» можно, но для этого нужно подготовить себя, «чтобы служить Бессмертным». А пока…

Ни одна из наших мыслей не в состоянии понять Бога, и никакой язык не в состоянии определить Его. То, что бестелесно, невидимо и не имеет формы, не может быть воспринято нашими чувствами; то, что вечно, не может быть измерено короткою мерою времени; следовательно, Бог невыразим…

Бог может сообщить нескольким избранным способность подниматься поверх естественных вещей, дабы приобщиться к сиянию его духовного совершенства, но эти избранные не находят слов, которые могли бы перевести на обыденный язык бесплотное видение, повергнувшее их в трепет…

Они могут объяснить человечеству второстепенные причины творчества, которые проходят перед глазами как образцы космической жизни, но Первопричина остается нераскрытой, и постигнуть Её возможно лишь по ту сторону смерти…

Но в Древней Греции объявилась «перепись подлинного текста» «Книги Тота», называемая «Пимандрес». Ей можно верить, а можно не верить, но в ней имеются чрезвычайно интересные, хотя явно искаженные, остатки древней теогонии и Космических общечеловеческих знаний. К примеру, доктрины Начала-Огня и Слова-Света, о которых поведал Гермесу бог Осирис, «Верховный Разум, необъятный по размерам, без определенной формы»:

Он снял покров со всех вещей, позволив увидеть Свет, божественный Разум, услышать Голос Света, ощутить быстрый Огонь, устремленный из влажных глубин в неизмеримые высоты Эфира…

Именно эта мудрость осветила лучами космических знаний легендарного грека Орфея и библейского Моисея.
***
У Гермеса Трисмегиста были ученики и последователи; первым считается Асклепий* (*Асклепий – у греков, бог врачевания, сын Аполлона и нимфы Корониды, которую Аполлон убил за измену. Когда тело Корониды сжигали на погребальном костре, Аполлон вынул из её чрева младенца; принес на воспитание мудрому кентавру Хирону, который обучил его искусству врачевания. Асклепий успешно лечил людей, пока ему не пришла дерзкая мысль воскрешать мертвых. За это Зевс убил Асклепия перуном), с которым он делился откровениями о Боге, который есть Ум и Абсолютный Повелитель Вселенной:

Божественный Ум, будучи обоеполым, жизнью и светом, породил посредством Слова Демиурга (Творческий Ум), бога Огня и Духа, который сотворил семь планетных божеств, своими кругообращениями обнимающих чувственно воспринимаемый мир; и правление их зовется Судьбой…

Божественное Слово соединилось с Демиургом, ибо было единосущно ему, а круговые вращения планет произвели, по воле божественного Ума, из низших стихий живые существа, лишенные разума: воздух произвел существа, способные летать, вода – способных плавать…

Гермес поведал Асклепию тайны о появлении Первочеловека на земле:

Земля и вода, по воле Ума, были отделены друг от друга, и земля явила из своего лона живые существа, которые имела в себе: так появились четвероногие и пресмыкающиеся, дикие и домашние звери…

Ум, Отец всего, будучи Жизнью и Светом, породил Человека, подобного образу своему, коего возлюбил как свое дитя, ибо Человек был прекрасен…  А возлюбив свое собственное отражение, Бог оделил его всем, что произвел.

Человек также пожелал творить, и на это ему было дано согласие Отца… И он увидел планеты, и «каждая из них уделила ему часть того, чем располагала сама». Постигнув же их сущность и став причастен их природе, он возжелал прорваться за пределы их кругообращений и познать могущество того, кто выше огня…

И вот Человек, обладавший полной властью над миром смертных сущностей и неразумных животных, выглянул за пределы небесных сфер, прорвав их оболочку, и явил низшей Природе прекрасный образ Бога…

Волей Бога все живые существа, доселе бывшие обоеполыми, были разъедены, включая и человека, «и стали они в одной своей части мужского пола, в другой – женского…

И тогда изрек Бог священное Слово:

Человек из всех существ земли двойствен: он смертен в отношении тела и бессмертен в отношении сущностного человека. Ибо бессмертный и всевластный, тем не менее, он претерпевает то, чему подвержены смертные существа, подчиняясь Судьбе…

Асклепий познакомил с этой мудростью эллинов, но не всех, а мудрецов, пожелавших помыслами и делами приблизиться к Богу. Сказал, что когда им откроется «Книга Гермеса», они обретут бессмертие… «Остальные пусть ждут Великого Дня, когда колесо Вселенной будет остановлено»:

Кто будет спасен светом таинства, вернутся к Отцу, обитающему в Белом Свете, и тем самым к самому Свету, и будут поглощены Светом, и в свете они станут Силами в Боге. Это и есть Путь Добра, и открывается он тому, кто мудр…

Страницы «Книги Гермеса Трисмегиста» заполнены письменами и символами, прочитать которые невозможно без особого  ключа, который находится у Мастера священных мистерий: «он один знает, что написано на её священных страницах… И тогда человеку откроется сознание, позволяющее увидеть богов, общаться с ними, что позволит привести мир людей в совершенно новое состояние»…

***
Что успел сообщить Гермес Асклепию, можно только предполагать, хотя в легендах послания бога остались в таком примерно виде:

Итак, есть три сущности: Бог в качестве Отца и Блага, Мир и Человек; Мир заключен в Боге, Человек же – в Мире; Мир является сыном Божьим, Человек же – сыном Мира, как бы внуком Божьим…

Это означает, что Бог и Отец, коим рожден Человек, есть Свет и Жизнь; когда Человек узнает, что сам сотворен из Жизни и Света и из них состоит, он вновь возвратится к Жизни…

Мир подвластен Богу, Человек – Миру, неразумные существа  – Человеку; Бог находится над всем и надзирает за всем. Энергии являются как бы излучениями Бога, силы природы – как бы излучениями Мира; искусства и науки – как бы излучениями Человека. Энергии действуют через Мир, достигая Человека посредством излучений физического Мира; силы Природы действуют посредством стихий, люди – посредством искусств и наук… Таким образом производится управление всем, которое зависит от  природы Единого и осуществляется повсюду только посредством Ума…

Нет ничего божественнее и деятельнее, чем Ум, ничего более пригодного для соединения людей с богами и богов с людьми. Ум является добрым гением. Блаженна душа преисполненная ума; злополучна душа, совершенно лишенная его…

Существует некая взаимосвязь душ: души богов связаны с душами людей, а эти – с душами неразумных существ. Сущности более высокого порядка имеют попечение о сущностях более низких: боги – о людях, люди – о неразумных животных, Бог – обо всех; ибо Он всех выше, а все ниже Его…

Случается, когда ум оставляет душу, и в эти моменты она не видит и не слышит, походя на существо, лишенное разума – столь великой силой располагает ум! Однако он не терпит и оставляет душу, которая цепенеет в безделье, будучи связана с телом, влекущим ее вниз. Человек, имеющий душу, которая не обладает умом, даже не должен называться таковым…

Гермес сообщил Асклепию, чтобы он знал о Человеке всё. Что в качестве истинного человека он еще выше небесных богов, или, во всяком случае, они равноценны между собой: «ибо ни один из богов не смеет покинуть небесные пределы и не спустится на землю; человек, напротив, поднимается к небу, измеряет его, узнает, что представляет собой его высшие и низшие области, и все прочее постигает в совершенстве». Но, что удивительнее всего, Человек даже не покидает землю, дабы достичь неба – «так далеко простирается могущество его духа»! Таким образом, можно утверждать, что земной человек является смертным богом, а небесный бог – бессмертным человеком:

Посредством этих двух составляющих, мира и человека, все существует, сотворено же все Единым…

Не только божественные знания открыл Гермес для эллинов. Впоследствии он дал такие искусства и науки, как астрология и математика (особенно геометрия), химия, география, медицина и анатомия. Не были забыты философия, риторика и законотворчество. Этим самым Гермес Трисмегист, получивший мудрость от Бога-Разума, сам пожелал служить Человеку, проявив себя при этом, по меньшей мере, как величайший философ. Все последующие поколения древнегреческих мудрецов считали себя его верными последователями. Набравшись божественной мудрости, они высказывались, как он велел им:

Человек – это смертный Бог!

Растите в росте и умножайтесь во множестве, все твари и создания; и да познает обладающий разумом, что он бессмертен, и что причина смерти любовь, а также, что представляют собой все сущности…

Познав самих себя, мы одновременно познаем заботу, в которой нуждаемся, а без этого познания мы никогда этого не поймем;

Следи в уме своем за всем тем, что хочешь узнать, и Бог тебя наставит;

Великое чудо есть человек, существо, достойное почитания и прославления.

***
Когда Гермес покинул землю, оставив людей, наедине с Природой, эллины дали ему место на Олимпе, рядом с другими почитаемыми богами. Римляне украли у эллинов не только свободу, но и богов: они назвали их Гермеса Меркурием, указывая на планету, которая оказалась ближе всех к Солнцу – ведь он был наиближайшим к Богу, его Посланцем к богам и людям…

Комментарии закрыты.